Назад

ЗАБЫТАЯ ШКОЛА

11 июля 1951 г. руководству Петропавловской мореходной рыбопромысловой школы в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1949 г. "О введении персональных званий и знаков различия для начальствующего состава флота рыбной промышленности" и приказа Министерства рыбной промышленности СССР № 660 от 5 сентября 1949 г. были присвоены звания "Главный старшина технической службы флота рыбной промышленности".
В июле 1951 г. ГКРП издал приказ "Об укреплении материально-технической базы и мерах по улучшению работы рыбопромысловой мореходной школы и учебно-курсового комбината". В соответствии с ним стройконтора треста должна была начать строительство пристройки к существовавшему зданию школы, где предполагалось разместить два учебных кабинета и мастерские. Ее предполагалось закончить к 15 октября 1951 г. Для оборудования мастерских школе выделили станки и инструменты, а также бывший в употреблении двигатель. 28 августа 1951 г. С. Д. Буланый составил смету мастерской на сумму двести восемнадцать тысяч рублей.
Летом 1951 г. прошел первый набор в изменившую статус школу. 16 августа начальник ГКРП главный директор административной службы флота рыбной промышленности 3-го ранга В. Котельников утвердил комиссию "по проведению приемных испытаний для учащихся, поступающих в Петропавловскую мореходную школу ГКРП". Ее председателем стал начальник школы С. Д. Буланый, секретарем — завуч Е. Е. Удовицкий.
До 1 сентября 1951 г. комиссия приняла на месте сорок семь желающих учиться, а 22 сентября с материка прибыли еще столько же юношей. Возраст зачисленных распределился следующим образом: пятнадцать лет — трое, шестнадцать — семнадцать и старше — семьдесят четыре абитуриента. Детей работников рыбной промышленности среди них насчитывалось тридцать два человека. После зачисления ребят обмундировали во флотскую форму. Матросские рубахи были настолько тонкими, что просвечивали, а вот бушлаты оказались "с начесом", их можно было стричь, словно овец.
В соответствии с учебным планом, всех вновь поступивших направили на месячную "ознакомительную" практику на учебный парусник — баркентину "Штурман" и на пароход "Эскимос". По воспоминаниям Л. В. Копанева, входившего в группу практикантов на "Штурмане", это было суровое испытание для мальчишек, до этого не знакомых с морем. Баркентина отправилась из Петропавловска в залив Корфа, по пути ее порядком потрепало штормом. Несколько ребят после этого плавания покинули школу, поняв, что море — это не их стихия.
Упомянутая "ознакомительная" практика стала первой за продолжительное время, на которую курсанты отправились более или менее организовано во главе с руководителем — воспитателем школы. Главная сложность в организации практик заключалась в том, что школа не располагала специально выделенными для этого судами. Приказ Министерства рыбной промышленности СССР, вышедший 15 августа 1951 г., обязывавший ГКРП закрепить за ней учебное судно, не был выполнен. Руководство школы отмечало, что практика на случайно подвернувшихся судах имела и такую негативную сторону: "На этих судах часто бывают случаи пьянок курсантов вместе с командами судов, а это отрицательно сказывается на дисциплине учащихся после прихода с практики в школу…"
Поддерживать дисциплину было сложно. "Это можно объяснить тем, что есть среди курсантов такие, которые мало поддаются (и даже совсем не поддаются) перевоспитанию. Следует также обратить внимание и на то, что возрастной состав направляемых с материка слишком разношерстный (от пятнадцати до двадцати лет), а это обстоятельство только отрицательно сказывается на дисциплине курсантов. Кроме того, одной из существенных причин, мешающих наведению должного порядка и дисциплины в школе, является слишком убогая обстановка, в которой живут курсанты, бедная материальная база школы: отсутствуют кабинеты, лаборатории, отсутствуют помещения, жизненно необходимые курсанту — спортзал, сушилка и прочие; отсутствует до сих пор необходимое обмундирование: бушлаты, шинели, валенки. Теснота в кубрике, теснота в учебном корпусе".
Осенью 1951 г. состоялся очередной выпуск слушателей, поступавших еще в школу юнг. 22 ноября 1951 г. исполняющий обязанности начальника ГКРП Ш. Надибаидзе подписал приказ "О распределении молодых специалистов, окончивших Петропавловскую мореходную школу". В соответствии с ним тридцать шесть курсантов, приобретя специальность "штурман малого плавания", направлялись в Тралфлот в качестве матросов первого класса "впредь до получения дипломов". Еще одиннадцать выпускников назначались в Камчатрыбфлот.
Планировавшееся строительство пристройки к зданию школы не состоялось, несмотря на готовность документации для этого. Рассчитывая на то, что она будет построена, школа законсервировала имевшиеся в мастерской станки, тем более что ее к этому вынуждали обстоятельства (было крайне необходимо отвести место для кастелянной и плотницкой мастерской). В результате к началу 1952 г. школа не имела ни долгожданных кабинетов, ни мастерской. К тому же новые станки и обещанный двигатель так и не поступили.
