Назад

3. Обзор тематики повышения эффективности внешней торговли рыбными товарами России (по данным Интернет в 1-м квартале 2005 г.)

Как показывает анализ, внешнеторговая тематика занимает важное место в общем информационном потоке.
В разделе приводится ряд типичных сообщений мурманского сайта "Рыбные ресурсы" ("РР") и другой прессы.

1. С 9 по 14 марта 2005 г. в Приморье при участии руководителя департамента рыбного хозяйства И. Улицкого прошла встреча экспертов с профессором Университета штата Юта (США) Кейтом Криддлом, приуроченная к проведению 2-го Дальневосточного форума рыбной промышленности. К. Криддл - ведущий мировой эксперт рыбного хозяйства США, знающий мировой опыт в сфере правового регулирования рыбного хозяйства, требования к документации и сертификации морепродуктов на рынках ЕС, Японии и США, маркетинговых стратегиях и проблемах сбыта морепродуктов на мировых рынках. Один из наиболее удачных проектов, реализованных под его руководством, - программа продвижения продукции из чилийского лосося на мировые рынки. Им было проконсультировано более 80 специалистов рыбного хозяйства Приморья.
По итогам визита сформированы предложения по продвижению на мировые рынки товаров приморских предприятий, а также уточнена роль новых способов добычи рыбы, которые могут быть применены на российском Дальнем Востоке.
По информации А. Линецкого, председателя совета директоров ЗАО "Ролиз", одним из итогов этой встречи стало решение о возможности объединения крупнейших приморских рыбодобывающих компаний в единый консорциум для совместного продвижения продукции на мировой рынок. Решающую роль в этом процесс должны сыграть Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья ("РР", 16.03.2005).

2. Одним из направлений совершенствования контроля над промыслом и поставками рыбных товаров, в том числе на экспорт, обсуждаемых в Камчатской области, может быть создание складов по принципу таможенного терминала: одного - в морском порту, второго - в аэропорту.
Автор такого предложения - депутат областной Думы А. Шашкун. По его мнению, на складе должен работать представитель рыбвода, который бы смотрел документы рыбопользователя и подтверждал соответствие выделенной квоты на промысле и реализуемой им товарной продукции (в 2003 г. на 100 мотоботов было выделено 120 т рыбных квот, но поставлено на берег 3,5 тыс. т рыбы). Одновременно там же мог проводиться ветеринарный контроль с проверкой сертификата и соответствия продукции российским стандартам. Это предложение интересно тем, что касается вывоза рыбных товаров из отделенного П.- Камчатского. В частности, в 003 г. с Камчатки было вывезено икры в 2,5 раза больше, чем было прописано в документах допустимого улова "РР", 24.03.2005).

3. Проблема увеличения поставок рыбных товаров на внутренний рынок России за счет постепенного поэтапного сокращения экспорта мороженой рыбы является важной проблемой обеспечения продовольственной безопасности России. Все это должно быть сбалансировано с наращиванием производственных возможностей Дальневосточной железной дороги (необходимо согласование планов развития рефрижераторного парка вагонов в ОАО "РФД" со стратегией реформирования внешней торговли рыбными товарами, вырабатываемой Федеральным агентством по рыболовству).
Для дальневосточного региона важной проблемой является вывоз мороженой рыбы и других рыбных товаров по железной дороге. В настоящее время доля ДВЖД в перевозках ОАО "Российские железные дороги" составляет 3,7%, но именно на эту структуру в настоящее время приходится 67% сетевой погрузки рыбы. В связи с проведением совещания 21 марта 2005 г. в Хабаровске Президент ОАО "РЖД". Г. Фадеев заявил, что железные дороги востока России "должны иметь высочайшую технологию вывоза рыбы". С другой стороны, он отметить, что рыбных грузов не хватает и "простаивает рефрижераторный подвижной состав". Соответственно следует решать эту проблему совместно с администрациями Хабаровского и Приморского краев, Сахалинской области ("РР", 22.03.2005).

