5. Внешнеторговая деятельность рыбного хозяйства России как "система"Проведенный анализ позволяет сформулировать основные особенности отраслевой внешнеторговой концепции Департамента рыбохозяйственной политики Минсельхоза России и Федерального агентства по рыболовству, подлежащие разработке.
Внешнеторговая деятельность отрасли имеет ряд системных признаков.
В рамках многомерной классификации внешнеторговой деятельности можно выделить ряд характерных аспектов объекта государственного регулирования. Актуализация и отбор важнейших проблем, требующих решения, в рамках морфологического анализа осуществляется путем построения ряда двухмерных аналитических таблиц с соответствующими основаниями деления (по осям координат).
Критериями отбора проблем для их решения являются: масштабность проблемы; негативность влияния на эффективность внешнеторговой деятельности; возможность компромиссного решения проблемы с учетом цели государственного регулирования внешнеторговой деятельности и экономической заинтересованности бизнес-сообщества (особенно в регионах Севера и Дальнего Востока) и др.
Вариант выявленных проблем (для их обсуждения и уточнения) приводится ниже в разделе 6.
По мнению автора, следует выделить различные внешнеторговые аспекты рыбопромышленного комплекса.
1. Взаимоувязка внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
К внешнеэкономической деятельности относятся:
внешняя торговля (экспорт, импорт, реэкспорт и реимпорт товаров и услуг);
международное инвестиционное сотрудничество (предоставление лицензий с оплатой продукцией, выпускаемой по этим лицензиям, поставка оборудования, в том числе рыболовных судов, с оплатой производимой на них продукцией, совместное производство на основе специализации, подрядная кооперация, включая франчайзинг, создание и деятельность совместных предприятий);
международное научно-техническое сотрудничество (проведение совместных исследований и разработок, обмен производственным опытом, передача технологий на основе лицензионных соглашений);
валютно-финансовые операции;
кредитные операции;
2. Структура внешнеторгового комплекса, включает в себя:
ведущих товаропроизводителей;
основных (специализированных) экспортеров;
инфраструктуру ВЭД (внешнеэкономические ассоциации, торговые представители зарубежных компаний, информационно-консультативные организации, кредитно-банковские системы, страховые фирмы, организованные товарные рынки и биржи, оптово-посреднические фирмы, транспортно-экспедиционные структуры).
3. Производственная деятельность по созданию товаров и услуг в рыбном хозяйстве России в пространственно-функциональном аспекте носит многообразный характер:
рыболовство в отдаленных районах Мирового океана;
рыболовство в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе;
прибрежное рыболовство;
внутреннее рыболовство (реки, озера и др.);
исследование имеющихся биоресурсов и их воспроизводство;
транспорт выловленной рыбы и морепродуктов порты и пункты приемки;
первичная рыбопереработка на судах и береговых предприятиях (охлаждение, заморозка и производство полуфабрикатов);
глубокая рыбопереработка (производство консервов и пресервов);
оптовая торгово-закупочная и сбытовая деятельность;
розничная торговля;
прочая обеспечивающая деятельность и инфраструктура (органы управления и лицензирования, контроль качества продукции, сертификация и стандартизация, подготовка кадров и др.);
4. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности рыбного хозяйства России предполагает:
представление интересов товаропроизводителей и экспортеров в правительственных структурах России, в том числе при участии сотрудников Департамента по рыбохозяйственной политике Минсельхоза России уполномоченных представителей Федерального агентства по рыболовству, а также в зарубежных странах и международных организациях (ФАО, ВТО и др.);
содействие предприятиям и организациям в развитии прямых производственных связей с иностранными партнерами;
содействие развитию внешнеэкономической кооперации и увеличению доли экспортных продаж;
поддержка в формировании специализированной инфраструктуры внешнеэкономической деятельности;
формирование устойчивого интереса у потенциальных инопартнеров в установлении внешнеэкономических контактов;
укрепление партнерских связей с регионами и административно-территориальными единицами зарубежных стран.
5. Меры государственного регулирования внешней торговли, признаваемые ВТО подразделяются на меры тарифного и нетарифного регулирования.
Меры тарифного регулирования основаны на применении системы ввозных и вывозных таможенных пошлин с учетом согласования декларируемой таможенной стоимости товара. При этом уровень устанавливаемых таможенных пошлин может способствовать или тормозить экспорт и импорт товаров и влиять на состояние внутреннего рынка товаров и экономическое положение национальных товаропроизводителей.
