СИБИРСКАЯ ФЛОТИЛИЯ — сформирована в 1731 после объявления Охотска военным портом; до 1856 называлась Охотской. В 1714 в Охотске началось строительство парусных кораблей для плавания из Охотска на Камчатку, получившее наибольшее развитие во время 1-й (1725–30) и 2-й (1733–43) Камчатских экспедиций под руководством В. Беринга.
Позднее флотилия пришла в упадок. В конце 18 века с трудом перевезли сухопутные войска из Охотска на Камчатку для укрепления ее обороны. В 1812 на Камчатке был образован глубоководный порт, которому стали отдавать предпочтение при морских перевозках с Балтики. В 1851 Охотский порт упразднен. Флотилия стала базироваться на Петропавловский порт; в состав Сибирской флотилии входили только транспортные суда.
В 1855 гарнизон Петропавловска-Камчатского переведен в Николаевский пост, Николаевск объявлен главным морским портом; Охотская флотилия переименована в Сибирскую, в ее состав вошли транспортные суда и боевые корабли. Для флотилии в США был построен пароходофрегат “Америка”, также закуплены 2 винтовых парохода “Японец” и “Манджур”.
В 1860 в состав Сибирской флотилии вошли лодки “Морж”, “Соболь” и “Горностай”. В 1871 военно-морской базой Сибирской флотилии был Владивосток. Николаевск-на-Амуре долгое время оставался кораблестроительным центром на Дальнем Востоке. В 1870 здесь для Сибирской флотилии были построены винтовые шхуны “Ермак” и “Тунгуз”, в 1877— канонерская лодка “Нерпа”.
После поражения России в русско-японской войне правительство не имело средств для усиления Сибирской флотилии. В 1906 в ее состав входили крейсера “Аскольд” и “Жемчуг”, 8 эсминцев, 17 миноносцев и 13 подводных лодок. В 1-ю мировую войну флотилия потеряла крейсер “Жемчуг”, “Аскольд” был направлен в Средиземное море, затем переведен на Северный Ледовитый океан.
Гражданская война и интервенция закончили уничтожение Северной флотилии. В 1922 во Владивостоке остались только неисправные корабли, 3 миноносца из которых восстановили, но вскоре отправили на слом.

(Приморский край: краткий энциклопедический справочник)

Назад