1. Роль внешней торговли в повышении эффективности экономикиПовышение эффективности и более высокие темпы роста экономики России и, соответственно, рыбного хозяйства, по оценкам экспертов, требуют более совершенной системы государственного регулирования и организации внешней торговли. Отсюда повышение интереса к внешнеэкономической и внешнеторговой тематике в системе академической, вузовской и отраслевой науки, а также в бизнес-сообществе.
В рамках новой государственной промышленной политики России группой Сулакшина С.С. (ТПП России) предлагается, например, принятие закона "О государственной поддержке экспорта" для изменение структуры экспорта с сырьевой на высокотехнологичную.
Отраслевые решения, включая систему Департамента по рыбохозяйственной политике Минсельхоза России и Федерального агентства по рыболовству должны вписаться в общую экономическую стратегию развития экономики России и проводимую административную реформу, которые, по оценкам экономистов, предполагают:
1) определение стратегических направлений развития внешне- экономических и внешнеторговых связей как в целом, так и с отдельными странами и группами стран;
2) разработку и применение системы методов и инструментов поддержки отечественного бизнеса и экономической защиты национальной экономики от негативного влияния внешних факторов;
3) защиту за рубежом законных интересов участников внешнеэкономической деятельности и содействие укреплению их позиций на мировых рынках и др.
Решение многих конкретных специфических вопросов повышения эффективности внешнеторговой деятельности в рыбном хозяйстве России требует также учета прогрессивного опыта в отечественном и зарубежном агропромышленном комплексе (АПК). Это, например, касается организации системы субсидирования товаропроизводителей пищевой продукции в сельском и рыбном хозяйстве с учетом прогрессивного мирового опыта, особенно в Евросоюзе, и рекомендаций ФАО и ВТО.
Проведенный анализ показывает важную роль внешнеторговой политики страны для решения инновационных и инвестиционных проблем, повышения конкурентоспособности страны, а также укрепления ее финансового положения (при положительном сальдо внешней торговли важнейших отраслей и комплексов страны).
В этой связи можно привести итоги анализа нескольких российских авторов.
Следует выделить позицию Н.П. Киркоровой относительно путей развития внешней торговли России в условиях глобализационных тенденций мировой экономики, включая присоединение к ВТО [5].
По мнению этого автора, в основе государственной политики внешнеторгового регулирования лежит не только учет состояния национальной экономики, сложившейся системы национальных интересов и приоритетов, интенсивности и многообразия связей с другими странами, но и их способность предвидеть процессы, протекающие в современном глобализирующемся мировом хозяйстве, умении использовать их для блага национальной экономики.
Здесь встает вопрос, с которым согласны многие российские экономисты, о необходимости существенной трансформации в основном сырьевой внешнеторговой деятельности России. Так, отмечаются не всегда положительные последствия наступающей на Россию глобализации (в мировом экспорте торговля товарами обрабатывающей промышленности составляет около 80%, а в России - лишь 15%).
В части внешнеторговой политики России существенно проигрывает Китаю, до последнего времени не входившего в ВТО.
За последние четверть века внешнеторговый оборот КНР рос ежегодно в среднем на 16,8% в год, увеличившись с 1978 по 2004 гг. в 56 раз. При этом в производстве многих товаров КНР смогла реализовать принцип эффективной конкурентной "всемирной фабрики", добившись заметного удельного веса своих товаров в общем мировом производстве. При этом членство в ВТО усилило общие конкурентные позиции этой страны в мире ("НГ-Дипкурьер", 28 марта 2005 г., с. 13)
Можно отметить большие успехи КНР в развитии аквакультуры и производстве рыбных товаров для экспорта, в том числе в Россию (табл. 1.1).
По многим показателям Россия пока отстает от требований мировой рыночной экономики. В этой связи для страны в целом и отдельных отраслей обостряется необходимость формирования нового механизма управления развитием международной торговли в условиях глобализационных тенденции мировой экономики, повышается значимость учета опыта других стран и требований соответствующих Соглашений ВТО.
Регулирование внешнеторговой деятельности в мире очень динамично, будучи обусловлено острой конкуренцией и многочисленными торговыми войнами.