4. В особом реформировании нуждается сложившаяся система экспорта дальневосточного краба.
В соответствии с таможенными данными объемы поставок крабов в Японию в 2004 г. во много раз превысили ОДУ в Дальневосточном регионе. Только в Японию было поставлено 27 тыс. т камчатского краба, 44 тыс. т краба стригуна, свыше 4итыс. т краба волосатого. Эти цифры практически в два раза превышают объем допустимого улова по всем видам краба в Дальневосточном бассейне.
Кроме того, по данным корейских бизнесменов, в 2004 г. в Республику Корея было поставлено около 25 тыс. т краба (общей стоимостью 100 млн. долл. США).
По информации руководителя департамента рыбного хозяйства И. Улицкого, основным средством борьбы с нелегальным промыслом краба и его экспортом должны стать конфискации рыболовных судов ("РР", 16.03.2005).
Видимо, острота ситуации в данном виде экспорта требует введения специального лицензирования такой внешнеторговой деятельности или даже госмонополии на внешнюю торговлю крабами, включая, возможно, институт уполномоченных спецэкспортеров (требуется резко ограничить число экспортеров, имеющих право поставок за границу дальневосточных крабов). Эта также положительно скажется на требуемом росте налоговых поступлений в бюджет страны.

5. Свои проблемы ставит внешняя торговля рыбными консервами.
В сообщении излагается точка зрения первого вице-президента ВАРПЭ Ю.И. Кокорева.
До распада СССР рыбное хозяйство поставляло на внутренний рынок около 900 тыс. т рыбных консервов, объем экспорта составлял 40 тыс. т в год (4% от общего объема их производства), а импорт не превышал 6 тыс.т.
Практически ни один натуральный показатель, характеризующий работу отрасли, не упал так сильно, как производство консервов. Сказалось резкое сокращение производства рыбных консервов на судах в море по причине списания плавбаз. Кроме того, подобное падение вызвано увеличением стоимости металла (алюминия и жести), используемого для производства тары.
Если ранее в структуре себестоимости консервной продукции стоимость тары не превышала 10%, то в настоящее время она доходит в среднем до 40%.
За последние 6 лет после дефолта производство рыбных консервов возросло в 1,6 раза, достигнув 500 муб или 150 тыс. т продукции. Однако имеется отрицательное сальдо внешнеторгового баланса по консервам, когда их импорт в 3 раза превышает экспорт. В настоящее время на внутренний рынок поставляется лишь около 210 тыс. т рыбных консервов, т.е. имеется резерв для увеличения их потребления на уровне 250-350 тыс. т. (или 750-1000 муб). При этом наращивание их производства создает реальные условия для снижения стоимости рыбных консервов и расширения спроса. Автор материала ставит вопрос о переходе на пластиковую тару, более конкурентоспособную по цене в сравнении с металлической тарой ("РР", 16.03.2005).
Данный материал важен во внешнеторговом отношении, так как Россия может увеличить свои экспорт за счет более рациональных упаковки рыбных консервов.

6. По мнению Е. Тихомировой (Офшоры перестали спасать от налогов - "Независимая газета", 15 марта 2004 г., с. 3) наметилась тенденция к изменению политики кредитования импорта в Россию.
В последние годы ужесточена деятельность не только российских, но и иностранных надзорных органов и соответствующих финансово-кредитные организаций. По данным МВД РФ, в 2004 г. было заведено 2000 уголовных дел по контрабанде. Российским импортерам стало труднее выстаивать необлагаемые налогами и сборами товарные цепочки, особенно путем создания фирм-однодневок для поставки конкретного товара или создания специальных торговых домов в офшорах.
Как заявил председатель президиума коллегии адвокатов В. Тутыхин, ситуация с конца прошлого года в корне изменилась: "Будущее импортного бизнеса в России лежит в постепенном отказе от агрессивных методов снижения издержек, в выходе на рынки финансирования и формировании торговых холдингов для капитализации бизнеса". Прошлые схемы импортных поставок были разработаны еще в начале 90-х годов. В настоящее время они теряют свою эффективность по причине усиления надзора за финансовыми потоками, а также требований Верховного суда РФ о легализации имущества, "нажитого преступным путем". В итоге многие организаторы импортного бизнеса оказываются вне закона. Также западные компании не идут на сделку, как только узнают, что их партнер имеет льготное налогообложение.
По мнению юристов, продолжение деятельности в сфере импорта предполагает активизацию сотрудничества с банками, обслуживающими импортные операции и сделки. Как правило, такие кредитные банки имеют гарантии крупных мировых банков под поставки товаров на условиях, похожих на кредитование и лизинг. Но иностранные банки не охотно идут на кредитование российских компаний.
В этой связи повышение эффективности импортных поставок рыбных товаров предполагает создание собственной рыбохозяйственной сети финансово-кредитных учреждений (прежде всего банков и лизинговых компаний).

