“Байкал” — транспорт русского Военно-морского флота, участвовавший в исследовании Дальнего Востока. Построен в 1848 году в Гельсингфорсе (Финляндия). Водоизмещение — около 500 тонн, длина — 28,5 м, ширина — 7,5 м, высота борта — 5,1 м, осадка — 3,8 м, экипаж — 37 человек. Парусное вооружение бригантины: на борту имел шесть 76- миллиметровых артиллерийских орудий.
В том же 1848 году его командир капитан-лейтенант Г.И. Невельской получил задание доставить на “Байкале” грузы на Камчатку. Выйдя из Кронштадта и обогнув мыс Горн, “Байкал” 12 мая 1849 года прибыл в Петропавловск-Камчатский, затратив на весь путь 8 месяцев и 23 дня. Летом 1849 года экипаж “Байкала” на шлюпках обследовал северное побережье острова Сахалин (открыв пролив между ним и материком и доказав тем самым его островное положение), а также Амурский лиман и устье Амура.
В 1850–1851 гг. под командованием Г.И. Невельского “Байкал” участвовал в Амурской экспедиции. С борта этого судна были проведены первые гидрографические исследования Амурского бассейна. В 1853 году под командованием подпоручика Корпуса флотских штурманов А.П. Семенова “Байкал” продолжил исследования в проливе Невельского.
В 1853–1856 гг. во время Крымской войны судно находилось в составе эскадры контр-адмирала В.С. Завойко, а в последующие годы входило в Сибирскую флотилию. В октябре 1860 года “Байкал” исключен из списков флота и переделан в блокшив. Затонул в 1871 году в бухте Золотой Рог (Владивосток). В честь этого судна Г.И. Невельской назвал залив в Охотском море.

Составитель — А.М. Токранов, научный сотрудник КИЭП ДВО РАН)

e-mail: tok@mail.iks.ru

Назад