“МОХНАТЫЕ” КУРИЛЬЦЫ — проживающие на южных Курильских островах айны. Русские землепроходцы прозвали их так, поскольку в отличие от всех северных народов, практически не имеющих никакой растительности на лицах, эти были такими же бородатыми, как православные русские казаки.
Курилы в ту пору еще не принадлежали никому. На них проживали в первобытнообщинном состоянии племена, называвшие себя то ли “айну” (что значит “житель”), то ли “кур” (что значит “человек”), то ли “куши” (значения этого слова точно не знает никто). В тогдашних китайских хрониках айны именуются словами “куи”, “кушо” и “люгуй”, а в японских — “эбису”.
Чуть позже россияне станут делить их на курильцев и дальних курильцев и прозывать (вслед за японцами) “мохнатыми” и “дикими”. Впрочем, для японцев и сами россияне тоже являлись “мохнатыми”, такими же “езо” или “эдзо” (“дикарями”, “варварами”), как айны.
Первое в России описание курильского народа относится к середине XVIII века и принадлежит перу уникального человека и ученого, Степана Петровича Крашенинникова: ”Все вообще (дикие народы Камчатки и островов) житием гнусны, нравами грубы, язычники не знающие Бога и не имеющие никаких письмян… Курилы говорят тихо, плавно, свободно и приятно. Слова в языке их посредственны, гласных и согласных в них умеренно; но и самой народ всех диких народов добронравнее, осторожнее, правдивее, постояннее, обходительнее и честолюбивее.”
Английский зверопромышленник капитан Сноу, долгое время вынужденно проживавший у айнов на Итурупе, так описывал их: “Айны широкоплечи, стройны, крепки, и если их вымыть и причесать, то можно счесть за красавцев. Преувеличенная слава их волосатости, без сомнения, обязана их контрасту с гладкокожими, лысыми китайцами и японцами. У них светлая кожа и европейский разрез глаз, конечности и фигура прекрасно образованы, голос очень приятный… Хотя им много приходится работать, но они полны веселья и любви к забавам.”

(Королюк В.П. Остров Итуруп)

Назад