А. С. СЕСИЦКАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАМЧАТСКОГО КУЛЬТУРНО- ПРОСВЕТИТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ»В ноябре 1918 г. в Петропавловске на основах «взаимопомощи и самопомощи» было организовано Камчатское культурно-просветительное общество «Просвещение», «имеющее своей программой распространение полезных знаний и духовное единение граждан всей Камчатки», о чем сообщалось в 103-м номере газеты «Камчатский вестник» за 24 ноября 1918 г. Здесь же указывалось: «Желающие вступить в члены и познакомиться с уставом общества благоволят явиться в контору союза Приамурских кооператоров по 3-й улице, где временно помещается канцелярия общества…»
«Духовное единение» предполагалось осуществлять чтением лекций, выпуском «собственных изданий популярных брошюр», показом «кинематографов» и устройством «подвижных библиотек передовых школ». Что же в действительности предпринималось обществом в целях «духовного единения» и в чем состояла его работа?
В заметке «Из жизни общества “Просвещение”, опубликованной в № 73 «Известий Камчатского Областного Совета трудового народа» от 11 апреля 1920 г., сообщается: «Камчатское культурно-просветительное общество “Просвещение” организовано М. П. Воловниковым и начало свою деятельность 10 февраля 1919 г., слившись с Камчатским Народным театром, который существовал как культурная организация с 6 августа 1918 г.». Слияние, вероятно, произошло в январе 1919 г., поскольку вопрос об этом включался в повестку дня общего собрания членов Народного театра в конце декабря 1918 г.
Однако можно сказать, что свою деятельность общество начало немного раньше: уже 8 декабря 1918 г. оно устроило первый спектакль в Народном доме — были поставлены пьесы «Благодетель» и «Порченный» — «комедии в одном действии», сочинения некоего С. Т. Семенова. Сбор с этого первого спектакля пошел в пользу общества. Его председателем до апреля 1919 г. являлся И. Р. Семенов, который в апреле был призван на действительную военную службу и «подал заявление о сложении с себя обязанности председателя, и равно звания члена правления». Поэтому временно председателем избрали Е. А. Колмакова, а затем до июня 1920 г. председателем был Александр Аполлинариевич Кириллов.
Возможно, что общество «Просвещение» использовалось в подпольной работе камчатскими большевиками. В сборнике «Очерки истории Камчатской областной партийной организации» содержатся несколько строк следующего характера: «10 февраля 1919 г. М. П. Воловников организовал в Петропавловске-Камчатском культурно-просветительное общество “Просвещение”, где конспиративно собирались подпольщики».
Но конкретных фактов об этом не приводится, и ссылки на какой-либо документ отсутствуют. Действительно, в списках членов общества за 1918 и 1919 гг. значатся фамилии камчатских большевиков П. С. Маловечкина, Н. В. Холодова, М. П. Воловникова, Н. Т. Косицина, Д. г. Барвинского, однако в его состав входили люди самых разных политических убеждений и общественного положения — чиновники, учителя, торговцы, промышленники. Большинство из них придерживалось общедемократических позиций. Существует еще одно интересное замечание в уже упоминавшейся заметке «Из жизни Общества “Просвещение”»: «В 1919 г. Общество “Просвещение” переживало тяжелый период гонения со стороны местных “Помпадуров”, которые даже сажали “на отдых” некоторых членов правления за вольнодумство» (в начале 1919 г. колчаковцы распустили Областной комитет в Петропавловске, как демократическую организацию, и восстановили в области дореволюционные органы власти).
Состав правления общества до августа 1919 г. установить не удалось. Известно, что в августе 1919 г. членами правления были избраны Холодов, Грызлов, Курбатов, Штерн и Воловников. По уставу общества правление должно было включать пять человек, из которых, как известно, двое — Н. В. Холодов и М. П. Воловников являлись руководителями подпольного военно-революционного комитета. М. П. Воловников действительно подвергался аресту в мае 1919 г., а Н. В. Холодов в сентябре был выслан с Камчатки. Указанные выше факты дают возможность предположить (в отсутствие прямых свидетельств), что, возможно, действительно в Народном доме проходили собрания подпольщиков, но нельзя утверждать, что общество создавалось именной с этой целью.
В 1919—1920 гг. в обществе насчитывалось немногим больше 70 чел. Его работа заключалась, в основном, в периодической постановке спектаклей, показе кинематографических картин, организации научных лекций. Также общество начало приводить в порядок библиотеку Народного дома.