7. Внешнеторговые вопросы затрагивались на ежегодном собрании акционеров НО "Союз рыбопромышленников Севера" (СРпС), которое прошло 11 марта 2005 г. в Мурманске.
Председатель правления СРпС В. Касаткин отметил, что пока в рыбной отрасли нет нормально работающей системы управления: "И самая главная беда - отсутствие на федеральном уровне профильных специалистов, что приводит к излишней бюрократизации системы". Так, по признанию зам. руководителя Департамента рыбохозяйственной политики Минсельхоза России А. Макоедова, в этом Департаменте "элементарно некому поручить ответственное задание".
Очевидно, что эта ситуация также отражается в отсутствии комплексного подхода к осуществлению мониторинга во внешней торговле рыбными товарами и формировании эффективной внешнеторговой политики.
При возрождении деятельности "Севрыбы" должна улучшиться его ВЭД (за счет концентрации и специализации внешнеторговых работников).
В. Касаткин поднял вопрос о целесообразности создания в Мурманском рыбном порту собственной "Свободной экономической зоны" вдоль причалов. "Если будет положительное решение, то все суда становятся заходными в родной порт. А это дает: возможность осуществлять весь экспорт через берег (возврат НДС), рост рентабельности экспортных поставок на 10%. Ремонт, снабжение, промвооружение, смена экипажа - все это можно будет осуществлять в Мурманске, а не в Норвегии, где мы платим бешенные деньги".
Также был поднят вопрос об обязательной доставке всей рыбы из российской экономзоны на российский берег, а экспорт будет осуществляться из России. Выгрузки рыбы планируется осуществлять в двух местах (Медвежка и Кильдин). Другое решение этого вопроса - выгрузка при участии норвежских инспекторов.
Комментируя выступления, руководитель рыбсельхоздепартамента Мурманской области В. Зиланов затронул тему "расширения внешнеэкономических связей: "Имидж Северного бассейна пошатнулся. Калининград, к примеру, сегодня при общем вылове 320-360 тыс. т производит продукции на 460-465 тыс. т. Свою роль играют поступления сырья извне - у Западного бассейна сохранились наработанные связи с Польшей, Литвой, Германией. Наверное, и у нас такая возможность должна быть. Постепенно нужно этого добиваться" ("РР", 14.03.05).
Анализ итогов этого собрания говорит о важности концентрации и специализации внешнеторговых структур, увеличения доставки на берег выловленной морской рыбы и береговой рыбообработки для производства экспортируемых товаров, а также необходимости создания специализированных портовых "свободных экономических зон".

