Назад

ПЕТРОПАВЛОВСКОЕ МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ
И ШКОЛА КАНТОНИСТОВ

Для доставления служащим в Камчатке
и вообще жителям того края возможности
давать своим детям приличное воспитание,
в Петропавловске учреждается училище.
В. С. Завойко

Появление на дальневосточной окраине России первых морских учебных заведений тесно связано с освоением этого громадного региона. Основы, на которых они действовали, заложил родоначальник отечественной системы образования император Петр I. Первой на востоке страны появилась Охотская "навигацкая" школа, созданная в 1732 г. по инициативе В. Й. Беринга. В 1730 г. Беринг подал на "Высочайшее имя" записку о необходимости "обучения в Охотске и Камчатке молодых казачьих детей для морского пути". Ответом на нее стал царский указ "из казацких детей молодых обучать морскому ходу".
Еще одна подобная школа со ста десятью учениками заработала в Якутске в 1739 г., но спустя десятилетие ее закрыли из-за отсутствия средств. В 1753 г. по распоряжению генерал-губернатора Сибири адмирала В. А. Мятлева открылись навигационные школы в Иркутске и Нерчинске. Они выпустили более двух сотен специалистов различных отраслей знания, в том числе и штурманов. В 1765 г. нерчинская и иркутская школы объединились в одно учебное заведение.
В 1766 г. вновь заработала школа в Якутске, но в 1792 г. ее закрыли, и теперь уже окончательно. Спустя три года, в 1795 г., ликвидируется иркутская школа, а в 1796 г. — охотская. Впрочем, последняя вновь начала действовать спустя несколько лет — в 1799 г. В 1847 г. ее переименовали в штурманское училище. В июле 1848 г. в Охотском штурманском училище числились двадцать четыре ученика. В 1850 г. его перевели в Петропавловск.
Одним из первых проектов создания морского учебного заведения на Камчатке стало обращение ее главного командира М. К. фон Бема к иркутскому губернатору. 6 декабря 1774 г. Бем писал ему о необходимости "заведения в Камчатке навигацкой школы для приготовления штурманов на промышленные суда, которые, находясь под управлением людей почти вовсе непосвященных в морские науки, беспрестанно терпели крушения". Эта идея поддержки не нашла: губернатор предложил Бему "больше заниматься делом, нежели бесплодными проектами".
Первое на полуострове техническое учебное заведение открылось в Петропавловске в феврале 1817 г. Им стала ремесленная школа, обучавшая местных жителей кузнечному, слесарному, столярному, токарному и плотницкому мастерству. Необходимые для этого инструменты доставила на шлюпе "Камчатка" экспедиция В. М. Головнина. В 1818 г. Головнин отмечал, что на занятиях ученики ремонтировали ружья и металлические вещи. В 1820 г. в школу учителями зачислили нескольких мастеровых, которые, вероятнее всего, работали в порту на строительстве казенных сооружений. В школе занимались двенадцать учеников, собственным зданием она не располагала.
В 1820 г. начальник Камчатки П. И. Рикорд составил план застройки Петропавловска, на котором среди прочих предполагавшихся к возведению сооружений имелось и здание ремесленной школы. Но этот план до конца осуществлен не был, поэтому отдельное помещение для школы так и не построили.
Весной 1829 г. в ней обучались десять детей матросов. "Статистические сведения о Камчатской области за 1829 год" сообщают, что на содержание школы из казны отпускались 3 075 рублей. Она до сих пор не имела собственного помещения, а потому занятия проходили во флотской казарме. За первые десять лет работы учебное заведение выпустило двадцать шесть человек, в число которых вошли портной, столяр, токарь, чеботарь, котельщик, плотник, два кузнеца. Семеро выпускников стали казаками, шестеро — матросами, а четверых воспитанников уволили "за неспособностью".
Состояние школы охарактеризовано в рапорте начальника Камчатки "флота капитана 1-го ранга" А. В. Голенищева министру внутренних дел от 30 июня 1829 г.: "Сверх существующих ныне в порте казенных зданий, кои все без изъятия заняты, необходимо выстроить дом для ремесленной школы, коей ученики помещаются ныне в служительской казарме. По неимению здесь ремесленников, приведение в должное положение и возможное совершенство ремесленной школы крайне необходимо, как для казенных работ, так и для частных. До сего времени чиновники и жители порта, исключая простое сословие, все домовые вещи, как-то медную посуду, мебель и даже платье и обувь принуждены были доставлять из Охотска весьма дорогою ценою, и сии значительные издержки, вместе с другими на содержание употребляемыми, весьма ощутительны для каждого. И как ремесленная школа, существующая до сего времени по одному названию, не имела положительных для руководства правил, то ныне вследствие предписания генерал-губернатора Восточной Сибири Лавинского приступлено к составлению штата для оной, по приведении коего к окончанию буду иметь честь в особенности донести Вашему Высокопревосходительству".
