Назад

ДВЕ ТРАГЕДИИ БУХТЫ ЖИРОВОЙ

На подходе к Петропавловску обширный Авачинский залив врезается в берега Камчатки бухтами Жировой и Вилючинской, имеющими общий вход. Бухта Жировая расположена между мысом Крутым и узким полуостровом, оканчивающимся мысом Раздельным. Этот полуостров отделяет ее от бухты Вилючинской.
Южный берег бухты Жировой обрывистый, западный — низменный, к нему выходит широкая долина, расположенная между склонами горных хребтов. По долине течет река Жировая, впадающая в бухту. В устье этой реки на ее левом берегу некогда располагалась сезонная база Авачинского рыбокомбината, состоявшая из нескольких бараков и вспомогательных сооружений. На время путины у левого берега устья сооружалась деревянная пристань, служившая для приема и разделки рыбы. Когда-то бухта именовалась по-ительменски: "Инадин". Позднее русские моряки называли ее Южной Жировой. Ныне покойный камчатский краевед В. П. Мартыненко полагал, что поводом для этого послужили обильные подходы авачинской жирующей сельди, промысел которой велся здесь до 1960-х гг.
Юго-западный и северо-восточный берега соседней бухты Вилючинской обрамляли горы с обрывистыми и скалистыми склонами. К низменному берегу вершины бухты с северо-запада подходила долина реки Вилюча. Ранее бухта Вилючинская именовалась Северной Жировой. Обе бухты, называвшиеся также Большой и Малой Жировой, нередко использовались шедшими в Петропавловскую гавань судами в качестве временных якорных стоянок. Здесь моряки пытались укрыться от непогоды, застигшей их в пути.
Существенным недостатком этих мест отстоя являлось то, что бухты были открыты для ветра и волнения. Это могло иметь для мореплавателей роковые последствия. Так, осенью 1812 г. в бухте Вилючинской затонуло транспортное судно Российско-Американ-ской компании "Юнона". Вот что об этой трагедии писал один из руководителей компании К. Т. Хлебников: "Корабль "Юнона" потерпел крушение при устье реки Вилюя во время сильного шторма, и при том погибли командир судна и весь экипаж, кроме трех матросов, спасшихся неожиданно…"
Опасности подвергались не только мореплаватели, но и немногочисленное "сухопутное" население бухты Жировой. Одной из таких бед, например, мог стать сход снежных лавин с гор, обрамлявших ее берега. Климат здесь был более холодным, чем в Петропавловске, поэтому снег лежал на склонах гор до июля. Первый тревожный сигнал прозвучал в ночь с 8 на 9 марта 1947 г. Обвалившаяся плотная снежная масса снесла пекарню и повредила жилой барак, в котором располагались работники сезонной базы, оставленные здесь на зиму для подготовки рыбацкого хозяйства к предстоящей путине. К счастью, в этот раз обошлось без жертв.
Спустя без малого год, 25 февраля 1948 г., сход снега повторился, на сей раз с тяжелейшими последствиями. Лавина полностью разрушила рабочий поселок, состоявший из трех бараков. Пострадали все сто пятьдесят четыре его жителя, из которых пятьдесят четыре погибли, а одиннадцать были ранены. Оставшиеся в живых полностью лишились крова, имущества и продуктов.
На следующий день, когда весть о трагедии дошла до Петропавловска, для производства раскопок и оказания помощи пострадавшим на место происшествия отправился ледокол с рабочими. Он доставил всех потерпевших бедствие в город к вечеру 27 февраля 1948 г. Тогда же исполнительный комитет Камчатского областного Совета депутатов трудящихся принял решение "О мерах по оказанию помощи пострадавшим от снежного обвала жителям поселка бухты Жировой". В соответствии с духом времени, документ нес гриф "Совершенно секретно".
