Назад

МОРРЫБТЕХНИКУМ, УЧИЛИЩЕ, КОЛЛЕДЖ…

Появление на Камчатке среднего специального учебного заведения морского и рыбохозяйственного профиля связано с деятельностью АКО. На протяжении первых лет работы оно привозило требующихся ему специалистов с материка. В конце тридцатых годов это было признано нерациональным, и в области стали появляться различные курсы и профессионально-технические школы, готовившие преимущественно квалифицированных рабочих. Для обучения специалистов с квалификацией "техник", в которых нуждались рыбокомбинаты, промысловый и транспортный флоты, на Камчатке решили организовать морской рыбопромышленный техникум.
Постановление Совнаркома СССР о создании на далекой Камчатке среднего учебного заведения с полным четырехлетним сроком обучения и первым выпуском молодых специалистов, ожидавшимся только осенью 1946 г., было подписано 6 января 1942 г., в тяжелейший начальный период Великой Отечественной войны, в то время, когда враг был только что отброшен от стен Москвы. Этот факт требует особого осмысления: страна, стоявшая на грани жизни и смерти, продолжала не просто заботиться о сохранении существовавшей системы профессионального образования, но и о ее дальнейшем развитии.
Вопрос об открытии техникума, неоднократно поднимавшийся еще в 1930-х гг., окончательно "оформился" только в 1941 г. В конце этого года АКО получило типовой проект его здания. Решительный перелом в этом деле произошел в начале 1942 г. По словам одного из руководителей АКО, "теперь иное положение, теперь наоборот: сам наркомат торопит нас со скорейшей организацией техникума при АКО. В таком решительном переломе играет, видимо, роль постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б)…". Речь здесь идет о решении открыть в этом году в Петропавловске техникум с общежитием для студентов, принятом 6 января 1942 г.
В военных условиях Дальний Восток и Камчатка стали одними из основных рыбодобывающих районов СССР. Это привело к тому что в годы войны рыбная промышленность полуострова существенно изменила характер своей деятельности, утратив сезонность и приобретя активный морской характер. Такие перемены отразились на состоянии всего хозяйства АКО, включая систему подготовки кадров.
Дальнейшие события разворачивались следующим образом. 20 января 1942 г. на Камчатку пришло распоряжение Наркомрыбпрома "организовать в 1942 г. в Петропавловске рыбопромышленный техникум, построив помещение-общежитие". 4 марта 1942 г. увидело свет постановление Хабаровского крайисполкома, в котором АКО предлагалось завершить строительство первой очереди учебных помещений и общежития для студентов не позднее 1 августа 1942 г., а весь техникум сдать к 1 августа 1943 г. 22 апреля 1942 г. прошло совещание "по вопросу о состоянии строительства Морыбтехникума при АКО и о мерах, обеспечивающих открытие техникума с 1 сентября 1942 г.". Совещание определило количество отделений будущего учебного заведения, численность студентов, перечень требующихся кабинетов и лабораторий и план строительных работ. Первые занятия в техникуме начались 1 октября 1942 г.
Какое же число следует принять за дату его основания? На мой взгляд, ответом на это могут стать слова В. С. Горелика, специально командированного Наркомрыбпромом в Петропавловск для помощи в организации техникума: "Нормальные занятия по трем курсам по шестичасовому расписанию надлежит считать с 15 октября 1942 г., а по отделению техников-механиков по добыче рыбы и морзверя — с 1 ноября 1942 г. Занятия по трем курсам фактически начались раньше, но из-за отсутствия преподавателей и неукомплектованости курсов учащимися длительность учебного дня состояла из двух-четырех академических часов".
На первых порах, в 1942—1943 учебном году, техникум имел три отделения: технологическое (ТО), судоводительское (СВО) и судомеханическое (СМО). В 1943—1944 учебном году был сделан набор на бухгалтерское отделение, куда приняли семнадцать человек. Это отделение просуществовало недолго.
