ПРЕОБРАЖЕНИЕ-97. ЧТО ВПЕРЕДИ?


Еще совсем недавно, во времена командной экономики и даже горбачевской перестройки, Преображенская база тралового флота славилась высокими производственными показателями, опытными и умелыми кадрами рыбаков, отличным добывающим флотом, неплохим перерабатывающим. Помню, писали мы о Герое Соцтруда Волкове, о замечательном, ныне ушедшем от нас капитане Кабалике, об искусном капитане Кайгородове — о многих и многих преображенцах. И жилось им тогда прилично: уютный поселок, самолеты, теплоходы до Владивостока. Ныне же, в так называемом переходном периоде, БТФ живется чрезвычайно трудно. Уже который год базу терзают непомерные налоги, глубокие внутренние распри, огромные долги как в бюджеты всех уровней, так и своим же работникам. И ни самолетов, ни теплоходов давно и в помине нет. Автобус раз в неделю — вот и вся связь со столицей края.
Много людей из Преображения уезжают, хотя это Богом благословенный поселок на берегу моря, многие хотели бы уехать, да некуда. Что же происходит на крупном рыбацком предприятии, принадлежащем теперь различным группам акционеров? Вот это я и пытался выяснить, беседуя с самыми разными людьми. С непримиримыми противниками нынешнего генерального директора БТФ Ю. И. Мараховского, с ним самим и с людьми, поддерживающими его.
МНЕНИЕ ОППОЗИЦИИ
Люди, противостоящие заступившему недавно на пост генерального, очень просили меня не называть их фамилии. Откровенно боятся мести со стороны властного, амбициозного начальника. И для этого страха есть основания.
Буквально в последние месяцы был уволен почти весь отдел топлива. Отчасти поэтому сейчас стоят без топлива семь траулеров, готовые к выходу на минтаевую путину и позарез, нужные там.
В полном составе вместе со своим начальником уволилась служба безопасности БТФ. Причины в плохих взаимоотношениях начальника с Ю. И. Мараховским. Сейчас формируется новая служба, куда генеральный директор пристроил своего сына и чьи кадры вызывают много недоуменных вопросов у преображенцев. И вот такой любопытный и странный факт.
К бывшему начальнику СБ приехал на короткую побывку сын-солдат. Так группа Преображенских парней избила его до полусмерти. Парень сейчас в больнице, в очень тяжелом состоянии. Оппозиция не склонна считать это избиение случайным. Продолжим однако перечень тех, кто ушел или кому предложено уйти.
Оказался в их числе начальник коммерческого отдела Андрей Григорьевич Максименко. Его отец, ныне живущий на пенсии во Владивостоке, был прежде начальником Преображенской БТФ. А сам Андрей Григорьевич, кстати, многое сделал для того, чтобы пришел к власти Юрий Иванович Мараховский. Верил он в него... тогда, когда тот шел во власть.
Предложено было уйти начальнику ОРСа Антонову, заместителю начальника службы эксплуатации флота Блохину. Это именно он говорил про стоящие без топлива траулеры и обронил горькую фразу: — Нам устраивают настоящий геноцид.
В новом штатном расписании предприятия на 1997 год не предусмотрена должность заместителя генерального директора по экономике. И пребывающая на этой должности уже много лет Тамара Петровна Жеткович считает, что ее выживают. Многочисленные ряды противников нового начальника полагают, что затеянная Юрием Ивановичем тасовка кадров хорошо продумана, он собирает команду верных ему людей, через которых легче прокручивать всякие финансовые операции. Возможно, идущие на пользу БТФ, а возможно — и нет.
Коснулись кадровые изменения и флота. Уволен капитан с большим стажем и авторитетом Голод, отстранен от работы капитан Роман. А с заслуженным капитан-директором плавбазы «Советское Приморье» Гмырко вышла и вовсе некрасивая история. Он был в отпуске на Украине, получил телеграмму, предлагающую ему срочно вернуться в Преображение, чтобы отвыть в море. Приехал, как дисциплинированный, законопослушный человек. А в роскошном кабинете Мараховского его ждал настоящий разнос. На пожилого моряка, имеющего колоссальный авторитет в Преображении и собиравшегося в свой последний рейс перед выходом на пенсию, грубо и нетактично, а главное зря обрушился генеральный. Он даже хотел уволить капитан-директора, но под давлением людей не решился, предложил Гмырко пост представителя БТФ на Украине, в Николаеве. Решил спрятать капитана подальше, с глаз долой. Как в свое время поступили с бывшим генеральным директором Юрием Николаевичем Саркисянцем, отправив его создавать СП в Новую Зеландию.
