ВОСТОК парусно-паровая
шхуна, первый паровой морской корабль русского
Военно-морского флота на Дальнем Востоке. Построена
в 1851 году в Англии, под названием Феарлесс
(Бесстрашная). Имела железный корпус,
гребной неподъемный винт, 2 мачты с косыми парусами.
Водоизмещение около 300 т, длина 32,3 м,
ширина 7 м, осадка 2,8 м, мощность паровой
машины около 90 кВт, экипаж 37 человек.
Вооружение 4 пушки малого калибра.
Шхуна приобретена вице-адмиралом Е.В. Путятиным для
посыльной службы при экспедиции. В 1852 году под
руководством назначенного командиром лейтенанта
В.А. Римского-Корсакова переоборудована в
военный корабль. Совместно с фрегатом Паллада
шхуна Восток совершила в 1853 году
переход из Портсмута вокруг мыса Доброй Надежды в
Нагасаки.
В сентябре 1853 года при выполнении гидрографических
исследований у острова Сахалин шхуной Восток
обследован отделявший остров от материка пролив и найден
судоходный фарватер, которым она первым из кораблей прошла
с юга в устье Амура и совершила сквозное плавание через
Татарский пролив. На Востоке в качестве топлива
впервые использован каменный уголь из месторождений,
обнаруженных на Сахалине.
С 1855 года шхуна Восток состояла в
Сибирской флотилии. В течение многих лет участвовала
в гидрографических исследованиях и плаваниях к побережью
Южного Китая, на Филиппинские острова, в Охотском море,
у берегов Камчатки, Японии и Кореи. В 1883 году затонула
у острова Стенина в заливе Петра Великого.
В честь шхуны Восток названы две банки
(в заливах Чихачева и Петра Великого), риф у пролива
Лаперуза (остров Манерон) и залив (в заливе Петра Великого).
Составитель А.М. Токранов, научный сотрудник КИЭП ДВО РАН)e-mail: tok@mail.iks.ruНазад |