8. Для рыбного хозяйства России большое положительное значение имело бы развитие электронных рыбных торгов, что помогло бы вывести из тени значительные товарные потоки и сбалансировать экспортные и не экспортные поставки рыбной продукции.
В статье "Рыбу - на биржу" говорится о проекте создания в ФГУП "Мурманский морской рыбный порт" специализированной интернет-биржи по торговле рыбной продукцией ("РР", 11.03.05).
По мнению врио директора ММРП А. Тарасенко, из-за большого числа посредников в цепочке "добыча - реализация" сделки по купле и продаже рыбной продукции непрозрачны. Это значительно затрудняет фискальный контроль над ними и снижает налоговые поступления в бюджет.
Для России стоит проблема создания цивилизованного рынка рыбных товаров, гарантированности исполнения сделок, уменьшения издержек и снижения розничных цен на рыбные товары. Кроме того, интернет-биржа будет способствовать внедрению мировых стандартов в системе торговли водными биоресурсами, увеличит скорость товарооборота, позволит в реальном масштабе времени получать информацию о ситуации на российском рынке.
Для организации интернет-биржи необходимо получение согласия правительства РФ на комплекс мер государственной поддержки и создание ассоциации рыбных портов, поставщиков и переработчиков рыбы. Экономический эффект от внедрения системы открытых электронных торгов может заключаться как в образовании дополнительных оборотных ресурсов у рыбопереработчиков, так и в увеличении налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
В мире существует около 70 рыбных Интернет-бирж (Европа, Корея, Канада). По оценкам специалистов, в России для организации таких структур нет достаточной законодательной базы.
Генеральный директор НП "Союз рыбопромышленников Севера" Г. Степахно считает: "Есть теневая сторона, мы собирали в прошлом году вместе с торгово-промышленной палатой заинтересованных судовладельцев, собирали их сбытовые компании, которые заявляют - нет, мы пока поработаем самостоятельно, то есть мы еще не созрели для этого".
Организаторы проекта из ФГУП "ММРП" утверждают, что такая интернет-биржа будет создана к марту 2006 г.
Оценивая такую информацию из Мурманска необходимо отметить, что внедрение механизма электронных аукционных торгов расширило бы привлечение на рынок России значительное количество новых продавцов и покупателей, в том числе и иностранных.
Традиционные рыбные аукционы, как правило, проводятся в портах, находящимися в городских районах или рядом с ними, в непосредственной близости от потенциальных покупателей. При этом в сельских районах, например, в странах Балтийского региона, торговля свежей рыбой была налажена в виде прямых коммерческих сделок между рыбаками, оптовиками, обрабатывающими предприятия.
Электронные рыбные аукционы привели к новым формам торговли и одновременно к оптимизации производственных процессов в самом рыболовстве. Важную роль начинает играть автоматическое использование всей имеющей отношение к улову информации, необходимой для последующей продажи.
Так, встает задача оперативно и точно этикетировать выловленную рыбу и производимые рыбные продукты, снабжая их конкретной, точной и отслеживаемой информацией. Кроме того, требуется подготовка и регистрация надежной и отслеживаемой справочной информации о продаваемом продукте. Это соответствует тенденции в контроле за безопасностью рыбных продуктов в Европе, где наблюдается отказ от предписывающего прямого контроля и увеличение ответственности продавцов пищевой отрасли за безопасность продуктов.
Для России все такие особенности должны быть четко определены в развиваемой правовой базе рыбной торговли.
При приобретении продуктов через Интернет для покупателей резко повышается роль информации, связанной с типом продукта, размером продукта, качеством продукта, упаковкой и размером тары, названием конкретного судна, даты вылова, способа лова и др.
С другой стороны, зарубежная практика выявила некоторые организационные особенности.
а) Проводимые в Европе электронные торги уже ограничивают долю уловов судов, выставляемых на торгах в Интернете, которая не должна превышать 35% от общего улова. Отчасти в этом видится требование защиты экономических интересов конкретных регионов (часть рыбы должна поступить в данный порт и реализоваться на традиционной основе).
Благодаря структуре аукционной цепи возможно увеличение количества имеющейся в продаже свежей рыбы, и, тем самым, гарантировать покупателю возможность приобрести необходимое ему количество нужных видов рыбы.
б) При привлечении покупателей через Интернет необходима возможность проверить этих покупателей в отношении их платежеспособности. Каждый покупатель должен иметь оговоренный кредитный лимит, подкрепленный банковской гарантией, автоматически проверяемый информационной системой. Также требуется и особая система предварительной сертификации покупателя для участия в более, чем одном аукционе (такая система имеется в Европе).
в) Другой организационный подход заключается в локализации электронной торговли одним местом и одним временем (при продаже рыбы из разных портов). В этом случае все порты-члены аукциона и места выгрузки работают по правилам центрального аукциона.
Создаваемые в рыбопромышленном комплексе России системы информационных технологий в итоге должны позволять пользоваться всей информацией о продукции, продавце и покупателе, облегчая реализацию различных организационно-технических мероприятий, бухгалтерского учета и оплаты сделок.

