ЯКОРЬ СУДОВОЙ — устройство для удержания судна и других плавучих средств при стоянке на открытой воде. Подразделяются на судовые и специального назначения. Якорь должен быть прочным, простым в обращении, обеспечивать надёжное сцепление (хорошо держать) с любым грунтом.
Первые якоря появились более 4 тысяч лет назад и представляли собой камень, привязанный к верейке (якорный камень). Прототип наиболее распространённого в эпоху парусного флота якоря (адмиралтейского) появился около 3 тысяч лет назад (сначала был деревянным). Действует следующим образом: ложится на грунт нижним концом веретена (пяткой) и одним концом штока; при попытке протащить якорь по дну шток ложится на дно, а одна из лап зарывается в грунт. Якоря этой конструкции надёжны, обладают хорошей держащей силой. Однако из-за специфики конструкции (шток и лапы расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях) отдача адмиралтейского якоря и его крепление на судне представляют собой сложную задачу. Поэтому такой якорь часто служил причиной аварий как самого судна, так и судов, проходящих над ним.
Развитие флота, особенно увеличение размеров судов, потребовало создания конструкций якорей, удобных в обращении и обладающих повышенной держащей силой. Практически все якоря изготовляются с поворотными лапами и без штока. Наиболее удачные и, следовательно, наиболее распространённые конструкции разработаны англичанином Холлом, американцами Болдтом, Байерсом, немцем Хейном. Хорошо зарекомендовал себя якорь конструкции советского инженера И. Р. Матросова. Масса самого крупного в мире якоря 27,2 т (США, 1954).
Современные якоря изготовляют из стали литыми или сварными. Для плавучих маяков, якорных бочек, земснарядов и других сооружений, нуждающихся в длительной стоянке, используют мёртвые якоря разнообразных конструкций. Наиболее удачным считается якорь, предложенный английским гидротехником Митчеллом. Плавучие якоря предназначены для малых судов для уменьшения их дрейфа. Простейший из них — парусиновый конус. В условиях ледового плавания используют ледовые якоря, обычно однорогие, их просто зацепляют за край щели или лунки, вырубленной во льду. Якоря специального назначения весьма разнообразны по конструкции и массе, бывают многорогие (например, “кошка”) и безрогие.

(БСЭ)

Назад