Правительство умышленно разрушает экономику страны
Вениамин СОКОЛОВ, аудитор Счетной палаты (в ранге министра Российской
Федерации) в диалоге с Дорой ВЕЛИКАНОВОИ, обозревателем "ЛГ"
- К деятельности Счетной палаты я отношусь очень уважительно: вижу,
что анализ, который проводят ее работники, всегда глубок, точен, бескомпромиссен.
А вот насколько результативен, не совсем понимаю, то есть не знаю, происходит
ли что-либо существенное после, казалось бы, таких серьезных, вскрывающих
большие безобразия проверок, или пошумели (в том числе в прессе) и затихли,
все ушло в песок до следующей проверки. Или я ошибаюсь? Вас-то самих удовлетворяют
результаты вашей контрольной деятельности?
- Нельзя мерить эффективность нашей работы выявленными недостатками,
вскрытыми хищениями. Это лишь первый, поверхностный слой.
В Счетной палате есть два направления деятельности. Одно - традиционно
и касается тех подразделений, которые контролируют исполнение федерального
бюджета. Здесь достаточно простой критерий - целевое и нецелевое использование,
законное или незаконное. Выделили столько-то денег, их надо было потратить
на такие-то цели (как предписывает закон о бюджете), а проверкой выявлено,
что часть денег либо украли, либо использовали нс на те цели. Все это тоже
нелегко, если иметь в виду масштабы коррупции и прямого воровства, поразившие
в последние годы все уровни власти.
- И тем не менее, что потом?
- Вот пример. Свежий. Бывший губернатор Вологодской губернии, израсходовавший
нецелевым образом большую часть бюджетных средств, отдан под суд. Это вещь
достаточно очевидная, и таких результатов добиться можно.
- Да, честно говоря, губернатор под судом - это, пожалуй, единственный
случай. А хищений и вольного обращения с деньгами государства выявлено
очень много. Счетная палата всегда контролирует, какие в этих случаях приняты
меры. Но далеко не всегда они нас устраивают. Особенно это касается той
стороны нашей деятельности, при которой решается совсем другая задача -
анализируются итоги проведенной приватизации, преобразования форм собственности,
доходная часть бюджета.
- Вы как аудитор занимаетесь именно этим?
- Да, и эта работа достаточно сложная. Например, закончив проверку
итогов приватизации в 1996 году, мы сделали вот такой главный вывод: "Госкомимущество,
Российский федеральный фонд имущества и Федеральное управление по делам
несостоятельности не обеспечили достижения целей и решения задач по преобразованию
форм собственности как важнейшего направления повышения эффективности экономики
страны. Они не выполняют значительную часть своих функций, одновременно
превышают свои полномочия, действуют в условиях бесконтрольности и безответственности".
На десятках страниц мы описали все художества, связанные с приватизацией,
и представили зги материалы в Генеральную прокуратуру с предложением возбудить
уголовное дело против двух министров, которые отвечали за приватизацию,
- Мостового и Коха. Против Мостового возбудили, против Коха - с опозданием
на 2 года.
— Наверно, уже после других дел, связанных с именами все тех же Коха
и Мостового?
- Да, формально по поводу писательских дел, но все наши материалы сейчас
используются. И здесь речь идет не просто о нарушениях Уголовного кодекса
- о более серьезных вещах, когда с их подачи под видом приватизации полностью
разрушается авиационная промышленность, целый ряд других отраслей. Я бы
сказал, что это уже на уровне не уголовного, а государственного преступления.
-Я правильно вас поняла? Вы обвиняете бывших министров в том, что они
умышленно занимались развалом дееспособных отраслей экономики?
- Конечно. Я в этом убежден не из каких-то абстрактных соображений,
у нас много материалов, которые показывают, что разрушение это идет целенаправленно,
можно сказать, по графику.
Взгляните, пожалуйста, на график, который эту позицию подтвердит. Видите?
По вертикали цифры от 1 до 0. Единица означает, что все зажато в руках
государства, как было в СССР. Ноль - наоборот, что государство вообще не
участвует в экономике, она как-то сама себя настраивает. Так вот: развитые
страны мира - видите? - находятся в диапазоне от 03 до 0,7. То есть везде
государство в большей или меньшей степени регулирует экономику своей страны.