9. В статье "Цены на рыбу кусаются" приводятся оценки генерального директора Магаданской ассоциации предприятий прибрежного рыболовства А. Пушкина.
На рынках Магадана - высокие цены на рыбные товары. В основном город кормится за счет продукции прибрежного рыболовства (ПР). Крупные компании предпочитают продавать свою рыбу иностранным оптовикам. "Крупной компании жалко продавать рыбу в Магадане за 1 доллар, когда ее же можно реализовать за границей за 5 долларов. Вдобавок, чтобы фирме доставить продукцию с судна в город, необходимо пройти таможню, оплатить сборы. Это - дополнительные затраты. От всего этого цены на рыбу в наших магазинах "кусаются, как акулы".
А. Пушкин видит спасение для горожан в развитии прибрежного рыболовства и за счет деятельности малых и средних компаний.
К сожалению, численность малых предприятий прибрежного рыболовства с каждым годом сокращается.
Кроме того, многие малые предприятия также стараются работать на экспорт: "Конечно, на экспорт идет меньше, чем поступает на рынок Магадана, но больше, чем в другие регионы России". Бизнесмены объясняют это менее сложной и дешевой транспортной схемой, простыми контейнерными перевозками: Магадан - Владивосток - за рубеж. Также привлекают высокие импортные цены.
Часть предприятий магаданской ассоциации ПР работают уже по американским стандартам качества, пакуют свою продукцию в заграничную упаковку. Из-за рубежа в Магадан приезжают технологи. Иностранцы учат наших рыбаков не только стандартам рыбообработки, но и самой рыбалке.
По оценке А. Пушкина, востребованность рыбных богатств прибрежки составляет всего 15-20%. Система расчетов ОДУ и распределения квот для прибрежного рыболовства несовершенна. К тому же за получение квот рыбаки должны платить вперед - до реализации выловленной рыбы ("РР", 03.03.05).
Давая оценку этой ситуации, можно сделать вывод, что Магаданская область и город Магадан в целях обеспечения своих жителей морской рыбой должны бы получать целевые ("связанные") квоты, для освоения которых можно было бы проводить конкурсы для своих рыболовных компаний. Рыба, выловленная по таким квотам не могла бы продаваться на внешних рынках. С другой стороны, несвязанные с обязательствами такой поставки продукции квоты должны иметь более рыночные основы по реализации рыбной продукции.

10. В повышении эффективности внешней торговли водными биоресурсами, а также импорта рыболовных судов важное значение имело бы создание специализированного ОАО "Росрыблизинг" по подобию действующего ОАО "Росагролизинг", который был создан в апреле 2001 года.
Первоначально уставный капитал Росагролизинга составлял 505 тыс. руб. К началу 2005 г. за счет целевых ассигнований Минфина РФ по статье "Сельское хозяйство и рыболовство" и дополнительно эмиссии акций уставный капитал увеличен 19,32 млрд. руб.
Средства уставного капитала Росагролизинга направляются на закупку техники российских производителей для передачи по договорам лизинга российским сельхозпредприятиям. Почти 100% акций лизинговой государственной компании принадлежит Росимуществу. Символичное количество акций компании находятся на балансе Россельхозбанка и ФГУП "Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка" при Минсельхозе РФ ("РР", 10.-3.05).
Наличие такой лизинговой компании снизило бы масштабы заимствования российскими рыболовными иностранных кредитных средств и погашения своей задолженности поставками рыбы, на условиях менее выгодных, чем при свободной рыночной реализации продукции морского промысла.