При обществе был организован ряд секций. В протоколе № 1 от 26 января 1920 г. заседания его правления указывалось: «Поручить каждому из членов правления принять на себя непосредственное руководство… работы по секциям: А. А. Кириллову — Научно-лекционную по организации общеобразовательных курсов. Д. Г. Барвинскому — Общеполитическую, а также литературно-издательскую, а также организация народного хора. К. И. Кодылеву — Театральную, детских и спортивных развлечений. Н. И. Цапову — Библиотечную, научно-изыскательскую, а также техническая работа на сцене. А. М. Ткаченко — Музыкальную и организацию народного оркестра».
Впрочем, руководители секций часто менялись. На научно-изыскательскую секцию (которую иногда называли исторической) была возложена обязанность организации музея и сбора экспонатов. Судя по всему, создание музея было предметом особой заботы общества. Уже на следующем заседании, 9 февраля, было решено: «Временно, до разрешения местной властью использовать специальное помещение для исторического Камчатского музея, приспособить комнату в Народном доме, освободив ее от разного инвентаря». В протоколе № 3 от 23 февраля 1920 г. говорилось: «Составить особый капитал Общества Просвещения “Средства на организацию музея в Камчатке и на научно-изыскательские исследования этнографии и истории Камчатки”».
В номере «Известий» от 20 февраля 1920 г. было помещено объявление общества следующего содержания: «Камчатское культурно-просветительное общество “Просвещение”, стремясь к созданию в Петропавловске исторического музея как необходимого пункта для группировки всех богатств и даров по истории Камчатки, обращается с убедительной просьбой ко всем интересующимся историей Камчатки гражданам оказать свое непосредственное содействие оборудованию музея и сбору пожертвований старины и этнографических редкостей Камчатской области… Правление также с глубокой признательностью примет и материальные пожертвования на дело по организации исторического музея, ценность которого, несомненно, имеет огромное значение в жизни Камчатского края».
Но в мае 1920 г. общество постановляет: «Признавая большое значение для области организации Камчатского отдела Русского Географического общества, именующей себя, впредь до инкорпорации в Приамурский отдел сказанного общества — Обществом изучения Камчатской области, — Правление Общества Просвещения признает необходимым в целях сосредоточивания средств и трудов в специальном Обществе географическо-исторического направления и ликвидируя свою секцию Научно-изыскательскую, организованную 17 февраля 1920 г., передать имеющиеся средства в сумме 12 295 рублей, собранные по подписным листам, в непосредственное распоряжение Общества изучения Камчатской области».
Театральная секция занялась организацией при обществе театрального кружка. После его организации (31 января 1920 г.) руководство секцией было возложено на президиум кружка, который состоял из пяти человек — председателя, секретаря, режиссера сцены, дирижера оркестра и регента хора. Видимо, театральный кружок работал достаточно активно — каталог постановок общества «Просвещения» насчитывает более 180 «русских и иностранных пьес», а также более ста «миниатюр». Причем, судя по анонсам, помещаемым на страницах местных газет, очень многие из них действительно были исполнены на сцене Народного дома.
На библиотечную секцию была возложена задача постановки библиотечного дела, и в результате ее работы 15 мая 1920 г. была открыта библиотека.
Председатель общества А. А. Кириллов в своем докладе Первому Петропавловскому уездному съезду, проходившему 17 марта 1920 г., указал «формы», в которых «Общество Просвещения мыслит способы проведения по области идей народного развития». Наиболее интересные из них — это предполагаемое в будущем создание «Передвижного народного университета» в виде «группы специальных лекторов по образованию, которые, периодически останавливаясь на небольшой срок, читают популярные лекции», «подбор до ста групп передвижных библиотек», организация нескольких групп «передвижного народного театра», устройство мобильных художественных выставок, организация легких передвижных оркестров, «которые будут иметь значение и обучения музыкальному искусству», организация специальных летучих отрядов «по исследованию Камчатской области в историко-этнографическом отношении, по собиранию экспонатов для Камчатского музея и его отделения». Но ни одна из этих идей на практике осуществлена не была.
Однако самым важным в работе общества в 1920 г. явилась организация общеобразовательных курсов. Для этого 28 января 1920 г. общество направило в педагогический совет Высшего начального училища г. Петропавловска письмо, подписанное председателем Кирилловым и секретарем Цаповым. В нем говорилось: «Правление Общества Просвещения в своих задачах по созданию способа распространения в народе образования имеет в виду организовать в Народном доме общеобразовательные курсы в программе среднеучебнаго заведения, для взрослых… Беря уверенность, что местный педагогический персонал, имея в своей среде идейных, деятельных и желающих нести знания в народные массы людей, не откажет принять искренно горячее участие в деле народного образования».
