РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА
 
    В.Г. Федоренко - атташе по рыболовству Минсельхозпрода РФ в США.
 Правовой основой двусторонних отношений в сфере рыбного хозяйства является Российско-Американское межправительственное соглашение от 31 мая 1988 г. Наряду с другими положениями оно учитывает общую заинтересованность в сохранении, рациональном управлении и оптимальном использовании рыбных ресурсов у побережий стран и ставит своей задачей установление взаимовыгодных отношений.
     На состоявшихся в октябре 1996 г. в г. Сиэтле двусторонних консультациях в целях повышения эффективности сотрудничества по инициативе российской стороны было решено образовать три рабочие группы: ученых по обсуждению научных вопросов; экспертов по управлению и контролю для согласования мер регулирования в отношении освоения ресурсов; представителей промышленности. Группы должны были подготовить предложения к очередной сессии Межправительственного консультативного комитета (Владивосток, октябрь 1997 г.). К сожалению, представители рыбной промышленности США на сессию не прибыли (как было объяснено, "по ряду внутренних причин, связанных с выделением квот") и встреча этой рабочей группы не проводилась.
     Наиболее тесное взаимодействие сложилось между учеными, в частности ТИНРО-центра и Аляскинского научного центра в Сиэтле. Особенно важное значение придается совместным исследованиям по оценке запасов беринговоморского минтая. Координация этих исследований и выработка рекомендаций по регулированию промысла позволили во время первых двух конференций участников Конвенции по сохранению и управлению ресурсами минтая в центральной части Берингова моря принять единогласное решение о продлении моратория на вылов минтая в 1997-1998 гг. В этом году в России планируется Международный симпозиум по состоянию и динамике запасов минтая и других гидробионтов северной части Тихого океана и Берингова моря. Достигнута договоренность об активизации исследований по лососям на основе двустороннего соглашения 1992 г., а также о проведении весной текущего года научного совещания по этим вопросам.
     Важным этапом на пути углубления сотрудничества явилось подписание 13 июня 1996 г. Межправительственного соглашения о сохранении трансграничных рыбных запасов центральной части Охотского моря. Документ признает наличие в Охотском море анклава, полностью окруженного ИЭЗ России и соответственно то, что любой промысел рыбы в этой части моря должен осуществляться с учетом прав, обязанностей и интересов Российской Федерации. Данное соглашение будет способствовать сохранению и рациональной эксплуатации биоресурсов Охотского моря, прежде всего минтая.
     Как известно, США занимают пятое место в мире по объему вылова рыбы и море-продуктов. Общая добыча гидробионтов американскими рыболовными судами в 1996 г. составила 4,7 млн т (в стоимостном выражении 3,9 млрд долл.). В американских водах выловлено 4,5 млн т, в том числе 3,9 млн т рыбы и примерно 0,6 млн т объектов шельфа. На пищевые цели направлено 3,5 млн т, на технические - 1 млн т (включая наживку и корма для животных). Среднедушевое потребление пищевой рыбной продукции в США 6,8 кг в год. Импортировано 1,4 млн т пищевой рыбопродукции (на сумму 6,8 млрд долл.), экспортировано 0,9 млн т (3,3 млрд долл.).
     Важнейшие объекты промысла приведены в таблице.
     Аляска лидирует среди штатов как по объему, так и по стоимости вылова (2,45 млн т и 1,4 млрд долл. соответственно).
В 1996 г. охлажденного рыбного филе и кусочков произведено 175 тыс. т (840,9 млн долл.), на долю минтая приходилось 35 %; рыбных палочек и полуфабрикатов - 147,9 тыс. т (429,7 млн долл.). Запасы мороженой рыбопродукции составляли от 140 до 185 тыс. т. Суммарный объем консервированной рыбопродукции во всех штатах, Американском Самоа и Пуэрто-Рико достиг 863 тыс. т (1,9 млрд долл.), в том числе 500 тыс. т (1,5 млрд долл.) пищевых консервов (остальная продукция - наживка и корма для животных). Рыбной муки выработано 303,2 тыс. т (122,2 млн долл.), 68 %-из мэнхедена; рыбного жира -110 тыс. т (42,3 млн долл.), 98 % - из мэнхедена.
     Американские потребители потратили в 1996 г. на рыбные продукты 38,6 млрд долл. Доля рыбной промышленности в валовом национальном продукте составила 19,7 млрд долл. (производство и маркетинг).
     Рыбопромысловый флот США по тоннажу в статистических классификаторах разделен на две группы: суда свыше 5 per. т (34750 ед.) и меньшей вместимости (более 67 тыс. ед.). В стране функционируют 1504 рыбоперерабатывающих предприятия и 2845 предприятий оптовой торговли с общим средним количеством работающих 71250 человек.
     В США примерно 17 млн любителей морского рыболовства; рекреационное рыболовство ежегодно приносит доход от 5 до 7 млрд долл.
     Управление рыбным хозяйством США организовано по следующей схеме. В структуре Министерства торговли США существует Национальная администрация по исследованию океанов и атмосферы (NOAA). В ее составе пять ведомств, среди них Национальная служба морского рыболовства (NMFS). Эта служба отвечает за охрану рыбных ресурсов и управление рыболовством в 200-мильной зоне, содействует развитию национальной рыбной промышленности и занятости рыбаков, внедрению прогрессивных методов промышленного рыболовства, осуществляет сбор и обработку научно-статистической информации в целях подготовки планов по управлению рыболовством, рыбохозяйственные и гидрологические морские исследования.
 
