Назад

2. Внешняя торговля и различные модели экономического роста

В конце 2004 г. вышла упомянутая содержательная монография директора ВНИКИ А.Н. Спартака "Россия в международном разделении труда: выбор конкурентоспособной стратегии" (М.: Макс Пресс, 2004, 524 с.).
По его мнению, экономический рост последних лет в России во многом обязан благоприятному состоянию мировой конъюнктуры, за счет чего Россия получила высокие дополнительные доходы. Но выполняя мобилизационные функции в экономике переходного периода, внешняя торговля не стала катализатором структурных сдвигов в народном хозяйстве и не способствовала росту национальной конкурентоспособности. При этом экспортные доходы (как и в рыбном хозяйстве России - Ю.Б.) концентрировались в сырьевых секторах или секторах первичного передела продукции, что не имело значимого мультипликативного эффекта для экономики, консервируя отсталую утяжеленную структуру. Одновременно импорт последовательно вытеснял отечественных товаропроизводителей из высокооборачиваемых сегментов внутреннего рынка.
Дальнейшее инерционное развитие внешнеторгового сектора, особенно в условиях присоединения России к ВТО, во многом не отвечает перспективным задачам в сфере структурных преобразований, модернизации и повышения эффективности народного хозяйства.
При сохранении сложившихся тенденций внешняя торговля даже будет тормозить крайне необходимые структурные преобразования в экономике.
Об эффективности внешней торговли можно судить, исходя из теории сравнительных преимуществ.
Так, если страна специализируется на производстве тех товаров, которые она может производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другой стороной, то внешняя торговля будет взаимовыгодна для обеих стран. В ряде случаев, обладание дефицитным или редким сырьем содействует возникновению рентных стоимостных преимуществ. Кроме того, на эффективности деятельности отражается наличие и насыщенность достаточных факторов производства.
В целом каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, а импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.
Но в части обеспечения продовольственной безопасности России либеральная модель внешней торговли, по мнению многих экспертов рыбного хозяйства, не выдерживает критики. В этой сфере необходимо действенное государственное регулирование.
В условиях ускорения научно-технического прогресса и информатизации, усиления их влияния на производство технически сложных товаров, в том числе с участием развивающихся стран, а также глобализации процессов их производства, распределения, обмена и потребления, внешняя торговля приобрела более динамичный и многовариантный характер, утратив жесткую привязку к структуре традиционных сравнительных преимуществ.
Надо отметить и неоднозначное влияние на эффективность внешней торговли растущих иностранных инвестиций.
По теории конкурентной экономической политики М. Портера, изложенной в работе "Конкурентные преимуществе наций" (1990 г.), факторы мировой конкурентоспособности намного шире факторов эффективного производства товаров.
Можно говорить о выделении трех стадий конкурентного производства товаров:
1) фактороинтенсивной;
2) инвестиционно-активной;
3) инновационо-активной.
В ходе усложнения содержания стадий конкурентного производства меняется относительная значимость факторов производства (схема 2.1). В свою очередь это трансформирует задачи национальной экономической политики страны и требуемого государственного регулирования в области экономики.
Многие развитые страны, например, США успешно экспортирует сырьевые товары, но и их производство имеет высокотехнологичный характер, отличаясь от уровня развития производства в слаборазвитых странах.
По нашему мнению, именно в такой стратегии развития видятся ориентиры более совершенной организации производства рыбных товаров и эффективной внешней торговли для России.
Учитывая данные методологические подходы, можно сделать следующие рекомендации по выработке вариантов выигрышной внешнеторговой стратегии для рыбного хозяйства России.

Схема 2.1 Стадии экономического развития (по М. Портеру)

Фактороинтенсивная экономика ---> Инвестиционно-активная экономика ---> Инновационно-активная экономика
Стоимость первичных факторов производства   Эффективность использования факторов производства   Уникальность товаров и услуг

