“ГАЙДАМАК” — деревянный винтовой клипер с парусным вооружением. Строился в Норфолке. Полное водоизмещение клипера — 1094 тонны, длина — 64 метра, ширина — 9,3 метра, вооружение состояло из 3 бомбических и 4 малых десантных орудий, мощность машины — 250 лошадиных сил.
В мае 1860 года вышел на Дальний Восток под командованием капитана-лейтенанта А.А. Пещурова. Во время перехода клипер посетил некоторые китайские порты, заходил в Новгородскую гавань и более месяца находился в заливе Петра Великого, после чего пошел на север в Николаевск, посетив попутно залив Святой Ольги, Де-Кастри (Чихачева) и Дуэ, где клипер штормом выбросило на берег 28 августа 1861 года.
С великим трудом был снят только 30 мая следующего года судами Сибирской флотилии; отправился в Шанхай на ремонт, после чего пошел на ремонт в Кронштадт, куда прибыл в 1864 году. После модернизации в 1870 вновь был направлен в дальневосточные воды, где удачно плавал ряд лет, совершая походы от Корейского до Берингова проливов.
Летом этого же 1870 года обошел почти все порты на восточном побережье Сибири, был в Японии. В июле совершил в исключительно трудных ледовых условиях поход в малоизвестный в то время Тугурский залив в Охотском море, а в июле-сентябре 1875 года ходил до Уэлена и через Берингов пролив выходил в Северный Ледовитый океан. Во время этого похода попутно были произведены гидрографические работы.
В навигацию 1876 года клипер перешел из Японии во Владивосток, а затем под флагом капитана-адмирала Пузино обошел все побережье залива Петра Великого, особенно подробно осмотрев заливы Посьета и Стрелок.
Несколько лет находился в Японии (Иокогама) в распоряжении посланника. Исключен из списков флота в 1886 году.

(Русский берег. История географических названий)

Назад