Назад

6. О государственной политике регулирования экспорта и импорта рыбных товаров

После 1993 г. в России был предпринят ряд мер по повышению эффективности экспорта российских товаров. Так, 6-я глава закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Российской Федерации" (принятого в октябре 1995 г.) была специально посвящена вопросам содействия развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулированию. Также был принят ряд других нормативных актов.
Показательно, что по принятой Федеральной программе развития экспорта (февраль 1996 г.) были приняты специальные нормативы.
Так, ассигнования на поддержку экспорта должны были составить 0,3-0,35% от ВВП по итогам предшествующего года. Однако, как показывают подсчеты, реальные суммы оказались в 1996-19997 гг. в 30 раз ниже расчетного показателя. В бюджетах 1998-2003 гг. средства по статье поддержки экспорта не предусматривались. Более того, сама эта статья выпала из бюджетной классификации.
Для рыбного хозяйства России следовало бы разработать соответствующий отраслевой норматив с учетом задач, стоящих в период до 2010 г.
После 2000 г. в связи с активизацией работ по подготовке присоединения России к ВТО в стране усилилось внимание к лучшей организации внешней торговли и ее правовому регламентированию.
Внешнеторговые вопросы получили дальнейшее развитие в новой редакции закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ.
Для рыбопромышленного комплекса России и его внешнеторговой деятельности данный закон особенно важен, поскольку включает пищевые рыбные товары в число стратегически важных (продовольственных) товаров, на внешнюю торговлю которыми могут применяться особые правила (ст. 21).
В статье 21 "Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях", входящей в главу 5 "Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли товарами", приведены основания для таких ограничений.
В п. 2 статьи 21 записано:
"Правительство Российской Федерации в исключительных случаях может устанавливать:
1) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством Российской Федерации;
2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо:
а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;
б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара;
в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
г) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным".
Для реализации таких ограничительных принципов, в том числе введения квотирования экспорта или импорта, вводится лицензирование в сфере внешней торговли товарами (ст. 24).
Соответственно такому принципу, ст. 26 вводит порядок "исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров".
Указанные положения прямо касаются внешней торговли рыбными товарами, однако не полностью реализованы в рыбопромышленном комплексе, что приводит к упущениям как в промысле и внешней торговле водными биоресурсами, так и в обеспечении продовольственной безопасности и снабжении населения России рыбой и морепродуктами (экспорт который носит чрезмерный характер). При этом одновременно в Россию ввозится значительно количество мясных продуктов из США и других стран.
Для реализации отмеченных положений могут быть предложены различные решения.
В России был принят ряд других законов и постановлений Правительства РФ, в которых затронуты вопросы внешней торговли пищевыми товарами.
Несмотря на общие установки о необходимости содействию экспорта, особенно промышленному и высокотехнологичному, в настоящее время по-прежнему реализуются лишь отдельные несистемные мероприятия, не подкрепленные в финансовом и организационном отношении.
Анализ материалов прошедших в Государственной Думе Российской Федерации 14 декабря 2001 г. парламентских слушаний "О правовом обеспечении развития рыбохозяйственного комплекса" и ряда последующих слушаний и круглых столов показывает, что многие эксперты, включая систему рыбного хозяйства России, недооценивают важность упорядочения внешнеторговой деятельности и новых требований ВТО и ФАО по "либерализации" мировой рыбной торговли.
Недостаточен в последние годы и объем исследований в научных организациях отрасли по изучению зарубежного опыта и обновляемого в ведущих рыболовных странах законодательства (модернизация рыболовного законодательства ожидается, в частности, в США).
В этой связи новый федеральный закон № 166-ФЗ от 20 декабря 2004 г. "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" имеет существенный недостаток, поскольку совершенно не регламентирует внешнеторговые аспекты российского рыболовства и экспорта рыбы и морепродуктов. Закон не содержит достаточного количества требуемых правовых внешнеторговых норм прямого действия, уступая в этом отношении не только пакету "строгих" рыболовных законов Норвегии, но и закону США "О сохранении рыбных ресурсов и управлении рыболовством" (1976 г.).
Для сравнения законодательных текстов РФ и США, в соответствии с п. 305-f закона США, "не позднее 1 марта каждого года министр представляет Конгрессу и Президенту доклад о всей деятельности Советов и Министра в отношении планов управления рыболовством, постановлений в осуществление таких планов и всей деятельности, связанной с сохранением рыбных ресурсов и управления ими, которая поводилась на основе данного Закона в течение предшествующего календарного года" [13].
В конце 2003 г. правительством была принята специальная Концепция государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции (с правительственными гарантиями уполномоченного Росэксимбанка на сумму 500 млн. долл.).
Согласно этой Концепции, условия экспортного кредитования, включая сроки использования и погашения кредитов, устанавливаются в зависимости от групп экспортируемых товаров.
Основные методические подходы такой внешнеторговой стратегии вполне могли бы применяться для обоснования развития рыбопромышленного комплекса и войти составной частью в документы по перспективному развитию рыбопромышленного комплекса.
Важная политическая рекомендация:
