МАЛОМЕРНЫЕ СУДА ОТ РПК »ПОСЕЙДОН» —
РЕАЛЬНЫЙ ПУТЬ К ВОЗРОЖДЕНИЮ ПРИБРЕЖКИ


В рыбном бизнесе рыбопромышленная компания «Посейдон» уже восемь лет. Несмотря на все катаклизмы, которые за это время происходили с нашей экономикой, предприятие работает стабильно. Причем ежедневную производственную деятельность здесь принято увязывать с разработкой программ на перспективу. И неудивительно. Ведь дело в компании ставилось В.В.Васильевым, человеком, который рыбацкую науку прошел, что называется, с самых азов. Управленческого опыта набирался Василий Васильевич в должности начальника отдела добычи, а затем заместителя директора по производству колхоза «Новый мир». А с объявлением горбачевской перестройки пришлось оставить удачно складывающуюся карьеру (к тому времени за плечами уже были у него три года аспирантуры в Дальрыбвтузе), организовал бригаду прибрежного лова.
Имея в хозяйстве два мотобота да орудия лова, изготовленные по разработкам Васильева бригада эта стала не только первым ростком частного предпринимательства на весь наш край. Но с нее началась наработка необходимых финансовых ресурсов для разворачивания более крупного бизнеса — сначала в виде СП, а затем и РПК «Посейдон».
Первые средства на развитие зарабатывались кропотливым рыбацким трудом. Президент компании Василий Васильевич Васильев хорошо знает, почем фунт рыбацкого хлеба. Ведь прежде чем примерить президентскую должность в компании, добывал вместе с бригадой прибрежного лова морепродукты. В качестве водолаза провел под водой три тысячи часов. А его идеи (первыми среди приморских промысловиков завоевать японский рынок, чтобы наработать капитал на покупку флота), успешно реализовались. На тот же японский рынок компания первой в Приморье стала поставлять живого краба. Первыми оказались посейдоновцы на добыче ежа. В Приморье его еще никто не добывал. А они заработали на этом виде промысла первый свой миллион долларов. И эти «ежовые» деньги были пущены на покупку с аукциона в Пусане первого судна компании «Капитан Лигов».
Сегодня компания «Посейдон» — известное в крае предприятие. В ее составе 15 траулеров, 3 дочерних предприятия. В том числе и Гайдамакский судоремонтный завод, «Камчатрыбхолодфлот». Есть гостиница в Петропавловске-Камчатском, 4 автозаправочных станции. А кроме этого компания сделала серьезную ставку на маломерное судостроение. В.В.Васильев, президент компании, еще задолго до того, как программа возрождения прибрежного рыболовства обрела краевое звучание, понял, что подорванная сырьевая база на добыче массовых видов рыб заставит рыбодобывающие предприятия востребовать малый флот.
Поэтому, купив контрольный пакет акций ГСРЗ, первое что сделал Василий Васильевич, так это за счет средств своей компании заложил на мощностях завода первое маломерное судно. Проект разработали тоже в заводском конструкторском бюро, где главным конструктором работает отец Васильева Василий Владимирович. Всего четыре месяца потребовалось, чтоб спустить на воду «Гайдамак». Так назвали судно первой серии, открывшего начало новострою прибрежного флота. Это первое судно вместе с такими же тремя успешно работает на местном лове, являясь собственностью РПК «Посейдон».
Но уже прошло три года с тех пор, как по инициативе посейдоновцев совместно с коллективом ГСРЗ было спущено на воду первое судно для прибрежки. Подобного аналога в России нет. Факт этот был замечен не только рыбодобытчиками Дальнего Востока, но и бизнесменами западного побережья Америки. А год назад в рамках известной комиссии «Гор-Черномырдин» были высказаны намерения о строительстве целой серии судов на верфях ГСРЗ. Но для этого нужны государственные гарантии под американские кредиты.
Поэтому нынешняя моя встреча с президентом «Посейдона» началась с разговора о делах судостроительных, они в деятельности компании занимают одно из ведущих мест.