15 января 1829 г. российский Кабинет министров решил, что отныне в школу должны были поступать дети лишь "собственно камчатских природных обитателей", которые по ее окончании могли использоваться не только на службе, но и на гражданском поприще. В соответствии с этим в октябре 1829 г. все учившиеся в ней дети служителей камчатской экипажной роты и казачьей команды были "выключены из штата". Но местные жители не спешили заполнять вакансии: "Ученики медленно собираются от того что Камчадалы и Камчатские крестьяне по природному свойству и необразованности никак не соглашаются разлучаться со своими детьми, хотя и чувствуют силу увещевания, и понимают пользу, от учения происходящую". А. В. Голенищев, обращаясь к генерал-губернатору Восточной Сибири, просил принимать на учебу и детей камчатских казаков, которых он рассматривал как постоянных местных жителей.
Вскоре правительственным распоряжением школу передали из Морского ведомства в Министерство внутренних дел, а затем — Министерству государственных имуществ. Генерал-губернатор предписал направить в нее учителями трех ссыльных ремесленников, прибывших на Камчатку в 1833 г.
В 1831 г. Камчатку населяли всего 4 460 человек: 2 523 мужского и 1 928 женского пола. "Все жители Камчатки, исключая чинов, в коронной службе состоящих, довольствуются преимущественно местными произведениями, между коими рыба есть общий и главный предмет продовольствия…". В числе жителей насчитывались триста сорок три ребенка, пригодных для обучения, среди них офицерских детей — девять мальчиков и пятнадцать девочек, медицинских чинов и приказнослужителей — девять мальчиков и четыре девочки, купцов — восемнадцать мальчишек и десять девочек, нижних чинов и поселенцев — сто девяносто четыре мальчика и восемьдесят четыре девочки.
В 1848 г. по отчету начальника Камчатки Р. Г. Машина в Петропавловске жили около трехсот семидесяти человек, из них двадцать семь ремесленников различных специальностей. Из числа последних для судостроения и обслуживания флота годились два слесаря и шестнадцать плотников. Этого было крайне мало. Кстати, из того же отчета следует, что ремесленная школа в Петропавловске не работала. Закрыли ее, видимо, в 1844 или 1845 гг. Как видно, со своим назначением это учебное заведение явно не справилось.
2 декабря 1849 г. была образована самостоятельная Камчатская область. Ее военным губернатором назначили капитана 1-го ранга В. С. Завойко. Отныне его заботами Петропавловск "должен был сделаться полезной станцией для военного флота, равно как для торговых судов и китобоев. Для этого, однако, недоставало рабочих и ремесленников, равно как мастерских и складов корабельных принадлежностей…".
В 1850 г. был ликвидирован Охотский порт. Теперь Петропавловск стал единственной гаванью во всей северной части Тихого океана. Суда, заходившие сюда, нуждались в снабжении и ремонте, но "здесь едва хватало запасных частей для собственных судов. Точно так же здесь не было никаких мастерских, имелись только небольшие, весьма примитивные приспособления для производства самых простых работ". Охотское штурманское училище перевели в Петропавловск. Отныне оно именовалось "Петропавловским морским училищем" и пользовалось неизменной поддержкой со стороны В. С. Завойко. Он составил его штат и разработал "Положение о Петропавловском морском училище", детально регламентировавшее его деятельность. Этот документ может служить для бесчисленных современных "реформаторов" образования прекрасным примером тщательности и глубины проработки всех сторон жизни учебного заведения на многие годы вперед. Отличительным знаком учебного заведения стали литеры "П. У." (Петропавловское училище), которые воспитанники носили на погонах и фуражках.
Петропавловское морское училище состо яло "под непосредственным начальством Камчатского военного губернатора и под главным начальством начальника Главного морского штаба". Его директором мог стать флотский офицер, офицер корпуса флотских штурманов или корабельный инженер в чине не ниже капитан-лейтенанта или капитана. Помощником директора назначался морской лейтенант или офицер корпуса флотских штурманов в чине штабс-капитана или поручика. "Директор училища и его помощник назначаются и увольняются Высочайшим приказом по Главному штабу Морского министерства, а чины учебные избираются директором училища и утверждаются в должности Камчатским военным губернатором".
