ДВУХ КАМЧАТСКИХ КАПИТАНОВ ВЫПУСТИЛИ ИЗ КОРЕЙСКОЙ ТЮРЬМЫ.
ТРЕТИЙ ВСЕ ЕЩЕ ЗА РЕШЕТКОЙ
Мы уже сообщали о неудавшемся побеге 1 августа трех камчатских судов «Св. Петр», «Св. Павел» и «Елизово» из корейского порта Чинхэ, недалеко от Пусана (см. «РК» за 12 августа). Там они, а также судно «Крутогорово» стояли под арестом в связи с предъявленным японской фирмой «Шойо Суйсан» иском к ПТФ «Рыбхолодфлот». Кстати, президент «Шойо Суйсан» наш соотечественник К.А. Злыгостев. Он же правая рука В.В. Васильева, президента приморского СП «Посейдон».
Судовладельцы знают: если судно арестовано в южнокорейском порту, оно скорее превратится в металлолом, чем вернется на родину. Сама процедура ареста в Корее очень упрощена. Скажем, фирма А предъявляет материальные претензии к фирме Б и претендует на ее суда, которым не повезло оказаться в этот момент в Корее. Фирма А передает свои претензии на рассмотрение в корейский суд. Законны ли эти претензии или нет неважно. Спорные суда арестовывают. Начинается судебный процесс. Еще одна национальная особенность слушание дела в корейском суде можно откладывать бесконечное количество раз. И даже если правда на стороне фирмы Б свои суда она скорее всего уже не увидит. В корейских портах, особенно в Пусане, полно арестованных кораблей. Российских, в основном. И по российским законам половина из них арестована неправомерно. Хотя, согласно международным нормам, корейский суд в таком случае должен соблюдать российское законодательство, но этого не происходит.
За два года, пока «Св. Петр», «Св. Павел», «Елизово» и «Крутогорово» стоят под арестом, корейский суд не вынес ни одного решения по этому вопросу.
В то же время Федеральный арбитражный суд России постановил вернуть эти суда их прежнему владельцу, ПТФ «Рыбхолодфлот». В июле 99-го года 000 «Галис» приобрело у «Рыбхолодфлота» многострадальные суда и направило в Корею экипажи для перегона своего флота в порт Петропавловск.
«Шойо Суйсан» не имела к «Галису» никаких претензий. Однако с камчатских пароходов арест так и не был снят.
На акты захвата в Корее российской собственности приходится отвечать такими же крайними мерами просто угнать очередное арестованное судно в другую страну. Если корейцы арестанта не догнали, ему уже ничто не угрожает. У корейских властей в большинстве случаев нет никаких оснований требовать выдачи беглецов. А дело, в котором фигурирует убежавшее судно, корейцы просто сдают в архив.
Итак, камчатские капитаны, кроме капитана «Крутогорова», решили бежать. Представитель «Галиса» в Корее Фесуненко одобрил несанкционированный уход из порта. Впрочем, приказать он это не мог. Капитаны действовали на свой страх и риск. Закончилось все печально. Суда были задержаны морской полицией Республики Корея, при этом два судна находились уже за пределами корейских тервод. 2 августа трех камчатских капитанов: Глонти, Хоменко, Кальнева, двух членов экипажа «Св. Петра» Сергиенко и Ильясова взяли под стражу. Представитель «Галиса» благополучно вернулся из Кореи.
Известие об аресте капитанов не стали предавать на Камчатке широкой огласке. Может быть, это было в интересах дела. Но представьте чувства Лидии Глонти, жены капитана «Елизово» Вахтанга Глонти, когда она совершенно случайно узнала о том, что ее муж уже две недели томится в корейской тюрьме. Гендиректор «Галиса» К.П. Бочаров спустя время все же встретился с женами капитанов и обещал держать их в курсе событий. Но несчастных женщин это мало успокоило. Все говорило о том, что ситуация очень серьезная. Тем временем фирма «Галис» предпринимала попытки освободить своих сотрудников из заключения. Корейцам предложили залог за наших капитанов. Были направлены обращения в Госдуму, Совет Федерации. Российский профсоюз работников рыбного хозяйства. В Корее работали российские адвокаты. Но все это не дало особых результатов. К решению проблемы также подключились корейская агентирующая фирма «Комасо» и генконсульство РФ в Корее. 4 августа с арестованными камчатцами «встретился консул-советник Семенов. Но, судя по содержанию письма генерального консула России в Пусане Костюнина в адрес «Галиса», можно предположить, что слишком активных действий его ведомство не планировало: «Генкоисульство предпринимает меры, адекватные развитию ситуации
В дальнейшем Ваши обращения по поводу обстоятельств данного дела будут направляться в МИД РФ или его представительства».
Наконец, 16 сентября гендиректор «Галиса» встретился с губернатором В. Бирюковым и попросил о помощи. Губернатор направил письмо в МИД и в Российкое посольство в Сеуле. Только после этого наши дипломатические службы зашевелились.
Оставалось ждать 30 сентября. В этот день корейский суд должен был объявить свое решение. И вот первая хорошая новость. Четверо наших земляков освобождены в зале суда. Их решено депортировать на родину. Плохая новость капитан Кальнев приговорен к 1,5 годам тюрьмы. Но приговор можно обжаловать в течение 30 дней. Так что надежда есть.
«А почему вы сразу не пошли к губернатору?» спросил я у гендиректора «Галиса» К.П. Бочарова.
«По каждому поводу к губернатору не побегаешь. Сначала надо было сделать, что зависело от нас. Но когда ничто не помогло, мы обратились к губернатору».
Хочется верить, что гендиректор «Галиса» сделал все. Чтобы выручить своих моряков. Они, конечно, нарушили закон. Но пошли на это в интересах фирмы. В интересах Камчатки, наконец, лишних судов у нас никогда не было.
А возможна ли такая ситуация: капитаны в корейской тюрьме, но руководитель фирмы не заинтересован им помогать? К.П. Бочаров даже представить этого не может: «Во-первых, есть моральные обязательства. Во-вторых, если бы наших сотрудников приговорили к тюремному заключению, то расходы на их содержание, на содержание их семей легли бы на нашу фирму. То есть и с точки зрения экономики это невыгодно
».
На этой неделе вызволенные из плена герои «корейской эпопеи» возвращаются в Петропавловск. А российские суда продолжают бегать из портов-ловушек.
К. Маренин. Рыбак Камчатки №41 1999 г.
|