"С целью активизации усилий в данной сфере в 2005 г. следует уточнить необходимые внешнеторговые функции Минсельхоза России (в части рыбного хозяйства страны) и Федерального агентства по рыболовству".
Аргумент аналитика ВНИЭРХ: "Сама российская практика требует коррекции административной реформы".
Можно отметить основные причины низкой эффективности государственной поддержки экспорта в России.
В их числе такие причины.
1. Крайне малые объемы бюджетного финансирования.
2. Неразвитость механизмов управления и координации в области повышения эффективности экспорта (и импорта).
3. Отсутствие комплексного подхода к решению таких задач, разрозненность проводимых мероприятий и явная недостаточность внимания к нуждам российских экспортеров.
4. Замкнутость экспортной политики на федеральный центр и слабое использование возможностей регионов для расширения ассортимента и качества экспортных услуг.
5. Недостаточность политики формирования внешнеторговых приоритетов (перечней важнейшей продукции) и обеспечения адресности возможной поддержки.
6. Недостаточная увязка мероприятий федерального центра с внешнеторговыми интересами деловых кругов.
Очевидно, что это по-своему характерно для экономической и внешнеторговой политики применительно к деятельности рыбопромышленного комплекса.
К основным программным мероприятиям необходимо отнести следующие внешнеторговые задачи, детально проанализированные в работе [3].
А. Финансовая составляющая такой работы по поддержке экспорта включает типовые мероприятия.
В их число входят:
1) необходимость использования всей системы разрешенных ВТО инструментов финансового стимулирования и их комбинаций для разных типов предприятий и экспортеров (механизмы гарантирования экспортных кредитов, страхования экспортных операций и др.);
2) разработка специальных финансовых инструментов для малых фирм и начинающих экспортеров, позволяющих снизить риски и предпродажные расходы по освоению внешних рынков;
3) обеспечение единых (отраслевых или товарных) критериев и принципов отбора проектов поддержки;
4) развитие практики пилотных проектов в сфере поддержки экспорта, целью которых является апробация тех или иных форм и инструментов внешнеторговой поддержки.
При проведении возможных внешнеторговых мероприятий важным этапом является квалификационная оценка экспортноориентированных товаропроизводителей и экспортеров.
В литературе предлагаются такие критерии соответствующей оценки:
а) наличие предшествующего опыта экспортной деятельности;
б) наличие уже достигнутых предварительных внешнеторговых предложений (протоколов о намерениях) о закупке инофирмами российской продукции;
в) соответствие продукции зарубежным стандартам и иным техническим требованиям, наличие необходимых сертификатов и результатов испытаний (оценки) продукции;
г) расширение присутствия на внешних рынках ведущих стран мира.
Б. Информационно-консультативное содействие экспортерам предполагает создание общедоступной (возможно на коммерческой основе) системы внешнеторговой информации и консультаций (особенно в регионах) с участием федеральных и специализированных региональных структур, а также сети зарубежных представителей Росрыболовства.
В силу развитости сети Интернет в российской экономике это направление относительно низкозатратное. С другой стороны, на этом направлении деятельности требуются квалифицированные специалисты со знанием языков и практики маркетинга.
Можно говорить о создании специальной рыбохозяйственной системы внешнеторгового маркетинга (в том числе в качестве отраслевой научной темы по направлению "Информатика").
Перечень задач в данном направлении:
а) создание оперативной системы информации и консультаций для экспортеров (по принципу: все в одном месте);
б) уточнение и развитие внешнеторговых функции региональных советов и ассоциаций экспортеров по проведению более рациональной торговой политики;
в) усиление информационно-консультативных функций зарубежных представителей ФАР;
г) формирование единого перечня типовых внешнеторговых услуг, включая поиск торговых партнеров по странам, товарам и видам деятельности, и установления порядка пользования такими услугами (в том числе на коммерческой основе);
д) создание системы электронных рыбных торгов и экономико-правовых принципов ее деятельности.
В число важнейших направлений внешнеторговой политики входит продвижение отечественной продукции на внешний рынок и повышение авторитета и известности российских торговых марок и фирм-товаропроизводителей. Эта работа связана с рационализацией товарной и географической диверсификации товарных поставок и особенно выводом новых товаров на иные внешние рынки. Залог успешности решения этих задач в сфере продвижения экспорта - это долевое участие государства в финансировании соответствующих мероприятий ФАР и взаимная ответственность за коммерческий результат.
В число основных мероприятий входят:
а) содействие выставочно-ярмарочной деятельности за рубежом;
б) расширение сферы деятельности зарубежных представителей с проведением каталоговых и видеовыставок, Интернет-презентаций, семинаров и других мероприятий, особенно для обеспечения потребностей малых и средних предприятий;
в) подготовка и осуществление отдельных совместных проектов ФАР и частного сектора по выведению перспективной продукции (и услуг) на внешние рынки и др.
Кроме указанных направлений важное значение для внешнеторговой деятельности имеют:
- совершенствование таможенно-тарифной политики;
- система валютного регулирования и валютного контроля;
- техническое регламентирование (и стандартизация) с учетом требований зарубежных рынков и стран;
- рационализация транспортных потоков и предоставление иных видов транспорта для перевозки грузов;
- последовательный учет требований ВТО (для данных видов товаров и услуг).
Изложенная методология нашла свое воплощение при подготовке детализированного перечня мероприятий в области внешнеторгового регулирования на период до 2010 г.

Назад