««  Назад
А как у них…
КОЕ-ЧТО ИЗ ОПЫТА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КВОТ НА АЛЯСКЕ
 
— Как лично вы относитесь к введению аукционов на морские биоресурсы в России? — таким вопросом практически закончился семинар по проблемам распределения морских биоресурсов для прибрежных общин и малочисленных народов Аляски, проведенный на прошлой неделе профессором Вашингтонского университета, доктором Владом Качинским, прибывшим к нам, во Владивосток, по приглашению Ассоциации рыбопромышленных предприятий и Дальневосточного института повышения квалификации работников рыбного хозяйства.
— Мне этот вопрос не очень интересен, так как нигде в мире подобной практики не существует и существовать не может. Морские биоресурсы, за исключением искусственно разводимых, никому не принадлежат и взимать плату за них никто не имеет права.
Так прокомментировал нововведения нашего правительства человек с мировым именем, профессор, которого в качестве эксперта приглашают многие международные организации при решении проблем развития и устойчивости обществ, экономики и использования натуральных ресурсов стран третьего мира. По программе Качинского успешно развивается рыболовство Анголы, и без его консультаций по рыбной тематике не могут обойтись Африканский всемирный банк и американское агентство международного развития.
По словам доктора В.Качинского, в США, а точнее — именно на Аляске — рыбаки, занимающиеся прибрежным рыболовством, вообще освобождены от налогов. При этом правительство штата исходит из тех соображений, что один рыбак, вышедший в море, обеспечивает своим трудом еще шестерых работников береговых отраслей. Занятыми оказываются портовики, обработчики, перевозчики, продавцы морепродуктов и другие. (У нас, наверное, — не менее 10 человек вместе со всеми контролирующими органами). С этой позиции, по рассуждениям американцев, собирание налогов с таких производителей может подорвать весь экономический строй штата и государства. Ведь главное, на чем основывается их пресловутая демократия — это экономическая стабильность, платежеспособность населения, а уже от этого зависит и развитие регионов. Рассказывая слушателям семинара о методах распределения биоресурсов на Аляске, профессор Качинский не задавался целью пересмотра наших позиций в этом вопросе. Однако из всего сказанного можно сделать далеко идущие выводы. Посудите сами. Оказывается, некоторые индейские общины в штате Аляска живут и работают по указам XIX века. И хотя сегодняшние планы развития североамериканских штатов в области прибрежного рыболовства утверждены и узаконены в 1993 году, основные принципы деятельности промысловых общин заимствованы из прошлых столетий. На наш взгляд, читателям будут интересны некоторые особенности деятельности американских рыбаков. Тем более, Влад Качинский акцентировал внимание на распределении квот и финансовых результатов работы промысловых общин. Вообще определение «промысловая община», так часто употребляемое профессором по ходу семинара, не что иное, как бригада прибрежного лова или небольшое рыболовецкое общество, состоящее из жителей прибрежных поселений, расположенных до 50 миль от береговой черты. Каждое такое общество объединено в более крупные общины, созданные в форме корпораций или ассоциаций и являющееся собственно получателем квот. Сам принцип распределения квот не претендует на оригинальность: те же самые общие допустимые уловы, в рамках которых Народной службой морского рыболовства и Комиссией управления рыбными ресурсами северо-восточной части Тихого океана производится деление лимитов на вылов между добытчиками. Однако дальнейшие действия заслуживают внимания. По их законам вековой давности приоритеты на морские биоресурсы имеют береговые перерабатывающие предприятия, зачастую не имеющие даже собственного флота. Вторыми по значимости владельцами вожделенных промысловых квот являются предприятия, имеющие и береговое производство, и добывающий флот с профилирующей ориентацией на прибрежку. И по остаточному принципу квоты получают владельцы флота без берегового производства.
Многие руководители наших рыбных предприятий знают о постоянной полемике на всех уровнях дележа лимитов: кому раньше и больше — рыбокомбинату или добывающей компании? Оказывается, североамериканцы даже не задавались такими вопросами. (Может быть, со времен Екатерины?). Опять же действует простой и бесспорный принцип — если мы хотим, чтобы развивались территории (а отсюда и экономическая стабильность регионов), то преимущество — за производителем. А так как, получив квоты, тот же рыбокомбинат обязан их выловить, то руководитель пойдет заключать контракт на добычу к своему коллеге, имеющему добывающий флот. Занятыми оказываются все: и берег работает, и добытчики не простаивают. Правда, следует оговориться — это все действенно у них, с их законами налогообложения и их противным нежеланием ничего не менять на протяжении столетий. Но юмор юмором, а факты остаются фактами. Очень интересными и поучительными аспектами, на наш взгляд, являются принципы распределения финансовых результатов деятельности промысловых общин. Поистине, все гениальное до безобразия просто. Так как налогов никаких платить не надо, все доходы делятся на затраты и прибыль. С затратами все понятно, а вот прибыль, полученная от производства, делится между членами общины поровну, независимо от регалий. Однако такой принцип деления прибыли действует именно для производства, для конечного результата. А если вы получаете доход от продажи выделенных квот, не вкладывая средств в производственные процессы (такое повсеместно разрешено законами), то в этом случае вступают в действие федеральные законы и права штата (в нашем случае — Аляски). Указанным законодательством общество обязывает рыбаков направлять средства на развитие портов и береговых цехов, на покупку орудий лова, покупку и инвестиции в строительство новых судов, обучение персонала и другие цели, предназначенные именно для развития производства. А строжайший контроль за всем финансовым распределением доходов осуществляют общественные независимые организации, делегированные правами штата. И опять же, возвращаясь к вышеизложенному, все действия регламентируются законами далеко не первой свежести. Конечно, и у тех же американцев не все гладко, и коррупция существует, и взятки берут. Но, видимо, есть у них какая-то многолетняя демократическая закваска, «мешающая» им рубить сук, на котором сидишь. Душить рыбаков, если они кормят и обеспечивают работой сотни других жителей, — это чистое кощунство. И законы они, наверное, не меняют по той же причине — наработанное годами и проверенное практикой чем-то лучшим не заменишь.
Может быть, и нашим правительственным чиновникам прекратить изобретать велосипеды? Просто взять и обратить свои взоры на дела давно минувших дней и, покопавшись в пыльных архивах, вытащить на свет божий все то хорошее и проверенное временем, что мы имели в прошлом. Тем более, учитывая, что все новые законы и положения, принимаемые в последние десятилетия, все равно на 90% бездействуют, потому что «… хочется как лучше, а получается как всегда». И с продажей квот на морские биоресурсы через аукционы мы опять «впереди планеты всей… ». Да уж… Снова не подумали, что одно дело — написать закон, предполагая личную выгоду, а другое дело — применить его, заставив и других думать о чьем-то личном кармане.
Владимир Разгонин. Рыбак Приморья №4 2001 г.

««  Назад