МОЛЧАНИЕ СМЕРТИ ПОДОБНО

Уже больше месяца длится история с задержанием российского траулера «Спитак» береговой охраной США в Беринговом море. Конфликт получил широкую огласку в российских и западных СМИ. Отслеживая практически всю информацию о «Спитаке», редакция «ТВ» обратила внимание на существенные противоречия в сообщениях отечественных и американских источников. Решив досконально разобраться в ситуации, мы связались с руководством компании ООО «Киль» в Магадане и попросили прокомментировать события, а также ответить на некоторые вопросы. Вот, что из этого получилось.

В прошлом номере «ТВ» мы напечатали две версии, российской и американской сторон, о происшедшем с СТР «Спитак» инциденте. За основу версии США была взята статья информационного агентства «Seafood», где ООО «Киль» определялось как совместная российско-американская компания, на что судовладельцы категорически заявили: ООО «Киль» — самостоятельное предприятие и никогда не являлось совместной российско-американской фирмой и не будет являться таковой. Утверждение Ричарда Престона, капитана катера береговой охраны «Акушнет», о том, что на задержанном траулере практически не было провизии, а пресную воду экипажу заменяла дождевая вода, руководство компании опровергло: запасы продуктов питания, воды и дизельного топлива на борту судна в момент задержания были в допустимом объеме, согласно норм.
30 августа в интернете, на сайте того же информационного агентства была опубликована очередная статья про многострадальный траулер. Вот лишь некоторые выдержки из нее: «Как утверждает Дэн Харрис, адвокат из Сиэтла, представляющий интересы судовладельцев задержанного российского траулера «Спитак», вопрос об освобождении судна скоро будет решен. Если новые судовладельцы выплатят до 5 сентября 2000 года штраф в размере 180 тысяч долларов, судно и его экипаж смогут вернуться в Россию. Если же оплаты не будет, судно будет конфисковано в пользу США. Помощник уполномоченного прокурора Анкориджа, Джеймс Баркли, так же как и его начальник, отказался комментировать ситуацию».
Ответ пострадавшей стороны: судовладельцем СТР «Спитак» является и будет являться российская компания — ООО «Киль»; на сегодняшний день (факс с комментариями был получен 1 сентября) деньги для доставки экипажа на борт траулера, на провизию и снабжение судна перечислены. Не позднее 3-го сентября будет оплачен и штраф в полном объеме. Судно будет освобождено из-под ареста и продолжит промысел.
Автор статьи пишет, что «Спитак» в настоящее время находится на Уналашке под присмотром морской службы США, и, как отметил Харрис, конфликт с задержанием судна вынудил предыдущих судовладельцев из Магадана отказаться от него и бросить экипаж на произвол судьбы, а траулер теперь принадлежит одной владивостокской компании, которая пожелала остаться в тени. Тут же говорится, что после задержания береговой охраной судно было отконвоировано в Датч-Харбор, а 20 членов экипажа были перевезены из Уналашки в Анкоридж, под опеку иммиграционных властей.
Далее еще интереснее — согласно ИА «Seafood», все та же иммиграционная служба вознамерилась выдворить русских рыбаков на родину, чему те, собственно, и были рады. Однако 17 августа самолет магаданских авиалиний вернули с выруливающей полосы в терминал международного аэропорта Анкориджа, а экипаж, против их воли, оставили в Анкоридже. Причиной этого стало решение судовладельцев оставить экипаж в США, чтобы судно можно было вернуть в Россию.
По заявлению управляющего иммиграционной службы, Роберта Эдди, рыбаки просто хотели вернуться домой, в Магадан, и сначала отказывались покидать салон самолета. В силу определенных обстоятельств им, все-таки, пришлось выйти из самолета. Злые, без денег, они переночевали прямо в аэропорту, пока их не приютили местные русские семьи. Как сказал две недели назад Роберт Эдди, судовладельцы отреклись от экипажа своего траулера.
Напомним, что 31 июля во время промысла, траулер углубился в беринговоморские воды США на 800 метров, за что и был арестован доблестной американской береговой охраной. По утверждению все того же адвоката, Дэна Харриса, «Спитак» на самом деле не вел промысел, а всего лишь маневрировал и его снасти плавали на поверхности воды. Зато бдительные офицеры береговой охраны обнаружили в трале аж 22,6 кг минтая, за которые в порту Датч-Харбор могут заплатить целых 4 доллара! Чувствуете недоумение? А обиду?
Теперь представьте себе обиду 20 членов экипажа несчастного траулера, которых американские СМИ буквально высмеяли, как каких-то пьяных дикарей (см. публикацию предыдущего выпуска «ТВ»). Почувствуйте негодование руководителей ООО «Киль», которые говорят, что все было наоборот: депортация членов экипажа не состоялась в связи с действиями адвоката фирмы, Дэна Харриса, члены экипажа не изъявляли желания лететь в Россию, а были в наручниках и ножных кандалах доставлены на борт самолета по требованию иммиграционной службы США. Смеем заявить, что члены экипажа выполняют только распоряжения руководства ООО «Киль». Экипаж ночевал в здании аэропорта не по своей прихоти, а по распоряжению властей США. Судовладелец не отказался от экипажа своего траулера, а предпринимал все меры по обеспечению размещения экипажа в русской общине г. Анкориджа (не безвозмездно), но из-за бюрократических проволочек, в связи с желанием американской стороны раздуть скандал, этот процесс занял длительный промежуток времени.
В дополнение к вышесказанному, исполнительный директор ООО «Киль» В.И. Черкасский утверждает: единственные потери, которые понесло предприятие в связи с вышеизложенным инцидентом, помимо финансовых затрат, — это смена руководства компании.
Ну что ж, похоже, неприятности магаданской компании и злоключения членов экипажа СРТ «Спитак» скоро закончатся. Можно еще долго обсуждать очередной конфликт российских рыбаков и властей США, но стоит ли искать правых и виноватых? Причины подобных инцидентов вполне понятны: они возникают из-за стремительного сокращения рыбных запасов Берингова моря и здесь четко прослеживается экономическая зависимость соседствующих государств от этих запасов. А решать проблему сохранения биоразнообразия Берингова моря рыбакам, как российским, так и американским, просто необходимо, от этого зависит их дальнейшая жизнь и судьба многих людей, проживающих на беринговоморском побережье. Поэтому мы еще раз призываем откликнуться на обращение Фонда «Северная Пацифика» и Тихоокеанского центра защиты окружающей среды и природных ресурсов по поводу проведения общественной российско-американской конференции по проблемам сохранения биоресурсов Берингова моря, опубликованное в 16 номере «ТВ». Наше молчание может очень дорого нам обойтись, если только мы не хотим стать свидетелями смерти столь нужных нам биологических запасов Берингова моря.

Алексей Вахрин


Назад