НАВИГАЦИОННАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИБРЕЖНОГО МОРЕПЛАВАНИЯС. А. БАХАРЕВ, д. т. н., профессор, Дальрыбвтуз, Владивосток.По данным Международной Ассоциации Морских Университетов, в мире ежегодно терпят кораблекрушение несколько тысяч маломерных судов с двигательными установками и запасом топлива на борту. При этом значительные финансовые потери несут судовладельцы и наносится огромный экологический ущерб прибрежным районам, так как обнаружить и поднять на поверхность моря затонувшее судно практически невозможно.
Отечественными специалистами разработано устройство, обеспечивающее аварийный поиск и подъем на поверхность моря затонувшего маломерного судна.
Устройство представляет собой автономный плавучий буй, прикрепленный к якорь-цепи судна или непосредственно к его корпусу. На внешней части буя размещен запас (до 100 м.) металлического троса, а внутри его находятся: механический замок, электронная плата, радиопередатчик и аккумулятор. При этом каждый буй имеет свой код, который известен судовладельцу. Перед выходом в море буй, при помощи наружного съемного ключа, приводится в рабочее положение.
В случае форс-мажорных обстоятельств спасательное судно с пультом управления подходит в расчетную (навигационная ошибка не более 5000 м) точку, опускает за борт акустический преобразователь и не направленно излучает кодированный сигнал управления. При получении данного сигнала срабатывает механический размыкатель, и буй, благодаря своей плавучести и наличию запаса троса, начинает всплывать на поверхность моря. В момент всплытия включается радиопередатчик буя и осуществляется его визуальный и технический (при помощи навигационного радара и радиопеленгатора) поиск. Затем спасательное судно поднимает на борт буй и с помощью троса осуществляет подъем на поверхность якорь-цепи или самого маломерного судна.
Подобная система может также успешно применяться для обеспечения безопасности плавания на яхтах, прогулочных катерах и т. д., а при соответствующей модернизации - и для обеспечения аварийного поиска затонувших судов большого водоизмещения.
Назад |