1. Сырьевая специализация в рыбопромышленном комплексе является сложившимся фактом. Это - наиболее уязвимая экономическая стратегия в плане достигнутых объемов значительного экспорта мороженой рыбы и стабильности экспортных доходов.
При этом есть тенденция к снижению эффективности российского экспорта рыбных товаров и потере валютной выручки. С другой стороны, на мировых рынках есть достаточный спрос на первичное рыбное сырье.
2. Специализация на экспорте продукции рыбообрабатывающей промышленности (рыбное филе, деликатесы, пресервы и консервы из рыбы и морепродуктов и др.) в целом более устойчива и эффективна с точки зрения цен и общего уровня доходов.
Однако низкотехнологичные и морально устаревшие изделия (на базе старых производственных мощностей и технологий береговой обработки), как правило, демонстрируют "понижательную" ценовую тенденцию и сталкиваются с различными торгово-политическими ограничениями, включая применение защитных мер.
В свою очередь торговля высокотехнологичной продукцией (как сырьевой продукцией) подвержена значительным колебаниям конъюнктуры, чутко реагирующей на изменения деловой активности в ведущих мировых центрах наукоемкого производства.
3. Выпуск новых видов рыбных товаров, включая новые пищевые продукты, биологические добавки, а также лекарственные препараты, косметические товары и др. открывает крупные дополнительные сегменты на мировых рынках. Однако одновременно ставит пред производителями таких товаров сложные маркетинговые задачи.
Одной из них является "раскручивание" новых торговых марок пищевых и непищевых товаров, а также их товаропроизводителей. Проведение таких работ требует участия специализированных рекламных фирм.
Изложенная методология развития экспортных производств находит свое отражение, в частности, в стратегическом маркетинге холдинга "Океанпродукт" (С.- Петербург).
Как показывает практика Евросоюза, а также Норвегии в решении таких задач полезно участие государства и государственное субсидирование до тех пор, пока объемы экспортных продаж не достигают нужного предела и достаточной собственной прибыли национальных товаропроизводителей.
Анализ такой торгово-экономической политики показывает, что данная квазитехнологичная специализация индустриальных стран не всегда способствует адекватному росту доходов в экономике и повышению потенциала устойчивого развития. Вовлеченность в деятельность международных производственных систем может также вести к ухудшению торгового баланса страны (особенно в третьем мире).
В рамках перечисленных стратегий развития производства рыбных товаров и более высокой эффективности внешнеторговой деятельности в качестве вполне типичных целей реформирования торгово-экономической политики выступают:
- прогрессивная структура торговли с растущим удельным весом в экспорте продукции завершающих стадий технологического цикла;
- высоко диверсифицированный и инновационный экспортный ассортимент;
- наличие в экспорте перспективных товаров с растущим спросом на мировых и национальных рыбных рынках;
- повышение доли национальных товаров в стратегически важном мировом экспорте (особенно рыбное филе, пресервы и консервы);
- достижение положительного сальдо торгового баланса в разрезе основных товарных групп и др.
Все это является и целями новой внешнеторговой политики рыбопромышленного комплекса России.
При такой торгово-экономической политике необходимо расширение страновых и региональных маркетинговых исследований в расчете на последующие расширение технологичного экспорта, а также некоторого сокращения импорта рыбных товаров (включая деликатесы для поставок в рестораны и бары, а также в систему элитных супермаркетов) на основе стимулирования развития импортозамещающих продуктов российского производства.
Эффективная государственная экономическая и внешнеторговая политика, с одной стороны, должна быть направлена на повышение эффективности использования избыточных факторов производства и содействие экспорту производимой продукции, а с другой стороны, на защиту национальных товаропроизводителей от чрезмерной импортной конкуренции и поощрение выпуска жизненно важной продукции внутри страны.
Опыт многих стран показывает, что даже при нехватке ресурсов, в том числе для проведения НИОКР, мировая торговля и глобализация могут позволить эффективно преодолеть нехватку ресурсов развития. Так страны ОЭСР активно ввозят более дешевую рабочую силу из слаборазвитых стран.
Следует также отметить тенденцию постепенного снижения значимости продуктовой, подетальной и поузловой специализации в мире и повышение роли функциональной специализации, определяющей задачи каждого участника в цепочке приращения стоимости товара. В такой ситуации непосредственная экспортно-импортная структура далеко не всегда отражает реальные экономические возможности страны.
Можно отметить основные элементы глобальной цепочки приращения стоимости товаров (схема 2.2).

Схема 2.2 Основные элементы глобальной цепочки приращения стоимости товаров

Дизайн, проектирование
НИОКР
Организация, "ноу-хау"
Новые продукты
Новые технологии
Обучение
---> Снабженческая логистика
Модульное производство
Системное производство
Финишный продукт
Испытания
Контроль качества
Упаковка
Управление запасами
---> Сбытовая логистика
Оптовая торговля
Розничная торговля
Реклама
Брэндовая политика
Послепродажный сервис
Технологии   Производство   Маркетинг