К 9 сентября 1942 г. от желающих учиться поступило восемьдесят два заявления, причем двоих абитуриентов вскоре призвали в Красную Армию. План набора на 1942—1943 учебный год составлял сто двадцать человек, фактически же зачислили сто четырнадцать. Большинство желавших учиться, ожидавшихся из рыбокомбинатов побережья, не смогли добраться до города из-за отсутствия транспорта. Так, на комбинате имени А. И. Микояна группа юношей больше месяца безуспешно ждала попутный пароход.
Из-за отсутствия пригодного помещения зачисление абитуриентов проводилось в управлении АКО (сейчас на этом месте находится здание Камчатрыбпрома). Первый набор признавался качественным, но приемные "испытания" оценивались как проведенные неудовлетворительно: "Руководством техникума была дана неправильная установка преподавателям "не проваливать"". Один из зачисленных не имел необходимого для обучения в техникуме семилетнего школьного образования.
Возглавил техникум кандидат биологических наук В. В. Абрамов, бывший научный сотрудник Камчатской опытной станции ВНИРО, его заместителем по учебной части стал Максимов (к сожалению, инициалов первого завуча техникума пока установить не удалось). Первыми штатными преподавателями являлись: Г. В. Успенский, А. И. Иванова, О. В. Кузьмина, М. Н. Писарев, В. К. Гвоздеров, легендарный велосипедист — "человек с железным оленем" — Г. Л. Травин. Внештатными сотрудниками стали отличные специалисты АКО В. А. Халевин, Д. П. Лесных, Х. И. Макарон, Н. А. Зимин, ученый — работник Камчатской станции ВНИРО кандидат биологических наук К. И. Панин и учительница Л. Я. Моргулева.

Первый директор техникума В. В. Абрамов
(1942—1944 гг.)

Строительство первой очереди капитального здания для учебного заведения на улице Микояновской, ныне Ленинградской (красивого дома с колоннами, ныне принадлежащего Камчатскому политехникуму), началось весной 1942 г. Шло оно крайне медленно из-за недостатка рабочих рук и стройматериалов. Срок сдачи, первоначально намеченный на 1943 г., многократно переносился: его первый павильон вступил в строй только в 1945 г.
10 ноября 1942 г. в техникуме состоялся первый педагогический совет, обсуждавший учебные планы и их выполнение. С докладом "Об уроке и методах преподавания" выступил В. С. Горелик. К. И. Панин предложил коллегам включиться во Всесоюзное социалистическое соревнование между учебными заведениями Наркомрыбпрома. Он же поделился с ними жалобами студентов об отсутствии бумаги для записей занятий, сказав, что на его лекциях "студенты никаких записей не ведут. Отсутствуют учебные пособия и литература. Курс ихтиологии без наглядных пособий проводиться не может, а между тем из-за отсутствия рыбы наглядный материал студентам не преподносится".
1 февраля 1943 г. техникум подводил итоги первой в своей истории экзаменационной сессии. Средняя успеваемость составила 3,4 балла, самых высоких результатов добилось ТО — 3,6 балла. Наиболее трудно давался студентам русский язык: из восьмидесяти трех человек двадцать семь имели неудовлетворительные оценки по этому предмету. Восемь студентов отличались очень слабой подготовкой, закончив полугодие более чем с двумя "двойками". Они подлежали отчислению, но получили возможность пересдачи, учитывая, "что неуспеваемость объясняется исключительно слабой общей подготовкой, отношение же их к учебе серьезное, они много работают над собой".
В течение первого года деятельности техникум, по словам его директора В. В. Абрамова, "влачил жалкое существование". В таком же состоянии он подошел к началу второго учебного года (1943—1944 гг.). Главной причиной этого было отсутствие у него своего учебного помещения, общежития и столовой. Техникум ютился в здании Камчатской научной станции ВНИРО на улице Партизанской, "стесняя ее и себя, и не имея кабинетов и лабораторий". Особенно болезненно на учебном процессе сказывалось отсутствие химической лаборатории, необходимой для подготовки технологов.
