ЭВЕНЫ народ в Российской Федерации, эвен (самоназвание), устаревшее
русское ламуты (приморские жители от эвенкийского
ламу море).
Живут локальными группами в Якутии (8,67 тыс. человек), Магаданской области (3,77 тыс. человек),
Чукотском (1,34 тыс. человек) и Корякском АО (713 человек), Камчатской области (1,49 тыс.
человек) и Охотском районе Хабаровского края (1,92 тыс. человек). Общая численность 17,2 тыс.
человек. Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи; имеет более
десятка говоров, которые объединяются в три наречия восточное, среднее и западное.
52,5% эвенов свободно владеют русским языком, 27,4% считают его родным. Верующие
православные.
С 20-х годов XX века большинство эвенов переходит к оседлости, массовому двуязычию.
В 1990-е годы стала проводиться активная политика, направленная на возрождение языка и культуры
эвенов. В 1931 была создана письменность на основе латинского, в 1936 на основе русского
алфавита. На эвенском языке ведутся радиопередачи, издаются полосы газет, оригинальная и
переводная литература. Ведется преподавание на эвенском языке в школах, педучилищах, ВУЗах.
Традиционное хозяйство эвенов внутренних континентальных областей Сибири оленеводство,
охота (дикий олень, лось, горный баран, пушной зверь) и рыболовство. Группы эвенов-наматкан
(приморские жители) кочевали весной из континентальной тайги к побережью Охотского
моря и осенью обратно. Безоленные эвены на Охотском побережье (самоназвание мэнэ,
оседлые) занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюленьим промыслом, разводили
ездовых собак. В XVIII веке у якутских и камчатских эвенов распространилось коневодство,
заимствованное у якутов.
Эвенское оленеводство преимущественно малостадное с вольным выпасом оленей. Перекочевки
совершались на 1015 км. Олени использовались для верховой езды и под вьюк.
В лесотундре распространены прямокопыльные нарты, заимствованные у якутов, на Камчатке и в
Магаданской области дугокопыльные нарты, заимствованные у чукчей и коряков.
Было известно также крупнотабунное оленеводство мясо-шкурного направления.
Охотились верхом на оленях или на лыжах, гоньбой, скрадом, с помощью оленя-манщика,
охотничьей собаки. Прибрежные эвены ловили проходную рыбу лососевых пород, в среднем течении и
верховьях рек кунжу, гольца, хариуса. Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть,
сети и невода стали доступны эвенам лишь в 20-х годах XX века.
Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, из сушеной рыбы делали порошок-порсу.
Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долбленках, которые покупали у
соседних народов. Занимались также собирательством ягод, орехов, коры и игл кедрового стланика.
Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов,
упряжи и т. д., женщины обработкой шкур, выделкой ровдуги. Железо и серебро получали
путем обмена у якутов, позднее у русских.
У эвенов существовали два типа переносных жилищ: конический чум дю, крытый шкурами,
ровдугой, рыбьей кожей, берестой, близкий к эвенкийскому, и цилиндро-коническое каркасное
жилище чорама-дю. Оседлые эвены до XVIII века жили в землянках (утан) с плоской крышей и входом
через дымовое отверстие. Позже появились срубные жилища (уран). Хозяйственные постройки
свайные амбары, невысокие помосты и др.
Мужская и женская одежда близка к эвенкийской: распашные кафтаны, нагрудники и натазники,
ноговицы, унты. Зимняя одежда шилась из меха, летняя из ровдуги. Одежда украшалась
бахромой, вышивкой бисером и подшейным волосом оленя, металлическими подвесками-колокольчиками,
медными бляхами, кольцами и серебряными монетами. Головным убором был плотно облегающий голову
капор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда
надевали платок. Традиционная мужская одежда вытесняется в тундровых районах чукотской, в
лесных якутской, женская сохраняется более устойчиво.
Традиционная пища эвенов оленина, мясо диких животных, рыба, дикорастущие растения.
Наряду с привозным чаем употребляли заваренные кипятком цветы, листья и плоды шиповника,
засушенные листья иван-чая.
У эвенов существовали патрилинейные экзогамные роды: Кукуюн, Мямяль, Дойда, Долган, Уяган,
Дутки, Деллянкин и другие, распадавшиеся на территориальные подразделения во главе с выборными
старостами, представлявшими род перед администрацией. Стойбищная община объединяла несколько
родственных и неродственных семей. Был распространен обычай взаимопомощи, обязывающий охотника
отдавать часть добычи соседу.
Семья малая. Брак сопровождался уплатой калыма. Встречались многоженство, помолвки малолетних.
Жену могли брать в любом роде, кроме собственного, но предпочтение отдавалось роду матери.
До XVIIIXIX веков практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных помостах.
Были развиты промысловые культы, культ медведя, духов-хозяев природы, шаманизм. Фольклор
включает богатырский эпос, исторические предания, сказки, песни и др. В настоящее время
возрождаются традиционные праздники эвенов (Эвинэк, Уркачак, Праздник оленевода и др.).
На эвенском языке ведут передачи телерадиокомпания Геван (г. Якутск), в газетах
Эвенчанка (Северо-Эвенск), Крайний Север (Чукотский автономный округ),
Айдит (Камчатская область) и других изданиях печатают материалы на эвенском языке.
В республике Саха (Якутия), Корякском автономном округе и других местах приняты законы,
способствующие сохранению и возрождению национального уклада жизни, традиционных форм
хозяйствования коренного населения. Защищают интересы коренных жителей различные общественные
объединения и ассоциации коренных народов.
(Энциклопедия Народы и религии мира)Назад |