«ВОСТОКТРАНСФЛОТ» СНОВА ШТОРМИТ
РАНЬШЕ ВЕТРЫ БИЛИ СНАРУЖИ, ТЕПЕРЬ ВНУТРИ.
Близкий июнь — особый месяц
для нашей судоходной компании. Именно в этом месяце исполняется 65 лет
со дня ее основания — ЮБИЛЕЙ! На этот же месяц падает проведение годового
собрания акционеров компании. Это событие и заставило нас взяться за перо,
потому что нам, давним работникам сначала Востокрыбхолодфлота, затем Востоктрансфлота,
тревожно за исход этого собрания. Тревожно за судьбу дорогого нам предприятия.
Но обо всем по порядку.
Читатели «Рыбака Приморья» уже знают, что вокруг уникального транспортного
предприятия со времени его приватизации постоянно кипят страсти. В том
числе и в прессе. Они были вызваны сначала нарушениями в приватизации,
потом разбазариванием прежним руководством флота компании. Моряков все
время лихорадило от невыплаты заработной платы, особенно плавсоставу, где
задержки исчислялись месяцами. Скандал с привлечением руководителя к уголовной
ответственности за ее невыплату. противостояние моряцкого коллектива иностранным
акционерам за право самим распоряжаться своей компанией...
Казалось бы, никого и ничем удивить уже невозможно. Однако в известной
всем рыбакам Дальнего Востока и всему миру компании продолжают происходить
удивительные вещи. Моряки, как известно, постоянно находятся вдали от родных
берегов, плавают по всему миру, и к каждому годовому собранию акционеров
мы получали радиограмм»-! с просьбой направить доверенности на право голосования
акциями. К просьбе прилагался длинный список руководящего состава компании,
которому можно доверять управление нашими акциями. В него входили руководитель,
его заместители, начальники отделов и служб, которые по роду своих обязанностей,
как нам думалось, должны были защищать интересы всего трудового коллектива.
И мы направляли со своих судов радиограммы с перечислением фамилий каждого
моряка. Сообщали, сколько у него акций и кому именно он доверяет управление
ими.
Представляете, в какую большую копеечку влетали эти РДО компании?
А результат от этого? Да почти нулевой. Потому что 8 тысяч работников
ВТФ на момент приватизации получили по закрытой подписке аж 9% акций компании.
42% сосредоточить в руках небольшого количества управленцев.
В период приватизации моряки, как всегда, находились в морях и бежать
в банки для внесения депозитов, естественно, не могли. Да к тому же у
нас и волнении по этому поводу не было, так как прежняя администрация компании
заверила, что о нас заботится.
И позаботилась! Но весьма странным образом. Небольшая группа управленцев
оформила большие кредиты через коммерческие структуры для выкупа контрольного
пакета акций, которые администрация затем обещала распределить среди всего
коллектива. Мы поверили начальству. А что было делать? Но в период между
рейсами мы не уставали задавать вопросы о том. когда наступит обещанное
распределение акций. Нам отвечали в течение четырех лет. «ЕЩЕ НЕ ВРЕМЯ».
Теперь узнали, что: «УЖЕ НЕ ВРЕМЯ». Акциями компании завладели те, кто
ближе всех стоял к сложному процессу акционирования. Особо при этом отличилась
начальник экономического департамента госпожа Н. П. Толстякова. Будучи
членом приватизационной комиссии при мизерной зарплате управленцев в 1992
году, оформила на свою семью четыре кредита по 29 млн. руб. на каждого
члена семьи. Таким образом, в руках одной семьи оказалась сосредоточена
почти половина акций (З,б%) от того, что выпало на долю шеститысячного
коллектива плавсостава компании (9%) по закрытой подписке.
Огромные кредиты они. разумеется, погасить самостоятельно не смогли.
Погасила их все та же наша компания, отвлекая средства от своевременной
выплаты заработной платы коллективу. А в прошлом 1996 году, не уплатив
компании ни процента за пользование ее средствами, без согласования с
коллегиальными органами управления компанией, семья Н. П. Толстяковой спокойно
выкупает более 200 000 акций компании по подписной цене 170 руб. за акцию.