В учебном здании не имелось раздевалки, студенты сидели на занятиях в одежде или клали ее рядом с собой. В помещениях отсутствовал водопровод, бачки или ведра для воды. Длительное время не удавалось создать нормальные условия для проживания студентов. В 1942—1943 учебном году они размещались в пяти комнатах палаток коммунального хозяйства АКО и АКОстроя.
Тяжелые материальные и бытовые условия, в которых находились многие, особенно приезжие, студенты, стали причиной многочисленных пропусков занятий. Дело в том, что учебный корпус техникума (дом станции ВНИРО) находился на расстоянии около трех километров от общежития. Ребята же зачастую не имели теплой одежды и обуви. Получить их по карточкам они не могли из-за отсутствия товаров. Отдел снабжения АКО, к которому с просьбой о помощи обращался директор техникума, обуви тоже не имел. Поэтому в стужу и непогоду многим студентам приходилось отсиживаться по домам и в общежитии.
На 1943—1944 учебный год техникуму установили план приема в двести десять человек. Выполнен он не был, в том числе и из-за тяжелых условий обучения. К 25 октября 1943 г. в техникуме учились сто шестьдесят два человека: семьдесят четыре юноши и восемьдесят восемь девушек. В начале ноября 1943 г. тридцать пять учащихся обоих курсов призвали в Красную Армию. Для них был организован прощальный вечер. Часть студентов покинула учебу по разным причинам, и в середине ноября 1943 г. в техникуме числились уже сто семнадцать человек.
В конце 1944 г. директором стал работник управления АКО А. Я. Семавин. К началу 1945 г. бытовое положение студентов и преподавателей улучшилось: расширилось общежитие, студентам выделили пятьдесят пар сапог, которые выдали тем, "у которых обувь пришла в полную ветхость". Вскоре ожидалось получение ста пятидесяти пар ботинок. Хуже обстояло дело со снабжением обувью девушек, но вскоре и им выдали туфли, платья и халаты "из американских подарков". Эти вещи простые американцы передавали для советских людей на посещавшие порты США пароходы АКОфлота, доставлявшие их в Петропавловск.
В феврале 1945 г. техникум покинул здание ВНИРО и переместился в первый павильон нового учебного корпуса, введенного в строй с массой недоделок. Но зато здесь имелись девять аудиторий, спортивный зал, химическая лаборатория, библиотека с фондом в пять тысяч томов без читального зала, кабинет директора, учительская, канцелярия и бухгалтерия, гардеробная и подсобное помещение. В учебной мастерской временно расположилась столовая.

Закладка капитального здания техникума на ул. Микояновской
(ныне Ленинградской)

В 1946 г. техникум получил новое название: "Петропавловск-Камчатский морской рыбопромышленный техникум Министерства рыбной промышленности Восточных районов СССР". 12 ноября 1946 г. Министерство высшего образования СССР утвердило его устав. Осенью 1946 г. состоялся долгожданный первый выпуск молодых специалистов. Еще 26 августа к Государственным экзаменам были допущены трое учащихся четвертого курса СВО: И. В. Вишняков, В. Н. Колесников и Б. С. Петухов. Экзамены по навигации, лоции, мореходной астрономии, девиации, морской практике и эксплуатации флота шли с 10 по 31 октября 1946 г. Государственную экзаменационную комиссию возглавил начальник инспекции рыболовного флота Камчатского бассейна Министерства рыбной промышленности Восточных районов СССР И. В. Апенкин. Экзамены завершились следующими средними оценками: Вишняков — "отлично", Колесников — "хорошо", Петухов — "хорошо", причем И. В. Вишняков, "как выполнивший учебный план и плавпрактику с оценкой "отлично" по 79,3 % отметок и сдавший Государственные экзамены по всем дисциплинам, вынесенным на эти экзамены, с оценкой "отлично", имеет право получить диплом с отличием…".
Набор на 1947—1948 учебный год должен был составить шестьдесят человек, фактически же поступили шестьдесят пять, то есть впервые за весь период своего существования техникум выполнил план приема. В этом году действовали три отделения: СМО, СВО и ТО. Подготовку бухгалтеров свернули. В следующем году намечали открыть отделение судостроения и судоремонта, но эти планы не сбылись из-за отсутствия материальной базы и специалистов.
