7. Общий перечень программных мероприятий по повышению эффективности внешней торговли России рыбными товарамиВ середине 2004 г. ВНИЭРХ предлагался перечень соответствующих мероприятий в плане отраслевой подготовки присоединения России к ВТО (см. отчет по контракту № 8-04/2004 - этап 2, раздел 1 "Рекомендации по повышению эффективности внешнеторговой деятельности в рыбном хозяйстве России в свете предстоящего присоединения страны к ВТО).
Ниже приводится новая расширенная версия перечня направлений и важнейших проблем государственного регулирования внешней торговли в системе Департамента рыбохозяйственной политики и Федерального агентства по рыболовству.
Приведенные рекомендации нуждаются в оценке экспертов и уточнении.
1. В области экономической и торговой политики:
1.1. Минсельхозу России и Федеральному агентству по рыболовству усилить государственное регулирование во внешней торговле рыбными товарами с целью повышения ее эффективности (полученная валютная выручка явится одним из важнейших источников для инновационного и инвестиционного развития отрасли, наполнения средств отраслевых лизинговых компаний и решения других рыбохозяйственных задач;
1.2. Расширить страновые и региональные маркетинговые исследования в расчете на последующие расширение технологичного экспорта, а также возможное сокращения импорта рыбных товаров (включая деликатесы для поставок в рестораны и бары, а также в систему элитных супермаркетов) на основе стимулирования развития импортозамещающих продуктов российского производства;
1.3. В целях ограничения масштабов экспорта рыбных товаров из России ввести практику обеспечения жителей прибрежных регионов морской рыбой на основе получения целевых "связанных" квот на промысел, для освоения которых можно было бы проводить конкурсы заинтересованных рыболовных компаний. Рыба, выловленная по таким квотам не могла бы продаваться на внешних рынках;
1.4. Устранить имеющуюся неопределенность правового статуса "экспортной" продукции морского промысла, произведенной за пределами таможенной территории России с учетом положений закона РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", а также Налоговом кодексе и Таможенном кодексе, разработав инициативный законопроект РФ, регулирующий контроль вылова и реализации продукции морского рыбного промысла за пределами таможенной территории;
1.5. Ввести в Федеральном агентстве по рыболовству при участии работников региональных рыбохозяйственных департаментов и комитетов приморских краев и областей систему мониторинга за уровнем экспортных цен при вывозе продукции морского промысла и в случае выявления систематических занижений уровня экспортных цен отдельными недобросовестными рыболовными компаниями фиксировать такие факты как экономические правонарушения и с учетом действующего законодательства лишать их права рыболовного промысла;
1.6. Создать отраслевую внедренческую информационно-технологической сеть по передаче и приобретению новой техники и технологии, организации патентования, деловым услугам, заключении соглашений о совместной инновационной деятельности с иностранными фирмами и др.;
1.7. Усилить информационно-консультативные внешнеэкономические и внешнеторговые функции зарубежных представителей ФАР по содействию эффективной внешнеторговой деятельности рыбопромышленных компаний и специализированных экспортеров.
1.8. Для стимулирования развития экспорта технологичных товаров уточнить потребности в капиталовложениях для организации выпуска новых рыбных товаров и увеличения их поставок на мировые рынки целесообразно сделать группировку разработанных новых рыбных товаров за 3-5 лет (в рамках финансирования научно-исследовательских и технологических работ в Федеральном агентстве по рыболовству), имея в виду:
1) развитие традиционных технологий;
2) углубленную переработку первичных ресурсов и облагораживании экспортной структуры за счет последовательного вовлечения в оборот более сложных факторов производства;
3) инновационную модернизацию экспортного потенциала в соответствии с быстро эволюционирующими параметрами и требованиями мирового рынка.