Как отмечает д.э.н. А.Н. Спартак, в настоящее время развитые страны мира уделяют большое внимание совершенствованию государственному регулированию эффективности внешней торговли, составной частью которой явились общенациональные программы укрепления конкурентоспособности продукции. Наиболее остро также вопросы встают в связи с растущим дефицитом торгового баланса страны и усиления импортной конкуренции на внутреннем рынке.
Так, в 1988 г. в США был принят "Комплексный закон о торговле и конкурентоспособности", согласно которому в рамках Министерства торговли были созданы дополнительные механизмы поддержки экспорта и сформирована федеральная технологическая администрация, усилены механизмы взаимодействия министерства с организациями промышленников и предпринимателей.
Был также учрежден специальный Президентский совет по вопросам конкурентоспособности и разработан комплекс мер по расширению государственной поддержки инновационного предпринимательства. Далее в начале 90-х годов под эгидой Министерства торговли стартовали три масштабные программы: "Инициатива стратегических партнерств" (для ускорения коммерциализации НИОКР), "Новая технологическая инициатива" (технологическое обучение и консультирование фирм) и "Национальная экспортная инициатива".
Аналогичные меры отмечены в ЕС.
Составной частью этих мероприятий является повышение роли государства в управлении промышленностью при одновременном усилении взаимодействия с деловыми кругами в целях быстрого и адекватного реагирования на меняющиеся мирохозяйственные реалии.
По мнению А.Н. Спартака, одной из прогрессивных мер является создание специальной внедренческой информационно-технологической сети по передаче и приобретению новой техники и технологии, организации патентования, деловым услугам, заключении соглашений о совместной инновационной деятельности с иностранными фирмами и др.
Для справки, в ЕС в 1995-2000 гг. благодаря деятельности такой сети было подписано около 800 таких специальных соглашений.
Такая деятельность идет в рамках государственного бюджетного финансирования.
Одним из важных направлений в деятельности государства является многоаспектное содействие привлечению прямых иностранных инвестиций в избранные отрасли и сектора производства с целью:
улучшения доступа на внутренний рынок;
установление требований в отношении экспортной деятельности филиалов многопрофильных иностранных компаний, действующих по примеру ряда ТНК Норвегии и др.;
предоставление льгот для экспортноориентированных предприятий и инвестиций;
учреждение зон экспортной переработки, предлагающих необходимую инфраструктуру и устраняющих общие национальные барьеры для ведения бизнеса;
научно-техническая поддержка и подготовка кадров и др.;
предоставление товаропроизводителя экспортных субсидий;
создания общих и специализированных региональных торговых соглашений и др.
Проблема диверсификации экспорта рыбных товаров в качестве поиска новых направлений экспорта имеет три основных направления.
1. Инерционная (мобилизационная) диверсификация, когда в экспортный оборот вовлекаются товары, принципиально не меняющие, а лишь незначительно корректирующие сложившуюся специализацию. В данном случае используются уже имеющиеся сравнительные преимущества путем их консолидации.
2. Направление, связанное с углублением переработки первичных ресурсов и движением вверх по цепочке: сырье - промежуточная продукция - готовые изделия. Речь идет об облагораживании экспортной структуры за счет последовательного вовлечения в оборот более сложных факторов производства, или эволюционном факторном апгрейдинге.
3. Инновационная диверсификация, сопровождающаяся модернизацией экспортного потенциала в соответствии с быстро эволюционирующими параметрами и требованиями мирового рынка. На этом этапе происходит дальнейшее развитие и усиление всей системы национальных конкурентных производств, концентрирующихся на завершающих стадиях технологического цикла и обеспечивающих высокую динамику инновационной деятельности.
Мировой опыт говорит о необходимости работ по всем трем направлениям.
Для сравнения можно привести данные о ценовой эффективности более глубокой переработки сырья с целью роста добавленной стоимости в 2-10 раз (древесина - 4-6 раз, алмазы - 6-12 раз, сырая нефть - 6-10 раз и др.).
По рыбным товарам соответствующий рост добавленной стоимости составляет 2-5 раз.
Для уточнения потребности в капиталовложениях для организации выпуска новых рыбных товаров и увеличения их поставок на мировые рынки целесообразно сделать соответствующую группировку разработанных новых рыбных товаров за 3-5 лет (в рамках финансирования научно-исследовательских и технологических работ в Федеральном агентстве по рыболовству).
В рыбном хозяйстве России в условиях постаревшей технологической базы усиливается эффект "отрицательной добавленной стоимости", когда каждая дополнительная операция по обработке продукции требует непропорционально высоких затрат. В итоге получаемая "технологичная продукция" становится более дорогой, чем прирост технологической новизны.
Такие проблемы требуют более льготных налоговых и иных режимов производства и искусства делового бизнеса (проблема грамотного управления и кадров).
Для России сегодня важно использовать все факторы более совершенной экономической политики, включая и те, которые могут базироваться на передовых научно-технических достижениях.
Важно использовать организационный ресурс (создание новой системы управления, новых структур производства, рационализации информационных потоков, использование более эффективных стратегий конкурентной борьбы и др.) при использовании имеющихся ресурсов производства. Специфическим фактором является ресурс "масштаба страны" с развитием региональной специализации производства и внешней торговли.
Повышение конкурентоспособности как самих рыбных товаров, так и их товаропроизводителей требует: высокой мобильности факторов производства; интеграции инновационного бизнеса с развивающимися (перспективными) секторами; содействия государства в развитии инфраструктуры (порты, дороги, оборудование, коммуникации и др.).
Научно-методические выводы по данному разделу можно свести к следующему:
1) в отраслевой печати эти подходы к производству конкуренто-способных рыбных товаров не нашли должного экономического обоснования;
2) соответственно мало конкретных рекомендаций по более эффективной промышленной и внешнеторговой политике в производстве рыбных товаров;
3) не проработаны инновационные и инвестиционные аспекты развития конкурентоспособных рыбных товаров;
4) данные вопросы не являются и объектом государственного регулирования на уровне Департамента рыбохозяйственной политики Минсельхоза России и Федерального агентства по рыболовству.
Между тем есть ряд задач, которые должны найти свое программное воплощение.

Назад