ПОЧЕМУ СТРАДАЮТ ЛЮДИ?
Пару слов о Юрии Николаевиче. Он многим людям, да и мне по телефону говорил, что не хочет покидать Преображение. Его вынудили это сделать угрозами расправы. Пообещали, правда, что в Новой Зеландии ему будет хорошо, что отдаст туда БТФ пару своих судов и какие-то деньги. Ни судов, ни денег база флота пока не дала. И Юрию Николаевичу, по слухам, не очень сладко в прекрасной стране.
Теперь — об уволенных работниках. Я ведь, назвал лишь некоторых, так сказать, видных людей. На самом деле их много больше. И вся трагедия в том, что никакой другой работы в поселке для них нет. БТФ — градообразующее предприятие. На сто верст вокруг негде будет устроиться, пэтому уволенные люди обречены на безработицу и нищету.
Но немногим лучше будет и тем, кто остался на своих местах... пока. Как известно, все нынче сильно подорожало: квартплата, электроэнергия, топливо. Цена продуктов в Преображении покруче, чем во Владивостоке. А на базе флота (и это сообщали мне даже сторонники руководителя) в 1997 году уменьшились заработки, причем очень заметно — на 30 процентов. Рабочий день служащих в управлении заканчивается в 16 часов и соответственно они теряют в заработках. Кроме того, отменены премиальные. Тут, правда, вмешался прокурор района. два месяца ему удалось отстоять, за них премии выплатят, а дальше будет хуже.
Вообще, должен сказать, деньги служащие базы флота получают смешные. Бухгалтер, например, 180 тысяч в месяц, экономист (со всеми накрутками) 350 тысяч руб. Снижена зарплата и тех, кто в тяжких условиях трудится в море. Я спрашивал многих преображенцев, как они умудряются выживать?
— Огороды спасают, — отвечали мне люди, — картошка, овощи свои. А база флота не только мало платит, но и крайне нерегулярно.
Люди страдают, причем незаслуженно. И видно, поэтому рассказали мне вот такой анекдот про Мараховского. Приходит в его кабинет женщина, плачет: Деньги нужны, Юрий Иванович.
— Нет у меня денег, — отвечает.
— Так что мне тогда, на панель идти?
— Иди, иди.
— Так вы тогда хотя 61,1 мужикам заплатите. В долг я нe дам. Смех смехом, но нее это очень грустно. Социальные потрясения в Преображении огромны. Рассказывают, что когда на одном собрании люди излили своему генеральному обиды, пожаловались на плохую жизнь, он, не моргнув глазом, парировал примерно так:
— Да, мы живем плохо. Но и по всей России сейчас плохо. Не может же быть, чтобы II одном Преображении было хорошо.
Плохо однако не псом. Из достоверных источников узнаю, например, что БТФ купила за 50 тысяч долларов отличный Лендкраузер.
«МЕНЯ ПОДСТАВИЛО ПРЕЖНЕЕ РУКОВОДСТВО»
Юрий Иванович широко улыбнулся мне, сделал шаг навстречу. И одна из первых фраз, сказанных им, была именно эта. Тут же он и объяснил ее:
— Мне оставили непомерные долги — 50 млрд. рублей, сделанных еще в 1994-1995 годах. Очень трудно сейчас разгребаться с ними, да и с другими проблемами.
А ведь лукавит немного Мараховский. Он сам, вся база флота делала эти долги, и Юрий Иванович, конечно же, отлично знал о долгах в бюджет и разные фонды, но весьма энергично рвался на поструководителя. Слукавил он и когда я спросил его о прежнем генеральном, о Саркисянце:
— Он теперь в Новой Зеландии, — хитро улыбаясь, ответил Юрий Иванович,  — его проблемы — там.
Будто и не должна была база помочь своему представителю в далекой заморской стране.