1.9. Реформировать деятельность региональных внешнеторговых ассоциаций крупнейших рыбодобывающих компаний для эффективной экспортной деятельности и совместного продвижения продукции на мировой рынок с учетом опыта деятельности норвежского Совета по экспорту рыбы (СЭР). В соответствии с норвежским законодательством продажа рыбы за границу может осуществляться только по тем условиям продажи и по тем ценам, которые установлены с учетом рекомендаций СЭР. При этом рекомендации даются как для отдельных региональных рынков, так и видов рыбных товаров;
1.10. Осуществить развитие внешнеторговой инфраструктуры для расширения доступа на рынки ведущих импортеров рыбных товаров и услуг стран ЕС, АТЭС и др.;
1.11. Для повышения эффективности внешней торговли водными биоресурсами и импорта рыболовных судов организовать территориальную сеть рыбохозяйственных лизинговых компаний в рамках специализированного ОАО "Росрыблизинг" (по подобию действующего ОАО "Росагролизинг", который был создан в апреле 2001 года);
1.12. Осуществить мероприятия по защите внешней торговли рыбными товарами, особенно высокотехнологичными (филе рыбное, консервы рыбные и др.), включая компенсационные пошлины, антидемпинговые и специальные защитные меры);
1.13. Усовершенствовать тарифные и нетарифные меры по регулированию внешнеторговой деятельности различных подразделений рыбохозяйственного комплекса (судоремонт и судостроение, рыбообработка, морские рыбные порты и др.);
1.14. В связи с разработкой законопроекта "О сохранении осетровых рыб, их воспроизводстве, рациональном использовании и регулировании оборота продукции из них" начать проработку вопроса о распространении соответствующих правовых норм на ряд других "валютоемких" и сокращающихся видов водных биоресурсов (дальневосточные крабы и др.);
1.15. В связи с ростом денежных доходов населения России и увеличения спроса на рыбные товары создать дополнительные стимулы для увеличения поставок российской рыбы на внутренний рынок; по видам выловленных биоресурсам разрабатать рекомендации по изменению соотношений поставок продукции на внутренний и внешний рынок;
1.16. Разработать проект федерального закона "О рыбной торговле" (краткое наименование условно), который мог бы содействовать как устойчивым поставкам рыбы и других водных биоресурсов на внутренний рынок из районов промысла за пределами таможенной границы (государственный заказ, квотирование и др.), так и реализации продукции на внутреннем рынке России (например, введение норм тарифных скидок до 50% при транспортировке по железной дороге мороженой рыбы и других водных биоресурсов с Дальнего Востока в Европейскую часть России, фиксированных торговых наценок для оптовой и розничной торговли на социально значимые рыбные товары, включая сельдь и минтай и др.);
1.17. Ввести порядок специального лицензирования внешнеторговой деятельности или даже госмонополии на внешнюю торговлю крабами, включая, возможно, институт уполномоченных спецэкспортеров (требуется резко ограничить число экспортеров, имеющих право поставок за границу дальневосточных крабов);
1.18. Осуществить поддержку технического перевооружения рыбообрабатывающих предприятий с целью наращивание производства рыбных консервов в пластмассовой таре, снизив стоимость рыбных консервов и расширив спрос на них;
1.19. Содействовать развитию экспортных производств с привлечением из стран-импортеров продукции консультантов-технологов, сертифицированных рыбообрабатывающих технологий, тары и упаковки для расширения поставок российской продукции в эти страны;
1.20. Обосновать компромиссные решения по внутренней поддержке и избирательным экспортным субсидиям рыбного хозяйства;
1.21. Регламентировать внешнюю торговлю рыбохозяйственными услугами, включая доработку и согласование классификатора таких услуг с ФАО и ВТО;
1.22. Выработать направления инвестиционных мер по повышению эффективности внешней торговли рыбными товарами (с поддержкой частного предпринимательства в этой сфере);
1.23. Поддержать организацию в России рыбных интерент-бирж и проведение электронных рыбных торгов, что помогло бы вывести из тени значительные товарные потоки, сбалансировать экспортные и не экспортные поставки рыбной продукции; внедрить мировые стандарты в системе торговли водными биоресурсами, увеличить скорость товарооборота, получать в реальном масштабе времени информацию о ситуации на российском рыбном рынке;
1.24. Организовать ряд демонстрационных проектов создания специализированных интернет-бирж по торговле рыбной продукцией (ФГУП "Мурманский морской рыбный порт" и др.);
1.25. Ввести законодательные ограничительные нормы (возможно постановлением Правительства РФ) по регламентации объема продаж рыбной продукции через электронные рыбные торги (проводимые в Европе электронные торги ограничивают долю уловов судов, выставляемых на торгах в Интернете, которая не должна превышать 35% от общего улова, что обеспечивает защиту экономических интересов конкретных регионов - часть рыбы должна поступить в данный европейский порт и реализоваться на традиционной основе);
1.26. Ввести государственную монополию на внешнюю торговлю отдельными видами валютоемких товаров (осетровые и черная икра, крабы ценных видов и др.);
1.27. При заключении или уточнении межправительственных рыболовных соглашений предусматривать создание взаимной системы контроля над законностью морского промысла и экспортных поставок российской рыбы в иностранных портах.
