4. Анализ внешнеторговой деятельности рыбопромышленного комплекса России и обобщение наиболее актуальных проблем внешнего и внутреннего рынкаВнешняя торговля является связывающим звеном между национальным производством и мировым хозяйством. Подобно внутренней торговле, внешняя торговля осуществляет корректировку целей производства, конкуренцию товаропроизводителей со стимулом к расширению производства и (или) снижению издержек производства. При этом именно внешняя торговля наиболее объемно и рельефно проявляет сильные и слабые стороны сложившейся хозяйственной системы страны. Все сказанное в полной мере относится и к рыбному хозяйству России.
Очевидно, что при рассмотрении многих конкретных вопросов возможного совершенствования организации и повышения эффективности внешней торговли России рыбными товарами следует учитывать некоторые общие экономические закономерности. Также следует учитывать итоги и направления идущего реформирования внешнеторговой деятельности в России, включая и те, которые диктуются присоединением России к Всемирной торговой организации (ВТО).
В начале 90-х годов был известный внутриполитический смысл в проведении мероприятий по всеобъемлющей ликвидации монополии внешней торговли (т.е. концентрации всех внешнеторговых операций в руках государства, соответственно и бывшего Минрыбхоза СССР). В итоге был обеспечен выход отдельных субъектов предпринимательской деятельности на международный рынок, усилилась общая заинтересованность предприятий в выпуске продукции высокого качества в энергетике, оборонной промышленности, агропромышленном комплексе и др., что в ряде случаев способствовало более эффективному международному разделению труда.
Однако при неразвитости рыночных отношений в России (также и в рыбном хозяйстве), известной неопытности хозяйствования во внешнеторговой сфере, что характерно и для руководящих работников и специалистов в сфере государственного управления, ярко проявились негативные экономические последствия: массированный рост импорта потребительских товаров, включая продовольствие и рыбные товары (сельдь из Норвегии и др.), резкое увеличение экспорта валютоемкого сырья и полуфабрикатов в ущерб развитию национальной экономики; поставка товаров по заниженным ценам, рост "теневой" и чисто "криминальной" экономики и др.
Например, в рыбном хозяйстве структуры, ориентированные на масштабный экспорт из России рыбы, ракообразных, моллюсков, быстро обогащались с ускоренным перераспределением собственности на суда и наиболее эффективные производства (например, экспортной направленности и др.). При этом произошла значительная криминализация внешней торговли рыбными товарами с очевидным присвоением имеющейся природной ренты. В то же время стали приходить в упадок неэкспортные подотрасли рыбного хозяйства России (судоремонт, аквакультура, рыбообработка и др.).
Именно это обстоятельство в течение последних 14 лет "либеральной внешнеторговой политики" и при фактическом прекращении государственной поддержки рыболовных компаний сегодня приводит к необходимости усиления государственного регулирования в рыбном хозяйстве России, в том числе для организации перераспределения финансовых потоков между основными группами товаропроизводителей и экспортеров.
В рыбном хозяйстве России, как и в других топливно-сырьевых отраслях, в условиях более высоких мировых цен на них, чем на внутреннем рынке, либерализация привела к гипертрофированному развитию экспорта. В то же время ограничение государственного регулирования по требуемому перераспределению экспортных доходов в пользу обрабатывающей промышленности не только затормозило их возможную модернизацию, но обусловило их экономическую стагнацию, перепрофилирование и ликвидацию (в том числе в рамках неоправданных банкротств). Такие процессы важны для выбора более эффективной экономической политики в рыбном хозяйстве России.
Особенно негативны, по мнению экспертов отрасли, последствия резкого снижения субсидирования рыбного хозяйства России в сфере отдаленного океанического рыболовства.
Следует кратко отметить основные особенности сложившейся в России системы внешней торговли рыбными товарами и направления повышения ее эффективности на среднесрочный период времени.
Как экспортер Россия к 2005 г. фактически занимает 10-е место в мире.