Объект
Доля в общем вылове, %
Объект
Доля в общемвылове, % 
Минтай
29
Креветка
15 
 Мэнхеден
 19 
Лосось
 14
 Лосось 
 11
 Крабы
 14 
Треска  
 6
 Минтай
  7 
 Камбаловые
 4 
 Омары
 6 
 
 В течение большей части 1996 г. Национальная служба морского рыболовства находилась в стадии реорганизации. Это было связано с рассмотрением программы социально-экономических реформ, представленной республиканским большинством Конгресса США и направленной на ограничение роли федерального правительства, сокращение госаппарата и резкое снижение бюджетных расходов. Высказывались предложения вплоть до упразднения Министерства торговли и передачи функций службы морского рыболовства Береговой охране, Министерству сельского хозяйства и Министерству внутренних дел. В результате острых дебатов в Конгрессе идеи по реорганизации не получили одобрения и существующая система управления была сохранена. В основном осталась прежней и структура службы, незначительные изменения затронули центральный аппарат, численность которого составляет около 300 сотрудников.
Администрация президента Б. Клинтона предложила даже увеличить финансирование службы федерального рыболовства на 16,6 млн долл. в очередном финансовом году, полагая, что дополнительные средства необходимы для восстановления "здоровья и благосостояния" американского рыболовства и сохранения видов, находящихся под угрозой, включая лосося западного побережья. Таким образом, бюджет Национальной службы морского рыболовства возрастет на 5 %, т.е. до 338,3 млн долл. (начиная с 1 октября 1997 г.).
Соглашением о взаимных отношениях в области рыбного хозяйства предусматривается, что "каждая Сторона разрешает гражданам и судам другой Стороны вести рыболовство в ее зоне на взаимной основе". Фактически же с 1991 г. остается закрытым доступ для российских рыболовных судов (как, впрочем, и других стран) для ведения прямого промысла рыбы в ИЭЗ США на любой основе. Американцы объясняют это отсутствием излишка запасов для иностранного промысла в соответствии с положениями закона Магнусона-Стивенса. Ситуация осложняется и тем, что до сих пор остаются нерешенными вопросы российского рыболовства на компенсационной основе в Беринговом море, связанные с подписанием 1 июня 1990 г. известного Соглашения между СССР и США о разграничении морских пространств (так называемое Соглашение Шеварднадзе - Бейкера).
Вместе с тем американские компании имеют возможности использовать ресурсы российской ИЭЗ на коммерческой основе и через различного рода совместные операции. Например, осуществляются совместные операции, спонсируемые частной корпорацией по инвестициям за рубежом (Overseas Private Investment Corporation - ОПИК). Капитал корпорации создан правительством США в соответствии с Законом об иностранной помощи (1961 г.) и изменениями, внесенными Законом о работах через экспорт (1992 г.). ОПИК предоставляет займы американским компаниям, таким, как "Эмеральд Рисорс Менеджмент", "Ол Аляскан Сифуд" и "Нью Поллок", в поддержку рыболовных операций в российской зоне. ОПИК финансирует два рыболовных проекта на Российском Дальнем Востоке: "Ол Аляскан Сифуд" - ХК АО "Дальморепродукт" (прямой кредит 13 млн долл. по камчатскому крабу; участвуют десять ловцов и один процессор); "Нью Поллок" - ХК АО "Дальморепродукт" (кредитная гарантия 80 млн долл. по минтаю; участвуют три ловца и три процессора). Американский партнер управляет судами и осуществляет маркетинг, российский обеспечивает квоту и частично экипажи. Операции ведутся в Охотском и Беринговом морях.
     Имеются данные о финансировании американскими банками строительства шести промысловых судов. Осуществляются ремонт и переоборудование российских судов на верфях США.
     Однако в целом сегодня всеобъемлющую картину двустороннего сотрудничества в области рыболовства в различных его формах и объемах представить не может ни американская, ни российская сторона. Причины тут разные: определенные законодательные ограничения в доступе к такого рода информации, ее конфиденциальность, конкуренция, отсутствие какого-либо механизма координации этого процесса (возможно, таким механизмом мог бы стать Российско-Американский рыбный клуб, идея создания которого обсуждается). Единственный показатель, который можно оценить более или менее точно, - объем торговли рыбой и морепродуктами между нашими странами. В 1995 г. США экспортировали в Россию 1849 т рыбы и морепродуктов (на сумму 3,1 млн долл.), в 1996 г. - 6062 т (5,4 млн долл.). Импорт рыбы и морепродуктов из России в США в 1995 г. составил 33,6 тыс. т (142,5 млн долл.), в 1996 г.- 59,9 тыс. т (178,5 млн долл.). На долю России в объеме американского экспорта приходится 0,7 %, импорта - 4,3 % (в стоимостном выражении соответственно 0,16 и 2,6 %). В 1996 г. больше всего по объему составил американский экспорт мороженой сельди (3685 т), по стоимости - сурими из минтая (708 тыс. долл.); по объему импорта из России доминирует филе минтая (20,5 тыс. т), по стоимости - мороженый камчатский краб (59,1 млн долл.).
     В чем заинтересованы и нуждаются российские рыбопромышленники? Прежде всего - в кредитах и инвестициях, необходимых для создания новых и технического перевооружения действующих предприятий, внедрения современных технологий, строительства промысловых судов, модернизации и ремонта существующего флота.
     Через инвестиции - к модернизации производства и флота и, как результат, к выпуску новой, высококачественной и высокоприбыльной продукции при условии сохранения и устойчивого использования рыбных ресурсов. Таким представляется путь к взаимовыгодному сотрудничеству России и США сегодня.

«Рыбное хозяйство»