2. В области финансовой политики:
2.1. Ввести финансирование подготовительной работы в ФАР (и в других министерствах и ведомствах АПК) по эффективному присоединению к ВТО;
2.2. Профинансировать уплату вступительных и членских взносов при возможном приеме России в основные специализированные межправительственные и неправительственные рыбохозяйственные организации (ФАО, Еврофиш и др.);
2.3. Отработать механизмы внутренней поддержки и экспортных субсидий рыбного хозяйства на период до и после присоединения России к ВТО;
2.4. Согласовать среднесрочные объемы предоставления бюджетных и внебюджетных субсидий товаропроизводителям (пресноводная аквакультура, океанический промысел в отдаленных районах Мирового океана и др.);
2.5. Создать при поддержке государства собственную региональную рыбохозяйственную сеть финансово-кредитных учреждений (прежде всего банков и лизинговых компаний) в целях финансирования сезонных промысловых работ и повышения эффективности импортных поставок рыбных товаров.
3. В области охраны и рационального использования природных ресурсов:
3.1. Подготовить предложения по освоению промыслом малоиспользуемых и малоизученных водных биоресурсов и новых районов промысла;
3.2. Разработать целевую инновационную программу создания сети морских биотехнопарков для промышленного выращивания и поставки на экспорт морской капусты, дальневосточных крабов, гребешка, трепанга, мидии, устриц и др.
3.3. Уточнить правила регистрации и учета рыбохозяйственных правонарушений по месту их обнаружения с учетом требований обеспечения продовольственной безопасности России.
4. В области таможенной политики:
4.1. Уточнить политику совершенствования таможенных ставок на ряд рыбных товаров, особенно по защите некоторых товарных позиций (в т.ч. рыбных консервов) более высокими таможенными ставками, чем в странах-конкурентах - ЕС, Норвегии или Японии;
4.2. В силу существенных природных и экономических различий в промышленном рыболовстве Дальнего Востока (по сравнению с Калининградской и Мурманской областями и др.) ввести на ряд экспортируемых и импортируемых рыбных товаров свои специфические региональные пошлины (в том числе полную их отмену в отдельных случаях);
4.3. Уточнить и упростить регламенты таможенных процедур (таможенная оценка, правила происхождения товаров, пограничные меры, экомаркировка и др.) и предотгрузочной инспекции для рыбных товаров;
4.4. Создать "свободные экономические зоны" вдоль причалов в российских рыбных портах, а также складов по принципу таможенного терминала (в морских портах, аэропортах и др.). Проект активно пропагандируется руководством Мурманского рыбного порта. В этом случае все суда становятся "заходными" в российские рыбные порты, появляется возможность осуществлять весь экспорт через берег (возврат НДС), повышается рентабельности экспортных поставок на 10%, также становятся эффективными ремонт, снабжение, промвооружение, смена экипажа судов.
4.5. Усилить контроль за промыслом и поставками рыбных товаров, в том числе на экспорт, на основе создания складов по принципу таможенного терминала: одного - в морском порту, второго - в аэропорту (предложение обсуждается в Камчатской области.
4.6. Решить в правовом и организационном отношении проблему возможного досмотра российских рыболовных или транспортных судов с грузом рыбной продукции в иностранных портах Япония, Республика Корея и др. (в настоящее время есть лишь случаи отдельных разовых инспекций);
4.7. Гармонизировать статистическую отчетность по экспорту и импорту товаров (с учетом действующей методики отчетности Госкомстата России) и создать единую базу статистических данных.
5. В области транспортирования рыбных товаров:
5.1. Разработать предложения (в том числе в части снижения финансово-налогового пресса) по обеспечению возврата рыбопромысловых судов, эксплуатируемых под "удобным" флагом, под юрисдикцию России (российский флаг);
5.2. Осуществить развитие систем железнодорожного и морского транспорта с целью увеличения вывоза мороженой рыбы и других рыбных товаров с Дальнего Востока и других рыбохозяйственных регионов для равномерного регулярного снабжения населения и специальных потребителей пищевой продукции России (в настоящее время на ДВЖД приходится 67% сетевой погрузки и перевозки рыбы, но рыбных грузов не хватает, по этой причине простаивает рефрижераторный подвижной состав ДВЖД);
5.3. Установить льготные железнодорожные тарифы на перевозку рыбной продукции из Дальнего Востока в Европейскую часть России;
5.4. Уточнить систему лицензирования и единство документации в Минтрансе для случаев использования торговых судов для перевозки продукции морского рыбного промысла (система мониторинга рыболовных судов касается лишь судов, приписанных к рыбным портам, но не торговым, по этой причине часть рыболовных судов, имеющая возможность заниматься транспортировкой грузов по лицензии Минтранса РФ, бесконтрольно перевозит рыбную продукцию в иностранные порты;
6. В области продовольственной политики:
6.1. Увеличивать поставки рыбных товаров на внутренний рынок России за счет постепенного поэтапного сокращения экспорта мороженой рыбы является важной проблемой обеспечения продовольственной безопасности России;
6.2. Расширить практику квотирования экспорта ряда рыбных товаров с целью увеличения поставок на внутренний рынок России (минтай, лососевые и др.);
6.3. Разработать единый порядок предоставления субсидий товаропроизводителям, занятым в товарном рыбоводстве на внутренних водоемах и в прибрежных морских районах;
6.4. Развить единую внешнеторговую инфраструктуру АПК для расширения доступа на рынки ведущих импортеров рыбных товаров и услуг стран ЕС, АТЭС и др. (новые виды услуг, портовые процедуры, внешнеэкономическое информирование и др.);
6.5. Организовать в системе Федерального агентства по рыболовству специализированную систему государственных закупок рыбных товаров, в том числе закупки по импорту с целью усиления влияния на оптовые и розничные цены внутреннего рынка и устранения монопольно высоких цен на рыбные товары.