Анализ внешнеторговой деятельности России в части экспорта и импорта рыбных товаров показывает, что надо обратить внимание на следующие особенности:
1. Экспортируемые из России товары представляют собой преимущественно необработанное сырье, вывозимое без соблюдения согласованной между "независимыми" экспортерами ценовой политики, что приводит как к дискриминации со стороны стран-импортеров, так и неоправданно низким ценам.
2. В рыбном хозяйстве России, особенно на добывающих судах, имеется недостаток высокотехнологичной рыбоперерабатывающей техники, что сдерживает сертификацию производимой продукции в соответствии с требованиями Евросоюза. Выбытие уже имеющейся, но уже изношенной техники на флоте без ее должного возмещения ведет к снижению экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью.
В последние годы отмечается, например, резкое падение экспорта рыбного филе (0304), пользующегося особым спросом в наиболее развитых странах мира - США, Евросоюзе, странах АТР и др.
3. В свою очередь импорт в Россию субсидируемых рыбных товаров из ЕС и ряда других рыболовных стран мира подрывает финансово-экономические позиции российских товаропроизводителей.
Отметим, что в общем объеме ежегодных субсидий в странах ЕС в объеме около 1 млрд. долл. выделяются такие направления: 26,7% - оптимизация промыслового усилия, 23,9% - обновление и модернизация флота, 22,5% - обработка продукции и маркетинг.
Так, импорт, например, субсидируемых рыбных консервов из Эстонии, Латвии и Литвы, отчасти подрывает конкурентоспособность рыбообрабатывающих предприятий Северо-Запада России. При этом по своим масштабам импорта в Россию в группе рыбных консервов (1604) особенно выделяются "Консервы из сардин и др., включая шпроты" (160413), составляющие в этой внешней торговле: в натуре - более 53-56% и по стоимости - 39-49%.
В частности, в "пиковом" 2001 году таких консервов было импортировано 72,3 тыс. тонн на сумму 34,2 млн. долл., в отчетном 2003 г. - лишь 22,9 тыс. тонн на сумму 16,8 млн. долл. США.
Анализ внешней торговли показывает заметное снижение импорта в Россию рыбных консервов в 2002-2003 гг.
В перспективе в этом направлении требуется использование "защитных мероприятий" (повышение ввозных пошлин, квотирование импорта, антидемпинговые меры и др.). В свою очередь, это предполагает системное изучение рыбного хозяйства и внешней торговли основных внешнеторговых конкурентов России.
В 2001 - 2003 гг. произошло снижение средних экспортных цен и падение валютной выручки (1,32; 1,29 и 1,21 тыс. долл. за тонну) и повышение средних импортных цен (0,36; 0,53 и 0,73 тыс. долл. за тонну), т. е. эффективность внешнеторговой деятельности отрасли снижается.
Требуется усиление контроля за установлением экспортных цен на вывозимые рыбные товары.
Удельный вес рыбных товаров, проходящих таможенное оформление, различен. Так, через таможню в последние годы проходило лишь около 34% экспорта "рыбы мороженой" (0303), а валютоемких ракообразных (0306) - около 14%. Импорт в Россию оформляется полностью через таможню (по данным Госкомстата РФ, в 2003 г. импорт товаров за пределами таможенной границы отсутствовал). Вывозными пошлинами в 2003 г. облагалось около 27% всей стоимости рыбных товаров.
В части вывозных пошлин установленный в России уровень таможенных пошлин соответствует нормам уровню ведущих рыболовных стран мира. На многие виды рыбных товаров пошлины не установлены.
По оценкам экспертов рыбной отрасли, целесообразно некоторое повышение ввозных пошлин на ряд рыбных товаров с целью экономической защиты российского товаропроизводителя и снижения последствий конкуренции со стороны иностранных поставщиков товаров.
В табл. 4.1 приводятся соответствующие предложения, направленные в начале 2002 г. в ГТК России.
