ЭВЕНЫ — народ в Российской Федерации, эвен (самоназвание), устаревшее русское — ламуты (“приморские жители” от эвенкийского ламу — “море”).
Живут локальными группами в Якутии (8,67 тыс. человек), Магаданской области (3,77 тыс. человек), Чукотском (1,34 тыс. человек) и Корякском АО (713 человек), Камчатской области (1,49 тыс. человек) и Охотском районе Хабаровского края (1,92 тыс. человек). Общая численность 17,2 тыс. человек. Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи; имеет более десятка говоров, которые объединяются в три наречия — восточное, среднее и западное. 52,5% эвенов свободно владеют русским языком, 27,4% считают его родным. Верующие — православные.
С 20-х годов XX века большинство эвенов переходит к оседлости, массовому двуязычию. В 1990-е годы стала проводиться активная политика, направленная на возрождение языка и культуры эвенов. В 1931 была создана письменность на основе латинского, в 1936 — на основе русского алфавита. На эвенском языке ведутся радиопередачи, издаются полосы газет, оригинальная и переводная литература. Ведется преподавание на эвенском языке в школах, педучилищах, ВУЗах.
Традиционное хозяйство эвенов внутренних континентальных областей Сибири — оленеводство, охота (дикий олень, лось, горный баран, пушной зверь) и рыболовство. Группы эвенов-наматкан (“приморские жители”) кочевали весной из континентальной тайги к побережью Охотского моря и осенью — обратно. Безоленные эвены на Охотском побережье (самоназвание — мэнэ, “оседлые”) занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюленьим промыслом, разводили ездовых собак. В XVIII веке у якутских и камчатских эвенов распространилось коневодство, заимствованное у якутов.
Эвенское оленеводство преимущественно малостадное с вольным выпасом оленей. Перекочевки совершались на 10–15 км. Олени использовались для верховой езды и под вьюк. В лесотундре распространены прямокопыльные нарты, заимствованные у якутов, на Камчатке и в Магаданской области — дугокопыльные нарты, заимствованные у чукчей и коряков. Было известно также крупнотабунное оленеводство мясо-шкурного направления.
Охотились верхом на оленях или на лыжах, гоньбой, скрадом, с помощью оленя-манщика, охотничьей собаки. Прибрежные эвены ловили проходную рыбу лососевых пород, в среднем течении и верховьях рек — кунжу, гольца, хариуса. Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны эвенам лишь в 20-х годах XX века.
Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, из сушеной рыбы делали порошок-порсу. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долбленках, которые покупали у соседних народов. Занимались также собирательством ягод, орехов, коры и игл кедрового стланика. Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи и т. д., женщины — обработкой шкур, выделкой ровдуги. Железо и серебро получали путем обмена у якутов, позднее — у русских.
У эвенов существовали два типа переносных жилищ: конический чум — дю, крытый шкурами, ровдугой, рыбьей кожей, берестой, близкий к эвенкийскому, и цилиндро-коническое каркасное жилище чорама-дю. Оседлые эвены до XVIII века жили в землянках (утан) с плоской крышей и входом через дымовое отверстие. Позже появились срубные жилища (уран). Хозяйственные постройки — свайные амбары, невысокие помосты и др.
Мужская и женская одежда близка к эвенкийской: распашные кафтаны, нагрудники и натазники, ноговицы, унты. Зимняя одежда шилась из меха, летняя — из ровдуги. Одежда украшалась бахромой, вышивкой бисером и подшейным волосом оленя, металлическими подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами и серебряными монетами. Головным убором был плотно облегающий голову капор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок. Традиционная мужская одежда вытесняется в тундровых районах чукотской, в лесных — якутской, женская сохраняется более устойчиво.
Традиционная пища эвенов — оленина, мясо диких животных, рыба, дикорастущие растения. Наряду с привозным чаем употребляли заваренные кипятком цветы, листья и плоды шиповника, засушенные листья иван-чая.
У эвенов существовали патрилинейные экзогамные роды: Кукуюн, Мямяль, Дойда, Долган, Уяган, Дутки, Деллянкин и другие, распадавшиеся на территориальные подразделения во главе с выборными старостами, представлявшими род перед администрацией. Стойбищная община объединяла несколько родственных и неродственных семей. Был распространен обычай взаимопомощи, обязывающий охотника отдавать часть добычи соседу.
Семья малая. Брак сопровождался уплатой калыма. Встречались многоженство, помолвки малолетних. Жену могли брать в любом роде, кроме собственного, но предпочтение отдавалось роду матери. До XVIII–XIX веков практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных помостах.
Были развиты промысловые культы, культ медведя, духов-хозяев природы, шаманизм. Фольклор включает богатырский эпос, исторические предания, сказки, песни и др. В настоящее время возрождаются традиционные праздники эвенов (Эвинэк, Уркачак, Праздник оленевода и др.). На эвенском языке ведут передачи телерадиокомпания “Геван” (г. Якутск), в газетах “Эвенчанка” (Северо-Эвенск), “Крайний Север” (Чукотский автономный округ), “Айдит” (Камчатская область) и других изданиях печатают материалы на эвенском языке.
В республике Саха (Якутия), Корякском автономном округе и других местах приняты законы, способствующие сохранению и возрождению национального уклада жизни, традиционных форм хозяйствования коренного населения. Защищают интересы коренных жителей различные общественные объединения и ассоциации коренных народов.

(Энциклопедия “ Народы и религии мира”)

Назад