15 января 1948 г. был сдан в эксплуатацию второй павильон учебного корпуса, в результате чего техникум получил еще шесть аудиторий и читальный зал. Это позволило с 9 февраля 1948 г. организовать учебу в одну смену. В 1948 г. началось оборудование кабинета электронавигационных приборов, в котором установили гирокомпас, эхолот, радиопеленгатор и пятидюймовый компас с поворотной площадкой. Электрорадиотехнический кабинет оснастили двумя радиоприемными и передающими станциями, шестью лабораторными столами, несколькими приемниками. Кабинет промышленного рыболовства располагал моделями всех орудий лова, действующим макетом рыбонасоса, моделями рыборазделочной и рыбопосольной машин, оборудованием для изготовления консервных банок. Это оснащение предоставил Главкамчатрыбпром. Началось создание судомеханического кабинета, для него изготовили чертежи различных механизмов, подобрали необходимые детали. В 1948—1949 учебном году техникум оказался впервые хорошо обеспечен письменными принадлежностями.
26 мая 1948 г. новый директор техникума И. В. Николин в газете "Камчатская правда" сообщал, что из учебного заведения за время его работы выпущено пятьдесят два специалиста. "Все они работают на руководящих работах. Так, товарищ Аржаев — групповой механик управления флота Главкамчатрыбпрома, товарищ Кобличенко — старший механик парохода "Анатолий Серов", товарищи Кузнецов, Лохман, Маховиков и другие — вторые и третьи помощники капитанов". В ноябре 1948 г. техникум готовился выпустить еще семнадцать штурманов, двенадцать технологов и четырнадцать механиков.
В 1948 г. учебное заведение стало официально именоваться "Петропавловск-Камчатский морской рыбопромышленный техникум Министерства рыбной промышленности СССР". К сентябрю 1951 г. численность его студентов выросла до двухсот восемнадцати человек. Развитие техникума, опыт, полученный в ходе обучения студентов, расширяющиеся потребности в квалифицированных кадрах, необходимость их более качественной подготовки ставили на повестку дня вопрос об изменении статуса учебного заведения. По мнению И. В. Николина, высказанному еще в 1948 г., "вполне назрел вопрос реорганизации техникума в мореходное училище закрытого типа по примеру реорганизации Мурманского моррыбтехникума, что позволит производить необходимую подготовку кадров специалистов для рыбной промышленности СССР, а также подготовку и выпуск офицеров запаса Военно-Морского флота".
В марте 1949 г. Петропавловск посетил министр рыбной промышленности СССР А. А. Ишков. Здесь он принял принципиальное решение о преобразовании техникума в закрытое мореходное училище. Для его практической реализации требовалось построить общежитие на триста человек. Учебное заведение также нуждалось в собственном учебном судне. Последний вопрос решился в июле 1951 г.: техникум получил от Камчатрыбфлота баркентину "Штурман".
1 февраля 1952 г. техникум был преобразован в Петропавловск-Камчатское мореходное училище (ПКМУ). В этот день начальник ПКМУ И. В. Николин издал свой первый приказ: "С сего числа, вступая в исполнение обязанностей начальника Петропавловск-Камчатского мореходного училища, приказываю: 1. Всему курсантскому составу училища явиться для размещения в общежитии училища 1-го февраля 1952 года. 2. Создать из курсантского состава две роты в составе: а) 1-я рота — курсанты всех курсов судоводительского отделения, б) 2-я рота — курсанты всех курсов судомеханического отделения. 3. Назначить старшинами 1-й роты курсанта Каткова, 2-й роты — курсанта Супруненко. 4. В составе рот создать по два взвода… 7. Старшинам рот и помощникам командиров взводов разбить взводы на отделения с расчетом личного состава в каждом отделении не менее двенадцати человек курсантов…"
Теперь кроме гражданских преподавателей в училище должны были служить пять офицеров — два преподавателя военно-морских дисциплин, два командира рот и заместитель начальника училища по военно-морской подготовке. Но только весной приказом командования ВМФ в училище назначили трех офицеров: двух преподавателей и ротного командира. Полностью укомплектовать учебное заведение военнослужащими удалось лишь спустя несколько лет.
