РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА
В.Г. Федоренко - атташе по рыболовству
Минсельхозпрода РФ в США.
Правовой основой двусторонних отношений в сфере рыбного хозяйства
является Российско-Американское межправительственное соглашение от 31 мая
1988 г. Наряду с другими положениями оно учитывает общую заинтересованность
в сохранении, рациональном управлении и оптимальном использовании рыбных
ресурсов у побережий стран и ставит своей задачей установление взаимовыгодных
отношений.
На состоявшихся в октябре 1996 г. в г. Сиэтле
двусторонних консультациях в целях повышения эффективности сотрудничества
по инициативе российской стороны было решено образовать три рабочие группы:
ученых по обсуждению научных вопросов; экспертов по управлению и контролю
для согласования мер регулирования в отношении освоения ресурсов; представителей
промышленности. Группы должны были подготовить предложения к очередной
сессии Межправительственного консультативного комитета (Владивосток, октябрь
1997 г.). К сожалению, представители рыбной промышленности США на сессию
не прибыли (как было объяснено, "по ряду внутренних причин, связанных с
выделением квот") и встреча этой рабочей группы не проводилась.
Наиболее тесное взаимодействие сложилось между
учеными, в частности ТИНРО-центра и Аляскинского научного центра в Сиэтле.
Особенно важное значение придается совместным исследованиям по оценке запасов
беринговоморского минтая. Координация этих исследований и выработка рекомендаций
по регулированию промысла позволили во время первых двух конференций участников
Конвенции по сохранению и управлению ресурсами минтая в центральной части
Берингова моря принять единогласное решение о продлении моратория на вылов
минтая в 1997-1998 гг. В этом году в России планируется Международный симпозиум
по состоянию и динамике запасов минтая и других гидробионтов северной части
Тихого океана и Берингова моря. Достигнута договоренность об активизации
исследований по лососям на основе двустороннего соглашения 1992 г., а также
о проведении весной текущего года научного совещания по этим вопросам.
Важным этапом на пути углубления сотрудничества
явилось подписание 13 июня 1996 г. Межправительственного соглашения о сохранении
трансграничных рыбных запасов центральной части Охотского моря. Документ
признает наличие в Охотском море анклава, полностью окруженного ИЭЗ России
и соответственно то, что любой промысел рыбы в этой части моря должен осуществляться
с учетом прав, обязанностей и интересов Российской Федерации. Данное соглашение
будет способствовать сохранению и рациональной эксплуатации биоресурсов
Охотского моря, прежде всего минтая.
Как известно, США занимают пятое место в мире
по объему вылова рыбы и море-продуктов. Общая добыча гидробионтов американскими
рыболовными судами в 1996 г. составила 4,7 млн т (в стоимостном выражении
3,9 млрд долл.). В американских водах выловлено 4,5 млн т, в том числе
3,9 млн т рыбы и примерно 0,6 млн т объектов шельфа. На пищевые цели направлено
3,5 млн т, на технические - 1 млн т (включая наживку и корма для животных).
Среднедушевое потребление пищевой рыбной продукции в США 6,8 кг в год.
Импортировано 1,4 млн т пищевой рыбопродукции (на сумму 6,8 млрд долл.),
экспортировано 0,9 млн т (3,3 млрд долл.).
Важнейшие объекты промысла приведены в таблице.
Аляска лидирует среди штатов как по объему,
так и по стоимости вылова (2,45 млн т и 1,4 млрд долл. соответственно).
В 1996 г. охлажденного рыбного филе и кусочков произведено 175 тыс.
т (840,9 млн долл.), на долю минтая приходилось 35 %; рыбных палочек и
полуфабрикатов - 147,9 тыс. т (429,7 млн долл.). Запасы мороженой рыбопродукции
составляли от 140 до 185 тыс. т. Суммарный объем консервированной рыбопродукции
во всех штатах, Американском Самоа и Пуэрто-Рико достиг 863 тыс. т (1,9
млрд долл.), в том числе 500 тыс. т (1,5 млрд долл.) пищевых консервов
(остальная продукция - наживка и корма для животных). Рыбной муки выработано
303,2 тыс. т (122,2 млн долл.), 68 %-из мэнхедена; рыбного жира -110 тыс.
т (42,3 млн долл.), 98 % - из мэнхедена.
Американские потребители потратили в 1996
г. на рыбные продукты 38,6 млрд долл. Доля рыбной промышленности в валовом
национальном продукте составила 19,7 млрд долл. (производство и маркетинг).
Рыбопромысловый флот США по тоннажу в статистических
классификаторах разделен на две группы: суда свыше 5 per. т (34750 ед.)
и меньшей вместимости (более 67 тыс. ед.). В стране функционируют 1504
рыбоперерабатывающих предприятия и 2845 предприятий оптовой торговли с
общим средним количеством работающих 71250 человек.
В США примерно 17 млн любителей морского рыболовства;
рекреационное рыболовство ежегодно приносит доход от 5 до 7 млрд долл.
Управление рыбным хозяйством США организовано
по следующей схеме. В структуре Министерства торговли США существует Национальная
администрация по исследованию океанов и атмосферы (NOAA). В ее составе
пять ведомств, среди них Национальная служба морского рыболовства (NMFS).
Эта служба отвечает за охрану рыбных ресурсов и управление рыболовством
в 200-мильной зоне, содействует развитию национальной рыбной промышленности
и занятости рыбаков, внедрению прогрессивных методов промышленного рыболовства,
осуществляет сбор и обработку научно-статистической информации в целях
подготовки планов по управлению рыболовством, рыбохозяйственные и гидрологические
морские исследования.