- Каким же образом? Через какие рычаги?
- Могу объяснить. Приватизировав, например, газовую промышленность,
они одновременно учредили внеправительственный комитет по регулированию
деятельности газовой промышленности. Этот комитет утверждается президентом
страны с согласия парламента.
- Этот комитет регулирует деятельность частных газовых компаний? Как
это может быть?
- Комитет устанавливает тарифы, нормы прибыли, имеет право на анализ
и контроль за всей бухгалтерской документацией частных компаний, имеет
право штрафовать за нарушение некоторых правил, которые он диктует (в частности,
в ценообразовании), причем вплоть до лишения этих компаний лицензий.
В результате инвестиции и эту отрасль выросли в 2 раза, доход государства
- в 1,5 раза.
В основе аргентинского подхода (кстати, в Англии то же самое) лежит
не принцип извлечения максимальной прибыли, а закон о защите прав потребителя,
в качестве которого выступает и каждый член общества, и отдельное предприятие,
и общество в целом. Слыхали ль вы что-либо подобное из уст Гайдара, Чубайса,
Черномырдина и кто там еще, кто претендует на роль реформатора?!
- Не вижу логики. Кому же выгодно инвестировать в отрасль, в которой
инвестор имеет больше обязанностей, чем прав?
- Это логика наших реформаторов, взявших главные идеи из XVIII века.
Благодаря этим деятелям у нас в результате приватизации инвестиции, можно
сказать, полностью прекратились. Во всяком случае, в нашу промышленность
практически ничего не вложено. Отсюда - катастрофическое сокращение основных
фондов.
Во времена Рузвельта в США действительно доля участия государства в
экономике была равна 0, а в Японии наоборот: при микадо все было в руках
государства, сейчас они на уровне 0,7, то есть примерно 70 процентов экономики
в Японии регулируется и управляется государством. И Скандинавия в таком
же положении. А у нас такое мнение: раз приватизировано, государство должно
об этих предприятиях забыть. Вот и идет их разграбление. Мы находимся сейчас
не на нуле, как американцы во времена Рузвельта, а - видите на графике
- ниже нуля, то сеть в зоне разрушения.
- Где же, по вашему мнению, "не так мы сказали, ступили не так и пошли"?
- Когда мы начинали перестройку, нам надо было уйти от жестко централизованной
системы, сохранив за государством позиции в наукоемких технологиях, высшей
школе, науке, стратегически значимых отраслях, в энергетике, например.
Сейчас же, я считаю, все, что делается в области энергетики, находится
на уровне преступления. Нам надо перейти из отрицательной зоны не назад
- в исходное состояние, а в зону "цивилизованных" государств, то есть в
коридор 03-0,7. Только что отправленное в отставку правительство не занималось
ни тем, ни другим, а - повторяю - сознательно работало на разрушение экономики
страны. Разрушительный процесс идет тремя путями.
Во-первых, разрушалась государственная система управления. Вспомним, сколько
раз преобразовывалось правительство, сливались, разъединялись и уничтожались
министерства. И всякий раз мы оказывались все на худшем и худшем уровне.
- Опыт подтверждает, что ликвидация министерств была одной из форм
прямого разрушения отраслей промышленности.
Для любого мало-мальски грамотного человека совершенно ясно, что ни
один отдельно взятый завод, например авиационный, не в состоянии самостоятельно
перейти на производство нового типа самолета. Это под силу только крупным
объединениям, обладающим мощными финансовыми и иными ресурсами. Да и то
не всегда. А наши реформаторы предлагают чуть ли не КАЖДОМУ заводу самостоятельно
решать вопросы мировой конкуренции. Это же преступный абсурд!
Вторая форма - приватизация. Сейчас уже и сам Чубайс заявляет, что
до сих пор с помощью приватизации решалась чисто политическая задача.
И третий путь разрушения - это финансы. Страна находится на краю полного
финансового краха. Он может произойти в любой момент. И тогда мы окажемся
в пропасти более глубокой, чем та, в которую рухнула Индонезия.