— Василий Васильевич, знаю, что маломерное судостроение стало одной из приоритетных сторон деятельности вашей компании. И хотя этот вид бизнеса пока не принес больших денег, но вы не оставляете судостроительную программу. Почему?
— Я считаю, что наша компания выбрала правильное направление, занявшись строительством судов. Активное океаническое рыболовство сегодня еще как-то держит рыбную отрасль. Но ее дальнейшие перспективы  — это все же более экономичный флот с небольшими экипажами, полностью механизированными судами, способными доставлять потребителю как парную, так и охлажденную рыбу и разнообразные морепродукты. Начав строить малый флот, что называется, с чистого листа, мы не остановились только на первом проекте. Компания у нас рыбопромышленная. Здесь работает немало опытных флотских специалистов. Поэтому они первыми и оценивали новые маломерные суда. С учетом их замечаний и советов дорабатывался проект. После первых судов типа «Гайдамак» мы заложили еще пять. Эта третья серия отличается от предыдущих. В проекте я уже не вижу недостатков. Где-то в середине июля проведем промиспытания этих судов. Они представляют что-то среднее между рээсами и мэрээсами. Оборудование для них мы искали по всему миру. Удалось найти лучшие образцы. Двигатели для этих судов приобрели датские, морозильные установки японские. Есть южнокорейское и американское оборудование.
Программа маломерного судостроения, конечно, требует огромных финансовых вливаний и государственной поддержки. Но, к сожалению, наша российская действительность такова, что на это мы не можем рассчитывать. Что до прибрежного судостроения, то и на местном краевом уровне о нем были сделаны громкие заявления. Ну а дальше все было пущено по воле волн. И все же сегодня у нас есть портфель заказов на 22 судна. Радоваться бы этому обстоятельству. Но ведь ни один из этих заказов не обеспечен предоплатой. У заказчиков просто нет денег. Но мы все же строим суда. Знаем, что ими очень сильно интересуются на Сахалине, Камчатке. Там красную рыбу на ставных неводах нечем брать. Я вложил два миллиона долларов из средств компании в сооружение судов последней серии. Надеюсь все же продать эти суда. Они ведь интересны еще и тем, что на них не только можно работать тралом круглый год, но и снюрреводом, каскадными ловушками на крабе. Одним словом, на этих судах можно осуществлять промысел всех видов морепродуктов в прибрежных водах Дальневосточного бассейна.
Флотом такого типа Япония добывает около половины общего вылова. И на ее рыбных рынках представлено все богатство морей, причем в свежайшем виде.
— Об организации подобного рода рынков и в Приморье говорится немало. А в итоге в той же Находке, к примеру, проблематично купить парную рыбу, хотя живем у самого моря. Есть ли спрос на ваши суда у приморских рыбаков?
— В настоящее время в нашем крае заказчиков на такой флот не просматривается. Пока только приезжают, приглядываются, да и то в основном частные судовладельцы. Но и у них все упирается в отсутствие средств. Правда, недавно «Инкомбанк» выразил желание купить у нас два судна для приморских предприятий. В прошлом году для ООО «Находка-Рыбпром» построили мы два малых судна. Одно из них, поверив на слово, отдали под обещание расплатиться вскорости. Но, увы, нынешнее слово предпринимателей ничего не стоит. Будем через арбитраж выбивать миллиард старыми за этот пароход. А вообще по большому счету мы не можем осуществлять программу маломерного судостроения под честное слово. Это, как правило, оборачивается огромными потерями для того же Гайдамакского завода, на мощностях которого идет судостроение. Завод и так из-за неразумной налоговой политики оказался на грани выживания. Купив контрольный пакет этого предприятия три года назад, чтоб как-то поднять производство судоремонта, мы немало средств компании вложили сюда. Но заказчики предпочитают ремонтировать свои суда в долг. Да к тому же производство здесь очень энергоемко. Вместо прибыли ГСРЗ дает одни убытки. С пени долги завода перед бюджетами и фондами тянут на 3???? миллиона долларов. Но на это предприятие завязаны судьбы целых семей поселка Ливадия. Поэтому мы просто обязаны поддерживать жизнь этого завода. Чтоб ГСРЗ окончательно не завалился под налоговым бременем, мы судостроительные его мощности вывели, взяв их под крышу компании «Посейдон». Выделили 300 тысяч долларов под зарплату заводчанам, погасив тем самым долги за шесть месяцев. А вот на другую ??? заводских мощностей введено внешнее управление, осуществляемое под руководством нашего представителя В.Холявко.