Обучение воспитанников фронтовой службе возлагалось на унтер-офицера. Присматривать за воспитанниками и обслуживать их должны были четыре "дядьки", назначенные из отставных или бессрочно-отпускных нижних чинов Морского ведомства. Остальная прислуга выделялась от 46-го флотского экипажа, расквартированного в Петропавловске. В штат училища входили также один повар и два писаря.
Число воспитанников определялось в тридцать человек, но "сверх штатного числа дозволяется иметь пенсионеров, число их не ограничивается. Каждый пенсионер платит за свое содержание училищу по двести рублей серебром в год". На содержание учебного заведения намеревались затрачивать в год 2 866 рублей 92 копейки.
Программа обучения предусматривала прохождение трех последовательных курсов: приготовительного, общего и специального. Приготовительный курс вводился для тех воспитанников, родители которых "по роду службы своей, равно как и по недостаточному состоянию" не могли дать своим детям "даже малых первоначальных познаний в науках".
Общий курс заключался в преподавании наук, "познание которых, с одной стороны, необходимо для каждого просвещенного члена семейства и государства; с другой — служит приготовлением к образованию специальному".
На специальном курсе намечалось изучение навигации, астрономии, морской практики, корабельной архитектуры и построения корабельных чертежей, теории кораблестроения, теоретической и практической механики, теории пароходных машин, описи морских берегов, лоции, черчения планов и карт, фортификации, артиллерии, строительного искусства и гражданской архитектуры, составления проектов, смет, пояснительных записок, технических и денежных отчетов.
Последний год специального курса должен был носить преимущественно практический характер, состоявший в приобретении знаний: "1. Качества кораблей. 2. Нагрузки и размещения по местам всех корабельных вещей. 3. Управления кораблем в отношении к действию ветра и парусов. 4. Развязывание лаглиня и лотлиня. 5. Поверки скляночных часов и компаса. 6. Ведения журнала и путисчисления. 7. Астрономических наблюдений. 8. Употребления и действия артиллерии. 9. Производство кораблестроительных работ. 10. Управления пароходов. 11. Работа на заводах. 12. Орудейнаго ученья и лабораторнаго дела. 13. Построения разных зданий и гидротехнических сооружений; и вообще в изучении практически всех предметов, какия впоследствии могут представиться".
Как видно, перечень дисциплин специального курса свидетельствует о том, что Петропавловское морское училище можно рассматривать в качестве прообраза морского вуза, появившегося на полуострове более чем век спустя. Полный срок обучения в нем должен был составить восемь лет. Его выпускники могли стать флотскими офицерами: штурманами или артиллеристами, инженер-механиками военных пароходов, а также инженерами корабельными или "по строительной части" гражданского ведомства.
После сдачи выпускных испытаний списки успешно выдержавших их отправлялись начальнику Главного морского штаба, который представлял их на утверждение императору. После утверждения воспитанники, "удостоенные к выпуску на действительную службу", приводились к присяге на верность "Престолу и Отечеству" и отправлялись к месту службы. Каждый из них получал пособие на обмундирование и обязывался прослужить в Камчатском или Охотском крае не менее пяти лет.
В 1852 г. в училище обучались двадцать девять человек. Собственного помещения оно не имело, размещаясь в матросской казарме. Постоянные преподаватели отсутствовали, их роль выполняли офицеры кораблей, стоявших в порту. Известно, что училище располагало собственной библиотекой, насчитывавшей около двухсот сорока книг.
Личный состав училища принимал участие в Петропавловской обороне 1854 г. В начале 1855 г. его численность составляла всего девятнадцать человек. В марте 1855 г. училище, в связи с эвакуацией порта в Николаевск-на-Амуре, было перенесено туда же. Один из его воспитанников — Федор Никитич Алексеев — вел интересный дневник, в котором описал оставление порта весной 1855 г. Алексеев упоминал некоторых своих товарищей. Он писал: "29 марта я назначен на корвет "Оливуца". Сегодня вышел приказ командира порта адмирала Завойко о начатии компании. Состав экипажа: …ученики Петропавловского штурманского училища Алексеев, Тольман, Чупров, Крахалев 2-й…"
Некоторое время училище сохраняло название "Петропавловское" (видимо, существовали планы его возвращения на старое место), но затем получило наименование "Николаевское". Наиболее известным его питомцем являлся будущий вице-адмирал, блестящий ученый С. О. Макаров, закончивший учебу в 1865 г.