- Прочту вам совсем нешуточный финансовый документ. Может быть, он
вас убедит, что веселиться тут не приходится. Этот документ адресован заместителем
министра экономики Васильевым вице-премьеру (в то время) Потанину. В нем
идет речь о реализации на 1997 год программы расширенного финансирования
в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда и Мирового
банка. Читаю пункт 5 этого письма: "В программе предусмотрен целевой показатель
уровня доходов федерального бюджета в размере 10,5 процента от валового
внутреннего продукта". Эти строки писались в декабре, когда бюджет па 1997
год был уже утвержден и доходы в нем предусматривались на уровне 16-17
процентов от ВВП. В это время в должность первого вице-премьера вместо
Потанина вступил Чубайс и тут же объявил секвестр в размере тридцати процентов,
то есть в точности исполнил предписание Международного валютного фонда
и Мирового банка. Счетная палата тут же написала официальное заключение,
что бюджет не только исполним, но если чуть поработать, он может быть перевыполнен.
Никто этим аргументам не внял.
Еще один аргумент. Есть такой показатель — скорость обращения денежной
массы, отношение номинальной величины ВВП к широкому показателю рублевой
денежной массы. В странах, где экономика развита нормально, где функционируют
все ее части - тяжелая промышленность, транспорт, наукоемкие виды отраслей,
скорость обращения денег колеблется от 1 до 1,5. Нам Международный валютный
фонд предписал: на 1995 год- 12,1, на 1996-й -11,7, на 1997-й -10-10,5.
Что это означает? Что вся денежная масса должна обернуться в течение месяца
(за год 10-12 раз), то есть мы имеем лишь десятую часть денежной массы
от потребного уровня развитой экономики. Там цикл обращения денежной массы
год - полтора, у нас -месяц. Что можно построить за месяц?
- Спорить трудно. Действительно, на "коротких" деньгах только денежные
пирамиды хорошо строить.
- А г-н Дубинин четко отслеживает выполнение программы, намеченной
МВФ. В прошлом году при стоимости валового внутреннего продукта около 3
тысяч трлн. рублей в. обращении было 330 триллионов рублей, то есть одна
десятая, как нам и предписано. Отсюда все эти сумасшедшие неплатежи, невыплаты
зарплаты; элементарно нс хватает необходимой денежной массы.
- У вас есть своя программа реформ?
- Безусловно.
- Вы же физик.
- Да, я физик, профессор, академик, окончил Московский физтех. Но я
уже около десяти лет занимаюсь экономикой и финансами. Если вчерашнего
школьника в вузе за 5 лет превращают в специалиста, то почему профессор
не может овладеть новой областью знания?!
Кстати, вот передо мной еще один документ, иллюстрирующий положение
о том, сознательно или несознательно правительство разрушает нашу экономику.
Слушайте: "В 1997 году власти России не будут принимать какие-либо федеральные
указы или постановления, станут налагать "вето" на любые принимаемые Думой
федеральные законодательные акты..." Как вам нравится этот язык?
- Я не поняла, что вм читаете, на что надо налагать "вето".
- В такой форме Международный валютный фонд дает нам указания.
- Указания о чем?
- Ну, в данном случае о тех постановлениях, которые ограничивают права
собственности на землю.
- Не результат ли это деятельности советской власти, заведшей нас в
никуда? Мы же вынуждены обращаться в этот фонд, чтобы восстать из пепла.
Вы же сами в свое время с советской властью воевали.
- Ну, во-первых, не воевал, а был не согласен и выступал против некоторых
моментов.
Во-вторых, СССР по уровню доходов и качества жизни входил в число 15-й
передовых стран мира. Это научный факт.
- И все-таки я вам приведу научные доказательства.
- Построенные на лживой советской статистике?
- Кстати, в сравнении с нынешней статистикой советская сейчас воспринимается
как воплощение истины и правды.
Одно из доказательств: возрастная структура населения в США, Европе
и СССР была близкой, в отличие от африканских или азиатских стран, где
носит принципиально иной характер и свидетельствует о крайней неразвитости
экономики, и сейчас Россия по этому показателю приближается к этим странам.
