РЫБАК ПРИМОРЬЯ


СООБЩАЕМ ПОДРОБНОСТИ



ВСЕ — ЗА ОДНОГО
Стояли рыбацкие суда Беринговоморской экспедиции, отстаивая товарища от «американской агрессии».

В «РП» мы уже рассказали о РТМС «Гиссар», о том, как его удалось вызволить из лап береговой охраны США. Но вот только что в редакцию поступила радиограмма от председателя совета капитанов БМЭ СТОЦКОГО, в которой он подробно рассказывает, как это происходило. Итак, слово — капитану и непосредственному участнику событий начала августа 1999 года:

— 2 августа в 18 часов по петропавловскому времени американским патрульным судном береговой охраны «US Coast Guard-715» в экономической зоне России было остановлено российское судно РТМС «Гиссар», якобы нарушившее линию разграничения морских пространств Россия-США на 2 кабельтовых. Капитан «Гиссара», имея электронную прокладку своего курса на плоттере спутниковой навигационной системы с нанесенной линией разграничения, во избежание недоразумений позволил группе американцев подняться на борт своего судна и лично удостовериться в полной абсурдности обвинений.
В это же время было срочно вызвано российское патрульное судно «Антиас» (переоборудованный СРТМ 502-го проекта), которое с подходом к «Гиссару», высадило на конфликтное судно четырех специалистов. Все они также зафиксировали факт ненарушения РТМС «Гиссар» экономической зоны США, соответствие нанесенной на проттере линии разграничения. Записали показания приборов на видеопленку. Американская сторона — в качестве обвинения — привезла копию своей прокладки пути РТМС «Гиссар», которая делалась на расстоянии 10 миль. Разбирательство, таким образом, принимало затяжной характер.
3 августа в 7 часов утра под предлогом смены проверяющих с американского патрульного судна высадилась группа захвата, которая арестовала траулер, изолировала капитана и экипаж, лишила его радиосвязи, опечатав радиорубку. И начала подготовку «Гиссара» к буксировке в Датч-Харбор (Аляска). В ответ на это членами машинной команды РТМС «Гиссар» была выведена из строя главная силовая установка и рулевое устройство. Американцы же своими силами срочно попытались восстановить ходовые возможности судна, но не смогли.
К этому времени нарастало беспокойство в работающих рядом с «Гиссаром» экипажах российских судов, которые, конечно же, знали о неприятностях своего товарища. Просочились к нам слухи о возможном аресте траулера и буксировке его в США, об аресте судна и его капитана. Рыбаки единодушно расценили эти факты как насилие над капитаном и ущемление национальной гордости российского флага. Поэтому 12 крупнотоннажных промысловых судов прекратили промысел, последовали к РТМС «Гиссар» с намерением блокировать место инцидента и воспрепятствовать буксировке российского судна. Одновременно еще одна большая группа судов уже всего промрайона стала подтягиваться к месту происшествия.
Затем, примерно в 15 часов, были организованы переговоры с капитаном американского боевого корабля. Мы требовали объяснить произвол, освободить капитана и экипаж траулера. На все это капитан американского корабля отреагировал весьма странно. А именно - дал команду подготовить артиллерийские установки и пулеметы. Хотя все переговоры велись в корректной форме. А в ответ на нашу просьбу предоставить капитану «Гиссара» осветить обстановку, американцы заявили, что он отказывается от общения с российскими судами. Это показалось нам явной ложью.
И только через 12 часов в результате жесткого нажима на капитана американского корабля и попыток пришвартоваться к «Гиссару» удалось добиться освобождения из под ареста капитана и экипажа. А сразу же после освобождения капитан «Гиссара» заявил по радио протест. И при этом указал, что американцы принуждали его к сотрудничеству.
Между тем погода резко ухудшилась. Шторм достигал 8 баллов и «Гиссар» относило в американскую экономзону, что было бы крайне нежелательно. Экипажу «Гиссара» удалось бросить якорь на большую глубину, что замедлило скорость дрейфа.
А утром 5 августа возобновились наши переговоры с американцами. У нас складывалось мнение, что американцы сознательно тянут время и ждут, когда «Гиссар» действительно сдрейфует в их экономзону, и они — уже наверняка! — смогут предъявить ему тяжкое обвинение. Российские же суда — в этом случае — не смогут препятствовать буксировке.
Это подтвердилось и сообщением вахтенного помощника «Гиссара» о том, что группой захвата ведется вовсю подготовка к буксировке. В ответ на эти действия американцев мы заявили, что заградим путь своими тралами, а в этом случае американский корабль неизбежно намотает трал на винт. Видимо, эта нешуточная угроза и остановила предпринятую попытку захвата и буксировки.
И последнее наше решение - идти на швартовку к «Гиссару» и высадить на его борт группу капитанов — в условиях непогоды было трудно выполнимым. А медлить было нельзя, ведь по всем расчетам через 2 часа «Гиссар» неизбежно оказался бы в американской экономической зоне. Все же мы решились, невзирая на все угрозы американцев и всю их агрессивность. А когда американцы уверились в нашей решимости (после первой неудачной швартовки), то они срочно попросили время для снятия своих людей с «Гиссара». Мы эту просьбу выполнили, и в течение 30 минут группа захвата покинула борт российского траулера. Еще через полтора часа РТМС «Гиссар» в сопровождении американского патрульного судна начал движение в сторону нашего ПС «Антиас» для принятия на борт комиссии «Риомбир». Остальные наши суда последовали на промысел. Печальным итогом всего этого почти детективного приключения стал сердечный приступ у капитана «Гиссара» — не выдержал он тягчайшей нервной перегрузки.
На следующий день самолет «US Coast Guard» типа «Orion» на низкой высоте до самой темноты бражировал над местом происшествия (видимо, керосина у американцев — хоть залейся). А 12 российских траулеров 4–5 августа, взяв в плотное кольцо американский патрульный корабль и РТМС «Гиссар», не работали, вели переговоры, требуя справедливости. Еще 14 судов были на подходе к «Гиссару», чтобы помочь ему в беде.
Весь же инцидент в Беринговом море мы, рыбаки, расценили как попрание всяческих норм международного права.
Остается добавить, что помимо протеста рыбаков, их четких, правовых действий, их солидарности шла огромная и очень оперативная работа по дипломатическим каналам. Но все же именно решимость простых рыбаков сыграла в конфликте немаловажную роль. А руководил всеми действиями российских рыбаков капитан-директор РТМС «Механик Брызгалин», председатель совета капитанов Беринговоморской экспедиции Стоцкий. Его очень активно поддерживали капитаны всех судов, участвующих в акции. Да это и понятно: ведь каждый из них в любой момент мог оказаться в положении их коллеги с «Гиссара».
Теперь же, после урока, преподанного в Беринговом море американцам, надо думать, их агрессивные помыслы несколько снизятся. Будут знать наших!

С. ШТЕЙНБЕРГ.



Назад