МОХНАТЫЕ КУРИЛЬЦЫ проживающие
на южных Курильских островах айны. Русские землепроходцы прозвали их так,
поскольку в отличие от всех северных народов, практически не имеющих
никакой растительности на лицах, эти были такими же бородатыми,
как православные русские казаки.
Курилы в ту пору еще не принадлежали никому. На них проживали в первобытнообщинном
состоянии племена, называвшие себя то ли айну (что значит житель),
то ли кур (что значит человек), то ли куши
(значения этого слова точно не знает никто).
В тогдашних китайских хрониках айны именуются словами куи, кушо
и люгуй, а в японских эбису.
Чуть позже россияне станут делить их на курильцев и дальних курильцев
и прозывать (вслед за японцами) мохнатыми и дикими.
Впрочем, для японцев и сами россияне тоже являлись мохнатыми, такими
же езо или эдзо (дикарями, варварами), как айны.
Первое в России описание курильского народа относится к середине XVIII века
и принадлежит перу уникального человека и ученого, Степана Петровича Крашенинникова:
Все вообще (дикие народы Камчатки и островов)
житием гнусны, нравами грубы, язычники не знающие Бога и не имеющие никаких письмян
Курилы говорят тихо, плавно, свободно и приятно. Слова в языке их
посредственны, гласных и согласных в них умеренно; но и самой народ
всех диких народов добронравнее, осторожнее, правдивее, постояннее,
обходительнее и честолюбивее.
Английский зверопромышленник капитан Сноу, долгое время вынужденно проживавший у айнов
на Итурупе, так описывал их: Айны широкоплечи, стройны, крепки, и если их вымыть
и причесать, то можно счесть за красавцев. Преувеличенная слава их волосатости,
без сомнения, обязана их контрасту с гладкокожими, лысыми китайцами и японцами.
У них светлая кожа и европейский разрез глаз, конечности и фигура прекрасно образованы,
голос очень приятный
Хотя им много приходится работать, но они полны веселья
и любви к забавам.
(Королюк В.П. Остров Итуруп)Назад |