ДИАНА русский трехмачтовый военный шлюп, участвовавший
в 18091813 гг. в гидрографических исследованиях северной части Тихого океана. Перестроен
в 1806 г. из транспорта для перевозки леса корабельными мастерами И.В. Курепановым и А.И. Мелеховым.
Водоизмещение 300 т, длина 27,7 м, вооружение 14 шестифунтовых пушек,
4 восьмифунтовых карронады, 4 трехфунтовых фальконета. В 1807 г. под командованием известного
русского мореплавателя В.М. Головнина перешел на Камчатку, пройдя по маршруту Кронштадт
м. Горн м. Доброй Надежды. В Саймонстауне (Южная Африка) в 1808 г. из-за начавшейся
англо-русской войны шлюп был захвачен англичанами, но в 1809 г., воспользовавшись туманной ночью,
команда сумела вывести его и спастись бегством. Обогнув Тасманию с юга, осенью 1809 г. Диана
прибыла в Петропавловск-Камчатский.
В 18091811 гг. курсировала между Камчаткой и Русской Америкой, доставляя грузы для русских
поселений. В 1811 г. с борта Дианы производилась опись Курильских островов.
После пленения японцами у острова Кунашир командира шлюпа В.М. Головнина с двумя офицерами и четырьмя матросами,
в 1811 г. в командование вступил старший офицер П.И. Рикорд. В ноябре 1813 г. после освобождения
из плена В.М. Головнина и других членов экипажа Диана вернулась на Камчатку,
где в дальнейшем служила складом на отмели в Петропавловской гавани.
Именем шлюпа назван пролив между Курильскими островами Кетой и Симушир.
Составитель А.М. Токранов, научный сотрудник КИЭП ДВО РАН)e-mail: tok@mail.iks.ruНазад |