Одновременно с морским училищем в Петропавловске действовала школа кантонистов. Кантонистами (от немецкого слова kantonist — военнообязанный) — в первой половине XIX в. назвались солдатские и матросские сыновья, числившиеся со дня рождения за военным и морским ведомствами на основе крепостного права. Для них были созданы особые школы, в которых обучались дети в возрасте от десяти до пятнадцати лет. Школы готовили "нижних чинов", которых по достижении восемнадцати лет зачисляли на службу или продолжали учить для получения унтер-офицерского чина. Школы кантонистов были упразднены в 1856 г.
Первую попытку устройства школы кантонистов на полуострове предпринял еще в 1840 г. начальник Камчатки Н. В. Страннолюбский, обративший внимание на безнадзорность детей местных матросов и казаков. Он собрал всех мальчишек от семи лет и старше, которых насчитывалось пятьдесят пять человек, и организовал их обучение. Грамотой, арифметикой и фронтовой службой с детьми занимались морские офицеры, Закон Божий преподавал местный протоиерей. Школа просуществовала несколько лет, будучи объединена с ремесленной. После отъезда Страннолюбского с полуострова она прекратила свое существование.
В ноябре 1850 г. В. С. Завойко обратился к генерал-губернатору Восточной Сибири Н. Н. Муравьеву с рапортом о необходимости открытия в Петропавловске неранжированной роты кантонистов, "по примеру таковой состоящей в Кронштадте при Учебном морском экипаже, с особым ассигнованием по пятнадцать копеек серебром в сутки на каждого мальчика на улучшение пищи".
Завойко доносил генерал-губернатору о том, что "при 46-м флотском экипаже состоит кантонистов от семилетнего возраста до шестнадцатилетнего пятьдесят восемь человек, а до семи — тридцать девять человек, а всего девяносто семь; все они состояли до прибытия моего в Петропавловский порт при родителях до совершеннолетия, или до поступления на службу, и употребляются родителями во все домашния работы". Эти работы, а также скудное питание оказывали вредное воздействие на здоровье, в результате чего дети быстро "надсаживались" и делались "хилым и почти неспособным к службе, не имея роста, приличного званию солдата". Кроме того, признавалось пагубным и "нахождение кантонистов при родителях или родственниках", которое "и в нравственном отношении для них гибельно; проводя время праздно и шатаясь по улицам, не имея над собою должного надзора, — они свыкаются с разного рода шалостями и делаются своевольными, чрез что по поступлении на службу воинская дисциплина для них кажется слишком тягостной".
Завойко разместил детей в одном из свободных флигелей морского ведомства, организовав, таким образом, камчатскую школу кантонистов. "Как по продовольствию, так и по обмундированию кантонистам делается воспомоществование из общей экономии экипажа. Образовав в Петропавловском порту школу кантонистов, можно надеяться, что со временем она в состоянии будет комплектовать экипаж хорошими матросами и мастеровыми, и не будет надобности высылать людей из России".
"Завойко собрал тридцать человек мальчиков в особое помещение, обмундировал их, обучил грамоте и посылал для практики в море. Но так как школа эта содержалась на экономические средства, на которые нельзя было рассчитывать постоянно… Завойко вошел в 1850 г. с представлением об учреждении в Петропавловской гавани неранжированной роты кантонистов с отпуском по пятнадцать копеек на человека в сутки. Представление это подало генерал-губернатору мысль учредить в Камчатке общеобразовательную школу, проект которой составлялся в Иркутске. Но переписка об этом, несмотря на новое представление Завойко 18 ноября 1853 г., не привела ни к каким результатам…".
Заведование школой камчатский губернатор поручил капитан-лейтенанту Горновскому, ранее служившему в Морском учебном экипаже: "Ему это дело знакомо, и ныне я должен засвидетельствовать, что господин Горновский показывает свое усердие поставить кантонистов на должный им быт".

Первый камчатский военный губернатор контр-адмирал В. С. Завойко, основатель Петропавловского морского училища. Портрет работы В. Санакоева

Штат школы кантонистов составляли фельдфебель, он же каптернамус, пять унтер-офицеров для присмотра за кантонистами и для обучения их фронтовой службе, два повара и цирюльник. Число кантонистов не ограничивалось. На содержание школы требовались 157 рублей 92 копейки в год.
