СИБИРСКАЯ ФЛОТИЛИЯ сформирована
в 1731 после объявления Охотска военным портом; до 1856
называлась Охотской. В 1714 в Охотске началось строительство
парусных кораблей для плавания из Охотска на Камчатку,
получившее наибольшее развитие во время 1-й (172530)
и 2-й (173343) Камчатских экспедиций под руководством В. Беринга.
Позднее флотилия пришла в упадок. В конце 18 века с
трудом перевезли сухопутные войска из Охотска на Камчатку
для укрепления ее обороны. В 1812 на Камчатке был образован
глубоководный порт, которому стали отдавать предпочтение
при морских перевозках с Балтики. В 1851 Охотский порт упразднен.
Флотилия стала базироваться на Петропавловский порт; в состав
Сибирской флотилии входили только транспортные суда.
В 1855 гарнизон Петропавловска-Камчатского переведен
в Николаевский пост, Николаевск объявлен главным морским портом;
Охотская флотилия переименована в Сибирскую, в ее состав вошли
транспортные суда и боевые корабли. Для флотилии в США был построен пароходофрегат Америка, также закуплены 2 винтовых парохода
Японец и Манджур.
В 1860 в состав Сибирской флотилии вошли
лодки Морж, Соболь и Горностай.
В 1871 военно-морской базой Сибирской флотилии был
Владивосток. Николаевск-на-Амуре долгое время оставался
кораблестроительным центром на Дальнем Востоке. В 1870 здесь
для Сибирской флотилии были построены винтовые шхуны Ермак и Тунгуз, в 1877 канонерская лодка Нерпа.
После поражения России в русско-японской войне правительство
не имело средств для усиления Сибирской флотилии. В 1906 в ее состав
входили крейсера Аскольд и Жемчуг,
8 эсминцев, 17 миноносцев и 13 подводных лодок. В 1-ю мировую
войну флотилия потеряла крейсер Жемчуг,
Аскольд был направлен в Средиземное море, затем
переведен на Северный Ледовитый океан.
Гражданская война и интервенция закончили уничтожение
Северной флотилии. В 1922 во Владивостоке остались только
неисправные корабли, 3 миноносца из которых восстановили,
но вскоре отправили на слом.
(Приморский край: краткий энциклопедический справочник)Назад |