Назад

Введение

Внешнеторговая политика рыбного хозяйства России имеет большое значение для обеспечения эффективного развития многопрофильной отрасли, особенно в условиях усиливающейся глобализации экономики, усиления конкуренции на рынках товаров и услуг, предстоящего присоединения России к ВТО.
Рыбохозяйственная практика говорит о большом числе внешнеторговых проблем, требующих анализа и своего решения [1].
Формирование и реализация эффективной внешнеторговой политики для рыбопромышленного комплекса России должно быть одной из важных управленческих функций Департамента рыбохозяйственной политики Минсельхоза России и Федерального агентства по рыболовству. При этом необходимо решать многочисленные проблемы рыбного хозяйства в тесном контакте с соответствующими федеральными министерствами и ведомствами России (Минэкономразвития, ФТС и др.) с учетом действующих нормативных документов и концептуальных рекомендаций, принятыми на уровне правительства России [2].
В этой работе должны принимать большее участие региональные власти рыбохозяйственных регионов России, а также их Союзы и Ассоциации рыбопромышленников и экспортеров.
Как показывает анализ, в настоящее время можно поставить для проработки ряд актуальных и важных для рыбопромышленного комплекса проблем, которые следует решать сначала на отраслевой рыбохозяйственном уровне, а далее - во взаимодействии в другими министерствами и ведомствами, включая Государственную Думу и Совет Федерации.
Внешнеторговая политика, как совокупность мероприятий по поддержке национального экспорта, регулированию импорта рыбных товаров, защите внутреннего рынка, совершенствованию внешнеторговой специализации и др., при всей ее значимости, является составной частью общей экономической политики страны.
При этом вопрос, о том, что "первично", а что "вторично" является недостаточно корректным. Эффективная внешнеторговая политика положительно влияет на общее положение дел в экономике, содействуя повышению экономической конкурентоспособности ведущих национальных товаропроизводителей.
С другой стороны, конкурентная экономика предполагает наличие некоторой критической массы отраслевых товаропроизводителей (в том числе в рыбопромышленном комплексе), для деятельности которых нужна системная внешнеторговая политика.
Необходимость выработки или уточнения внешнеторговой политики возникает и тогда, когда вполне конкурентоспособные отечественные производители и специализированные экспортеры по внеэкономическим причинам не могут реализовать свой потенциал и требуется вмешательство государства (ряда его министерств и ведомств) для преодоления существующих препятствий в развитии экспортной деятельности, импортозамещения, повышения внешнеторговой специализации предприятий и организаций и др.[3].
Учитывая имеющиеся недостатки в организации внешней торговли рыбными товарами, в качестве основной цели государственного регулирования можно поставить значительное повышение эффективности внешнеторговой деятельности в рыбопромышленном комплексе России, что нашло свое отражение в работах автора данного материала [1; 2; 7; 13].
Проведенный в 1 квартале 2005 г. внешнеторговый мониторинг с обзором прессы показывает, что в рыбопромышленном комплексе России есть два круга проблем:
1) требующие своего законодательного и экономико-правового характера (сфера деятельности Департамента по рыбохозяйственной политике Минсельхоза России);
2) требующие оперативного государственного регулирования (в пределах установленных для Федерального агентства России полномочий, в том числе для управления подведомственными предприятиями и организациями, а также содействия успешному рыбному бизнесу с учетом рекомендаций ВАРПЭ и других региональных союзов и ассоциаций.
В решении многих международных и внешнеторговых вопросов рыбной отрасли высока роль федерального центра, которые выступает субъектом государственной политики.
В то же время практика показывает необходимость расширения полномочий оперативного управления в данной сфере комитетов и департаментов рыбного хозяйства Администраций краев и областей РФ.
В теории и практике соответствующего оперативного государственного управления выделяются управленческие технологии, именуемые как "административное руководство".
На этой основе можно в короткие сроки решить ряд обсуждаемых проблем.
По теории японского менеджмента, "административное руководство не является юридическим принуждением, ограничивающим права граждан или налагающим на них обязательства. Это просьба (или руководство) со стороны правительства в пределах определенных соответствующим законодательству задач и административной ответственности каждого ведомства предпринять или не предпринимать определенных действий в целях достижения каких-либо административных целей путем оказания сотрудничества стороной, являющейся объектом административного воздействия" [4, с. 41]. В этой связи японский бизнес предпочитает подчиняться правительственным указаниям и избегать конфронтации, даже если эти указания, с его точки зрения, неправильны.
"Административное руководство" наиболее эффективным оказывается тогда, когда оно базируется на консенсусе в отрасли, являющемся объектом регулирования; подкрепляется законодательством, которое дает возможность достичь той же цели путем принудительных мер; правительство может предложить субсидию или какую-либо другую форму экономической выгоды взамен на согласие. Элементом такого управления являются переговоры и убеждения предпринимателя и экспортера. Но по такой практике, применяющейся также в России, имеется "вольное использование" государственной власти и "нарушение гражданских прав" (там же, с. 44).
Другой особенностью предстоящего периода до 2010 г. является необходимость развития самоуправления в российском бизнес-сообществе. Здесь следует заимствовать опыт рыболовной Норвегии [7; 13].
Создание обоснованных внешнеторговых норм и правил в любом случае является важной целью повышения качества управления в рыбном хозяйстве России.
По оценкам российских экспертов, например, директора Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института д.э.н. А.Н. Спартака и др., после распада в 1991 году СССР четкая нужная внешнеторговая политика, ориентированная на нужды конкурентного развития основных групп товаропроизводителей и экспортеров, практически не состоялась [1, с. 10-12].
Лишь после 2000 г., в связи с улучшением общего положения российской экономики и подготовкой предстоящего присоединения России к ВТО, стали делаться нужные шаги, отвечающие экономическим и внешнеторговым интересам страны.
Для рыбного хозяйства России важно решение специфических задач совершенствования внешнеторговой политики в части содействия более эффективному экспорту и импорту рыбных товаров, а также различных рыболовных судов отрасли. Речь идет о большем учете специфики удаленного от таможенной границы России морского рыбного промысла и внешнеторговых поставок непосредственно из районов промысла.

Назад