ЧЕРЕЗ УГРОЗЫ И ШАНТАЖ
К НОРМАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Таков путь крупнейшего акционерного общества «Востоктрансфлот»

Не было на рыбацком флоте Дальнего Востока еще каких-то пять-шесть лет назад фирмы престижнее, чем «Востокрыбхолодфлот». Попасть в ВРХФ считалось удачей для моряка. Но вот в ходе неудачного акционирования и грубых промашек руководства «Востоктрансфлота »(так стало называться бывшее ВРХФ) предприятие залезло в огромные долги, разбазарило свой рефрижераторный флот и очень быстро утратило лидирующее положение в перевозках рыбопродукции. Люди стали не месяцами, а годами(!) не получать зарплату, росло социальное напряжение, было потеряно несколько прекрасных судов, в том числе и гордость бывшего ВРХФ — суда типа «Моря».
«РП» в свое время освещал эти события, писали мы и об акционерном собрании, состоявшемся в июле нынешнего года, когда генеральным директором был избран Виктор Степанович Остапенко. Прошло почти полгода, скоро состоится новое собрание акционеров ВТФ. Что же удалось сделать новому руководителю и его команде? Об этом и о проблемах «Востоктрансфлота» я прошу рассказать В. С. ОСТАПЕНКО:
— Хочу начать с главного и обратиться к нашим акционерам с призывом: не спешите продавать акции ВТФ. Сейчас идет агрессивная их скупка. причем, мы даже не знаем, кто так сильно интересуется нашим предприятием, но курс сторублевых акций высок — 2 доллара за штуку. Разумеется, цену эту подняли искусственно — собрание впереди! Я же считаю, что если уж продавать, то своей фирме. Она, я уверен, возродится, скоро заявит о себе, а когда мы сумеем рассчитаться с долгами, то и устойчиво будет приносить прибыль,
— Виктор Степанович, ни я слышал от наших работников, что ВТФ уже выплатил многим зарплату, погасил долги в бюджет и пенсионный фонд. Вашему акционерному обществу даже удалось предотвратить мрачную процедуру банкротства.
— Да, это так. 40 млрд. рублей мы выплатили на зарплату. Причем, низкооплачиваемым работникам заплатили уже за ноябрь. Ну а кто получает большие суммы — за сентябрь и октябрь, А ведь до этого времени люди и вправду годами не получали денег, бастовали, случалось, и голодали. И когда они требовали с предприятия деньги по суду, то суммы возрастали многократно. Допустим, должны кому-то 40 млн., — по суду выплачиваем 500 миллионов. Все это было. Надеюсь, в прошлом.
Действительно, нам удалось предотвратить процедуру банкротства. Мы рассчитались с огромными долгами в бюджет и Пенсионный фонд. Развеяли угрозу, которая нависла еще недавно над рефрижератором «Комсомольская смена» и над нашим остальным имуществом.
— Извините, но почему все это стало возможным? Как могла судоходная компания, приносящая в казну миллионы долларов, дойти до жизни такой?
— Вот это интересный вопрос. И если откровенно, то были (да они и есть!) люди, усиленно желающие развалить ВТФ. Во имя своих личных интересов они готовы были отдать суда под чей-то флаг, не утруждая себя поисками контрагентов, передать прекрасные корабли в американский пул. Вот такой факт.
В 1994-м году восемь наших судов, переданных бывшим президентом ВТФ В.П. Мистюком в пул фирмы «Trans Ocean Express» (США), работали на минтаевой путине в Охотском море. Ими было заработано, по моим сведениям, 25 млн. долларов, а «Trans Ocean» не перечислил ВТФ ни цента. Могу привести и такой факт. Наша компания (точнее, ее тогдашнее руководство) решает продать «на гвозди» судно «Охотское море» в Индию, хотя такое же «Карское море» приносит китайской фирме, ее новому судовладельцу, прибыли 2 млн. долларов в год. Цену назначают 1,5 млн. долларов. Те же китайцы предлагают 5 млн. тех же долларов. И кому, вы думаете, продают «Охотское море»? Угадали — индийцам. Разумеется, при таком хозяйствовании неизбежны были огромные убытки и развал. Я же только два небольших примера привел, а их — сотни. Но важнейшей нашей задачей было вызволить суда из пресловутого пула, из-под разных флагов, сделать так, чтобы они работали на ВТФ и приносили прибыль всем акционерам компании.
