РЫБАК ПРИМОРЬЯ


МОРСКОЙ ПРОТЕСТ



Я, Рябченко Александр Петрович, первый заместитель генерального директора ОАО «ТУРНИФ» — судовладельца РТМС «Гиссар», заявляю морской протест о нижеследующем.
3 августа 1999 года РТМС «Гиссар» осуществлял прмысел минтая на территории исключительной экономической зоны Российской Федерации. Промысел минтая РТМС «Гиссар» вел на основании разрешения на право ведения рыбного промысла N00110, выданного Камчатрыбводом 21.12.98 г. N билета 059/99-Р, выданного Охотскорыбводом 31.12.98г.
Утром 3 августа 1999 года к РТМС «Гиссар» подошел катер службы береговой охраны США. В это время судно находилось в пределах территории исключительной экономической зоны Российской Федерации. Однако с борта катера была отдана команда остановиться, что и было выполнено капитаном судна. Офицеры Службы береговой охраны США поднялись на борт РТМС и заявили, что «Гиссар» находится на территории исключительной экономической зоны Соединенных Штатов Америки, а именно на расстоянии 2 кабельтовых вглубь от внешней границы исключительной экономической зоны США.
Капитаном РТМС было вызвано российское патрульное судно «Антиас» пограничной службы «Риомбир». Инспекторами службы «Риомбир», прибывшими к борту РТМС «Гиссар», было подтверждено, что судно находится в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Утром 4 августа 1999 года береговая охрана США сообщила, что правительством США в одностороннем порядке было принято решение буксировать судно в порт Датч-Харбор (США) вместе с экипажем. Капитан судна и старший помощник капитана были отстранены от управления судном и изолированы, также был запрещен доступ к средствам связи. На борт РТМС «Гиссар» поднялась бригада сопровождения из числа офицеров Службы береговой охраны США.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами я, уполномоченный представитель судовладельца РТМС «Гиссар» Рябченко Александр Петрович, заявляю морской протест против возможных претензий к компании ОАО «ТУРНИФ», как к судовладельцу РТМС «Гиссар», и оставляю за собой право предъявить его, где и когда потребуют обстоятельства и дать дополнительные показания в любом месте и в любое время.

Указанные выше факты подтверждаются данными судового журнала РТМС «Гиссар» и показаниями экипажа указанного судна.

А.П. РЯБЧЕНКО,
первый заместитель генерального директора ОАО «ТУРНИФ».

Комментарий председателя совета капитанов Беринговоморской экспедиции.

3 августа 1999 года в пяти кабельтовых от разделительной линии морских пространств Россия-США со стороны России незаконно задержан американским судном береговой охраны российский рыболовный траулер «Гиссар», якобы нарушивший экономическую зону США. Комиссия российского патрульного судна «Антиас» в результате проверки подтверждает нахождение РТМС «Гиссар» в российской экономической зоне. В знак протеста против ареста российского судна «Гиссар» в экономической зоне России российские рыболовные суда предпримут все меры, которые будут препятствовать буксировке РТМС «Гиссар» в Америку. Просим незамедлительного вмешательства МИД России в разбор данной ситуации и требуем принять меры к защите российских судов и их экипажей, так как судно береговой охраны США угрожает применить оружие против российских рыбаков. Мы в настоящее время находимся в 10 милях вглубь экономической зоны России.

По поручению капитанов судов БМЭ, председатель совета капитанов СТОЦКИЙ.

Комментарий редакции.

Столь тревожный морской протест, изложенный А.П.Рябченко, — это отражение серьезного конфликта, происшедшего в эти августовские дни в Беринговом море. И отношения к нам американцев — тоже. В последнее время они не слишком-то считаются с нашей страной, с нашими гражданами. И, как вы видите, с нашими экономическими интересами и — тем более — с нашими людьми. Что и подтвердил инцидент в Беринговом море, происшедший, кстати сказать, в разгар рыбалки, когда минтай пошел лучше, чем раньше.
- Но уже к 6 августа, - рассказали корреспонденту «РП» в ОАО «ТУРНИФ», — ситуация резко изменилась. АМЕРИКАНЦЫ ПОКИНУЛИ БОРТ «ГИССАРА», ПОШЛИ НА УСТУПКИ, И КОНФЛИКТ, МОЖНО СКАЗАТЬ, БЫЛ ИСЧЕРПАН. Мы считаем, что ведущую роль в его урегулировании сыграли два серьезнейших фактора. Первый из них - это смелое вмешательство МИДа РФ. А второй (и самый существенный!) — ДРУЖНАЯ ЗАЩИТА РТМС «ГИССАР» НАШИМИ РЫБАКАМИ. Именно они столь решительно вмешались в конфликт, столь энергично и, мы бы сказали, — грамотно поддержали попавшего в беду товарища, что американцы были вынуждены признать истину. Весь коллектив ОАО «ТУРНИФ» выражает большую благодарность экипажам судов Беринговоморской экспедиции, а также судовладельцам (прежде всего — Находкинской БАМР!) за прекрасную рыбацкую солидарность, за дружную поддержку «Гиссара», который снова в строю.
...Итак, морской протест принес результат. Поданный очень оперативно, четко сформулированный и решительный, он тоже оказал решающее влияние в урегулировании конфликта.


Назад