— Василий Васильевич, но при таком раскладе, когда ??? банкротство применяется как один из способов выживания завода, не зашатаются ли судостроительные программы «Посейдона». И вообще, не последует ли в дальнейшем реорганизация ГСРЗ в судостроительную верфь?
— Мы этого позволить не можем. Да и мысли такой не держим в своих планах. Хотя вполне очевидно, что платить одновременно колоссальные налоги и зарплату завод не в состоянии. Вариант частичного банкротства ГСРЗ мы пошли лишь потому, что сегодня это один из способов выжить его коллективу. А судостроение — это как подпорка, с помощью которой можно компенсировать часть убытков, которые дает завод. И вообще судостроение мы будем двигать. Дело это перспективное. И чтоб его развивать, на заводе есть неплохой кадровый потенциал специалистов. Мы также создали новое конструкторское бюро. Оно уже разработало вторую серию маломерных судов. К участию в проектировании привлекаем опытных людей, в том числе и с флота, вводим компьютерное обеспечение проектирования.
Намерены пополнить и флот своей компании малыми судами. Мы недавно списали два РСа. На них работали хорошие команды рыбаков. Увольнять их не будем. Для этих экипажей заложили два судна. Одно из них будет приспособлено для добычи живых морепродуктов. Оно оснащается специальными охлажденными чанами, в которых можно будет доставлять к потребителю в живом виде креветку, краба, трубача и различную рыбу. Этот пароход обойдется компании в шестьсот тысяч долларов. Второе судно будет иметь современную морозильную камеру, способную морозить 2 тонны морепродуктов в сутки, а также охлажденный трюм на 20 тонн.
И вообще вы же знаете, что поселки Ливадия, Южно-Морской всегда жили и кормились морем. Так что сам бог велел развивать здесь прибрежное рыболовство и строить суда под него.
— Видимо, у «Посейдона» весьма крепкие позиции в основном рыбодобывающем бизнесе, раз ваша компания занимается судостроением, да еще без привлечения инвестиций извне. Сейчас, когда под шквалом кризиса оказались почти все рыбацкие предприятия, ваша компания в течение всех восьми лет умудряется как-то обходить все рифовые препятствия...
— Мы просто стараемся грамотно вести бизнес, чтоб хватило не только на текущие расходы, но и на развитие оставалось. Иначе какой смысл в работе? Платим налоги и зарплату. Но это вовсе не значит, что нашей компании так легко живется. Сегодня во всех отношениях обстановка для рыбацкого бизнеса неблагоприятна. Даже заработанные средства опасно вкладывать в новые программы. С этим мы столкнулись, купив контрольный пакет акций камчатского «Рыбхолодфлота». Лежащее предприятие, разоренный брошенный флот, миллиардные долги всем и вся. Взявшись за превращение этого предприятия из неработающего монстра в нормальную фирму, мы вложили туда большие деньги. Привели суда на ремонт в ГСРЗ. Получили на этот флот квоты. И вот тут сразу нашлись люди из структур, пользующихся покровительством у камчатских властей, которые раздули целую компанию против нас. Никто из них, разумеется, не думает о том, как вывести «Рыбхолодфлот» на чистую воду. Ведь для этого надо работать с умом и вкладывать деньги. А это куда сложнее, чем демонстрировать непомерные амбиции под флагом местного, так называемого, патриотизма и всякий раз кричать: «Не допустим приморцев на Камчатку!» В результате плавбаза и пять СТРов простаивают вместе с экипажами из тех же камчатских рыбаков. А работать этот флот не может лишь потому, что второй год идут тяжбы. Наши оппоненты выигрывают, как правило, местные суды. В высших же инстанциях суд заканчивается в нашу пользу. Но вслед идут апелляции. И конца всему этому не видно. Мы не намерены опускать руки, надеемся на справедливый исход дела.
