“ДИАНА” — русский трехмачтовый военный шлюп, участвовавший в 1809–1813 гг. в гидрографических исследованиях северной части Тихого океана. Перестроен в 1806 г. из транспорта для перевозки леса корабельными мастерами И.В. Курепановым и А.И. Мелеховым.
Водоизмещение — 300 т, длина — 27,7 м, вооружение — 14 шестифунтовых пушек, 4 восьмифунтовых карронады, 4 трехфунтовых фальконета. В 1807 г. под командованием известного русского мореплавателя В.М. Головнина перешел на Камчатку, пройдя по маршруту Кронштадт — м. Горн — м. Доброй Надежды. В Саймонстауне (Южная Африка) в 1808 г. из-за начавшейся англо-русской войны шлюп был захвачен англичанами, но в 1809 г., воспользовавшись туманной ночью, команда сумела вывести его и спастись бегством. Обогнув Тасманию с юга, осенью 1809 г. “Диана” прибыла в Петропавловск-Камчатский.
В 1809–1811 гг. курсировала между Камчаткой и Русской Америкой, доставляя грузы для русских поселений. В 1811 г. с борта “Дианы” производилась опись Курильских островов. После пленения японцами у острова Кунашир командира шлюпа В.М. Головнина с двумя офицерами и четырьмя матросами, в 1811 г. в командование вступил старший офицер П.И. Рикорд. В ноябре 1813 г. после освобождения из плена В.М. Головнина и других членов экипажа “Диана” вернулась на Камчатку, где в дальнейшем служила складом на отмели в Петропавловской гавани.
Именем шлюпа назван пролив между Курильскими островами Кетой и Симушир.

Составитель — А.М. Токранов, научный сотрудник КИЭП ДВО РАН)

e-mail: tok@mail.iks.ru

Назад