Объект
|
Доля в общем вылове, %
|
Объект
|
Доля в общемвылове, %
|
|
|
|
|
Минтай
|
29
|
Креветка
|
15
|
Мэнхеден
|
19
|
Лосось
|
14
|
Лосось
|
11
|
Крабы
|
14
|
Треска
|
6
|
Минтай
|
7
|
Камбаловые
|
4
|
Омары
|
6
|
В течение большей части 1996 г. Национальная служба морского
рыболовства находилась в стадии реорганизации. Это было связано с рассмотрением
программы социально-экономических реформ, представленной республиканским
большинством Конгресса США и направленной на ограничение роли федерального
правительства, сокращение госаппарата и резкое снижение бюджетных расходов.
Высказывались предложения вплоть до упразднения Министерства торговли и
передачи функций службы морского рыболовства Береговой охране, Министерству
сельского хозяйства и Министерству внутренних дел. В результате острых
дебатов в Конгрессе идеи по реорганизации не получили одобрения и существующая
система управления была сохранена. В основном осталась прежней и структура
службы, незначительные изменения затронули центральный аппарат, численность
которого составляет около 300 сотрудников.
Администрация президента Б. Клинтона предложила даже увеличить финансирование
службы федерального рыболовства на 16,6 млн долл. в очередном финансовом
году, полагая, что дополнительные средства необходимы для восстановления
"здоровья и благосостояния" американского рыболовства и сохранения видов,
находящихся под угрозой, включая лосося западного побережья. Таким образом,
бюджет Национальной службы морского рыболовства возрастет на 5 %, т.е.
до 338,3 млн долл. (начиная с 1 октября 1997 г.).
Соглашением о взаимных отношениях в области рыбного хозяйства предусматривается,
что "каждая Сторона разрешает гражданам и судам другой Стороны вести рыболовство
в ее зоне на взаимной основе". Фактически же с 1991 г. остается закрытым
доступ для российских рыболовных судов (как, впрочем, и других стран) для
ведения прямого промысла рыбы в ИЭЗ США на любой основе. Американцы объясняют
это отсутствием излишка запасов для иностранного промысла в соответствии
с положениями закона Магнусона-Стивенса. Ситуация осложняется и тем, что
до сих пор остаются нерешенными вопросы российского рыболовства на компенсационной
основе в Беринговом море, связанные с подписанием 1 июня 1990 г. известного
Соглашения между СССР и США о разграничении морских пространств (так называемое
Соглашение Шеварднадзе - Бейкера).
Вместе с тем американские компании имеют возможности использовать ресурсы
российской ИЭЗ на коммерческой основе и через различного рода совместные
операции. Например, осуществляются совместные операции, спонсируемые частной
корпорацией по инвестициям за рубежом (Overseas Private Investment Corporation
- ОПИК). Капитал корпорации создан правительством США в соответствии с
Законом об иностранной помощи (1961 г.) и изменениями, внесенными Законом
о работах через экспорт (1992 г.). ОПИК предоставляет займы американским
компаниям, таким, как "Эмеральд Рисорс Менеджмент", "Ол Аляскан Сифуд"
и "Нью Поллок", в поддержку рыболовных операций в российской зоне. ОПИК
финансирует два рыболовных проекта на Российском Дальнем Востоке: "Ол Аляскан
Сифуд" - ХК АО "Дальморепродукт" (прямой кредит 13 млн долл. по камчатскому
крабу; участвуют десять ловцов и один процессор); "Нью Поллок" - ХК АО
"Дальморепродукт" (кредитная гарантия 80 млн долл. по минтаю; участвуют
три ловца и три процессора). Американский партнер управляет судами и осуществляет
маркетинг, российский обеспечивает квоту и частично экипажи. Операции ведутся
в Охотском и Беринговом морях.
Имеются данные о финансировании американскими
банками строительства шести промысловых судов. Осуществляются ремонт и
переоборудование российских судов на верфях США.
Однако в целом сегодня всеобъемлющую картину
двустороннего сотрудничества в области рыболовства в различных его формах
и объемах представить не может ни американская, ни российская сторона.
Причины тут разные: определенные законодательные ограничения в доступе
к такого рода информации, ее конфиденциальность, конкуренция, отсутствие
какого-либо механизма координации этого процесса (возможно, таким механизмом
мог бы стать Российско-Американский рыбный клуб, идея создания которого
обсуждается). Единственный показатель, который можно оценить более или
менее точно, - объем торговли рыбой и морепродуктами между нашими странами.
В 1995 г. США экспортировали в Россию 1849 т рыбы и морепродуктов (на сумму
3,1 млн долл.), в 1996 г. - 6062 т (5,4 млн долл.). Импорт рыбы и морепродуктов
из России в США в 1995 г. составил 33,6 тыс. т (142,5 млн долл.), в 1996
г.- 59,9 тыс. т (178,5 млн долл.). На долю России в объеме американского
экспорта приходится 0,7 %, импорта - 4,3 % (в стоимостном выражении соответственно
0,16 и 2,6 %). В 1996 г. больше всего по объему составил американский экспорт
мороженой сельди (3685 т), по стоимости - сурими из минтая (708 тыс. долл.);
по объему импорта из России доминирует филе минтая (20,5 тыс. т), по стоимости
- мороженый камчатский краб (59,1 млн долл.).
В чем заинтересованы и нуждаются российские
рыбопромышленники? Прежде всего - в кредитах и инвестициях, необходимых
для создания новых и технического перевооружения действующих предприятий,
внедрения современных технологий, строительства промысловых судов, модернизации
и ремонта существующего флота.
Через инвестиции - к модернизации производства
и флота и, как результат, к выпуску новой, высококачественной и высокоприбыльной
продукции при условии сохранения и устойчивого использования рыбных ресурсов.
Таким представляется путь к взаимовыгодному сотрудничеству России и США
сегодня.
«Рыбное хозяйство»