ЯКОРЬ СУДОВОЙ устройство для удержания судна и других плавучих средств при
стоянке на открытой воде. Подразделяются на судовые и специального назначения. Якорь должен быть
прочным, простым в обращении, обеспечивать надёжное сцепление (хорошо держать) с любым грунтом.
Первые якоря появились более 4 тысяч лет назад и представляли собой камень, привязанный
к верейке (якорный камень). Прототип наиболее распространённого в эпоху парусного флота
якоря (адмиралтейского) появился около 3 тысяч лет назад (сначала был деревянным). Действует
следующим образом: ложится на грунт нижним концом веретена (пяткой) и одним концом штока;
при попытке протащить якорь по дну шток ложится на дно, а одна из лап зарывается в грунт.
Якоря этой конструкции надёжны, обладают хорошей держащей силой. Однако из-за специфики
конструкции (шток и лапы расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях) отдача
адмиралтейского якоря и его крепление на судне представляют собой сложную задачу. Поэтому такой
якорь часто служил причиной аварий как самого судна, так и судов, проходящих над ним.
Развитие флота, особенно увеличение размеров судов, потребовало создания конструкций якорей,
удобных в обращении и обладающих повышенной держащей силой. Практически все якоря изготовляются
с поворотными лапами и без штока. Наиболее удачные и, следовательно, наиболее распространённые
конструкции разработаны англичанином Холлом, американцами Болдтом, Байерсом, немцем Хейном.
Хорошо зарекомендовал себя якорь конструкции советского инженера И. Р. Матросова. Масса самого
крупного в мире якоря 27,2 т (США, 1954).
Современные якоря изготовляют из стали литыми или сварными. Для плавучих маяков, якорных бочек,
земснарядов и других сооружений, нуждающихся в длительной стоянке, используют мёртвые якоря
разнообразных конструкций. Наиболее удачным считается якорь, предложенный английским
гидротехником Митчеллом. Плавучие якоря предназначены для малых судов для уменьшения их дрейфа.
Простейший из них парусиновый конус. В условиях ледового плавания используют ледовые
якоря, обычно однорогие, их просто зацепляют за край щели или лунки, вырубленной во льду.
Якоря специального назначения весьма разнообразны по конструкции и массе, бывают
многорогие (например, кошка) и безрогие.
(БСЭ)Назад |