Исполком утвердил план срочных мероприятий, в число которых вошли размещение всех здоровых в пригодных для этого помещениях. В 1940-х гг. положение в Петропавловске с жильем было крайне напряженным: на одного горожанина в среднем приходилось чуть более четырех квадратных метров неблагоустроенных жилищ. Поэтому мужчин расположили в клубе, а женщин и детей — в рабочей комнате рыбного порта. Временные общежития снабдили металлическими кроватями и постельными принадлежностями, питание людей наладили в столовой порта. Раненых поместили в городскую больницу.
Ледокол доставил в город и тела погибших. Хоронить их решили 29 февраля 1948 г. Изготовление гробов, рытье могил, выделение необходимого транспорта возлагалось на начальников стройконторы и военного отдела Главкамчатрыбпрома Полякова и Кочнева. Руководил же организацией массовых похорон заместитель председателя Петропавловского горисполкома Кириченко.
Где были погребены многочисленные жертвы стихии, автору доподлинно выяснить не удалось: архивные фонды не содержат никаких указаний на это. Можно предположить, что похороны состоялись на старом, ныне заброшенном кладбище на Четвертом километре, тогда располагавшемся почти на окраине города. Вероятно, кто-нибудь из старожилов Петропавловска еще помнит это событие и может указать хотя бы примерное расположение братской (?) могилы.
Так как большинство пострадавших полностью лишились своего имущества, председателю Облрыбакпотребсоюза А. А. Носову поручили организовать продажу им самых необходимых товаров и предметов домашнего обихода. Руководство Главкамчатрыбпрома, которому подчинялся Авачинский рыбокомбинат, к 2 марта 1948 г. должно было найти работу и жилье для переживших удар стихии, а к 3 марта ему следовало уточнить размеры материального ущерба, понесенного пострадавшими и "поставить вопрос перед Министерством рыбной промышленности СССР об оказании материальной помощи…".
2 марта 1948 г. Главкамчатрыбпром издал приказ № 139 о создании особой комиссии по определению размеров ущерба, которую возглавил главный инженер Авачинского комбината А. Ж. Тюльменков. В состав комиссии, начавшей работать 4 марта 1948 г., вошли бухгалтер рыбозавода "Жировая" Н. А. Травин и рабочие А. Г. Мусатов и А. С. Молоков.
Комиссия "рассмотрела заявления рабочих и служащих… на предмет установления стоимости погибшего имущества, лично принадлежавшего потерпевшим, и установила в сумовом выражении следующее: …83 150 рублей, 11 000 облигациями… Основанием для установления потерянного имущества стали личные заявления пострадавших, рассмотренные в присутствии коллектива пострадавших, находившихся в клубе порта. Стоимость вещей приравнивалась к государственным кооперативным ценам. Отказано в претензиях, изложенных в заявлениях, товарищам Гариной Е. К., Чечневу С. М. и Савельевой М. Т., как необоснованных, неправильных. Остались не рассмотренными ввиду отсутствия заявлений лиц, находящихся на излечении в больнице: тяжелобольных товарищей Орловской, Галкина, а также лиц, оставшихся на базе Жировая: товарищей Арбузова, Теплицкого, Назарчука, Кондратова и Борикова. От остальных пострадавших заявлений не поступало".
Всего заявления о компенсации материального урона подали девятнадцать человек, определившие свои потери в сумме от 700 до 10 500 рублей каждый. На следующий день, 5 марта 1948 г., исполком принял специальное решение "Об оказании материальной помощи гражданам, пострадавшим от снежного обвала на базе Жировая". Констатировав, что "на основании заключения комиссии, назначенной для установления суммы материального ущерба, понесенного гражданами поселка базы Жировая Авачинского рыбокомбината в результате снежного обвала 25 февраля 1948 г., подтвержденного собранием граждан базы Жировая, сумма материального ущерба выражается в 83 150 рублей (кроме двух семей, находящихся в больнице, и семи семей, оставленных на зимовку в бухте Жировая)", местные власти решили обратиться по телеграфу за помощью в Хабаровск. Окончательное решение должно было принять правительство страны.