11. В статье "Какой сетью можно выловить мафию?" ("РР", 05.03.05) приводится изложение выступления председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Г. Горбунова по поводу разработанного законопроекта "О сохранении осетровых рыб, их воспроизводстве, рациональном использовании и регулировании оборота продукции из них".
В прошлом веке СССР предпринимал большие усилия по возрождению запасов осетров в Каспийском регионе, Азово-Черноморском бассейне и других районах страны. До распада СССР добывалось свыше 24 тыс. т рыбы.
К настоящему времени из-за масштабного браконьерства официальные уловы сократились до 0,6 тыс. т, а реальные уловы превышают квоты в десятки раз.
Г. Горбунов отмечает, что выловленные браконьерами осетры по документам о конфискации продукции привозятся на реализацию. После того, как товар поступает в магазины, рестораны, на рынки, документация либо уничтожается, либо размеры поставок занижаются в разы. На этой основе в систему неофициального промысла и сбыта осетровой продукции вовлечены сотни тысяч человек.
В законопроекте предлагается введение государственной монополии на вылов, реализацию и переработку рыбы осетровых пород и черной икры. В феврале 2005 г. на заседании комиссии Правительства России законопроект получил положительные оценки.
По мнению Г. Горбунова, необходимо также другими соседними странами предпринимать меры по сохранению осетровых и их рациональному использованию на основе реализации модельного закона СНГ, принятого Советом МРА СНГ 17 апреля 2004 г. При этом промышленный лов должен продолжаться, чтобы Россия не теряла сложившиеся рынки сбыта.
Очевидно, предложенные в законопроекте отдельные методические решения, касающиеся внешней торговли, могут быть использованы при упорядочении товарных поставок для "валютоемких" видов водных биоресурсов (дальневосточные крабы и др.).

12. В статье "Северный интерес и кто его подогревает" реферируется статья Г. Алексеева, опубликованная в Парламентской газете" ("РР", 05.03.05), в которой приводятся данные о "холодной рыболовной войне" между Россией и Норвегией.
После распада СССР и либерализации внешней торговли рыбными товарами российские рыбаки стали активно экспортировать выловленную охлажденную рыбу в Норвегию. Так, в 1990 г. трески было поставлено около 22 тыс. т, а в 1995 г. - почти 150 тыс. т. В структуре таких поставок готовая продукции в виде филе и соленой рыбы составляла не более 5%. На этой основе в Норвегии начался бурный рост рыбообработки со строительством фабрик, морозильников и складов за счет средств Норвежского фонда промышленного и регионального развития.
В последние годы в рыбообрабатывающей промышленности Норвегии начался спад производства. Российские компании, начавшие техническое перевооружение рыболовного флота с приобретением судов-фабрик, морозильщиков и филетировщиков, существенно изменили уровень переработки рыбной продукции. Если в 1996 г. доля охлажденной трески составляла 78%, то к 2000 г. она сократилась до 29%.
Российские компании стали искать новые рынки сбыта в европейских портах. Лишь в 2003 г. объем выгрузки в Норвегии российской трески сократился по сравнению с 2002 г. более, чем на 40%, а в 1-м полугодии 2004 г. за год еще снизились на 30%.
Эта внешнеторговая политика российских рыболовных компаний привела к ухудшению отношений между Норвегией и Россией. На этой основе норвежские власти стали активно обвинять российских рыбаков в браконьерстве.
Для данного "внешнеторгового анализа" важно отметить наличие существенных технологических и торговых прорывов российского рыбного хозяйства Севера.
Это является примером того, что само рыночное хозяйство учит российские компании более эффективной работе и внешней торговле.

