Байкал транспорт
русского Военно-морского флота, участвовавший в
исследовании Дальнего Востока. Построен в 1848 году
в Гельсингфорсе (Финляндия). Водоизмещение
около 500 тонн, длина 28,5 м, ширина 7,5 м,
высота борта 5,1 м, осадка 3,8 м, экипаж
37 человек. Парусное вооружение бригантины: на борту имел
шесть 76- миллиметровых артиллерийских орудий.
В том же 1848 году его командир капитан-лейтенант
Г.И. Невельской получил задание доставить на Байкале
грузы на Камчатку. Выйдя из Кронштадта и обогнув мыс Горн,
Байкал 12 мая 1849 года прибыл в
Петропавловск-Камчатский, затратив на весь путь 8 месяцев
и 23 дня. Летом 1849 года экипаж Байкала
на шлюпках обследовал северное побережье острова Сахалин
(открыв пролив между ним и материком и доказав тем
самым его островное положение), а также Амурский
лиман и устье Амура.
В 18501851 гг. под командованием Г.И. Невельского
Байкал участвовал в Амурской экспедиции.
С борта этого судна были проведены первые
гидрографические исследования Амурского бассейна.
В 1853 году под командованием подпоручика Корпуса
флотских штурманов А.П. Семенова Байкал
продолжил исследования в проливе Невельского.
В 18531856 гг. во время Крымской войны судно
находилось в составе эскадры контр-адмирала В.С. Завойко,
а в последующие годы входило в Сибирскую флотилию.
В октябре 1860 года Байкал исключен из списков
флота и переделан в блокшив. Затонул в 1871 году в бухте
Золотой Рог (Владивосток). В честь этого судна Г.И. Невельской
назвал залив в Охотском море.
Составитель А.М. Токранов, научный сотрудник КИЭП ДВО РАН)e-mail: tok@mail.iks.ruНазад |