Что до основной нашей деятельности, то мы в основном работаем на покупных квотах. И в ближайшее время никаких радужных перспектив по их распределению не предвидится, ведь в Москве идут постоянные перетряски. Считают, что если и, правда, начнут продавать квоты с аукциона, то будет больше толка. Ведь тогда меньше чиновников станет вмешиваться в этот процесс.
У нашей компании немало различных планов и задумок. Но развивать их сегодня нет смысла. Ведь постоянно приходится сталкиваться с чиновничьим прессингом. Порой доходит и до того, что препоны ставятся уже и задним числом. Так что то, что я начал со своей компанией, довести бы до ума. Замышлять при такой обстановке что-то новое уже не хочется.
— На вас это, Василий Васильевич, не похоже. В чем причина такого настроения?
— Да вы знаете, когда берешься за дело, никогда не рассчитываешь на чью-то помощь, только на собственные силы и возможности. А думаешь лишь о том, чтоб не мешали. Но у нас привыкли стреноживать тех, кто работает. Чего, к примеру, стоят всевозможные проверки различных проверяющих органов, которые вместо того, чтобы радоваться нашей стабильной работе, почему-то удивляются, что компания не ходит в должниках перед налоговыми органами. Видимо, на фоне всеобщих неплатежей это нашим чиновникам кажется странным. А мы просто работаем. Не только добываем рыбу и морепродукты. Нам кажется интересным еще: и как сделать этот процесс более эффективным. Тем более, что я сам занимаюсь разработкой некоторых новых модификаций орудий лова. В прошлом году совместно с ТИНРО мы пытались на наших судах испытать разработанные нами новые орудия для облова поверхностных рыб и крабовые ловушки, которые могут функционировать без традиционной приманки. Дело это стоящее. Нас поддержали все отраслевые институты. Ведь благодаря этим орудиям можно повысить уловы. Однако, когда дело дошло до испытаний этих орудий лова в море, комитет по рыболовству в Москве нам под эту работу не дал ни грамма квот. Вот такие нынешние реалии присутствуют в рыбацком бизнесе.
— Высокий имидж вашей компании, Василий Васильевич, это еще и следствие того, что она смело берется за довольно рискованные проекты. Вот и в судостроении вы первыми в Приморском крае заявили о серьезности намерений в реализации этой программы. А кроме строительства судов, какими перспективами в области рыболовства намерена заниматься компания?
— Если говорить о перспективах промысловых, то мы намерены усиливать добычу морепродуктов. Например, есть у нас специальная программа по трубачу. Правда, чтоб этот промысел стал выгодным, менее затратным, мы под него строим несколько судов. Потому как суда типа СРТ не очень приспособлены для добычи этого моллюска. На своих судах мы будем добывать его специальными ловушками. Кроме этого, мы освоили лов палтуса донными сетями. Имеем под него квоты. Пока продаем эту рыбу на японский рынок. Но, подкоптив небольшую партию палтуса и продав здесь в Приморье,мы разворачиваемся на нашего покупателя. Будем вылавливать палтус, коптить и продавать на российском рынке. Планируем заняться и обработкой рыбы и морепродуктов, добываемых на берегу с наших малых судов-прибрежников. Уже купили морозильные установки, идет техническая проработка проекта строительства небольшого обрабатывающего цеха, который мы планируем разместить на территории Гайдамакского судоремонтного завода в Ливадии.
Кредитов мы не берем, предпочитаем реализовывать все наши программы за счет собственных средств. На деньги, вырученные от продажи судов, о которых мы вели с вами речь, мы заложим новые. Стараемся и находим средства, чтоб по последнему слову оснастить всем необходимым цех по судостроению. Одним словом, приоритеты у РПК «Посейдон» остаются все те же — вести дело профессионально, чтоб приумножить прибыль. Только так можно рассчитывать на успех и в судостроении и в рыбопромысловой работе.

Интервью провела
С. БАРЬЯШ,
соб. корр.
г.Находка.

Назад