13. В статье "Быль о золотой рыбке" ("РР", 16.02.05) приводятся интересные данные о состоянии рынка рыбных товаров в Приморье.
Несмотря на значительный интерес рыбаков продавать выловленную рыбу за границу, многие компании везут рыбу к родным берегам без всякого государственного принуждения (в том числе для декларации вылова рыбы в российских портах).
Дело в том, - пишет Ю. Нурмухаметов, - что "российские цены уже давно сравнялись с ценами на азиатских рыбных биржах. Тот же "ТУРНИФ" почти все добытые объемы поставил в Россию. И как утверждают его представители, прошлогодняя цена на минтай на внутреннем рынке была выше, чем на внешнем".
В то же время цена на рыбу продолжает расти из-за роста издержек производства. Основная причина - это рост цены топлива и стоимости его доставки в районы промысла. Но идет рост и по другим статьям себестоимости (спецодежда, тара, продовольствие, средства связи, промвооружение). В случаев кредитования банками судов морского рыбного промысла, проценты по кредитам также влияют на рост цены рыбной продукции.
Следует отметить соответствующие поставки на российский берег такой рыбы, как минтай, сельдь, камбала.
По информации камчатской фирмы ЗАО "Блаф", половина произведенной продукции идет на внутренний рынок, а основная реализация идет через Владивосток.
В течение одного года выросли оптовые цены на рыбу: олюторская сельдь стоила 32-35 руб/кг, в настоящее время - 45 руб/кг; минтай в цене вырос с 25-27 руб/кг до 45 руб/кг.
В розничной торговле рыбная продукция дорожает почти в два раза. Для перевозки рыбы в Европейский центр России более выгодны дорогие виды рыбных товаров. Но доминирующий спрос населения характерен для рыбных продуктов с ценой до 100 руб/кг, к которым относится мороженая рыба.
При переработке рыбы с простейшими технологическими процедурами розничная цена возрастает от 50 до 100%. Так, охотоморская сельдь у мелких оптовиков стоит 25-27 руб/кг, а на рынке в копченом или соленом виде она уже стоит 60-80 руб/кг (цена зависит от внешнего вида и размерного ряда).
Растущим ценам на рыбу и морепродукты противодействуют браконьерские поставки рыбы на берег. Так, волосатый краб может стоить на рынке 80 руб/кг, а в Японии этот краб стоит не менее 5 долл/кг.
Обобщая приведенную информацию, можно сделать вывод, что рост денежных доходов населения России создает лучшие условия для увеличения поставок российской рыбы на внутренний рынок. По видам выловленных биоресурсам складываются новые соотношения поставок продукции на внутренний и внешний рынок. Несмотря на такую тенденцию, сложившийся вывоз морской рыбы на внешний рынок следует считать излишне большим и противоречащим интересам продовольственной политики России.

14. В статье "Денежный трал" ("РР", 02.03.05) опубликовано интервью с заместителем начальника Камчатской специализированной морской инспекции С.М. Донигевичем на темы российского экспорта продукции морского промысла, выловленной за пределами таможенной границы России.
Догиневич С.М. дает ряд важных внешнеторговых оценок.
По итогам переговоров Япония стала принимать от России только "чистую продукцию" с законными документами. В этой связи российские браконьеры везут продукцию для декларирования сначала в Республику Корея, где ставится штамп таможни, а после этого - в Японию (всего сутки плавания).
Республика Корея имеет развитую сеть специализированных агентских фирм, которые за деньги решают все проблемы приемки рыбы и морепродуктов, а также обслуживания и ремонта рыболовного судна. Российские суда предпочитают ремонтироваться в этой стране, что качественнее и дешевле, чем в РФ.
В 2002 г. было около 2000 заходов в порт г. Пуссан российских судов.
Весьма выгодно вывозить крабов - до 200 т по цене 12-15 тыс. долл. за тонну. Приобретенное для этих целей судно окупает себя за две незаконные ходки с вывозом крабов.
Власти Республики Корея не заинтересованы в ликвидации такой торговой практики. Выявление и оформление контрабандного товара очень сложно для российской стороны. Как правило, корейская таможня, ссылаясь на коммерческую тайну, не дает данных без возбуждения уголовного дела. В свою очередь, уголовное дело предполагает наличие исходных документов.
Система мониторинга рыболовных судов касается лишь судов, приписанных к рыбным портам, но не торговым. По этой причине часть рыболовных судов, имеющая возможность заниматься транспортировкой грузов, передислоцировалась на регистрацию в торговые порты. Они вправе по лицензии Минтранса РФ перевозить продукцию из порта в порт.
В то же время система спутникового мониторинга дает сбой в контроле хода судов, поскольку уже выявлены случаи использования дискет с фальсифицированными данными о пути следования судна в море.
Проблема возможного досмотра рыболовных или транспортных судов с грузом рыбной продукции в иностранных судах не решена в правовом отношении. Есть лишь случаи отдельных разовых инспекций.
По мнению этого специалиста: "Сегодня необходимо принять решение, которое бы позволило службам, контролирующим вывоз морских биоресурсов из России, беспрепятственно попадать в иностранные порты для проверки наших судов".
Пока есть различное отношение к этой проблеме в соседних странах: Республика Корея может соглашаться на разовые проверки; КНР в принципе не допускает контролеров к своим берегам; Япония не разрешает сходить на берег российским инспекторам.
"Понятно, что эти страны хотят и дальше развиваться за счет наших браконьерских судов и прекрасно понимают, чем грозит им утечка "коммерческой тайны".
На практике российские браконьерские суда пользуются фальшивыми документами для прямой сдачи своей продукции в иностранных портах. При этом часть своего фактического промысла такие суда скрывают, а иногда вылов одного вида биоресурсов подменяется другим.
Новой тенденцией стало привлечение специально созданными фирмами чисто браконьерских судов под флагами третьих стран - Камбоджи, Белиза, Панамы. Такие суда идут на сознательные нарушения и подчиняются лишь силовому задержанию, для чего пограничниками привлекается даже авиация.
В этих условиях неконтролируемый промысел ведет к сокращению запасов водных биоресурсов.
Приведенный материал показывает, что Россия крайне нуждается в специальной законодательной базе, призванной регламентировать промысел за пределами таможенной границы и соответствующие экспортные поставки продукции морского промысла с учетом нового закона РФ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ.

