“ВОСТОК” — парусно-паровая шхуна, первый паровой морской корабль русского Военно-морского флота на Дальнем Востоке. Построена в 1851 году в Англии, под названием “Феарлесс” (“Бесстрашная”). Имела железный корпус, гребной неподъемный винт, 2 мачты с косыми парусами. Водоизмещение — около 300 т, длина — 32,3 м, ширина — 7 м, осадка — 2,8 м, мощность паровой машины — около 90 кВт, экипаж — 37 человек. Вооружение — 4 пушки малого калибра.
Шхуна приобретена вице-адмиралом Е.В. Путятиным для посыльной службы при экспедиции. В 1852 году под руководством назначенного командиром лейтенанта В.А. Римского-Корсакова переоборудована в военный корабль. Совместно с фрегатом “Паллада” шхуна “Восток” совершила в 1853 году переход из Портсмута вокруг мыса Доброй Надежды в Нагасаки.
В сентябре 1853 года при выполнении гидрографических исследований у острова Сахалин шхуной “Восток” обследован отделявший остров от материка пролив и найден судоходный фарватер, которым она первым из кораблей прошла с юга в устье Амура и совершила сквозное плавание через Татарский пролив. На “Востоке” в качестве топлива впервые использован каменный уголь из месторождений, обнаруженных на Сахалине.
С 1855 года шхуна “Восток” состояла в Сибирской флотилии. В течение многих лет участвовала в гидрографических исследованиях и плаваниях к побережью Южного Китая, на Филиппинские острова, в Охотском море, у берегов Камчатки, Японии и Кореи. В 1883 году затонула у острова Стенина в заливе Петра Великого.
В честь шхуны “Восток” названы две банки (в заливах Чихачева и Петра Великого), риф у пролива Лаперуза (остров Манерон) и залив (в заливе Петра Великого).

Составитель — А.М. Токранов, научный сотрудник КИЭП ДВО РАН)

e-mail: tok@mail.iks.ru

Назад