Семья становится владельцем крупного пакета, с помощью которого, не теряя
времени, основательно принимается за обустройство дел. Но. правда, дел
не таких мелких акционеров, какими оказались моряки, а своих собственных.
Будучи главным экономистом компании много лет, госпожа Н. П. Толстякова
не спешила сформировать эффективную экономику ВТФ. С первых дней работы
компании в акционерном режиме она позаботилась об обеспечении теплыми местами
членов своей семьи. Дочери обеспечено место начальника отдела ценных бумаг,
хотя и образование у нее не того профиля и лицензия на право работы с ценными
бумагами была у других работников. В учрежденной «Востоктрансфлотом» компании
«Восток-флот», призванной работать на рынке ценных бумаг, ей обеспечено
второе руководящее кресло — генерального директора компании, мужу — Ф.П
Толстякову — учредителя компании, сестре И. П. Приваловой — и учредителя
и место главного бухгалтера. Ну а зять (не забыт и он)? Он занял руководящее
кресло в ведущем департаменте по эксплуатации флота, хотя никакого опыта
в этой самой эксплуатации не имел. Расстановка кадров производится не по
деловым и профессиональным качествам, а по родственным признакам.
Но на рынке ценных бумаг необходимы профессионалы. Подошло время учиться
в институте внучке главного экономиста, потребовалось 10 ООО долларов США
на учебу, и этот вопрос Н. П. Толстяковой был решен положительно; несмотря
на то, что давно компания не оказывает материальную помощь на учебу детей
никому из моряков из-за сложного финансового положения.
Многим известным и авторитетным морякам компании, плавающим десятки
лет, такая карьера вряд ли могла бы присниться, не то что состояться наяву.
Дальше — больше. На момент приватизации компании очередь моряков, нуждающихся
в жилье, была около 2000 человек. На базе построенного корпуса жилого
дома «Востоктрансфлота» по ул. Харьковская создан был жилищный кооператив.
Прекрасно, скажете вы. Но дело в том, что вошел в этот кооператив кто угодно,
даже посторонние, кроме тех, кто остро нуждался в жилье и стоял в очереди.
Моряков из 80 жильцов дома можно посчитать по пальцам. Но госпожа Н. П.
Толстякова с дочерью и сестрой вновь не опоздали, получив три квартиры.
Жильцы метко назвали их «подъезд Толстяковых». Старые квартиры они
тоже сохранили за собой. А новые приобрели по очень льготным ценим, потому
что основные работы по дому завершены за счет общих акционерных средств,
и двух и трехкомнатные квартиры стоили им от 10 до 15 млн. а то и меньше.
Да и частичное их обустройство производилось за счет сил жилищного отдела
компании. И. П. Привалова получила льготную квартиру, проработав в компании
всего около трех лет. Зато многие очередники дождаться квартир так. и нe
смогли и уже вряд ли смогут.
Обеспечив членов семьи хорошими должностями, образованием, квартирами,
в самый раз обеспечить всех и подобающей заработной платой, поскольку
штатное расписание — это уже непосредственный хлеб главного экономиста.
Все члены семьи Н. П. Толстяковой переведены на работу по контрактам с
высокой заработной платой и с такими социальными гарантиями, которые морякам
и не снились.
Выходит, что наш удел только зарабатывать деньги для компании и на
содержание управленческого аппарата, а пользоваться заработанными коллективом
благами удел особых. Дальше — больше. И уже вновь избранному генеральному
директору предъявляются со стороны клана Толстяковых в письменном виде
требования «Об особом к ним отношении, как к крупным акционерам». Требования
подписаны госпожой Толстяковой. ИМ и только им, независимо от экономического
и финансового результата работы компании, необходимо выплачивать заработную
плату не позднее 10 числа каждого месяца, а если не каждого 10 числа, то
с выплатой 0,5% за каждый день просрочки. Заметим, что требования эти
весьма актуальны для нашего времени всеобщих неплатежей, коллектив с удовольствием
бы их поддержал. Да бела в том, что о коллективе речь не идет, вопросы
ставятся только о себе и своих ближних. Своевременная выплата заработной
платы всему коллективу экономиста Н. П. Толстякову нисколько не волнует
и как бы не входит в круг ее должностных обязанностей. Странно это. Не
правда ли?
