Соединенные штаты весьма обеспокоены нарушением законов США российским рыболовецким судном "Гиссар", которое вело нелегальный промысел в исключительной энономзоне США. Мы также возмущены поведением других российских рыболовецких судов, которые помешали действиям катера Береговой Охраны США по охране закона.
Мы вновь заявляем протест в связи с инцидентом 2 - 4 августа. Пока российское правительство не предпримет скорых и решительных шагов, этот инцидент может повториться. При этом жизни сотрудников Береговой Охраны и членов экипажей судов, вовлеченных в конфликт, сами суда окажутся под угрозой.
Мы приняли решение преследовать "Гиссар", высадиться на его борт и задержать это судно, поскольку уверены в объективности информации Береговой Охраны. Катер Береговой охраны "Гамильтон" после тщательного изучения обстановки установил, что "Гиссар" вел промысел в исключительной экономзоне США. Судовой журнал "Гиссара" также подтверждает, что в момент обнаружения Береговой Охраной "Гиссар" работал в экономзоне США.
Российский пограничный корабль "Антиас", который прибыл спустя несколько часов после начала инцидента, проинформировал "Гамильтон", что навигационное оборудование "Гиссара" было исправно. "Антиас" обеспечил "Гамильтону" поддержку. Руководство "Антиаса" сообщило, что за нарушение границ российской буферной зоны, на "Гиссар" будет наложен штраф, эквивалентный 39700 долларам. Больше "Антиас" ничего не предпринял и покинул район, хотя ситуация становилась напряженной.. Преследование "Гиссара" в российских водах и его задержание осуществлены в полном соответствии с принципами международного права. США обеспокоены действиями других российских траулеров в этом районе, которые намеренно мешали законному задержанию "Гиссара". Особенно это касается двух судов, шедших рядом с "Гиссаром". Их действия были опасны и безответственны.. Российские суда помешали должностным лицам США выполнить свои законные обязанности.. Экипажи этих судов сообщили капитану "Гамильтона", что они выполняют указания российского правительства. Чтобы избежать угрозы судам и человеческим жизням, "Гамильтон" согласился передать "Гиссар" в распоряжение российского пограничного корабля "Антиас". Мы настаиваем, чтобы российское правительство приняло самые строгие меры, предусмотренные законодательством России, в отношении к "Гиссару" и другим судам, участвовавшим в инциденте. Эти меры должны включать в себя как минимум: судебное преследование "Гиссара" за нарушение российского закона, запрещающего промысел в российской буферной зоне: судебное преследование "Гиссара" в соответствии с законодательством России за нарушение закона США, запрещающего промысел в исключительной экономзоне США; судебное преследование "Механика Брызгалина", "Простора" и других российских судов, создавших опасную ситуацию. Мы рассчитываем, что ваше правительство проинформирует нас о степени наказания до вынесения заключительного решения по делу и взыскания штрафов.
Власти США продемонстрировали большое самообладание, решив не использовать свое законное право и не применять силу по отношению к нарушителю. Мы просим российское правительство выступить с официальным заявлением, в котором оно подтвердит, что "Гиссар" и другие российские траулеры действовали неправильно и создали опасную ситуацию, когда вмешались в наши действия по охране закона США.
Мы просим ваше правительство обеспечить эффективную охрану морской границы российской погранслужбой, чтобы подобные инциденты не повторялись. Это в интересах обеих стран.
Мы также надеемся, что российские пограничники ужесточат режим на своем участке буферной зон Ранее российское правительство образовало 5 - мильную буферную зону, чтобы не допустить подобные инциденты и это оказалось эффективным.
Мы полагаем, что глубина буферной зоны была недавно уменьшена с 5 до 1,5 мили. Мы рассчитываем что вы установите прежний режим охраны 5 - мильной буферной зоны, как дополнительный способ уменьшит вероятность возникновения инцидентов в будущем.
Правительство США серьезно относится к правам и обязанностям, связанным с охраной морской границ Невозможно поддерживать нормальный промысловый режим, если российские траулеры начнут злоупотреблять нашим терпением, а российские пограничники, не будут на это реагировать.
Наши правительства уже несколько лет пытают прийти к соглашению, которое ускорит ратификацию договора 1990 года о границе Российской Федерации в контексте уверенно развивающихся промысловых соглашений в Беринговом море. Инциденты, подобные инциденту с "Гиссаром", помешают межправительственным переговорам завершиться успешно.
Мы должны быть уверены, что российские рыболовецкие суда будут вести себя достойно и соблюдать границы, пока мы не рассмотрим соглашения по рыболовству, которые бы дали этим самым судам возможность вести промысел в водах под юрисдикцией США.