ДЕНЬ МАЯКОВ. В Японии до 1863 г. маяков не было вовсе. Эта страна пыталась сохранить свою изоляцию от остального мира. Сёгунское правительство угрозой применения пушек отгоняло от своих берегов иностранные корабли, под страхом смертной казни запрещало своим подданным поездки за рубеж. С этой же целью законодательно ограничивались и тоннаж строящихся судов, и возможности их удаления от родных берегов. Соответственно, строительство маяков, как и прочих элементов системы обеспечения безопасности на море, с точки зрения токугавских властей, было скорее вредной, нежели полезной идеей. Конечно, японские рыбаки, уходившие на промысел в ночное море, в непогожие дни ориентировались по огням костров, разжигавшихся на берегу, на высоких скалах. Но это вряд ли можно считать маяками.
В 1868 г. после Реставрации Мэйдзи, подведшей итог японскому средневековью, одно за другим стали рушиться старые табу. Сначала с опаской, а потом все шире Япония приоткрывала свои двери перед иноземцами, с любопытством приглядываясь к их товарам, изобретениям и технологиям. Уже в 1869 г. по чертежам приглашенного из Франции инженера и под его непосредственным руководством на мысу Каннондзаки, что в префектуре Канагава (на ближайших подходах к Эдо, только что получившему вместе со столичным статусом и новое название — Токио), был построен самый первый в Японии маяк европейского образца. Строительство маяка началось 1 ноября, и теперь эта дата официально отмечается в Японии как День маяков.
Далее маяки стали вырастать на японской земле, как грибы после теплого дождя, десятками ежегодно. Японскому архипелагу с его многочисленными островами, мелями, рифами они были жизненно необходимы. И ныне число японских маяков превышает 5500. Примечательно, что 67 из них относятся к эпохе Мэйдзи (1868–1912). Пережив многие тайфуны, землетрясения, войны, они и поныне остаются в строю. Пять из них занесены в список “100 исторически важных маяков мира”, составленный Международной ассоциацией служб морских средств навигации и маяков (IALA).

(Япония сегодня)

Назад