А потом генеральный стал говорить мне о том, что некоторых успехов достигла БТФ в ценовой политике, удачно в прошлом году реализовала икру. «Если бы не она, не видать нам денег. А так хоть что-то удалось заплатить людям». Рассказывал мне Юрий Иванович, что база флота старается сейчас исправно платить в пенсионный фонд, что помогает своей Преображенской больнице (но не платит ничего медстраху). Он даже обратил мое внимание на то, что именно Преображенская БТФ кое-что подкинула районной газете. Это потом подтвердил и ее редактор Олег Сидоров и сказал:
— Вот, выпускаем в газете рыбацкую страничку.
Заверял меня генеральный директор, что база сейчас открыта. нет никаких тайн, может быть. даже слишком открыта. Он соглашался с тем, что народу живется нелегко (а кому сейчас, кроме новых русских и бандитов, хорошо?), но о сокращенных, уволенных, страдающих речи не было. Это их проблемы?
Потом уже в планово-экономическом и финансовом отделах мне подтвердили:
— Да, у нас 50 млрд. рублей старых долгов. Но 30 млрд.. а с налогами и псе 40 млрд. руб. наш долг работникам базы флота за 1996 гол. Живется очень трудно. но кое-какие позитивные изменения все-таки есть. Мы почти регулярно производим текущие выплаты, в бюджет и даже погасили 12 млрд. из того, старого долга. Что же касается увольнений и сокращений людей, то у нас нынче меняется, оптимизируется структура управления (давно бы надо это сделать). Вот и выпадают какие-то должности из нее,
Управленцы, верные своему начальнику, считают, что прежний генеральный мало занимался базой флота и поселком, новый занимается больше. Удачно удалось реализовать не только икру, но и креветку, и другие рыбо— и морепродукты.
Вместе с тем, даже они признают, что некоторые издержки управления есть. Что, например, пришел в страшное запустение свой судоремонтный завод, где почти не осталось специалистов. А ремонт старых судов БТФ производит в Корее и Китае, стоимость которого превышает в несколько раз затраты на аналогичный ремонт на СРЗ Находки или Ливадии, расплачиваясь рыбопродукцией. Конечно, все это плохо, не по-хозяйски.
ГДЕ ВЫХОД?
Будущее у преображенцев. как близкое, так и отдаленное, очень неясно. Дело псе в том, что уже более 10 лет (!) не обновлялся флот базы. устрашающе устарели добывающие суда. а знаменитые некогда плавбазы серии В-69 признаны нынешними специалистами неэкономичными, дорогими в эксплуатации. Вот главный фактор, делающий перспективы Преображенской БТФ крайне неопределенными.
— Заказали мы в Николаеве новый БАТМ, — замечает начальник планового отдела В. Н. Ершов, — ну прибудет он. Так проект этого траулера тоже устарел, и он нам погоды не сделает.
В старом флоте вся трагедия предприятия, к началу следующего тысячелетия оно может остаться без половины своих судов, их просто не выпустит на промысел Регистр. Что же делать?
Как известно, база флота нынче принадлежит акционерам. Среди крупных, чей голос влияет на политику АО «Приморское», инвестиционная компания «Пасифик Секьюритиз». одна японская фирма и другие. Рассчитывать на дивиденды этим компаниям в ближайшие годы не приходится, это было бы просто наивно. Тогда, что может крупных акционеров интересовать? Разумеется, работа Преображенской БТФ с ними. А вот здесь как раз ничего у некоторых и не получается. Не спешил плотно работать с держателями крупных пакетов акций Юрий Николаевич Саркисянц (за что его и свалили), но не торопится это сделать и Юрий Иванович Мараховский, Ну а держатели пакетов — в свою очередь — не спешат помогать БТФ, не инвестируют в нее свободные средства, потому что не верят нынешнему руководству. Вот такая создалась ситуация, заложником которой оказался весь поселок, весь рыбацкий люд базы тралового флота.
И вся надежда преображенцев только на то, что найдется, наконец, какая-то крупная, не мафиозная фирма, которая возьмется всерьез за их базу флота. Люди-то здесь умеют и хотят работать, море в Преображении чистое, бухта закрытая. Осталось только вдохнуть в нее жизнь.

С. ШТЕЙНБЕРГ, спец. корр. «РП», (Преображение.)
РЫБАК ПРИМОРЬЯ
Владивосток, 7 февраля 1997 г.

Назад