НОВАЯ КАМЧАТСКАЯ ПРАВДАПОЧЕМУ ГОСДЕПАРТАМЕНТ США ТРЕБУЕТ СТРОГО НАКАЗАТЬ РОССИЙСКИХ РЫБАКОВ?Несколько суток дальневосточники напряженно следили за событиями
в Беринговом море, где третьего августа береговой охраной США был задержан
рыболовецкий траулер-морозильщик «Гиссар» из Владивостока. Пресса скрупулезно
сообщала все подробности развития ситуации, рассказывая о мужественном
поведении экипажа судна, о солидарности, которую проявили российские рыбаки
в экстремальных условиях, помогая соотечественникам. К счастью, предпринятые
по линии МИДа меры, помогли благополучно разрешить конфликт — и, прежде
всего, не довести его до вооруженного столкновения. Анализировалась и причина
происшествия, в том числе и вопросы: мог ли «Гиссар» все же зайти в экономическую
зону США, на каком расстоянии он находился от буферной зоны в своих водах,
когда промыслом наших рыбаков заинтересовалась береговая охрана американцев,
какие действия с той и другой сторон были правомочны и объективно необходимы
и т.д.
Наверное, все это заслуживает и выяснения, и обсуждения, и оценки.
Но — лишь в контексте данного конкретного события. Потому что на самом
деле не имеет ровно никакого значения, заходил «Гиссар» в экономзону Штатов
или нет. Проблема заключается в том, что аналогичные конфликты (этот ведь
тоже не первый — достаточно вспомнить историю двухлетней давности с хабаровским
СТР «Черняево») будут происходить снова и снова, по поводам и без них.
До тех пор, пока действует Соглашение США — Россия, подписанное американским
Госсекретарем Бейкером и советским министром иностранных дел Шеварднадзе
1 июня 1990 года. Этот документ, считалось с тех пор, стал несомненным
успехом американской дипломатии. И очередным провалом советской, причем
таким, который следовало бы напрямую называть преступным. Потому что если,
скажем, Аляску и продали за гроши — то все же и не задаром. За переданный
американцам в 1977 году участок в центральной части Берингова моря, где
наш флот ежегодно добывал 150 тысяч тонн рыбы, американцы в качестве компенсации
согласились выделять квоту в своей беринговоморской зоне — и делали это
до 1981 года, когда отказались от взятых обязательств из-за афганского
вопроса. А вот Соглашением 1990 года, приняв противоречащее Международному
морскому праву предложение о разграничении экономических зон США и России
(там, где водное пространство между побережьями менее 400 миль) не по прямой
линии, а по изогнутой (упрощенно говоря), господин Шеварднадзе в
буквальном смысле подарил заокеанским соседям весьма лакомые участки от
нашей экономзоны в Беринговом море, взамен приняв от американцев меньшие
по площади и, главное, безрыбные в Чукотском. Причем, которые и так принадлежали
России по Русско-Американской Конвенции 1867 года. Единственное, на что
хватило ума нашему тогдашнему правительству — не ратифицировать это Соглашение.
Твердо отказывается его ратифицировать и нынешняя Госдума. Что, однако,
на ситуацию сегодня не влияет.
Американцы же ратифицировали Соглашение без проволочек — уже в 1991
году. И это неудивительно, потому что уже давно имели виды на даром полученные
впоследствии морские участки, богатые не только морскими биоресурсами,
но и запасами нефти и газа. Так, в 1976 году правительство США выделило
более миллиона долларов на исследовательские работы по нефти, которые показали
два особо перспективных района — акватории залива Нортон и Наваринского
бассейна. Разработка же распроданных участков в Наваринском бассейне американцами
была приостановлена до решения вопроса о разделе зон владения между нашими
двумя государствами. Суть подоплеки, таким образом, ясна. Нефть и рыба
- серьезный стимул у США чтобы любой ценой достичь экономической выгоды.
Впрочем, нет ничего ненормального, когда государство отстаивает свои
интересы. Ненормально, когда пренебрегает ими — как Россия. К такому примерно
выводу уже давно стали приходить все, кто интересовался проблемами Берингова
моря. Но, оказывается, не так все просто. В Америке отношение к Соглашению
1990 года далеко не единодушно одобрительное, как мы предполагали, хотя
и по иным, нежели у нас, причинам.
В июне этого года парламент штата Аляска принял совместную резолюцию
HJR 27 по российско-американским переговорам о морских границах. В ней
законность границ между США и Российской Федерацией подвергается сомнению,
поскольку 1 июня 1990 года государственный секретарь США Джеймс Бейкер
подписал Соглашение с Шеварднадзе без участия представителей Аляски в переговорах
и без согласия штата с условиями Соглашения. И дело тут не только в формальностях.