Военно-морская подготовка (ВМП) в ПКМУ началась в октябре 1952 г. Для этого был организован военно-морской цикл (ВМЦ). В 1952—1953 учебном году первый курс занимался ВМП по типовым учебным планам, а второй и третий — по переходным, разработанным в училище. Военно-морские дисциплины по переходным планам изучались с большой нагрузкой, так их преподавание началось с опозданием. Читали их старшие лейтенанты Я. П. Шубин, Войшко, Г. П. Наседкин и капитан Я. Г. Мингулов. Эти офицеры закончили высшие военные училища и соответствовали занимаемым должностям, однако все они были назначены в ПКМУ против их желания. Это, по мнению исполняющего обязанности заместителя начальника училища старшего лейтенанта Г. П. Наседкина, отражалось на качестве подготовки, но, тем не менее, она оставалась вполне удовлетворительной.
Организации ВМП сопутствовал ряд проблем. На 1 июня 1953 г. оставались вакантными должности заместителя начальника училища по ВМП, начальников ВМЦ и организационно-строевого отдела, двух командиров рот. Училище не располагало ни одним гребным судном, которые ему должна была предоставить Камчатская военная флотилия. ВМЦ имел всего 60 % требующейся специальной литературы. Тем не менее, успеваемость по военно-морским дисциплинам была высокой и достигала 96,7 %.
Первые воспитанники ПКМУ составили две роты, которыми командовали капитан Мингулов и старший лейтенант Шубин. После реорганизации техникума в училище студентов стали именовать курсантами. Их основную массу разместили в учебном корпусе, а оставшихся и курсантов четвертого курса поселили в двух общежитиях. Первое общежитие — барак каркасно-засыпного типа, принятый в эксплуатацию 4 ноября 1952 г., — оказалось "крайне некачественно выстроенным". Оно было рассчитан на девяносто человек, но за счет установки двухъярусных кроватей здесь разместили сто шестьдесят пять курсантов. Второе — также каркасно-засыпного типа, арендованное у мореходной школы — вмещало сто три человека. Оба общежития отличались плохими условиями проживания. Поблизости отсутствовала водопроводная колонка, подвезти воду зимой на машине было трудно, поэтому курсанты иногда не могли умываться и делать влажную уборку. Помимо общежитий, около сорока ребят жили в помещении мастерских в слесарном цехе.
В 1953 г. училище, кроме общежитий, имело три здания: учебный корпус площадью 3 130 квадратных метров, окончательно сданный в эксплуатацию в 1949 г., и два деревянных жилых здания для преподавателей и учебно-вспомогательного персонала на улицах Ключевской, 48 и Микояновской, 71, построенные соответственно в 1943 и 1940 гг. Здесь проживали пятьдесят три семьи, преимущественно сотрудников училища.
До реорганизации техникума в училище столовая на две сотни мест, размещавшаяся полуподвальном этаже учебного корпуса и кормившая людей в две очереди, принадлежала Горрыбкоопу. Ее работа нередко признавалась неудовлетворительной, цены на блюда, достигавшие двадцать рублей в день, высокими, причем студенты были недовольны качеством пищи. После реорганизации столовая перешла в распоряжение училища вместе с оборудованием, нерадивые работники были заменены. В результате "стало лучше, курсанты отмечают факт улучшения". Стоимость дневного рациона снизилась до восьми с половиной рублей.
В 1954 г. в ПКМУ завершилась подготовка технологов и технологическое отделение закрылось. В августе 1959 г. вновь заработал Петропавловск-Камчатский морской рыбопромышленный техникум с отделениями промышленного рыболовства, технологическим и бухгалтерским (ныне Камчатский политехнический техникум). Таким образом, в стенах ПКМУ сосредоточилась подготовка исключительно плавсостава.