Курсы были бесплатными, и педагоги, согласившиеся преподавать на них в свободное время, не получали за свою работу какой-либо платы. Классную доску для занятий позаимствовали в училище. Сохранилась записка А. А. Кириллова инспектору Петропавловского Высшего начального училища, в которой говорится: «Правление Общества Просвещение имеет честь уведомить, что переданная Вами во временное пользование на общедоступных курсах одна стоячая классная доска с признательностью получена правлением и будет возвращена по первому требованию».
3 февраля 1920 г. состоялось заседание научно-популярной (общеобразовательной) секции, на которой были распределены уроки между преподавателями. Для преподавания было заявлено 18 дисциплин, включая такие, как минералогия, этимология, синтаксис и физиология. Их вели педагоги П. Т. Новограбленов, А. Ф. Дубков, Б. Э. Пивинский, Б. А. Лукашев, Г. Д. Сосновский, Е. И. Воротникова, А. А. Ненсберг, А. А. Кириллов. Впоследствии появились такие дисциплины, как гигиена и даже эсперанто. Расписание составил А. Ф. Дубков — председатель временного коллектива по управлению учебными заведениями Камчатской области.
Курсы открылись 25 февраля 1920 г. На открытии присутствовали «27 человек курсистов и 5 человек случайных посетителей». А. А. Кириллов ознакомил присутствующих с порядком чтения лекций: «по понедельникам, средам и пятницам с 6 часов вечера, по 3—4 лекции», а педагоги П. Т. Новограбленов и Б. Э. Пивинский осветили программу естественных и физических наук, которые предполагалось читать на курсах. Первый урок прошел 27 февраля. Благодаря дежурным на образовательных курсах, в обязанность которых входило вести дневник, сохранились планы некоторых лекций и расписание на март 1920 г. Так, в течение этого месяца были прочитаны 43 лекции. 31 марта А. А. Ненсберг выступил с лекцией по истории Камчатки, план которой записала дежурная София Пак. План выглядел следующим образом: «Камчатка при боярской России. Ея первые исследователи и завоеватели. Казаки. Вольница. Войны с племенами, кочующими по Камчатке. Богатства края. Экспедиции. Воеводства. Прикащики от воевод. Угнетательство завоевателями туземнаго населения. Ясачные сборы. Губернаторы. Адмирал Завойко. Нападение на Петропавловск англо-французской флотилии. Что сделали для камчатских жителей начальники края. Вымирание коренного населения».
Лекции носили научно-популярный характер и «иллюстрировались опытами, картами, пособиями».
Работа курсов продлилась до мая 1920 г., когда правление общества вынесло решение о замене курсов лекциями на определенную тему и организации вечеров досуга. Это мотивировалось тем, что, «принимая во внимание, что регулярные курсы, организованные 25 февраля с. г., в конце своей работы собирали слишком незначительное количество слушателей, Правление находит более удобным, применительно к местным жителям, организовать постановку отдельных самостоятельных лекций на научно-общественные темы, соединяя их с музыкальными и вокальными выступлениями…».
С деятельностью общества «Просвещение» была тесно связана работа «Украинского Гуртка» (более точное название — «Украинскiй Музично-Драматичнiй гурток при Хатi») — организации вполне самостоятельной, издававшей свою газету — «Рiдне слово», организовывавшей литературные вечера и постановку спектаклей на украинском языке. 1 марта 1920 г. на заседании правления общества был заслушан доклад «о создании в городе Петропавловске “Украинской Хатки” от представителей украинской организации М. В. Вознаго, Д. г. Барвинского и А. М. Ткаченко», в связи с чем общество решило «работать в согласии и контакте с Украинской Хаткой», «предоставить Украинской Хатке полную национальную самостоятельность», «освободить помещение и предоставить в пользование Украинской Хатки переднюю комнату в Народном доме (рядом с библиотекой)». Кроме того, все «имущество по сцене» объявлялось общим, а за пользование помещением, отоплением и освещением плата не взималась.
Первый спектакль был дан 28 марта 1920 г. Им стала «Хатня революцiя», срежисированная Д. г. Барвинским.
В целом можно отметить, что 1920 г. был периодом наиболее активной работы общества «Просвещение».
Основным источником дохода общества являлась денежная прибыль от постановки спектаклей. В протоколе заседания правления № 1 от 26 января 1920 г. указывалось: «Признать необходимым как самое верное средство для постоянных денежных оборотов постановку регулярно по воскресным дням платных народных развлечений: литературно-музыкальных вечеров с танцами, вечеров миниатюр с танцами и спектаклей…» Кроме того, члены «Просвещения» платили членские взносы, а среди жителей Петропавловска распространялись подписные листы для сбора пожертвований в пользу общества. В одном из протоколов заседаний правления за 1920 г. обсуждался вопрос «О реализации красной лисы, пожертвованной Апбиевым». Лису решили «продать с аукциона на спектакле 14 марта, считая ее основную оценку в 5 000 р., о чем сделать объявление».