"Кантонисты содержатся в роте в самой строгой дисциплине — они должны быть всегда опрятно одеты и острижены по форме. Вообще стараться приучать их к тому образу жизни, какой обыкновенно ведут нижние воинские чины". Они имели такую же форму, как и воспитанники училища, но на погонах и фуражках носили буквы "Р. К.", то есть "Рота кантонистов". Рота размещалась вместе с училищем, но отдельно от помещения его воспитанников.
Кантонисты составили два отделения: младшее и старшее. В первом состояли неграмотные ученики, которым преподавались Закон Божий, чтение и письмо. Во втором изучали грамматику, арифметику и чистописание. Рисованию и черчению дополнительно обучались те кантонисты, "которые будут приготовляться по ремесленной части". Эти ребята, кроме занятий в классе, должны были ежедневно работать в мастерских Петропавловского порта "для практического изучения мастерства, к которому будут назначены".
Кантонисты, "предназначенные к должности писаря, в свободное от класс время посылаются в штабы и канцелярии для практического изучения своих обязанностей". А те из учащихся, которые "будут приготовляться к обязанностям подшкиперов и баталеров, сверх практических занятий в свободное от класс время в летние месяцы назначаются на военные суда, отходящие в море, для узнания на практике своего дела".
По завершении обучения кантонисты строевого отделения, достигшие восемнадцатилетнего возраста, определялись рядовыми в 46-й флотский экипаж или другие воинские команды. Кантонисты нестроевого отделения отправлялись на службу писарями, подшкиперами, баталерами и ремесленными мастерами "с награждением унтер-офицерским чином". Те же из них, кто не выдерживал испытаний, выпускались из школы рядовыми в нестроевые команды.
Школу кантонистов можно рассматривать как предшественницу современных профессиональных и средне-технических учебных заведений. В 1852 г. в ней обучались пятьдесят четыре юноши.
Воспитанники морского училища и школы кантонистов практиковались на кораблях Камчатский (Охотской) флотилии. Так, весной и летом они пребывали на военном транспорте "Иртыш", которым командовал лейтенант Гаврилов. Об этом свидетельствует сообщение Завойко от 10 мая 1853 г., адресованное командиру транспорта, о выдаче причитающихся "порционных" денег "господам офицерам и штурманским ученикам".
В августе 1853 г. в японском порту Нагасаки стоял фрегат "Паллада", на котором находился писатель И. А. Гончаров. Сюда же зашел корвет "Оливуца", в мае вышедший из Петропавловска и посетивший по пути Гавайские острова. Вот что вспоминал Гончаров о своей встрече с камчатцами: "30-го августа, в Александров день, был завтрак у именинника барона Шлипенбаха на корвете. Было очень весело. Между различными развлечениями было одно, самое замечательное. На палубу явилось человек осьмнадцать мальчиков, от двенадцати до шестнадцати лет. Они стройно и согласно пели романсы, хоровые песни: у одного чистый, звучный сопрано, у другого прекрасный контральто. Наконец, двое самых маленьких плясали по-русски. Их заставляли говорить наизусть басни Крылова. У всех нерусские физиономии — кто бы это были? Камчадалы! Они учатся в школе, в Петропавловске, и готовятся в лоцманские и штурманские должности. Вот где зажглась искра просвещения и искусства! Все эти мальчики по праздникам ездили на фрегат и прекрасно хором пели обедню".
После эвакуации в 1855 г. из Петропавловска портового управления и флотского экипажа, город утратил значение военно-морской базы и главного порта России на Тихом океане. Одновременно в Петропавловске прекратилась деятельность морского училища и школы кантонистов. Ни одного выпуска они не сделали.
Так завершился начальный период становления морского образования на Камчатке. Как видно, речи о подготовке специалистов в рыбохозяйственной сфере в то время не велось: отечественный промысел рыбы и морского зверя не носил промышленного характера, покрывая лишь потребности незначительного местного населения в продовольствии для себя и ездовых собак. Тем не менее, в области впервые стали действовать учебные заведения, готовившие на месте специалистов из числа камчатских жителей. Потенциальный круг их выпускников ограничивался морскими офицерами, штурманами, инженерами, судоводителями и мастеровыми: береговыми рабочими по обслуживанию плавучих средств и строений порта. Недостаток же офицерских кадров на Камчатке вполне мог обеспечить им достаточно быстрый служебный рост.

Назад