До 1960 г. училище выпускало только судоводителей и судомехаников. В 1960 г. оно начало обучение радиоспециалистов. В этом году здесь учились шестьсот семьдесят шесть человек. Принимали в него после семилетней (неполной) или десятилетней (полной) средней школы, при этом срок обучения составлял, соответственно, четыре с половиной и три с половиной года. В 1960—1961 учебном году открылось заочное отделение, на которое зачислили свыше ста двадцати судомехаников и судоводителей. В училище работали двадцать восемь штатных преподавателей. Для проведения практики оно имело уже два судна: баркентины "Штурман" и "Горизонт".
В это время ПКМУ располагало лучшим в городе спортивным залом. Оно являлось и своеобразным "культурным центром" Петропавловска: здесь действовала отличная самодеятельность, проходили различные праздники. "У нас в училище были лучшие в городе танцевальные вечера. Это было видно по тем признакам, что проходили они на высоком культурном уровне, не было выпивших, исключались грубости. Дежурили на танцах и следили за порядком сами курсанты. Музыкальное сопровождение было разным: и баян, и радиола, и духовой оркестр. Девушек приходило столько, что порой невозможно было запустить в зал всех, они стояли у парадного входа…".
В 1961 г. набор учащихся по сравнению с серединой 1950-х гг. удвоился: теперь он составлял двести сорок человек. К этому году учебное заведение дало путевку в жизнь тремстам пятидесяти трем судомеханикам, двумстам семидесяти четырем судоводителям и двадцати технологам. Многие его воспитанники стали прекрасными специалистами. Так, экипаж среднего рыболовного траулера "Юрий Гагарин", возглавляемый Н. В. Сотниковым, первым в Тралфлоте завоевал звание "Коллектива коммунистического труда". В 1960 г. моряки этого судна выловили более восемнадцати тысяч центнеров рыбы. Сотников первым из камчатцев стал капитаном БМРТ, возглавив "Браслав", а на БМРТ "Математик" он добился выдающихся результатов по добыче и обработке рыбы. Два выпускника училища — А. Мердов и Г. Мещеряков — стали Героями Социалистического Труда.
В 1963 г. училище получило новый четырехэтажный учебный корпус (ныне УК № 2 КамчатГТУ). Первое здание Моррыбтехникума, построенное в 1949 г., перешло Петропавловск-Камчатскому морскому рыбопро-мышленному техникуму. В январе 1964 г. училищу для проведения практики передали старый пассажирский пароход "Гоголь". На нем оборудовали три учебных класса, лабораторию, производственные мастерские, учебную штурманскую рубку и кубрики для двухсот пятидесяти практикантов. К сожалению, спустя несколько лет этот пароход сгорел.
4 января 1964 г. состоялся первый выпуск радиотехников. Итоги их обучения в своем приказе подвел начальник училища В. В. Пыжьянов: "Сегодня Петропавловск-Камчатское мореходное училище производит первый выпуск радиотехников для флота рыбной промышленности. Двадцать пять курсантов радиотехнического отделения закончили курс обучения в училище и успешно сдали Государственные экзамены.
Группа выпускников проделала большую работу за время пребывания в училище по оборудованию кабинетов радиотехнического цикла. На протяжении всего периода обучения выпускники-радисты были среди лучших групп по успеваемости.
Командование училища поздравляет курсантов-выпускников с успешным окончанием училища, выражает уверенность в том, что они будут настоящими советскими тружениками, отличными моряками и желает первому выпуску радиотехнического отделения счастливого плавания!
Приказываю: 1. За хорошую учебу, дисциплину и активное участие в общественной жизни училища наградить Почетными грамотами и ценными подарками курсантов-выпусников: 1. Скулобердина Бориса Валентиновича, 2. Рогожникова Геннадия Федоровича, 3. Мошонкина Владимира Ананьевича, 4. Садченко Александра Николаевича. 2. За дисциплинированность и активное участие в общественной жизни училища наградить Почетной грамотой: 1. Богатырева Юрия Романовича, 2. Бзенько Владимира Семеновича, 3. Тимашева Валентина Александровича, 4. Ткаченко Анатолия Тимофеевича. 3. За хорошую учебу наградить Почетной грамотой курсанта-выпускника Матросова Вячеслава Константиновича.