15. В статье "Налоговые поступления выросли вдвое" ("РР", 09.02.05) приводятся данные о положительной тенденции увеличения продукции рыбообработки в Приморском край в 2004 г. Именно это важно для наращивания высокотехнологичного экспорта России.
По информации руководителя департамента рыбного хозяйства Приморского края И. Улейского, выпуск рыбной продукции растет второй год: "Предприятия отрасли увеличили выпуск продукции глубокой переработки рыбы, имеющей большую стоимость. В частности, выпуск рыбного филе увеличился в 2,45 раза, фарша пищевого - в 2,77 раза, рыбы сушеной и вяленой - в 1,5 раза. Производство рыбной кормовой муки составило 17,3 тыс. т и выросло на 9,1 процента, выпуск консервов достиг 134 процента от уровня предыдущего года".

16. Такие данные, однако, важно рассматривать на фоне одновременного сокращения ОДУ для рыбаков Приморского края и, напротив, продолжающегося роста экспорта продукции морского промысла, что еще раз говорит о необходимости квотирования экспорта мороженой рыбы.
В статье "ОДУ все уменьшается" ("РР", 21.02.05) приводится такие факты. В 2004 г. ОДУ в ИЭЗ Дальнего Востока уменьшилось до 77,8% от уровня 2001 г., а доля Приморского края в ОДУ за этот же период снизилась с 39% в 2001 году до 34% в 2002 году и до 26,6% в 2003 году. Оценка уровня 2004 г. близка к 24,9% (без недоиспользуемого кальмара, сайры и анчоуса Японского моря).
В статье "Приморский экспорт" ("РР", 25.01.05) говорится о росте соответствующего экспорта: объем рыбы и морепродуктов, экспортированный приморскими рыбаками в зарубежные государства без захода в российские порты, в 2004 году составил 245, 1 млн. долл. США, что в 1,6 раза больше, чем в 2003 году.
По данным краевого комитета статистики, в натуральном выражении объем экспорта составил 195,1 тыс. т (рост - 31,6%).
Наибольшие стоимостные объемы приходятся на Республику Корея - 86,7 млн. долл. (35,4%), Китай - 47,4 (19,3%), США - 32,3 (13,2%), Германию - 26,2 (10,7%), Японию и Сингапур - 21,4 и 21,3 (по 8,7%).
Таким образом, несмотря на многочисленные декларации руководства Приморского края о необходимости увеличения поставки продукции морского промысла на внутренний рынок России, рыбный экспорт из Приморского края продолжает расти.

Приведенные выше 16 информационных статей вполне позволяют составить представление о стоящих в рыбном хозяйстве внешнеторговых проблемах, требующих в той или иной мере проработок в Департаменте рыбохозяйственной политики Минсельхоза России и Федеральном агентстве по рыболовству.
Ниже все отмеченные проблемы включены в сводный перечень мероприятий внешнеторговой политики.
Отраслевые проблемы предполагают квалифицированное рассмотрение таких проблем с учетом методологических подходов и практики, выработанных в среде экономистов-международников. Соответственно такая работа должна быть увязана с общей внешнеторговой стратегией России, особенно в связи с присоединением России к ВТО.

Назад