Меры нетарифного регулирования (по классификации Секретариате ВТО и ЮНКТАД) включают в себя:
1) количественные ограничения и сходные административные меры - импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, валютные ограничения и другие меры валютного и финансового контроля, запреты, внутренние требования об обязательном использовании национальных товаров при производстве готовой продукции;
2) нетарифные сборы, налоги, финансовые меры - предварительные импортные депозиты, скользящие налоги, дополнительные таможенные сборы, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение;
3) ограничительная практика правительственных органов;
4) льготы и преференции национальным товаропроизводителям - субсидии и другие дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям; поощрительные системы размещения правительственных заказов; транспортные мероприятия, региональная политика развития, устанавливающая льготы отдельным регионам (по экспорту и импорту); дискриминационная налоговая, финансовая, валютная политика в отношении отдельных иностранных конкурентов и др.;
5) таможенные процедуры и формальности;
6) технические барьеры в торговле - санитарно-ветеринарные нормы и стандарты в тех случаях, когда они затрудняют экспорт или импорт товаров или прямо дискриминируют иностранные товары; промышленные стандарты и требования к упаковке и маркировке товаров, включая торговые знаки и др
7) усложненные судебные процедуры по спорным вопросам внешнеторговой практики [12, с. 15-17].
Анализ мировой практики показывает, что в разных странах и в разных отраслях экономики могут применяться различные меры нетарифного регулирования. В частности, технические барьеры наиболее активно используют США, страны ЕС и Япония. Важно отметить, что нетарифные меры кроме собственно рыбной торговли, затрагивают другие сектора рыбного хозяйства России и такие аспекты как собственность судов и продукции, организация товарных рынков и др.
Выделенные структурные элементы определяют целевые подходы к государственному регулированию внешнеторговой деятельности на уровне Минсельхоза России и Федерального агентства по рыболовству.
Видимо, система программных мероприятий по повышению эффективности внешней торговли рыбными товарами должна включать:
оценку направлений развитие общего внешнеэкономического потенциала товаропроизводителей отрасли:
создание специфической рыбохозяйственной законодательной базы;
совершенствование системы управления с целью повышения эффективности внешней торговли рыбными и другими товарами и рыбохозяйственными услугами, в том числе с участием представителей администраций рыбопромышленных регионов
подготовку кадров и повышение их квалификации;
совершенствование таможенной политики;
рационализацию структура экспорта и импорта и др.;
развитие сети внешнеторгового консалтинга и баз данных и др.
На этой основе предлагаются актуальные конкретные цели и задачи повышения эффективности внешнеторговой деятельности (усиление интеграции связей с ЕС, АТЭС и др., а также с отдельными странами; подготовка к присоединению к ВТО; расширение производственной и торговой деятельности в перспективных районах Мирового океана и др.).
Так, действенным средством, особенно при подготовке присоединения России к ВТО, могло бы стать формирование региональных межгосударственных внешнеторговых региональных союзов или ассоциаций (с разделом промысла и рынка, большей координацией в экспортно-импортной политике, создание общей рыбохозяйственной инфраструктуры и др.). Такие ассоциации для России имеет смысл создать на всех рыбохозяйственных бассейнах.
Для справки отметим, что основными целями Ассоциации африканских экспортеров и импортеров рыбопродукции (AFIEX), созданной в сентябре 1998 г. Марокко, Мавританией, Намибией, Камеруном, Сенегалом и Гвинеей, являются:
1) гармонизация таможенных тарифов при торговле рыбными товарами между ее членами;
2) создание африканской рыбной биржи;
3) учреждение компании морского и наземного транспорта;
4) создание африканской торговой марки для лучшей идентификации продукции, произведенной на континенте и предназначенной для направления на мировой рынок.
В итоге создание Ассоциации облегчает координацию усилий при продвижении продукции на европейский, азиатский и американский рынки и позволяет учитывать региональные (Север и Юг, Запад и Восток) особенности издержек промысла, формирования цены на товары и условия поставки товаров в другие регионы и др.
К проработке соответствующих проблем торгово-экономической с учетом предстоящего присоединения к ВТО следует активнее привлекать отраслевые научные организации, особенно в регионах Запада, Севера и Дальнего Востока.
|