4. За добросовестный труд, связанный с подготовкой специалистов-связистов для флота объявить благодарность: 1. Наталушко Геннадию Александровичу — преподавателю манипулирования и эксплуатации радиосвязи, 2. Лось Виталию Васильевичу — преподавателю спецдисциплин, 3. Кулагину Петру Григорьевичу — преподавателю радионавигационных приборов".
1 октября 1965 г. списочный состав курсантов ПКМУ насчитывал девятьсот сорок семь человек, в нем работали тридцать четыре преподавателя. В 1966 г. училище получило третий учебный корпус (ныне УК-3 КамчатГТУ) со столовой на восемьсот сорок мест.
В 1967 г. в училище обучались уже тысяча триста сорок девять курсантов. 18 апреля 1967 г. ПКМУ отметило свое двадцатипятилетие. За этот период оно выпустило более двух тысяч молодых специалистов. Его воспитанники составляли основу командных кадров камчатского рыбопромыслового флота. Так, в Тралфлоте из тысячи ста шестидесяти одного специалиста со средним специальным образованием семьсот двадцать два, то есть шестьдесят два процента, прошли обучение в ПКМУ.
Выпускники училища 1950—1960-х гг. с большой теплотой вспоминали своих воспитателей и педагогов. "Многие из нас, наверное, не завершили бы учебу, не будь директором училища офицер в отставке, инвалид войны Иннокентий Васильевич Николин, наш отец и наставник. Михаил Васильевич Стрыгин — вряд ли какие слова могут лучше охарактеризовать его, чем сама его жизнь, полностью и безраздельно отданная нашему училищу, кузнице морских кадров Камчатки. Видимо, не ошибусь, если скажу, что каждый третий плавающий штурман и радист прошел через школу Михаила Васильевича Стрыгина. Тридцать три года бессменного стажа в одной и той же должности заместителя начальника мореходного училища. Эти годы надо помножить на чуткость, внимание, душевное благородство Михаила Васильевича".
А вот еще одно свидетельство: "Классным руководителем у нас была Валентина Ивановна Певцаева. Мы попросту называли ее "мамой". И не только мы ее так звали. Мне кажется, если спросить у курсантов того времени, кого так зовут, будет один ответ: "В. И. Певцаеву"… Она не жалела своего времени, приходила на самоподготовку, помогала нам, "тугодумам"… Об этом человеке можно говорить столько хорошего, сколько существует наше училище. Обращались к ней со всеми вопросами, не только касающимися учебы, но и личного характера, с семейными бедами, и во всем находили ее материнскую заботу и то внимание, от которого на душе становилось теплей, и находились силы, чтобы не бросить училище, а учиться дальше".
С благодарностью отзывались бывшие курсанты о Д. Н. Мартемьяновой, Н. Д. Шатовой, П. Ф. Козине, В. С. Епанчинцеве, А. А. Ушакевиче, П. Т. Глущенко, супругах Бондаренко, военных преподавателях С. М. Хасине, А. А. Белоброве, Я. А. Серко, В. М. Киселеве и многих других скромных тружениках…
Петропавловск-Камчатское мореходное училище, являвшееся основной кузницей рыбацких кадров на полуострове, самостоятельно существовало до конца 1990 г. 26 июня 1990 г. вышел приказ Министерства рыбного хозяйства СССР о передаче его с 1 января 1991 г. в состав Петропавловск-Камчатского высшего инженерного морского училища. В последний год своего существования ПКМУ выпустило двести двадцать семь молодых специалистов. В этом году в нем впервые открылась специальность "Эксплуатация судовых холодильных установок". Всего с 1946 по 1990 гг. учебное заведение дало путевку в жизнь более чем десяти тысячам специалистов.