Таблица 4.1 Предложения по установлению тарифных ставок на импортируемые рыбные товары с учетом требований экономической защиты российских рыбопромышленников и экспортеров
Примечание:
в числителе приводятся ставки, предлагаемые Минэкономразвитием России, в знаменателе - наши встречные предложения по таким ставкам в обеспечение требуемой экономической защиты рыбопромышленников и экспортеров России. В условиях скорого присоединения России к ВТО следовало бы еще раз посмотреть на предлагаемые "протекционистские" ввозные таможенные пошлины (которые ВТО предлагает всемерно понижать для товарной экспансии России).
5. Значительная часть экспорта осуществляется на нелегальной основе. При этом получила определенное распространение недобросовестная конкуренция (браконьерство, фальсификация торговых марок и др.).
Эта ситуация, в частности, обсуждалась 11 марта 2002 г. на заседании Совета Безопасности РФ "Проблемы развития рыбохозяйственного комплекса и охраны морских биоресурсов с позиции обеспечения экономической безопасности", по итогам которого были даны конкретные поручения Госкомрыболовству России, ФПС России, ГТК России, Минэкономразвития России и др.
6. Во многом связанный характер экспорта рыбных продуктов, когда в условиях "бербоут-чартера" судов с их последующим выкупом необходимо погашать иностранные кредиты поставками рыбных товаров по ранее принятым жестким обязательствам (включая расчетные экспортные цены и др.), снижает экономическую эффективность такого экспорта.
В развитых странах мира (США, Евросоюз и др.) государственное регулирование внешнеторговой деятельности включает в себя такие важные меры, как льготное кредитование экспортеров и импортеров, страхование внешнеторговых кредитов и рисков, субсидирование стратегически важных товаропроизводителей и экспортеров, представление временных налоговых преференций и др., что создает благоприятные условия для повышения конкурентоспособности страны на внешних рынках.
Организация рыбного хозяйства России и в этом отношении отстает от достигнутого уровня зарубежных стран.
7. Из-за нерешенности многих таможенных и иных проблем и общей усложненности контроля со стороны многочисленных инспектирующих организаций, в России сложилась и негативная практика "незаходов" приобретаемых или отремонтированных судов в российские порты.
Как отмечалось в СМИ, российское рыболовное судно при заходе в российский порт подпадает в многодневную проверку, которую сегодня осуществляют около двух десятков контролирующих организаций.
Очевидно, что подобная российская практика организации рыболовства и его внешнеторговой деятельности прямо снижает эффективность внешней торговли рыбой и морепродуктами (особенно при возможном импорте таких продуктов через российские порты). Для сравнения можно отметить, что аналогичный контроль в портах Норвегии занимает около 3 часов.
8. В основном, экспортные цены рыбных товаров России выше импортных цен (что характерно даже для однотипной продукции - лососевых, рыбной муки и др.).
Экспортируются наиболее валютоемкие товары с низкой степенью обработки, а импортируются - соответственно менее дорогие товары в расчете на невысокую покупательную способность потребителей на внутреннем рынке России. Именно это ведет к большим экономическим потерям, в силу возрастания цен мирового рынка по мере повышения глубины рыбообработки.
Для российской торгово-экономической политики плохо то, что экспортируемые лосось, палтус, ракообразные и др. продаются как первичное сырье без возможной качественной обработки (с производством филе, консервов, пресервов и др.) и привлекательной для зарубежных потребителей упаковки.
Говоря о политике усиления "импортозамещения", нельзя не отметить имеющийся в последние годы масштабный импорт в Россию такого рыбного полуфабриката, как "сурими" (табл. 4.2).
Таблица 4.2 Показатели внешней торговли России с разными странам мира готовыми или консервированными продуктами из сурими (код 1604200500) в 2003 г. (данные таможенной статистики ГТК России)
9. В ряде случаев цены мирового рынка на рыбные товары за рубежом выше, чем в розничной торговле, что стимулирует неоправданный импорт таких товаров для реализации по весьма высоким розничным ценам в России.
Организация товарных рыбных рынков России, в том числе для экспортных и импортных поставок, недостаточно эффективна.
