РЫБАК ПРИМОРЬЯ
СООБЩАЕМ ПОДРОБНОСТИ
ВСЕ — ЗА ОДНОГО
Стояли рыбацкие суда
Беринговоморской экспедиции, отстаивая товарища
от «американской агрессии».
В «РП» мы уже
рассказали о РТМС «Гиссар», о том, как его
удалось вызволить из лап береговой охраны США. Но
вот только что в редакцию поступила радиограмма
от председателя совета капитанов БМЭ СТОЦКОГО, в
которой он подробно рассказывает, как это
происходило. Итак, слово — капитану и
непосредственному участнику событий начала
августа 1999 года:
— 2 августа в 18 часов по
петропавловскому времени американским
патрульным судном береговой охраны «US Coast
Guard-715» в экономической зоне России было
остановлено российское судно РТМС «Гиссар»,
якобы нарушившее линию разграничения морских
пространств Россия-США на 2 кабельтовых. Капитан
«Гиссара», имея электронную прокладку
своего курса на плоттере спутниковой
навигационной системы с нанесенной линией
разграничения, во избежание недоразумений
позволил группе американцев подняться на борт
своего судна и лично удостовериться в полной
абсурдности обвинений.
В это же время было срочно
вызвано российское патрульное судно
«Антиас» (переоборудованный СРТМ 502-го
проекта), которое с подходом к «Гиссару»,
высадило на конфликтное судно четырех
специалистов. Все они также зафиксировали факт
ненарушения РТМС «Гиссар» экономической
зоны США, соответствие нанесенной на проттере
линии разграничения. Записали показания
приборов на видеопленку. Американская сторона — в
качестве обвинения — привезла копию своей
прокладки пути РТМС «Гиссар», которая
делалась на расстоянии 10 миль. Разбирательство,
таким образом, принимало затяжной характер.
3 августа в 7 часов утра под
предлогом смены проверяющих с американского
патрульного судна высадилась группа захвата,
которая арестовала траулер, изолировала
капитана и экипаж, лишила его радиосвязи,
опечатав радиорубку. И начала подготовку
«Гиссара» к буксировке в Датч-Харбор
(Аляска). В ответ на это членами машинной команды
РТМС «Гиссар» была выведена из строя главная
силовая установка и рулевое устройство.
Американцы же своими силами срочно попытались
восстановить ходовые возможности судна, но не
смогли.
К этому времени нарастало
беспокойство в работающих рядом с
«Гиссаром» экипажах российских судов,
которые, конечно же, знали о неприятностях своего
товарища. Просочились к нам слухи о возможном
аресте траулера и буксировке его в США, об аресте
судна и его капитана. Рыбаки единодушно
расценили эти факты как насилие над капитаном и
ущемление национальной гордости российского
флага. Поэтому 12 крупнотоннажных промысловых
судов прекратили промысел, последовали к РТМС
«Гиссар» с намерением блокировать место
инцидента и воспрепятствовать буксировке
российского судна. Одновременно еще одна большая
группа судов уже всего промрайона стала
подтягиваться к месту происшествия.
Затем, примерно в 15 часов,
были организованы переговоры с капитаном
американского боевого корабля. Мы требовали
объяснить произвол, освободить капитана и экипаж
траулера. На все это капитан американского
корабля отреагировал весьма странно. А именно -
дал команду подготовить артиллерийские
установки и пулеметы. Хотя все переговоры велись
в корректной форме. А в ответ на нашу просьбу
предоставить капитану «Гиссара» осветить
обстановку, американцы заявили, что он
отказывается от общения с российскими судами.
Это показалось нам явной ложью.
И только через 12 часов в
результате жесткого нажима на капитана
американского корабля и попыток пришвартоваться
к «Гиссару» удалось добиться освобождения
из под ареста капитана и экипажа. А сразу же после
освобождения капитан «Гиссара» заявил по
радио протест. И при этом указал, что американцы
принуждали его к сотрудничеству.
Между тем погода резко
ухудшилась. Шторм достигал 8 баллов и
«Гиссар» относило в американскую
экономзону, что было бы крайне нежелательно.
Экипажу «Гиссара» удалось бросить якорь на
большую глубину, что замедлило скорость дрейфа.
А утром 5 августа
возобновились наши переговоры с американцами. У
нас складывалось мнение, что американцы
сознательно тянут время и ждут, когда
«Гиссар» действительно сдрейфует в их
экономзону, и они — уже наверняка! — смогут
предъявить ему тяжкое обвинение. Российские же
суда — в этом случае — не смогут препятствовать
буксировке.
Это подтвердилось и
сообщением вахтенного помощника «Гиссара» о
том, что группой захвата ведется вовсю
подготовка к буксировке. В ответ на эти действия
американцев мы заявили, что заградим путь своими
тралами, а в этом случае американский корабль
неизбежно намотает трал на винт. Видимо, эта
нешуточная угроза и остановила предпринятую
попытку захвата и буксировки.
И последнее наше решение -
идти на швартовку к «Гиссару» и высадить на
его борт группу капитанов — в условиях непогоды
было трудно выполнимым. А медлить было нельзя,
ведь по всем расчетам через 2 часа «Гиссар»
неизбежно оказался бы в американской
экономической зоне. Все же мы решились, невзирая
на все угрозы американцев и всю их агрессивность.
А когда американцы уверились в нашей решимости
(после первой неудачной швартовки), то они срочно
попросили время для снятия своих людей с
«Гиссара». Мы эту просьбу выполнили, и в
течение 30 минут группа захвата покинула борт
российского траулера. Еще через полтора часа
РТМС «Гиссар» в сопровождении американского
патрульного судна начал движение в сторону
нашего ПС «Антиас» для принятия на борт
комиссии «Риомбир». Остальные наши суда
последовали на промысел. Печальным итогом всего
этого почти детективного приключения стал
сердечный приступ у капитана «Гиссара» — не
выдержал он тягчайшей нервной перегрузки.
На следующий день самолет
«US Coast Guard» типа «Orion» на низкой высоте до
самой темноты бражировал над местом
происшествия (видимо, керосина у американцев — хоть залейся). А 12 российских траулеров 4–5
августа, взяв в плотное кольцо американский
патрульный корабль и РТМС «Гиссар», не
работали, вели переговоры, требуя
справедливости. Еще 14 судов были на подходе к
«Гиссару», чтобы помочь ему в беде.
Весь же инцидент в
Беринговом море мы, рыбаки, расценили как
попрание всяческих норм международного права.
Остается добавить, что
помимо протеста рыбаков, их четких, правовых
действий, их солидарности шла огромная и очень
оперативная работа по дипломатическим каналам.
Но все же именно решимость простых рыбаков
сыграла в конфликте немаловажную роль. А
руководил всеми действиями российских рыбаков
капитан-директор РТМС «Механик Брызгалин»,
председатель совета капитанов Беринговоморской
экспедиции Стоцкий. Его очень активно
поддерживали капитаны всех судов, участвующих в
акции. Да это и понятно: ведь каждый из них в любой
момент мог оказаться в положении их коллеги с
«Гиссара».
Теперь же, после урока,
преподанного в Беринговом море американцам, надо
думать, их агрессивные помыслы несколько
снизятся. Будут знать наших!
С. ШТЕЙНБЕРГ.
Назад
|