При этом идет развитие как инструментария регулирования международной торговли, так и организационно различных регулирующих структур - на национальном уровне, на уровне ВТО и других международных и межправительственных структур.
По мнению многих экономистов-международников, если в России ничего не менять, то "такая внешняя торговля будет лишь усугублять сложившиеся диспропорции в экономике".
При сложившихся тенденциях "глобализация" мировой торговли ведет Россию к дальнейшим потерям:
вытеснению России с уже освоенных рынков, в т.ч. в Азии и Африке;
противодействию конкурентов продвижению на зарубежные рынки имеющейся российской конкурентной продукции;
ограничению доступа России к новейшим технологиям, разработанным в других странах;
демпинговой скупке имеющихся или создаваемых наукоемких технологий, в т.ч. в ВПК, и последних достижений науки;
целевой (заказной) иммиграции российских ученых и специалистов или временному (контрактному) их использованию для решения единовременных проблем;
использованию внешней задолженности и проблем ее погашения (и реструктуризации) для оказания политического и экономического давления и др. [5, с. 18].
Отмеченные выше экономические угрозы в том или ином виде характерны также для рыбного хозяйства России.
Кроме того, в этой отрасли неконтролируемый экспорт создает реальные угрозы для необратимой депопуляции еще имеющихся водных биоресурсов (особенно дальневосточных крабов и др.).
Мировой агропромышленный комплекс вообще достаточно специфичен, обуславливая "отраслевые" экономические теории, не всегда приемлемые для России, как "северной" страны мира.
Таблица 1.1 Показатели внешней торговли России и Китая в 2003 г.
Примечания.
1. В 2003 г. Россия импортировала лишь живую декоративную пресноводную рыбу. 2. Данные статистической базы Госкомстата РФ (ГКС) по форме 8-ВЭС "Рыба" показывают экспортные поставки за пределами таможенной границы. Данные таможенной статистики (ГТК) показывают поставки, зафиксированные таможней. Так, под эгидой ВТО и установок США (как страны с весьма благоприятными природными условиями) распространяются взгляды о необходимости достижения сельским хозяйством финансовой самодостаточности товаропроизводителей. Эта проблема касается и рыбного хозяйства, которое в СССР было традиционно дотационным при весьма низкой цене рыбных товаров в розничной торговле.
Страны-экспортеры продовольствия, наращивая свои ресурсы производства, придерживаются политики торговой экспансии. Напротив, страны-импортеры вводят ограничения для импорта, более строгий контроль над безопасностью продуктов питания, более активно импортируют не готовые товары, а пищевой сырье для его переработки внутри страны.
Заслуживают особого внимания рекомендации по государственному субсидированию сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой, нашедшие отражение в отраслевой Концепции внешнеторгового регулирования продовольственного комплекса России Минсельхоза России.
По нашему мнению, полезно учесть структуру данной Концепции, а также ряд других документов, особенно в связи с задачами подготовленного присоединения к ВТО. Хотя рыбные товары по итогам работы Уругвайского раунда были исключены из Соглашения по сельскому хозяйству, некоторые общие выработанные подходы (особенно в части направлений субсидирования) следовало бы учесть в системе ФАР [10].
Так, в автореферате кандидатской диссертации Кузьмин И.И. пишет: "Исследование и обобщение современного западного опыта демонстрирует совершенно обратную тенденцию - активную роль государства по отношению к сельскому хозяйству и крупных затрат (как со стороны бюджета, так и со стороны потребителей) на осуществление аграрной политики, реализацию достижений научно-технического прогресса в этой отрасли и в целом создания конкурентоспособного сельского хозяйства и поддержания продовольственной безопасности" [6, с. 3-4].
Специфика АПК такова, что при производстве продуктов питания, включая мясо, молоко, рыбу, масло и др. используются биологические факторы природной среды, которые близки к своему исчерпанию (при данном уровне науки и техники).
По данным международного доклада "Оценка экосистем тысячелетия" (2005 г.), в период с 1960 по 2000 гг. население Земли удвоилось, увеличившись с трех до шести миллиардов, производство продовольствия и обеспечение питьевой водой более чем удвоилось, потребление древесины и продукции из нее увеличилось более чем наполовину. Требующаяся защита от разрушения и деградации почвы, воды, растительного и животного мира и др. все более предполагает наращивание природоохранных затрат, а "дары природы" все менее являются "неограниченными" и "бесплатными" ("Состояние планеты? Она на краю пропасти" - сайт "ИноСми", 31.03.05).