— Удалось ли выполнить такую задачу? Какова реакция владельцев «Trans Ocean Express»?
— Полностью эту задачу еще выполнить не удалось. Восемь наших судов ходят под кипрским флагом. Но все же большую часть кораблей нам удалось вернуть, загрузить работой (отсюда и деньги!). Реакция же фирмы очень серьезная. Кстати, владельцем этой американской фирмы, как сообщает авторитетная московская газета «Сегодня», является некто Леонид Лев, проходящий сейчас в США по делу Япончика. Этот же Леи в свое время занимался акционированием ВРХФ. Как видите, мы попали невольно в лапы международной мафии. А поэтому и реакция на наши действия по возвращению судов, я бы сказал, адекватная. Капитанов шантажируют в инпортах, им угрожают. В Греции с транспортным рефрижератором «Звездный берег» вообще произошла странная история. С судна выкрали все документы, включая загранпаспорта моряков. Мы были вынуждены сменить весь экипаж, «это очень дорогое удовольствие. И лишь полмесяца назад все, наконец, закончилось благополучно.»
А вот пример с другим судном (не буду его называть). Получил капитан какие-то деньги за работу парохода. Из американской фирмы требуют, чтобы он передал сумму в счет долгов ВТФ им, а он хотел раздать деньги экипажу, что вполне логично. Так вот, этому капитану начали угрожать, что натравят на его семью владивостокскую мафию, выкинут из квартиры и прочее. Типичные действия, мягко говоря, нечестных, непорядочных людей. И просто обидим, что «Востоктрансфлот» был как-то связана с ними. Ведь 40 наших судов, работавших в пуле у «Trans Ocean», за весь прошлый год не принесли нам ни цента.
— Президент, нынешний, разумеется, фирмы «Trans Ocean» господин Сачков уг-рожает вам судом, желает арестовать ваши суда. Это опасно?
— Мы запрашивали соответствующие международные организации -нет. Пока наши суда никто не собирается арестовывать, хотя ходят наши моряки по всему миру. Более того, могу сказать, что сейчас мы прорабатываем вопрос о приобретении «Востоктрансфлотом» двух танкеров и строительстве четырех транспортных рефрижераторов, возможно, на Украине, в Николаеве, Хоть и есть еще долги, но обновление флота просто необходимо.
— Меня радует, Виктор Степанович, ваша спокойная уверенность в будущем. Но не может ли это спокойствие нарушить предстоящее вскоре акционерное собрание? Чего вы ждете от него?
— Несмотря на активные попытки скупить наши акции, мы владеем 49 процентами их. Наши акционеры — это и видные рыбацкие предприятия Дальнего Востока, такие, как ДМП, ВБТРФ. И они, и мы просто недопустим развала ВТФ.
Видите ли, наши акционеры начинают понимать, что сейчас «Востоктрансфлот», возвращая свои суда, взял единственно правильный курс. Он нацелен на хорошую работу, на получение прибыли, на то, чтобы морякам жилось хоть чуточку лучше. Мы ведь сумели за последнее время не только заплатить морякам, но и поднять уровень их зарплаты. Не думаю, чтобы против этого был тот же банк «Менатеп», тоже скупающий акции ВТФ. Так что, надеюсь, на собрании победят разум и добрая воля наших акционеров.
Ну в после собрания мы будем менять структуру управления, приводить ее в соответствие с международными требованиями, возможно, сокращать аппарат. Работы предстоит много, но она интересна и полезна.
— Последний вопрос. Вскоре начнется зимняя минтаевая путина. Будут ли суда ВТФ в ней участвовать и сколько их будет?
— Мы планируем выставить не менее 10 наших судов на эту путину. хотя заявок поступило значительно больше. Но беда в том, что заявки пришли поздно, флот уже расписан. Видимо, наши рыбацкие фирмы еще не знали, что ВТФ выздоравливает и охотно откликнется на любые разумные предложения.

Беседу вел С. ШТЕЙНБЕРГ.
РЫБАК ПРИМОРЬЯ, Владивосток 20 декабря 1996 г.

Назад