Но в чем вы правы? Мы создали огромный потенциал и начали топтаться на
месте. Поэтому задача состояла в том, чтобы изменить структуру государственного
управления, структуру собственности, опереться на имеющийся потенциал и
максимально эффективно его использовать
-- Какой потенциал?
-- На уровне мировых стандартов мы ничего не выпускали.
Вся страна стояла в очередях.
- Это неверно, мы многое производили на уровне мировых стандартов,
а что касается очередей, то стоило бы поднять в СССР цены в 1,5-2,0 раза
- и очереди автоматически исчезли бы. Отсутствие очередей в нынешней России
- это не результат экономических успехов, это результат гайдаровского "маневра"
- цены подняли в 10 тысяч раз, а среднюю зарплату в 2-3 тысячи раз, да
и ту месяцами (а кое-где и годами) не выплачивают. Видимость изобилия товаров
в магазинах - это результат отсутствия денег у основной массы населения.
И сейчас мы не на 15-м, а на 97-м месте. Доход на душу населения в
пересчете на доллары составлял 5300 долларов, а сейчас -2200. И положение
продолжает ухудшаться.
- Все данные я привожу только по РСФСР, поэтому сравнение более чем
корректно, тем не менее последние 25 лет Советский Союз и в самом деле
топтался на месте.: Если и дальше так будет продолжаться, нам не миновать
полного краха.
- Это показывают какие-то ваши проверки?
- И проверки показывают. Счетная палата завершает проверку исполнения
бюджета 1996 года. (За 1997-й еще не представлен отчет.) А 95-й год показал,
что в Министерстве финансов полностью отсутствует система бухгалтерского
учета. Если бы в какой-нибудь конторе бухгалтер не вел учет, его выгнали
бы на следующий
день. А у нас министр финансов, не ведущий учета, был повышен в должности,
стал первым вице-премьером.
- Нельзя ли поподробней о самой проверке? Она показала, что в Минфин
не было учета доходов и расходов?
- У нас в актах записано, что валютный баланс, например, расходился
на 2 млрд. долларов. Доходы поступали, а расходы не показаны. Куда деньги
делись, неизвестно. Или, например, говорят: "Мы на Чечню израсходовали
столько-то". По закону о бюджете должно было быть израсходовано 900 млрд.
рублей. По их неким оценочным расчетам выходит, что израсходовано 13 трлн.
рублей. Во всяком случае, столько они на Чечню списали. Мы стали проверять
документально - провели ревизию всего, что они смогли предъявить, - каких-то
записей, записок, резолюций, набрали 8 трлн. рублей, а на 5 трлн. даже
записок не нашлось. Написали обо всем этом г-ну Черномырдину, ответа ждем
до сих пор. — А когда писали?
- В середине прошлого года. И Чубайсу написали, тоже никакого ответа.
Мировой опыт показывает: есть некие критические ситуации, в которые может
попасть любая страна. И мировая практика выработала некоторую систему показателей
(критериев), по которым можно судить, в какой стадии кризиса страна находится.
По всем этим показателям Россия пересекла критические значения. Возьмем
образование. Если страна расходует на него меньше 10 процентов ВВП, то
она обречена, не имеет будущего. В СССР мы были на этой границе (8-10 процентов).
А в 1997 году Россия израсходовала на нужды образования 0,7 процента ВВП.
На этот год запланировано. 0,5 процента, то есть мы. перешли, критический
предел в15.раз. И считать, что это все ошибки? На науку критический уровень
- 2 процента ВВП (в СССР было примерно 5 процентов). В прошлом году - 03
процента, в 6 раз ниже критического уровня. Это сознательная, целенаправленная
политика.
Если бы нынешние представители власти заблуждались и искренне хотели
сделать как лучше, они уж, во всяком случае, шли бы на какие-то открытые
дискуссии. На самом деле, начиная с 92-го года, прекратились какие бы то
ни было обсуждения, дискуссии, обмен мнений на эту тему.
И опять этот МВФ: вы должны в 97-м году приватизировать Транснефть,
Роснефть. Русский дизель и т. д. И правительство послушно исполняет.