Здесь же изложено требование о том, что контракты с Н. П. Толстяковой
и членами ее семьи не должны расторгаться в течение 5 лет, независимо ни
от каких структурных изменений в компании, размер заработной платы не может
уменьшаться в течение этого периода независимо от финансового положения
ВТФ. Не слабо? Всему руководящему и рядовому составу флота с их 17 акциями
на человека остается мечтать о таких льготах, сидя на бирже труда, куда
не без участия главного экономиста они выброшены из состава работников.
Но, как говорится, имея что-нибудь, мы большего желаем. По этому принципу
клан Толстяковых двигался в выполнении поставленных задач по обеспечению
своего благополучия дальше.
В преддверии острой борьбы с иностранными акционерами, неоднократно
предпринимавшими попытки стать у руля компании, коллектив сосредоточил
свои акции у генерального директора В.С.Остапенко, который много усилий
прикладывает для сохранинения компании.
Все акционеры заключили с ним трастовый договор на управление акциями
в общих интересах коллектива. Толстяковы свои акции в управление готовы
передать, но опять же с условием предоставления семейству особых благ.
Но уже всяких мелких льгот недостаточно. Теперь В.С.Остапенко должен отдать
им в оперативное управление три лучших судна компании (речь идет о «Бухте
Русской», «Бухте Улисс» и «Бухте Новик»). Они будут оперировать этими судами
и платить компании аж 1000 долларов в сутки за каждое судно. Это в то время,
когда каждый моряк, даже не сведущий во фрахтовых ставках, знает, что «бухты»
менее 5,5-6 тысяч долларов США в сутки никто не сдает во фрахт. Свои требования
мотивируют убыточностью работы данных судов. Но оперируют работой «бухт»
и считают их экономику все те же представители семейства Толстяковых.
Выходит, что когда суда работают на благо всех акционеров — они убыточны,
и когда по воле тех же специалистов они будут работать на отдельную семью,
они будут прибыльны. Вот такая арифметика с экономикой: МОЕ — это не значит
НАШЕ.
Разумеется, такие требования переполнили чашу терпения нового руководства,
и Толстяковы получили отказ в удовлетворении этих требований. И тогда
они решают взять последнее. Делают серьезную ставку на власть. На осуществление
этих планов брошены усилия всей семьи, благо, что все ее члени теперь занимают
довольно высокие должности, что значительно облегчает осуществление поставленной
цели. Борьба за власть — дело грязное, и на всех уровнях в ней хороши все
средства. Опыт, знание, умение руководить, уважение коллектива и его мнение
— все теперь не в почете. Важно иметь акции, которыми можно выдвигать самих
себя и кого угодно и голосовать за самого себя и за кого угодно. Одна акция
— один голос. Чем их больше, тем больше и голосов. И вот уже в совет директоров
все семейство выдвигается почти в полном составе.
Не учитывается ни то, что возраст Н.П.Толстяковой далеко за пенсионный,
ни ее «заслуги» в развитии экономики, которой она руководила длительное
время, ни отсутствие руководящего опыта и должного уважения в морском коллективе
других членов семьи, ни численный состав совета директоров, который состоит
из 7 человек. Семейное присутствие в совете директоров намерено занять
половину численного его состава. Представителей флота там нет. Их некому
выдвинуть и им не остается свободных мест. Крупнейшей морской компанией
очень хочется порулить людям, далеким от морских проблем.
На должность генерального директора они выдвигают начальника отряда
А.А.Плечкова. И все потому, что Анатолий Антонович поддерживает их притязания
на исключительную роль в компании. Все в коллективе знают, что А.А.Плечков
бывший капитан, хороший моряк, но руководящего опыта работы такого масштаба
не имеет.
Постоянно заигрывали Толстяковы и с иностранными акционерами. А сейчас
и вовсе решили объединить с ними свои усилия и проголосовать за приход
иностранных акционеров к руководству компанией, рассчитывая за свою услугу
получить для себя еще большие блага. Их незаконно полученный пакет акций
может помочь иностранным акционерам в этом, что создает для компании крайнюю
опасность.