К началу промыслового сезона 1948 г. разрушенное имущество базы Жировой было восстановлено, и предприятие продолжило работу. Спустя четыре с половиной года на берега бухт Жировая и Вилючинская обрушился новый удар стихии, на сей раз пришедшийся с моря. Ранним утром 5 ноября 1952 г. на Северные Курилы и юг Камчатки нахлынула мощная волна, порожденная подземным землетрясением — цунами. Самую тяжкую дань в виде полного разрушения, сопровождавшегося многочисленными жертвами, она собрала на Курильских островах: здесь были уничтожены город Северо-Курильск и несколько поселков.
На Камчатке зонами наибольшего бедствия стали обе бухты, в которых смыло почти все производственные сооружения и жилые постройки. После получения первых сведений о катастрофе из Петропавловска к базам Авачинского рыбокомбината вышли рефрижератор № 173 и буксир морского рыбного порта "Санников". На них находилась комиссия областного комитета КПСС во главе с заместителем председателя облисполкома Ягодинец. Суда пребывали в бухтах три дня, спасая уцелевших и разыскивая пропавших. В общей сложности они спасли восемьдесят два человека: тридцать шесть в бухте Малой Жировой, доставленных в Петропавловск, сорок шесть — в бухте Большой Жировой, привезенных в поселок Авачинского рыбокомбината Тарья. Всех раненых и больных разместили в городских больницах.
Особо отличились в работах по спасению людей и помощи уцелевшему населению моряки "Санникова" — старший и второй помощники капитана Н. И. Луцай и В. Г. Макаренко, а также бригадир грузчиков рыбного порта И. Н. Диско и грузчик Д. Е. Тимофеев.
В ходе спасательных работ обнаружили и подняли на борт судов двадцать девять трупов, а также установили, что в рыбацких поселках погибли в общей сложности более восьмидесяти жителей. Имена утонувших и пропавших без вести уточняли в Петропавловске по данным сельсовета, Главкамчатрыбпрома и рыбокомбината. Покойных похоронили в поселке Новая Тарья Елизовского района.
10 ноября 1952 г. обком КПСС получил предварительную справку о понесенном материальном ущербе. В ней руководство Главкамчатрыбпрома докладывало: "а) по базе "Малая Жировая" — полностью уничтожены все производственные и жилые постройки, б) по базе "Большая Жировая" — полностью уничтожены все производственные и жилые постройки. Остались: один скотный сарай и одно малое подсобное помещение, находящиеся в полуразрушенном состоянии… д) по неполным данным, на базах "Малая Жировая" и "Большая Жировая" погибло восемьдесят три человека… Полные итоги причиненных ущербов по этим базам подсчитываются".
Масштабы произошедшего держались в тайне от людей. Отсутствие достоверной информации, исходившей от официальных властей, стало питательной средой для распространения различных слухов. Впрочем, многие из них были недалеки от истины. По докладам действовавших в городе осведомителей "органов", бухгалтер рыбкоопа поселка Индустриальный 6 ноября 1952 г. говорила следующее: "База Жировая (Большая и Малая) от произошедшего землетрясения провалилась под воду. При землетрясении появилась трещина, в которую вначале провалилась рыбокоптилка, а при переходе людей через эту трещину, последние были сжаты в ней". Диспетчер Камчатрыбфлота, знакомый с последствиями трагедии не по наслышке, рассказывал знакомым: "Бухту Жировую всю снесло, и очень мало, кого спасли, а дети все погибли. Город Северо-Курильск весь ушел под воду, а потом, когда вода отошла, осталась равнина. Ужасные жертвы, бедные дети, все погибли"…
Рыбозаготовительную базу вновь восстановили, и она продолжала действовать еще несколько лет. В 1957 г. Авачинский рыбокомбинат был переименован в Петропавловский. Вскоре его база в бухте Жировой была ликвидирована из-за оскудения сырьевых запасов и постепенного развития активного морского промысла.

Назад