ОРОЧИ — народ в России, нани (самоназвание, последнее заимствовано от амурских нанайцев: на — земля, ни — человек, перевод — “местный житель”; обычно именовали себя по местам проживания, по родовой принадлежности).
Численность 915 человек. Живут в Хабаровском крае дисперсно, преимущественно на реке Тумнин близ города Советская (в прошлом Императорская) Гавань, на Амуре. Говорят на орочском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Распространен также русский язык.
Орочи имеют смешанное происхождение — в их состав вошли местные и пришлые, главным образом тунгусские (эвенкийские), этнические элементы. Почти все орочи жили оседло.
Основные традиционные занятия — охота (кабарга, лось, медведь, пушной зверь), в том числе морская, и рыболовство. Оружием охоты служили лук со стрелами, копье, ставились ловушки, петли, самострелы и др. Огнестрельное оружие, капканы появились в XIX веке. Рыбачили круглый год, летом — в маленьких долбленках и больших дощатых лодках по рекам, а для добычи нерпы и сивуча выходили в Татарский пролив и его бухты. Морского зверя били гарпунами, из ружья, на льдинах и берегу — колотушками, рыбу (кета, горбуша, таймень и др.) ловили сетями, неводом, устраивали ловушки, били острогой.
Традиционные ремесла — кузнечное (остроги, серебряные украшения и др.), обработка дерева, бересты, изготовление нарт, лодок, лыж (подклеенных мехом). Женщины обрабатывали шкуры животных, шили одежду и обувь, вышивали. У орочей было развито ездовое собаководство.
Зимнее жилище (конца XIX века) — срубная полуземлянка; летник — корьевой домик с двускатной крышей, промысловое жилище — двускатный шалаш, чум. Одежда (мужская и женская) — распашной халат (из ткани, рыбьей кожи, оленьей замши), у охотников — юбка, безрукавка с ременными завязками на груди. Зимой мужчины надевали поверх (женщины под халат) кожаный передник. Летний головной убор (мужской и женский) — большая берестяная в форме невысокого конуса шляпа, зимой мужчины носили круглую шапочку с меховыми наушниками, женщины — ватную или меховую шапку. Обувь — унты из рыбьей кожи поверх ноговиц, торбаса из оленьих или нерпичьих шкур.
К началу XX века сохраняли пережитки патриархально-родового строя. Жили небольшими селениями по 2–7 патрилинейных рода. Существовала коллективная собственность на промысловые охотничьи и рыболовные угодья. Христианство было воспринято орочами формально. Сохранялись традиционные верования (анимизм, шаманство).
Современные орочи работают в сельском хозяйстве, занимаются традиционным охотничье-рыболовецким хозяйством, заняты в леспромхозах, живут в городах. Сформировалась собственная интеллигенция.
В наши дни традиционная культура орочей находится на грани исчезновения. И тем не мене в Ванинском районе Хабаровского края образованы национальные общины “Промысловик” и “Север”, работает рыболовецкая артель “50 лет Октября”. В художественной мастерской поселка Ванино шьют национальную одежду, обувь; некоторые старожилы ведут кружки вышивки, национальных ремесел.
В поселках Датта и Орочи открыты неполные средние школы. В основном дети учатся в Хабаровске. В 1994 году педагог Г. Абрамова разработала учебник орочского языка. Е. Акимов, владеющий секретом обработки рыбьей кожи, организовал в поселке Усть-Орочи мастерскую по изготовлению изделий из нее. Выставка его работ уже была в Москве.

(Энциклопедия “ Народы и религии мира”)

Назад