Под килем - кальмар

Вот уже несколько лет на севере Курильской гряды ведется промысел кальмара. Ранее этому виду даров моря должного внимания не уделяли. Социалистический вал отвергал ценный белковый объект, поскольку его промысел не обещал объёмов. А нынче кальмар приобрел авторитет, цену на рынке. Потому и отправляют фирмы свои суда на его добычу.

Никогда не предполагал, что у Северных Курил водятся такие огромные кальмары. Среди обычных он был исполином, занимал всю ширину транспортера. Гладкая, с коричневыми развода ми по телу, воронка вместе с пе ром хвоста была больше метра длиной. От глазастой головы на полтора метра тянулись толстые шишкастые нити щупальцев. Ог ромный клюв в мгновение ока мог переку-сить крупного лосося. Рыбе спасаться от морской "тор педы" трудно. Она быстра и хит ра в атаке. И очень прожорлива. Потому в ночной погоне за пи щей. А ее тут. у Курил, с избыт ком. Вот кальмар и жирует у Онекотана, Парамушира и Симушира.
Ранее никому в голову не при ходило поохотиться на кальмара у Сонорных Курил. За ним от правлялись к Новой Зеландии. А "он, подишь ты, водится и у себя под боком, и в немалом количестве. С июля в районе, где рыбаки испокон добывали минтай, кам балу и треску, промышляют кальмар порядка 20 судов всевозможных дальневосточных фирм. Каждое судно за рейс вылавливает вкруговую по 1000 тонн цен ного морепродукта. Потешить родного потребите-
ля решило в этом году АО „Акрос". Нашлись в России коммер санты, которые предложили В. Б. Воробьеву цену за кальмара боль ше, чем иностранцы. И тот снаря дил в этот промысловый район экс педицию из 4 филейных траулеров, заводы которых спо-собны эффек тивно перерабатывать любую рыбу,
В первый рейс пошел капита ном на МФТ „Василий Головнин" Владимир Владимирович Казаков. Пройдя до этого основатель-ную практику добычи разных океанских рыб, он и на кальмаре оказался удачливым. Общая добыча уже пе ревалила за 2000 тонн. Остальным судам всевозможных фирм, при сутствующих на промысле, о таком вылове остается только мечтать.
Право, диву даешься, как трау лер умудрился набрать такую циф ру. Уловы кальмара даже в 5 тонн - редкость. Чаще они 1,5 - 2 тонны. А то на слип вынимают и вообще „пустырь". Тралы приходят неред ко испоротые на всю длину или изодранные в клочья, точно побывали в руках рассерженного По сейдона. Тогда в море „макают" запасной трал, а этот чинят, без злобно зубо-скаля в адрес вахтенно го штурмана, дающего утомитель ную работу тралвахтам Вячеслава Васильева или Сергея Макеева.
Несмотря на чубастые изобаты в районах островов, частые поры вы тралов, постоянные штормо вые погоды, завод "Василия Головнина" простаивал редко. В уло вистые дни на линии весь экипаж. И тогда в трюм уходило до 30 тонн тушки в сутки. В монетную ко пилку экипажа ложилось сразу 300 млн. рублей. Не дурно. Весо мо. Не очень жадничает в оплате труда своих рыба-ков Воробьев. Экипажи „Акроса" это устраива ет, тем более, что у других цены за килограмм тушки ниже,
А вот заготавливать щупальца экипажу не нравится. Стоимость щупальцев - копейки, а трудоем кость высокая. Почитай, втрое снижается производительность линии. И заработок соответственно. Но мастера давят на "толпу", и та, нехотя, подчиняет-ся их воле. Их ли? Нет, не их. Мастера лишь исполнители в цепочке ответст венности за использование даров моря, которая на-конец - то, после многих лет бездарного и хамско го отношения к океану, потихо нечку начинает работать. Пока в волевом порядке. Деньгами рыбо ловные фирмы полное использо вание морепродуктов поддерживать не хотят: накладно. На нравственность рассчиты-вать тоже нечего: не для ее демонстрации идут вкалывать в море в напря женном режиме парни. Потому фирмы, дабы быть в ладах с коми тетом но охране природы, и давят на своих работяг проверенным де сятилетиями способом: не хочешь - вон из фирмы. Желаю-щих не на ходится. Но недовольство тлеет. И козлами отпущения этого недовольства оказываются мастера которые ближе всех к исполнителям.
Но все же все траулеры „Акроса" продолжают выполнять обязательства, взятые фирмой перед своими покупателями. Это, по сути, и определяет собранность экипажей, их исполнительность. Это заставляет спать урывками капитанов в неудачливые штормовые дни.
когда под килем судна упорно не хочет обнаруживать себя кальмар или когда он прячется среди скал на промысловом изобате.

Лев ЛЕБЕДЕВ.
РЫБАК КАМЧАТКИ Петропавловск-Камчатский 13 декабря 1996 г.

Назад