Ведь сегодня Россия пытается каким-то образом компенсировать то, чего лишилась
благодаря «линии Шеварднадзе». «Ни один из официальных представителей Аляски,
- говорится в резолюции, — не был приглашен для участия в переговорах по
Соглашению, несмотря на то, что оно затрагивает интересы Аляски в области
рыболовства, эксплуатации нефтяных и других природных ресурсов континентального
шельфа, а также в мореплавании в указанном районе... Мы настоятельно требуем,
чтобы предлагаемое Соглашение не ратифицировалось сенатом США, а переговоры
по нему были продолжены с участием официальных представителей штата Аляска
и с учетом текущих и исторических интересов США и Аляски, равно как и их
заинтересованности в территориальных и природных ресурсах...» Парламент
северного американского штата считает, что переговоры, которые сейчас идут
между государственным департаментом США и российским правительством по
пересмотру морских границ, что даст российской стороне дополнительно 40000
кв. миль океана и морского дна и более 136 тысяч улова, ущемит права и
интересы штата. Поэтому, в тексте резолюции парламентарии не стесняются
открыто сказать: «полномочия государственного секретаря устанавливать на
свое усмотрение морскую границу, которые влекут за собой изменения в территории
суши, юрисдикции над морским ложем, суверенитете и собственности штата
Аляска, поднимают вопрос о конституционности и личной виновности...»
Заканчивается резолюция HJR 27, копии которой направлены президенту
Клинтону, госсекретарю Олбрайт и министру юстиции Дж.Рено, требованием
открытых слушаний перед подписанием договора об уступке дополнительных
рыболовных прав и морского дна России. Но любопытно вот что: ставя под
сомнение Соглашение 1990 года, парламент Аляски в своей резолюции приводит
и тот аргумент, что ни бывший СССР, ни правопреемник Союза — Российская
Федерация — до сих пор не ратифицировали его.
Очевидны две вещи. Соглашение 1990 года не устраивает не только российскую
сторону, но и американскую. Однако сделанная бывшим министром иностранных
дел уступка делает теперь ситуацию почти тупиковой, потому что от Штатов
ждать добровольного аналогического жеста было бы наивно, а значит, полюбовный
пересмотр Соглашения, который одинаково устроил бы всех, вряд ли возможен.
Пожалуй, очень наглядно это показывает инцидент с «Гиссаром». Даже
если рассматривать его как единичный случай. Когда, как все уже думали,
накал конфликта позади, атташе по рыболовству посольства России в
США И.В.Михно получил Демарш госдепартамента США. В этом пространном документе,
кстати, есть несколько просто нелепых противоречий, что объяснить затруднительно.
Так, судно российских пограничников в нем почему-то упорно называется «Антарес»,
хотя известно, что к месту событий подходил «Антиас». О небрежной опечатке
не может быть и речи: название пограничного судна в документе упоминается
четырежды — и каждый раз «Антарес». Просто загадка какая-то. Но, в конце
концов, на суть дела это небольшое разночтение не влияет. А вот другое
несоответствие уже ставит в тупик. Сначала Демарш объявляет установленным
фактом нахождение «Гиссара» в экономзоне США:
«Соединенные Штаты выражают свою глубокую озабоченность в связи с нарушением
российским рыболовецким судном «Гиссар» соответствующих законов США во
время незаконного лова рыбы в исключительной экономической зоне США».
«После пристального наблюдения береговая охрана на катере «Гамильтон»
определила, что «Гиссар» производил лов рыбы в исключительной экономической
зоне США».
Далее следует довольно странная фраза:
«Вахтенный журнал самого «Гиссара» показывал, что лов рыбы происходил
в то время, как судно береговой охраны США находилось в исключительной
зоне США». Но что здесь указывает, что лов рыбы тоже происходил в американской
зоне? Никакой логики. И, главное, где же тогда веские доказательства нарушения
экономической зоны, за которое госдепартамент США настаивает на принятии
к нему российским правительством «строжайших мер»?
Но следующая часть документа, похоже, начинает проливать свет на истину.
Госдепартамент хочет, чтобы «Гиссар» понес наказание и за работу в российской
буферной зоне. Предлагается также, «чтобы российские пограничники обеспечивали
соблюдение режима буферной зоны с российской стороны морской границы».
Заметили, акцент постепенно переходит исключительно к буферной зоне?
«Правительство Российской Федерации ранее устанавливало 5-мильную буферную
зону для предотвращения инцидентов, подобных этому, и такой механизм был
эффективен. Мы понимаем, что глубина буферной зоны была недавно уменьшена
с 5 до 1,5 миль. Мы предлагаем Правительству России вернуться к эффективному
соблюдению 5-мильной буферной зоны как дополнительному средству предотвращения
подобных ситуаций в будущем».
В общем, уже очевидно, что весь сыр-бор — чтобы было основание сделать
России такое предложение. Казалось бы, что за акватории на этой 3,5-мильной
полоске? Но для России, уже лишенной огромных промысловых площадей в самых
богатых рыбными ресурсами частях Берингова моря — немалые. Восстановление
5-мильной буферной зоны с российской стороны еще больше ослабит наши позиции
здесь и усилит американские. Немного, но это будет просто очередной шаг
в расширении сферы влияния США в Беринговом море,
Которое — напомним — до 1867 года было внутренним морем России. И не
продай Александр II Штатам Аляску и Алеутские острова, таким бы и оставалось.
Елена ФЕДОРЧЕНКОНазад |