Несмотря на такие источники дохода, правление общества было вынуждено регулярно обращаться за материальной поддержкой к Камчатскому областному народно-революционному комитету, народной охране, Петропавловскому кооперативу, Морскому ведомству для получения ссуд, угля, дров.
В конце 1920 г. общество, видимо, оказалось в очень стесненных материальных обстоятельствах. Об этом свидетельствует письмо, подписанное А. И. Бабкиным-Байкаловым, ставшим председателем правления общества после А. А. Кириллова, и направленное в адрес Камчатского областного народно-революционного комитета. «Правление культурно-просветительного общества “Просвещение” в заседании своем от 22 декабря 1920 г., намечая план дальнейшей культурно-просветительной работы общества, пришло к заключению, что финансовый кризис вообще и в частности отсутствие денежных средств у общества ввиду постановки спектаклей в кредит и неимение дров для отопления Народного дома ставит общество не только в тяжелое безвыходное положение, но и вынуждает его прекратить дальнейшую культурно-просветительную работу». Здесь же изложена просьба: «…правление вынуждено покорнейше просить Камчатский областной народно-революционный комитет отпустить заимообразно обществу сто пятьдесят (150) Iен и две сажени дров для отопления Народного дома». На письмо красными чернилами наложена резолюция И. Е. Ларина: «Отпустить одну сажень дров. В отношении иен изыскать таковые, откуда возможно, до ста иен».
В это же время (25 декабря 1920 г.) общество направило в Петропавловскую городскую Думу отношение за № 162 о том, «что бы сложить с него все числящиеся недоимки и долги за пользование зданием Народного дома и электрической станцией и в будущем не требовать арендной платы и 10 % отчисления в пользу города от спектаклей и т. п., а также о выдаче из средств городского самоуправления обществу ссуды в сто рублей (100 иен) и материалов для ремонта здания».
Петропавловская городская Дума, обсудив отношение, постановила: «1. Все числящиеся Городскому Самоуправлению с Общества Просвещения долги и недоимки за здание Народного Дома, за время с 1-го февраля 1920 г. по 1 февраля 1921 года, списать полностью; 2. Поручить Управе самостоятельно заключить условие… на сдачу народного Дома с электрической станцией на время с 1-го февраля 1921 г. по 1-е февраля 1922-го года без взимания арендной платы».
Городским головой в это время был Е. А. Колмаков, он также являлся и членом общества. Интересно, что вслед за этим, 9 февраля 1921 г., на заседании правления общества Колмакову было предложено вступить в члены правления, однако он отказался. И хотя в 1920 г. общество не было закрыто, вопрос об изыскании материальных средств всегда стоял для него очень остро. Наверное поэтому, 6 февраля 1921 г. на общем собрании «принципиально было единогласно принято твердое решение, что членами Общества могут быть только граждане, принимающие активное участие в работе общества и непосредственно содействующие общему делу в секциях образовательной, театральной и библиотечной. Работа члена общества должна выражаться: в регулярном дежурстве по Народному дому, очередном наблюдении за хозяйством, участием в спектаклях в качестве исполнителей и сотрудников на сцене по постановке, ремонту и художественным работам декораций, в постановке лекций и литературно-музыкальных вечеров личным участием и хлопотами по устройству в пожертвовании лично или сборе для Народного дома мелких домашних ненужных вещей для сцены, в работе по общему порядку библиотеки и прочее».
Последнее упоминание об обществе «Просвещение» содержится в разделе «Хроника» газеты «Камчатский листок» № 5 от 29 января 1922 г.: «Любителями Об-ва “Просвещение” к постановке готовится драма “Ложь”».
Точной даты прекращения деятельности общества установить не удалось. В 1923 г. в Народном доме уже обосновался Клуб имени III Интернационала, при котором тоже существовал театральный кружок, устраивались митинги и доклады во время пролетарских праздников, — в общем-то, этим деятельность клуба и ограничивалась. О причинах закрытия общества «Просвещение» можно только догадываться. Возможно, свою роль сыграли и финансовые проблемы, а также то, что в конце 1922 г. на Камчатке окончательно была установлена советская власть, которой на тот момент времени требовалась организация, занимающаяся не культурно-просветительной, а агитационно-пропагандистской работой.
|