При подготовке годового собрания за 1997 год Совет директоров отказал
иностранным акционерам включать их кандидатуры в состав совета директоров
по уважительным причинам. В судебном порядке они решение совета обжаловали,
но положительного результата не достигли. Попытка прорваться к руководству
компанией на годовом собрании будет повторена, и это очевидно. От решения
этого собрания в немалой степени зависит дальнейшая судьба ВТФ. Весь коллектив
сплотился и готов противостоять попыткам захватить компанию, хотя мы и
понимаем, что наши 17 акций у каждого мало что могут изменить в расстановке
сил в борьбе за власть. Но мы — трудовой коллектив и в этом наша СИЛА,
нас много и мы обеспечиваем своему руководству моральную поддержку, мы
выступаем единым фронтом за сохранение компании, которой многие из нас
отдали всю жизнь, за право иметь работу, за право возродить ее былую славу
и авторитет среди моряков, за обеспечение своего будущего и будущего своих детей.
Но в этом наши интересы не совпадают с иностранными акционерами и своими
внутренними претендентами на личную власть. Слишком дорогое удовольствие
для иностранных акционеров использовать для работы на нащих судах наш
плавсостав. Они уже сейчас ставят вопрос перед руководством компаний о
больших расходах, связанных с наймом и переправкой экипажей на смену в
различные точки света. Проще укомплектовать экипажи из моряков тех стран,
где работает судно. А наши моряки останутся без работы. Об этом наша тревога.
Нынешнее руководство противостоит этому.
Поэтому тех и других не устраивает приниципальность нового руководителя,
с приходом которого был возвращен под свое управление почти весь флот
компании, улучшено управление флотом, стала выплачиваться зарплата коллективу,
погашены значительные долги в бюджет и партнерам по хозяйственной деятельности.
В связи с изложенным, мы думаем, что наша боль за некогда лучшую из
компаний вполне понятна. Ее основные фонды, созданные трудом нескольких
поколений моряков, сегодня должны служить не для обогащения отдельных лиц,
а во благо всего коллектива акционеров.
И по нашему твердому убеждению этих «ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ» надо ОСТАНОВИТЬ!
Потому что сами они остановиться не могут. Эта боль диктует нам необходимость
через рыбацкую газету сделать несколько обращений.
Одно из них к уважаемым иностранным акционерам. Присмотритесь, пожалуйста,
к тем, с кем вы собираетесь объединяться. Подумайте, кому вы хотите довериться.
Ведь это люди, которых сделала компания, дала им все, что необходимо для
жизни, и они без колебания готовы сдать ее кому угодно из-за своих личных
корыстных интересов. Разве вам это же не грозит? Разве вам по пути с такими
людьми?
Свое второе обращение мы адресуем А.А.Плечкову. Анатолий Антонович!
Кого и почему вы поддерживаете? Вы же честный, порядочный человек, опытный
капитан. Неужели совесть вам позволяет забыть своих братьев-моряков и иметь
какие-то дела с семьей, забывшей, чем она обязана морякам и компании. Ну
а карьера — дело тонкое. Не спешите. Она от вас не убежит. В данный момент
гораздо важнее остаться порядочным человеком в одном строю со своим братом
— моряком.
И третье обращение наше адресовано генеральному директору компании
В.С.Остапенко, которого мы просим, учитывая большую разобщенность морского
трудового коллектива, через рыбацкую газету ответить нам на вопросы:
1.Как все изложенное нами в статье вообще могло случиться в некогда
благополучном передовом и орденоносном трудовом коллективе. Неплохо бы
ответить и на вопрос:
2.Как, имея крупный пакет у себя и у своих близких родственников, родственница
Толстяковой долгое время вела реестр акционеров компании, считаясь независимым
регистратором, и каким образом она успела завладеть не менее значительным
пакетом акций Дальневосточного морского пароходства и Преображенской базы
тралового и рефрижераторного флота в ущерб интересам остальных акционеров?
Б. ПОЛУХИН, капитан,
А. БЫКОВ, капитан,
Д.ГРEБЕНКИН, второй помощник
и еще 87 подписей моряков.
РЫБАК ПРИМОРЬЯ
Владивосток 16 мая 1997 г.
Назад
|