Это способствует изъятию значительных денежных средств без их перераспределения на инвестиции. Особенно неудовлетворительны российские экспортные цены в период путины.
10. В 90-е годы формирование рыночных отношений способствовало появлению неэффективной системы товародвижения с ростом числа посредников между производителем и потребителем, а также тенденции монополизма в рыбной торговле.
Необоснованный, на наш взгляд, рост таких цен в России отмечается с 1997 г. по настоящее время. Превышение цен на некоторые российские рыбные товары на внутреннем рынке по сравнению с уровнем мировых цен на рыбные товары и цен на отечественные мясные продукты снижает конкурентоспособность отечественных рыбных товаров.
Анализ не только об имеющихся резервах снижения цен, особенно в розничной торговле, но и о значительных резервах для требуемого инвестирования отрасли.
Необходимо известное вмешательство государства, в том числе на региональном уровне, в регулирование рыбной торговли в России и в ценовую политику по рыбным товарам (отчасти такова ситуация с ценами на зерно и хлеб).
Следует обеспечить более равномерное формирование прибыли по всей технологической цепочке от производства до реализации рыбных товаров.
11. В силу растущего спроса на рыбные товары, включая мороженую рыбу, для внешнего и внутреннего рынка рыбных товаров характера общая тенденция систематического роста рыночных цен (от 5 до 15% в год). Таковы тенденции формирования цен мирового рынка и на свежемороженые пелагические рыбы. При этом цены на ряд товаров на Азиатском рынке выше примерно в 1,5 раза, чем на Европейском рынке, что следует учитывать в российской торговой политике.
Растут не только материальные затраты на вылов рыбы и других гидробионтов, но и увеличивается спрос на них.
Ценовая политика на экспортируемые рыбные товары нуждается в определенном контроле со стороны государства.
12. В 2001-2003 гг. более 95% экспорта в натуральном выражении приходилось на три позиции: мороженая рыба (87,2%), филе рыбное (5,6%), ракообразные (3,4%). С другой стороны, ведущими импортными позициями в натуральном выражении были мороженая рыба (69,4%) и рыбные консервы (15,8%), доля которых в сумме превысила 85%.
Продавая ценные виды рыбы и морепродуктов (лососевые, палтус, треска, окунь и др.), Россия импортирует в основном недорогие виды рыбных товаров (сельдь, путассу, мойву и др.). С одной стороны, это качественно ухудшает состояние продовольственного рынка в России, но, с другой, прямо обусловлено невысокой покупательной способностью большинства населения России.
За 2000-2003 гг. импорт рыбных товаров в Россию вырос по отдельным товарным группам следующим образом:
1) свежая, охлажденная, мороженая рыба в натуральном выражении - в 1,6 раза;
2) филе рыбное - в 5,5 раз;
3) соленая, сушеная и копченая рыба - в 1,3 раза;
4) консервы крабовые - в 4,2 раза.
В то же время по консервам рыбный импорт сократился на 40%.
Следует отметить, что в страну активно ввозятся многочисленные дорогие рыбные деликатесы для поставок в рестораны и бары (консервы из ракообразных из Германии, устрицы из Франции и др.). Между тем, российские товаропроизводители могли бы смелее идти на "импортозамещение".
Учитывая низкий уровень производства и потребления населением России белковых пищевых продуктов, в число которых входит рыба, следовало бы пойти на поэтапное сокращение экспорта из России мороженой рыбы (табл. 3 приложения 1).
Политическая сторона этой рекомендации очевидна, если сравнить продовольственное положение России и качество питания ее населения с рядом других развитых стран мира (табл. 4.2).
Таблица 4.2 Сравнительная обеспеченность мясными и рыбными товарами России и ряда развитых зарубежных стран мира в 2001 году (по данным ФАО ООН)
Источник: FAO. Food Balance Sheets. June 2003.