1 января 1991 г. ПКМУ вошло в учебный комплекс "Петропавловск-Камчатское высшее морское училище (ПКВМУ)". Теперь его курсантов стали называть "обучающиеся по программе подготовки техников". Выпускники школ с неполным средним образованием на первый курс ПКВМУ в 1991 г. не зачислялись. В декабре 1991 г. выпуск "техников" составил двести пятьдесят три человека. В следующем 1992 г. дипломы получили еще двести шестьдесят три выпускника.
В последующие годы численность техников продолжала сокращаться. Так, 6 сентября 1993 г. в ПКВМУ обучались всего сто сорок один человек. 19 января 1994 г. был расформирован военно-морской цикл ПКМУ. Его имущество перешло военно-морской кафедре ПКВМУ. В июле 1994 г. состоялся последний выпуск бывшего ПКМУ, составивший семьдесят три молодых специалиста.
Время показало, что отказ от обучения "техников" по морским специальностям был ошибкой. Поэтому в 1995 г. их обучение возобновилось. Для этого семьдесят девять абитуриентов с неполным средним образованием "для получения общего среднего образования" закрепили за городскими средними школами. Здесь они должны были изучить общеобразовательные предметы в объеме средней школы, а затем — уже в стенах ПКВМУ — продолжить образование по общетехническим и специальным дисциплинам.
1 июня 1996 г. "с целью обеспечения подготовки со средним профессиональным образованием, организации учебного процесса на подготовительных курсах, в лицеях и классах довузовской подготовки и проведения профориентационной работы" был организован факультет довузовской подготовки (ФДП). Его деканом стала С. Г. Дмитриева. На ФДП зачислялись будущие судомеханики, судоводители, механики холодильных установок и электромеханики.
10 сентября 1997 г. ФДП получил два десятка помещений и начал готовиться к переезду на новое место — на пятый этаж учебного корпуса № 6. 16 июня 1999 г. "в связи с открытием новых специальностей, расширением сферы деятельности факультета довузовской подготовки, ростом контингента" ФДП реорганизовывался выделением из его состава факультета среднего профессионального образования (ФСПО). В июле 2000 г. первые выпускники ФСПО — сорок два судоводителя — получили долгожданные дипломы. Общее число первых выпускников ФСПО — наследника ПКМУ — составило восемьдесят восемь человек.
16 июля 2001 г. ученый совет Камчатского государственного технического университета, в состав которого входил ФСПО, принял принципиальное решение о его реорганизации с 1 января 2002 г. в колледж университета.
4 января 2002 г. в структуре ФСПО были созданы два отделения: судомеханическое и судоводительское, а 6 марта 2002 г. факультет был преобразован в колледж КамчатГТУ. Его первым директором стал В. В. Емельянов. Вскоре колледж переехал в отдельное здание — учебный корпус № 5. Жизнь средней "мореходки" ныне продолжается в новом качестве…
В разное время техникумом, мореходным училищем и их "наследниками": факультетом среднего профессионального образования и колледжем КамчатГТУ руководили:
— В. В. Абрамов (сентябрь 1942 г. — 20 апреля 1944 г.);
— А. Я. Семавин (20 апреля 1944 г. — 24 января 1947 г.);
— И. В. Николин (24 января 1947 г. — 26 мая 1954 г.);
— А. М. Копытин (29 июля 1954 г. — 24 апреля 1959 г.);
— Ю. Н. Серебренников (24 апреля 1959 г. — апрель 1963 г.);
— В. В. Пыжьянов (21 апреля 1963 г. — июнь 1965 г.);
— Ю. И. Камчатка (7 июля 1965 г. — 24 июля 1980 г.);
— Г. М. Жданов (24 июля 1980 г. — 21 декабря 1983 г.);
— А. Н. Половой (6 января 1984 г. — 2 апреля 1990 г.);
— Н. А. Столбов (5 апреля 1990 г. — 1 января 1991 г.);
— С. Г. Дмитриева (май 1997 г. — 30 мая 2002 г.);
— В. В. Емельянов (с 30 мая 2002 г. по июль 2005 г.).

Назад