МЕДВЕЖИЙ ПРАЗДНИК связан с почитанием
медведя, культ которого был распространен у народов Нижнего
Амура и Сахалина. Медведь считался магическим животным
и ассоциировался с плодородием, здоровьем, благополучием.
У орочей и удэгейцев медвежий праздник отмечался
во время полнолуния. Последний раз подобное торжество проводилось
у орочей в 1932. Начальный этап медвежьего праздника связан
с обычаем выкармливания медведя в клетке до 3-летнего возраста.
Хозяин, поймавший медведя, плевал ему в рот, чтобы он не был злым.
Зверя сажали в специальный сруб и сверху закрывали бревнами.
Для кормления медведя делали ритуальную посуду: корытце, чашку,
большой ковш и ложки. В день открытия медвежьего праздника
созывали односельчан и жителей близких поселений, все приезжали
в нарядных одеждах. В полдень хозяин медведя, он же устроитель
торжества, с корьем в одной руке и пешней в другой шел к срубу
и обращался к медведю с речью, затем зверя вели на заранее
приготовленную арену. Привязав медведя к стойкам козел, мужчины,
вооруженные луками, начинали стрелять в него.
Стреляли с 3-х дистанций; с последней дистанции медведя добивал хозяин,
подчеркивая тем самым свое уважение к посланцу хозяина тайги.
Под крик гостей с убитого зверя снимали цепь и крюк и относили
в жилище хозяина, это было своеобразным приглашением медведя.
Мясо медведя и часть внутренностей варили в большом котле.
Гости садились вокруг котла и принимали мясо из рук хозяина.
Голову медведя хозяин давал самому почетному гостю, который
за это дарил ему собаку. Кости складывали в кучу и заваливали
бревнами. Череп медведя закрепляли на пне. Это место считалось священным и запретным.
Гости ели, играли на музыкальных инструментах, пели, плясали,
веселились, играли в различные игры, состязались в силе и ловкости,
устраивали гонки на собаках, запряженных в нарты. Праздник
превращался в массовое ликование с пиршеством и угощениями,
длился несколько дней, на 8-й день гости разъезжались по домам.
(Приморский край: краткий энциклопедический справочник)Назад |