7. В области государственной статистики:
7.1. Гармонизировать статистическую отчетность об экспорте и импорте рыбных товаров на основе унификации статистической и таможенной отчетности с ГТК России;
7.2. Заключить специальные межправительственные соглашения с целью корректировки данных российской статистики и возможного учета объемов реальных поставок из России с основными импортерами российской рыбы и других морепродуктов (Евросоюз, Япония, Республика Корея, США, Норвегия и др.) об обмене информацией о внешней торговле рыбными товарами;
7.3. Решить вопросы по группировке (классификации) и формированию статистических данных о торговле рыбохозяйственными услугами (нужен специальный статистический учет).
8. В области стандартизации и технического регулирования
8.1. Уточнить технические барьеры в торговле рыбными товарами, специфических санитарных и фитосанитарных мер;
8.2. Стандартизировать продукцию в рыбном хозяйстве России с учетом новых международных требований;
8.3. Ввести "экомаркировку" рыбных товаров, направляемых на экспорт.
9. В области безопасности и пограничной деятельности:
9.1. Повысить эффективность пограничного контроля за деятельностью российских и иностранных судов в районах промысла в исключительной экономической зоне России и на континентальном шельфе;
9.2. Разработать систему специальной "защищенной" от подделки документации, используемой для экспорта рыбных товаров, в том числе при сдаче выловленных водных биоресурсов в иностранных портах, поскольку российские браконьерские суда часто пользуются фальшивыми документами для прямой сдачи своей продукции в иностранных портах с сокрытием часть своего фактического промысла или подменой одного вида биоресурсов на другой;
9.3. Ввести более жесткие штрафные санкции за рыболовное браконьерство для иностранных судов (до 300-500 тыс. долл. США по примеру США, Канады и др.);
9.4. Отработать порядок оперативного информирования о выделяемых квотах и работах на промысле рыбы и других водных биоресурсов;
9.5. Разграничить морские пограничные пространства с учетом защиты экономических интересов России (США, Япония, КНР, Норвегия и др.);
9.6. Разработать мероприятия по улучшению контроля над внешнеторговой деятельностью на основе спутникового мониторинга позиционирования судов флота рыбного хозяйства и др.
Формирование программных мероприятий позволяет такой перечень расширить и уточнить.
Что следовало бы изъять, переформулировать или добавить?
Специфической задачей является экономическая поддержка российского товаропроизводителя в отдельных стратегически важных направлениях производства. При этом важно обеспечивать требования продовольственной независимости и безопасности.
С принятием закона "О специальных защитных, антидеминговых и компенсационных мерах при импорте товаров" от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ в России созданы более благоприятные возможности для проведения эффективной протекционистской политики.
В законе прописаны процедуры инициирования защитных мер заинтересованными российскими производителями. Но как показывает практика, без государственной поддержки с использованием структур отраслевой экономической науки, группы товаропроизводителей (по основным видам товаров) пока не в состоянии собрать нужную информацию, например, о фактах демпинга и на этой основе подготовить соответствующие документы (даже для оформления заявления в Минэкономразвития России и др.).
Общие организационные выводы.
1. В связи с реализацией предложенные внешнеторговых мероприятий необходимо активизировать взаимодействие Минсельхоза России и Федерального агентства по рыболовству с Минэкономразвития России, Минфином России, Федеральной таможенной службой и другими ведомствами страны.
2. Необходимо организационное и кадровое укрепление подразделений центрального и регионального аппаратов управления, реализующих внешнеторговые управленческие функции.
3. Процесс аналитической и организационной деятельности (особенно в Департаменте по рыбохозяйственной политике Минсельхоза России и Федеральном агентстве по рыболовству) следует увязать с совершенствованием законодательной базы рыбного хозяйства России [15].
|