— Дающий деньги имеет право знать, есть ли надежда их вернуть, а значит,
и ставить условия. Это же деньги их налогоплательщиков.
- Реально денег никто не даст, да Россия с ее потенциалом и не нуждается
в этих подачках, поэтому диктат носит совсем иной характер.
Очень жестко оценивает деятельность "молодых реформаторов" и такой
человек, как Сорос. В январе этого года в Гарварде была конференция-семинар
(российско-американская) по экономической политике в России. Сорос выступил
па ней с докладом. И сказал, что он потрясен, до какого состояния "с нашей
помощью" доведена страна, и считает, что надо немедленно остановиться и
менять политику. - На какую же?
- Прежде всего он считает, что должны прийти другие люди.
- Какие другие? Он этих людей называл? Вы этих людей видите?
- Мне приходится общаться и с представителями наших высших финансовых
кругов. Так вот они убеждены, что из тех, кто нынче уже объявил о своем
намерении стать президентом, они не видят ни одного, кого можно было бы
поддержать.
Представители российской финансовой элиты очень четко формулируют требования
как к будущему президенту, так и к тем людям, которые должны возглавить
правительство.
- Что же это за требования?
- Помимо трезвой головы, профессионализма, жизненного опыта, выдвигается
еще несколько совершенно необходимых в наших условиях требований.
Первое. Человек не должен быть никем куплен, не должен принадлежать
ни к одной промышленно-финансовой группе, которые сейчас у пас сформировались.
Логика такая: если куплен, то может быть и перекуплен.
Наиболее богатые люди России видят, что развал страны может произойти
от социального взрыва дошедших до крайности людей, и считают в целях собственного
спасения первоочередным создание нормальных условий для функционирования
экономики, чтобы основная масса людей начала жить лучше. В этом смысле
они начинают осознавать социальную ответственность российского капитализма.
Второе требование связано с опасностью. Может произойти поглощение
всех наших российских капиталов внешним капиталом. Ведущие финансисты понимают,
что нарождающийся российский капитализм в принципе миру не нужен, что Россия
как мощная конкурентоспособная держава Западу ни к чему. И задача, которую
сейчас решает международный капитал, - это уничтожение конкурента. Для
того, чтобы предотвратить крах, чтобы страна развивалась, чтобы наши капиталы
укреплялись, нужно сильное государство. Которое, с одной стороны, сохраняло
бы SТА-TUS QYO есть не ставило бы вопрос о реставрации, а с другой - гарантировало
развитие российского капитализма.
Сейчас такая ситуация: формально за последние 6 лет ВВП упал в 2 раза,
но 40 процентов этого ВВП составляют так называемые услуги, главным образом
финансового рынка, который основной массы населения не касается. Поэтому
если перейти на физические показатели, то окажется, что объем производства
упал в 3 раза. Соответственно в 3 раза упали и доходы населения.
- Но многие стали жить и лучше. Недавно было проведено исследование
уровня жизни, которое показало: да, каждый четвертый россиянин обнищал,
зато каждый третий сегодня владеет автомобилем. А всего примерно 45 процентов
населения живет, согласно этому исследованию, вполне по нашим меркам состоятельно.
- Не знаю, откуда эти цифры. 10 процентов стали жить лучше - это да,
зато остальные 90 - много хуже. За счет чего люди могли разбогатеть, если
объемы, производства упали, если нет работы, если зарплата упала, да и
ту не выплачивают.
И еще - об одной трети населения, которое обнищало. Вы знаете, что за
этим кроется? 30 процентов населения современной России не имеет средств,
чтобы обеспечить себе питание на уровне минимальной физиологической потребности!
Идет биологическая деградация, вдумайтесь, каждого третьего жителя России.
Треть России превращена в блокадный Ленинград!
Одним словом, при нынешней политике никакой надежды на улучшение жизни
людей нет. Эта политика завела
страну в тупик. Чтобы выбраться из него, надо переходить от отрицательного
(разрушительного) влияния государства к позитивному.
В стране достаточно людей, которые знают, что надо делать для этого
и в области финансов, и в области приватизации, и в области управления.
Но это уже другой, специальный разговор.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
8 апреля 1998 г.