Для такой консервативной отрасли экономики, как сельское хозяйство, присущи среднемировые темпы прироста в 2-3%. Сокращение посевных площадей, уменьшение площади лесов, изменение климата и другие деструктивные процессы требуют особого государственного контроля и регулирование стабильности производства продуктов питания (включая обеспечение продовольственной безопасности страны).
По данным 26-й сессии Комитета по рыболовству ФАО (КОФИ, Рим, 7 марта 2005 г.): 3% морских рыбных запасов находятся на грани истощения; 52% полностью истощены; 21% - в стадии средней разработки, позволяющей увеличить промысел. В 2002 г. производство рыбной продукции составило 133 млн. тонн. В период 1998-2002 гг. продукция аквакультуры в общем объеме производства возросла с 25,8% до 29,9%. К 2015 г. прогнозируется рост аквакультуры до 40%.
Очевидно, что такие тенденции должны найти свое отражение в российской рыбохозяйственной политике, повысив значимость промышленных факторов в рыболовстве и рыбообработке.
Наращивание производства рыбных товаров в России предполагает необходимость увеличения финансирования государственных средств как для расширенного воспроизводства рыбных ресурсов (например, дальневосточных лососевых и крабов), так и улучшения финансового положения рыболовных компаний (фактор роста цен на горюче-смазочные материалы).
В этом отношении необходимо, например, субсидирование рыболовных компаний в части специальных доплат (компенсации) на приобретение дизельного и иного топлива (является сложившейся практиков в сельском хозяйстве России).
Современная мировая государственная политика по отраслям агропромышленного комплекса включает в себя целый ряд мер, актуальных и для рыбного хозяйства:
1) государственное регулирование и стимулирование спроса и предложения, рынка продовольствия и цен (включая розничные);
2) систему целевых государственных программ развития производства;
3) поддержку отраслевой науки;
4) систему льготных налогов и иных преференций;
5) систему страхования;
6) систему кредитования (в том числе с учетом сезонных факторов) и др.
Особое значение для мирового АПК имеет поддержание стабильности закупочных и иных цен на продовольствие, обеспечение стабильности доходов товаропроизводителей, а также обеспечение более или менее устойчивого ценового равновесия внутри и вне АПК (ценовые отношения со смежными отраслями). Для справки: из общей суммы прямых субсидий в странах с развитой экономикой 2/3 составляют выплаты в расчете на земельную площадь и поголовье животных.
Приведенные методические принципы, на наш взгляд, также важны для более интенсивного развития рыбного хозяйства России, особенно товарного рыбоводства.
Как показывает анализ, Россия, обладая новейшими технологиями, отстает в развитии аквакультуры от Норвегии, КНР и др.
Очевидно, что Россия отстает от ведущих рыболовных стран мира и в уровне организации внешнеторговой политики, что постоянно ощущается рыбопромышленниками и экспортерами.
По мнению автора, представляется особо привлекательным внешнеторговой опыт соседней Норвегии [7].
Эффективность норвежской модели организации управления внешнеторговой деятельностью в условиях функционирования 9 региональных отделений Директората рыболовства (г. Берген) позволяет сделать вывод о необходимости создания в рыболовных регионах России региональных Департаментов по рыболовству как структурных подразделений Федерального агентства по рыболовству [2, с 93-95].
Предстоящее присоединение России к ВТО для рыбного хозяйства России также обостряет проблему субсидирования товаропроизводителей и особого регулирования внешней торговли различных товаров (включая и суда) на основе методов тарифного и нетарифного регулирования. В этой связи для решения ряда внешнеторговых задач в рыбном хозяйстве России полезно учитывать уже отработанный опыт реформирования в мировом и российском сельском хозяйстве [8].
Большое практическое значение имеет обоснование разумного экономического протекционизма в российском рыболовстве.