Внешнеторговые данные говорят об усилении в последние 2-3 года сырьевой направленности в рыбном хозяйстве России, падении доли высокотехнологичного сектора, росте финансовой зависимости российского экспортера от иностранных банков и других финансово-кредитных структур, продолжающейся криминализации внешней торговли морской рыбой и др.
13. Рыбное хозяйство России относится к немногим ресурсно-сырьевым отраслям страны, работающим в значительной мере на внешний мировой рынок. Для таких отраслей вырисовывается специфическая стратегия дальнейшего развития в рамках присоединения к ВТО. Здесь необходимо смещение акцентов в управлении отраслью для повышения масштабов инновационной и инвестиционной деятельности на основе эффективного использования получаемой валютной выручки.
Анализ итогов внешнеторговой деятельности рыбопромышленного комплекса России в 2000-2003 гг. говорит о том, что эффективность работы рыбного хозяйства в этой сфере деятельности невысока.
14. Россия практически ушла из прежде перспективных районов рыболовства. В последние 2-3 года из располагаемых в открытой части Мирового океана ресурсов вылавливается лишь около 18 %. Также примерно на 32 % осваиваются ресурсы в 200-мильных зонах иностранных государств. Основная добыча рыбы и других водных биоресурсов осуществляется в ИЭЗ России. Это прямо отражается на показателях внешней торговли рыбными товарами.
15. Важно, что в России свыше 60% объемов промысла обеспечивается рыбаками Дальнего Востока. Этот регион является главным экспортером рыбного хозяйства России.
16. В целом по пищевым рыбным товаром импорт растет, а экспорт падает. Данные показывает ухудшающуюся натуральную структуру таких внешнеторговых поставок России.
17. В России идет неоправданное падение производства непищевых товаров (особенно рыбной муки), нужных внутреннему рынку.
В свою очередь, следствием острой нехватки в России рыбной муки является свертывание подотрасли пушного звероводства и др. (и далее цепное падение валютных поступлений в Россию в других сегментах АПК). Многолетний дефицит в России рыбной муки, рыбных жиров и др. продуктов способствует значительному импорту таких товаров.
В этой области торгово-экономическая политика России в ближайшие годы должна быть направлена на соответствующее импортозамещение (важно и в плане обеспечения продовольственной безопасности страны).
Очевидно, что политика государства (в том числе на региональном уровне) должна быть нацелена на развитие экспортно-ориентированного производства в России готовых изделий (товарного рыбоводства, производства полуфабрикатов, филе, консервов и пресервов и др.).
Проведенный анализ показывает, что кроме явно мало эффективной сырьевой структуры экспорта рыбных товаров следует отметить и другие недостатки сложившейся системы внешней торговли: 1) заниженность экспортных цен на товары; 2) отрицательное влияние на эффективность внешней торговли масштабного кредитования иностранными банками и компаниями; 3) недостатки с таможенным оформлением и контролем экспортных поставок, особенно из районов морского промысла; 4) сырьевая структура экспорта и др.
В приложении 1 приведены справочные данные, характеризующие структуру российского экспорта и импорта рыбных товаров в 2003 г. (табл. 1), динамику изменений экспортных и импортных цен на рыбные товары в 2001-2203 гг. (табл. 2) и данные промысла и экспорта по 7 видам мороженой рыбы в 2003 г. (табл. 3).
Таковы основные особенности и проблемы повышения эффективности внешнеторговой деятельности рыбопромышленного комплекса России, предопределяющие новые задачи по дальнейшему развитию внешнеторгового и внешнеэкономического сотрудничества Минсельхоза РФ и Федерального агентства по рыболовству, ФГУП "Нацрыбресурс" и ассоциации ВАРПЭ с основными импортерами, экспортерами и странами-конкурентами в сфере рыболовства.
Варианты внешнеторговой политики в значительной мере предопределяются региональными факторами промысла, производства, экспорта и импорта рыбных товаров. Особое значение имеют Север РФ и Дальний Восток (для Приморья и Камчатской области - адаптированные торгово-экономические стратегии).
|