ОРОЧИ народ в России, нани (самоназвание, последнее заимствовано от
амурских нанайцев: на земля, ни человек, перевод местный житель;
обычно именовали себя по местам проживания, по родовой принадлежности).
Численность 915 человек. Живут в Хабаровском крае дисперсно, преимущественно на реке Тумнин
близ города Советская (в прошлом Императорская) Гавань, на Амуре. Говорят на орочском языке
тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Распространен также русский язык.
Орочи имеют смешанное происхождение в их состав вошли местные и пришлые, главным образом
тунгусские (эвенкийские), этнические элементы. Почти все орочи жили оседло.
Основные традиционные занятия охота (кабарга, лось, медведь, пушной зверь), в том числе
морская, и рыболовство. Оружием охоты служили лук со стрелами, копье, ставились ловушки, петли,
самострелы и др. Огнестрельное оружие, капканы появились в XIX веке. Рыбачили круглый год, летом
в маленьких долбленках и больших дощатых лодках по рекам, а для добычи нерпы и сивуча
выходили в Татарский пролив и его бухты. Морского зверя били гарпунами, из ружья, на льдинах и
берегу колотушками, рыбу (кета, горбуша, таймень и др.) ловили сетями, неводом,
устраивали ловушки, били острогой.
Традиционные ремесла кузнечное (остроги, серебряные украшения и др.), обработка дерева,
бересты, изготовление нарт, лодок, лыж (подклеенных мехом). Женщины обрабатывали шкуры животных,
шили одежду и обувь, вышивали. У орочей было развито ездовое собаководство.
Зимнее жилище (конца XIX века) срубная полуземлянка; летник корьевой домик с
двускатной крышей, промысловое жилище двускатный шалаш, чум.
Одежда (мужская и женская) распашной халат (из ткани, рыбьей кожи, оленьей замши), у
охотников юбка, безрукавка с ременными завязками на груди. Зимой мужчины надевали поверх
(женщины под халат) кожаный передник. Летний головной убор (мужской и женский) большая
берестяная в форме невысокого конуса шляпа, зимой мужчины носили круглую шапочку с меховыми
наушниками, женщины ватную или меховую шапку. Обувь унты из рыбьей кожи поверх
ноговиц, торбаса из оленьих или нерпичьих шкур.
К началу XX века сохраняли пережитки патриархально-родового строя. Жили небольшими селениями
по 27 патрилинейных рода. Существовала коллективная собственность на промысловые охотничьи
и рыболовные угодья.
Христианство было воспринято орочами формально. Сохранялись традиционные верования
(анимизм, шаманство).
Современные орочи работают в сельском хозяйстве, занимаются традиционным охотничье-рыболовецким
хозяйством, заняты в леспромхозах, живут в городах. Сформировалась собственная интеллигенция.
В наши дни традиционная культура орочей находится на грани исчезновения. И тем не мене в
Ванинском районе Хабаровского края образованы национальные общины Промысловик и
Север, работает рыболовецкая артель 50 лет Октября. В художественной
мастерской поселка Ванино шьют национальную одежду, обувь; некоторые старожилы ведут кружки
вышивки, национальных ремесел.
В поселках Датта и Орочи открыты неполные средние школы. В основном дети учатся в Хабаровске.
В 1994 году педагог Г. Абрамова разработала учебник орочского языка. Е. Акимов, владеющий
секретом обработки рыбьей кожи, организовал в поселке Усть-Орочи мастерскую по изготовлению
изделий из нее. Выставка его работ уже была в Москве.
(Энциклопедия Народы и религии мира)Назад |