В мировой практике национальные рынки товаров и услуг открываются для иностранной конкуренции поэтапно и избирательно, исходя из конкретных потребностей и интересов национальной экономики. При этом принципы свободной торговли реализуются в тех секторах, где имеются существенные конкурентные преимущества, а в других областях, особенно на прорывных, новых направлениях научно-технического прогресса и традиционно в системе агропромышленного комплекса, широко применяются различные меры защиты и поддержки отечественных предпринимателей.
Многими российскими экономистами отмечается необходимость избирательного протекционизма в отношении стратегически важных для России отраслей экономики при присоединении к ВТО. В этом отношении можно отметить глубокую проработку вопроса, сделанную Антошиной А.В. в части "нового протекционизма" в условиях глобализации мировой экономики" [9].
Сфера производства продуктов питания имеет особое значение для России в связи с неблагоприятными демографическими процессами, особенно ухудшения здоровья большой части населения страны. При этом следовало бы увеличить поставки рыбной продукции на внутренний рынок России, в том числе за счет квотирования экспорта.
В современной мировой экономике резко возросла взаимозависимость, взаимопроникновение и взаимодействие национальных экономик между собой и с мировой экономикой (нормы ВТО). При этом протекционизм - альтернатива либерализации и открытости экономики.
Под протекционизмом, отмечает Антошина А.В., понимается государственная политика создания особо благоприятных условий для отечественного производства путем ограждения его от конкуренции со стороны иностранных поставщиков или, напротив, поддержки отечественного бизнеса на зарубежных рынках. Протекционизм может быть "эффективным", "избирательным", "жестким", "мягким" и др. и соответственно по-разному влиять на развитие экономики.
Важно, что чрезмерный протекционизм становится фактором консервации отсталости национального производства с недооценкой прогрессивной инновационной политики и требуемой структурной перестройки экономики.
Политика протекционизма в рыбном хозяйстве России требует "своего" методологического обоснования [1; 2; 10].
По оценкам таких известных российских исследователей, как Делягин М.Г., Краснов Л.В., Ливенцев Н.Н., Орешкин В.А, Шишаев А.И. и др., наибольшие отрицательные последствия от протекционизма возникают не вообще от применения ограничений на импорт, а от "чрезмерно высокого их уровня" и/или "слишком длительного применения". Именно в этом случае разрушается необходимая конкурентная среда на внутреннем рынке и снижается эффективность экономики.
Важно, однако, что в современной внешнеторговой политике ЕС сочетаются две тенденции - либерализм и протекционизм. Такой "компромиссный" подход к пониманию протекционизма вполне грамотно реализуется в практике Западной Европы.
Для торгово-промышленной политики стран Евросоюза характерно:
1) уменьшение роли таможенных пошлин как традиционных мер защиты внутреннего рынка;
2) установление защитных барьеров против экспорта готовых изделий из развивающихся и иных стран;
3) аграрный протекционизм;
4) расширение арсенала средств защиты внутреннего рынка от внешних конкурентов за счет более широкого толкования принятых ранее правил и процедур или отказа от их применения;
5) введение ограничительных и протекционистских правил торговли.
Исследование организации рыбного рынка ЕС, включая многие аналитические данные журнала "Еврофиш", подтверждает такие выводы.
Так, при ухудшении обеспеченности ресурсами для рыбного промысла (пример, треска) и появлении напряженности с импортными поставками рыбных товаров на свой внутренний рынок, руководство ЕС, сохраняя свои таможенные ставки и не давая торговых преференций для экспортеров рыбного хозяйства России, в последние годы уже тормозит развитие рыбной торговли (в части импорта).
С целью сбалансирования сокращающихся ресурсов рыбного промысла и рыболовных мощностей в 2003-2004 гг. Евросоюз пошел на такую кардинальную меру, как вывод из эксплуатации около 9 тыс. судов на основе их принудительного выкупа у судовладельцев.
Большое значение в США имеет деятельность по государственным закупкам продовольствия и стабилизации состояния на продовольственном рынке страны (особенно товаров из лососевых с целью организации школьных завтраков и др.) в рамках Федеральной контрактной системы [7, c. 386-387].
В Минсельхозе России подобная система государственных закупок, применяемая на зерновом рынке, практически не касается рыбных товаров, что ставит перед Департаментом рыбохозяйственной политики ряд новых торговых (и внешнеторговых) задач.
