ГАЙДАМАК деревянный винтовой клипер с парусным
вооружением. Строился в Норфолке. Полное водоизмещение клипера 1094 тонны,
длина 64 метра, ширина 9,3 метра, вооружение состояло из 3 бомбических
и 4 малых десантных орудий, мощность машины 250 лошадиных сил.
В мае 1860 года вышел на Дальний Восток под командованием капитана-лейтенанта
А.А. Пещурова. Во время перехода клипер посетил некоторые китайские порты,
заходил в Новгородскую гавань и более месяца находился в заливе Петра Великого,
после чего пошел на север в Николаевск, посетив попутно залив Святой Ольги,
Де-Кастри (Чихачева) и Дуэ, где клипер штормом выбросило на берег 28 августа 1861 года.
С великим трудом был снят только 30 мая следующего года судами Сибирской флотилии;
отправился в Шанхай на ремонт, после чего пошел на ремонт в Кронштадт, куда
прибыл в 1864 году. После модернизации в 1870 вновь был направлен в дальневосточные воды,
где удачно плавал ряд лет, совершая походы от Корейского до Берингова проливов.
Летом этого же 1870 года обошел почти все порты на восточном побережье Сибири, был в Японии.
В июле совершил в исключительно трудных ледовых условиях поход в малоизвестный
в то время Тугурский залив в Охотском море, а в июле-сентябре 1875 года ходил до Уэлена
и через Берингов пролив выходил в Северный Ледовитый океан. Во время этого похода
попутно были произведены гидрографические работы.
В навигацию 1876 года клипер перешел из Японии во Владивосток, а затем под
флагом капитана-адмирала Пузино обошел все побережье залива
Петра Великого, особенно подробно осмотрев заливы Посьета и Стрелок.
Несколько лет находился в Японии (Иокогама) в распоряжении посланника. Исключен
из списков флота в 1886 году.
(Русский берег. История географических названий)Назад |