КАК СОХРАНИТЬ СЕВЕРНУЮ ПАЦИФИКУ



Об авторе: Теро МАСТОНЕН - выпускник факультета политических наук и международных отношений университета г. Тампере (Финляндия). В настоящее время работает над диссертацией по экологическим проблемам северного флота России. Он преподает политику охраны окружающей среды в Тамперском политехническом университете и является координатором "Совместного форума студентов Севера" - природоохранного проекта трех городов - Тампере, Мурманска и Ванкувера.

Проблем в северной части Тихого океана множество, и с каждым днем их число увеличивается. Поэтому в 21 веке природоохранной политике и науке предстоит столкнуться с новыми проблемами. Поскольку США, Российская Федерация и Канада делят между собой сферы влияния в северной части Тихого океана, становится очевидным, что эти страны должны показать всему миру пример экологического и природоохранного сотрудничества. Эта научно-исследовательская и просветительская инициатива будет способствовать укреплению взаимодействия между природоохранной политикой с гуманитарными и естественными науками, и, таким образом, образуется более тесная взаимосвязь во всех сферах деятельности.
Однако прежде всего необходимо представить и совместить знания, опыт и культуру коренных и местных жителей с "западной" системой управления ресурсами. Знания первых поселенцев Канады, Аляски, первых жителей Сибири и других древних культур могут дать нам представление об истинном подходе к управлению ресурсами и природоохранным проблемам Северной Пацифики.
Начиная внедрять знания коренных народов в существующие структуры, необходимо убедиться, что культурные вопросы коренных народов не рассматриваются поверхностно, как это было в прошлом. Следует поддерживать самоуправление в общинах коренных жителей. Иначе экологические конфликты между правительством одного из вышеперечисленных государств и коренными жителями Тихоокеанского побережья будут усугубляться.
Кроме того, активная поддержка коренных малочисленных народов Севера России и рост социологических и экологических исследований взаимоотношений этих народов с Северной Пацификой должны приветствоваться при принятии основных природоохранных проектов. Привлечение представителей коренных народов на руководящие посты принесло бы пользу всем жителям северной акватории Тихого океана.
Изменение климата, о котором сейчас так много спорят, оказывает ощутимое влияние на все экосистемы Тихого океана. Все меньше и меньше лосося возвращается в родные нерестилища. Меняются погодные условия и миграция китов.
В то же время Киотское соглашение ООН по глобальному изменению климата (UNFCCC) было свернуто после неудачной конференции, прошедшей в Гааге в ноябре 2000 года. Администрация будущего президента США Джорджа Буша заметила, что Киотское соглашение "неэффективно, непоследовательно и нечестно по отношению к Америке. Оно не учитывает интересы 80% населения Земного шара, включая такие страны, как Китай и Индия".
Упорное нежелание США выработать свой путь политической борьбы с климатическими изменениями в Северной Пацифике побуждает к действию немногочисленные, но сплоченные организации. Русским нужно помочь применить необходимые технологии и оборудование для изучения изменений в биосфере этого региона.
Все существующие мегапроекты в северных районах, включая Северную Пацифику, уже устарели. Планы администрации Путина сократить природоохранную политику должны быть пересмотрены. Следует учитывать мнение коренного населения при принятии решений и внедрять широкомасштабные природоохранные проекты, прежде чем начинать использование какого-либо энергетического ресурса. Предлагаемые правительством России проекты не подходят, потому что экосистемы Севера очень чувствительные. Да и сама идея попахивает пресловутой "эксплуатацией Севера", широко пропагандировавшейся в советские времена и доказавшей свою несостоятельность. Любой проект должен разрабатываться в тесном сотрудничестве с коренными народами, которые каждый день испытывают на себе последствия неразумного обращения с природой Норильска, Мурманска и других промышленных городов Севера.
Стокмановское месторождение газа в Баренцевом море, наряду с другими нефтяными и газовыми ресурсами в этом регионе станут тесно взаимосвязаны с Северной Пацификой после создания северо-восточного транспортного коридора. Идея создания такого коридора, начинающегося в Мурманске и заканчивающегося во Владивостоке, требует серьезного обсуждения и доработки. Использование атомных ледоколов и изношенного транспортного флота может привести ко "второму Чернобылю" в экосистемах Северной Пацифики и Сибири. Пуская атомный флот в Северный Ледовитый океан, следует подумать об альтернативных путях выживания дальневосточных коренных народов Российской Федерации в Сибири, на Чукотке и Камчатке.
Канадский судья Томас Бергер провел тщательную проверку проектов для канадского Севера в конце 70-х годов и вынес решение об их отмене, поскольку они угрожали выживанию местного населения в экосистеме. Администрация Буша планирует поддерживать добычу нефти на Аляске и формирование северо-западного коридора в Северном Ледовитом океане, что нанесет вред биосфере Северной Пацифики и Северного Ледовитого океана. Деньги, вложенные в эти проекты, должны быть перенаправлены на исследование восполняемых источников энергии в Тихоокеанском регионе.
Ощутимое влияние климатических изменений вынуждает политиков идти на формирование северо-западного коридора. Но страны этого региона должны предупредить политиков о том, к каким печальным последствиям это может привести.
Перелов и промышленная добыча китов уничтожают иерархию экосистемы Севера. Однако охота местного населения на китов, ведущаяся испокон веков, должна продолжиться. Тем более что ее влияние на численность китов ничтожно мало, по сравнению с их промышленной добычей такими странами, как Япония.
Присутствие военного флота в Тихом океане наносит большой вред экологии этого региона. Тихоокеанский флот России, базирующийся во Владивостоке и на Камчатке, в недалеком прошлом хоронил атомные реакторы на дне океанов. Действующая администрация старалась держать в секрете эти факты. Атомная подлодка "Курск" потерпела катастрофу в Баренцевом море. До сих пор до конца остаются неясными последовательность событий и экологические последствия этой катастрофы. Неправительственные структуры Норвегии предложили единственное мирное решение проблемы присутствия субмарин в океане - они должны быть переоборудованы в транспортные суда. Такие примеры уже есть. Например, субмарины, перевозящие продукты питания в торпедных шахтах для сибирских прибрежных городов. Или использование субмарины "USS Hawkbill" для измерения толщины льда Северного Ледовитого океана. Такие примеры должны всячески поддерживаться и поощряться. Обмен опытом и знаниями в области влияния военного флота, особенно флота Канады и США, на окружающую среду Северной Пацифики крайне важен сейчас.
Необходим кардинальный пересмотр подходов к управлению ресурсами Северной Пацифики на всех уровнях. Мы можем позаимствовать модель у коренных жителей полуострова Аляска. Когда они после охоты на гренландского кита делят добычу, каждый охотник получает свою долю.
Применительно к Северной Пацифике это означает, что все население этого региона, включая коренных жителей, должно полноправно делить друг с другом ресурсы, накопленные знания и опыт. Научно-исследовательские институты и гражданское население России нуждаются в книгах, материалах и оборудовании. Это обширное поле для деятельности. Сейчас информационные технологии и дистанционное обучение (веб-сайты, Интернет, электронные базы данных) помогают преодолеть все расстояния. Примером тому является Российско-финско-канадская конференция "Совместная деятельность/ Форум студентов Севера". Деньги можно найти всегда, было бы желание сотрудничать.
Новая концепция сосуществования в Северной Пацифике приведет к тому, что мы "выучим заново песню лосося, кита и они вернутся".

Теро МАСТОНЕН
Перевод Т. Лихачевой


Назад