Организация внешней торговли существенно влияет на темпы экономического развития развивающихся стран.
Следует также учесть внешнеторговый опыт ряда стран АТЭС, особенно Японии, в которых большую роль играет рыболовство и рыбная торговля [4].
Так, Япония продолжает сохранять импортные квоты на рыбные товары, а размер импортной квоты определяется спросом на японском рынке на данный товар и предложением со стороны японских поставщиков. При этом квоты имеют тарифный характер (есть первичная тарифная ставка и есть вторичная "запретительная" ставка). На отдельные (и рыбные) товары из определенных стран и регионов требуется предварительное одобрение японского Министерства внешней торговли и промышленности. В частности, это правило распространяется на красную рыбу и продукцию из нее, поставляемую из Китая, Тайваня и Северной Кореи, а также рыба, выловленная за пределами японских территориальных вод иностранными судами и переданная в море на японские суда для ее ввоза в Японию. Указанные меры учитывают интересы как производителя, так и потребителя.
Особенности влияния внешней торговли на экономическое развитие стран Восточной и Юго-Восточной Азии исследованы в соответствующей работе Петрунина О.В. [11].
Этот экономист-международник подчеркивает, что "в современных условиях стратегия экспортоориентирования, основанная на либерализации внешней торговли, не может выступать основным механизмом экономического развития для большинства развивающихся и переходных стран (по крайней мере в долгосрочном периоде), так как ведет к закреплению технологического отставания, а также отставания по уровню жизни" [11, с. 7].
Важно, что экономика России, включая рыбное хозяйство, в большинстве случаев имеет черты "развивающейся экономики" (невысокая производительность труда, низкая конкурентоспособность продукции, отсталые технологии производства продукции и др.).
Внешняя торговля может по-разному влиять на экономическое развитие.
С одной стороны, внешняя торговля может положительно влиять на экономическое развитие азиатских стран (стимулирование капиталовложений, ускорение индустриального развития, повышение конкурентоспособности экономики и т. д.). Но возможны и отрицательные последствия (консервация отсталой структуры производства, усиление зависимости от более развитых стран и др.).
Россия все более активно поставляет свои рыбные товары на рынки АТР (табл. 1.2).
Надо отметить такие факторы быстрого экономического роста "тигров" из стран Восточной и Юго-Восточной Азии:
1) ограничение влияния уровня цен на факторы производства, включая государственное регулирование энергетики и топливной промышленности;
2) стимулирование эффективной деятельности национальных финансово-промышленных групп и усиление внутренней конкуренции.
Таблица 1.2 Динамика российского экспорта рыбных товаров в 2001-2003 гг., осуществленного за пределами таможенной границы России (статистика Госкомстата РФ) (тыс. т)
Кроме того, в таких быстро развивающихся странах Востока (Республика Корея, Малайзия, Тайвань и др.) была реализована уникальная модель инвестиционного развития, в которой внешняя торговля сыграла важную положительную роль в качестве:
1) источника новых технологий и современного оборудования (импорт техники);
2) канала получения валюты для реализации национальных целей развития;
3) координатора отраслевых направлений промышленной политики.
На наш взгляд, такая "идеология" внешнеторговой деятельности отчасти могла бы найти отражение во многих управленческих решениях как Минсельхоза России, так и Федерального агентства по рыболовству.
Минсельхозу России и Федеральному агентству по рыболовству следовало бы усилить свое присутствие во внешнеторговой сфере. Так, было бы оправдано ввести государственную монополию на промысел и экспорт дальневосточных крабов. Полученная валютная выручка могла бы стать одним из важнейших источников для наполнения средств отраслевых лизинговых компаний.
Формы государственной монополии могут быть различны, а соответствующий рыбацкий труд по промыслу и экспорту дальневосточных крабов может иметь высокий уровень оплаты.
К тому же в элементах госмонополии, как показывает анализ, крайне заинтересованы региональные власти.
В целом внешняя торговля и национальная экономика находятся в тесной взаимосвязи. Эффективная внешнеторговая политика может создавать особые условия для развития промышленности, использования новых технологий, роста производительности труда, повышения конкурентоспособности товаров и услуг и др.
|