Приведем несколько эпизодов из жизни школы в 1952 г. Начался он, конечно же, с новогоднего вечера. "Зал Петропавловской рыбопромысловой мореходной школы украшен флажками и гирляндами хвои. Оживленно и весело было здесь в зимнюю ночь накануне Нового года. У празднично наряженной елки собрались ученики — будущие штурманы и механики рыбопромыслового флота Камчатки. К ним в гости пришли выпускники этой школы, молодые моряки. Они рассказали о своей работе. Потом выступали участники художественной самодеятельности. Учащиеся Щеглов и Агапов читали стихи, хор под руководством Копанева исполнил несколько песен, а Руденко и Оленичков умело играли на баяне плясовую".
На смену праздникам пришли учебные будни. А их естественным итогом стала летняя экзаменационная сессия. Вот как она проходила по описанию заместителя начальника школы по политчасти Л. Дутова: "Стройными рядами они выстроились перед зданием мореходной школы, крепкие юноши в темно-синих форменных фланелях. Отсюда, с подножья сопки Мишенной, отчетливо видна спокойная поверхность Авачинской бухты, контуры пароходов, верхушки корабельных мачт. В это июньское солнечное утро морская гладь сияет заманчивыми бликами, и кажется, что перед юношами открывается их желанное будущее, когда, овладев в совершенстве профессиями, они поднимутся на капитанские мостики, спустятся в машинные отсеки, поведут рыбопромысловые суда в океанские просторы. Пока пройдена одна треть пути. Сегодня начинаются экзамены за первый курс мореходной школы. Начальник школы Семен Данилович Буланый поздравляет курсантов с окончанием учебного года, желает им успешно пройти серьезные предстоящие испытания.
Вот первая группа штурманов малого плавания первого курса. Здесь сдают экзамены по морской практике. Для будущих штурманов это — один из главных предметов, азбука мореходной специальности. Первым выходит к экзаменационному столу Николай Максимов. Он берет билет и четким голосом называет вопрос:
— Мытье палубы, окрашенных и неокрашенных деревянных и металлических частей судна.
Николай отвечает хорошо. Моряк обязан знать все, что касается места его работы, — не только устройство судна, его вождение, но и каждую, внешне незаметную, мелочь. Юноша подробно рассказывает о значении образцовой чистоты на судне, о поддержании безукоризненного порядка на палубах, в рубках и корабельных отсеках.
— На судне, — говорит он, — каждая вещь должна иметь свое постоянное и строго определенное место. В зависимости от качества мытья палубы, ее металлических и деревянных частей определяется степень дисциплинированности и организованности моряков.
Николай Максимов получает пятерку. Он, правда, не отличник, есть у него четверки по некоторым предметам, но в таком сложном деле, как морская практика, ориентируется безошибочно и уверенно.
Один за другим подходят курсанты к экзаменационному столу. Отвечает отличник секретарь комсомольской организации Иван Галаев. Он рассказывает о способах перевозки угля, потом об инструментах и материалах, применяемых для борьбы с коррозией судна, и, наконец, на третий вопрос билета — о разбивке якорных цепей марками. Все, о чем говорит Иван Галаев, не вызывает сомнений у преподавателей, сидящих за экзаменационным столом. Юноша прекрасно знает материал, словно присутствует не в классе, не на экзамене, а на палубе судна, наблюдает за работой лебедок и грузовых стрел, тщательно следит за правильностью наполнения угольных трюмов, сам маркирует якорные цепи или же применяет материалы, необходимые для устранения коррозии.
Всего лишь год назад школьник — москвич Иван Галаев имел смутные представления о море, о морской профессии, хотя с детства зачитывался книгами о дальних путешествиях, романами Жюля Верна и рассказами Станюковича, книгами о знаменитых русских мореходах — Чирикове, братьях Лаптевых, Ф. Ф. Беллинсгаузене и М. П. Лазареве, Ф. Литке и Г. Седове. Иван твердо решил посвятить себя морскому делу. И вот необозримые водные пространства стали реальностью, а профессия штурмана, полюбившаяся ему с детства, успешно постигается. Еще два года, и Иван Галаев выйдет в рейс штурманом малого плавания.
Нет и не может быть среди курсантов мореходной школы таких, кто всей душой не любил бы эту трудную и почетную профессию.
Прекрасно ответили на экзамене отличник Юрий Бочаров, курсанты Петр Федоров и Николай Явтушенко. Из двадцати семи человек, сдававших морскую практику, шестнадцать получили отличные оценки.
…В параллельной группе штурманского отделения шел экзамен по промысловой ихтиологии. Будущим работникам промыслового флота необходимо знать науку, изучающую рыбные богатства морских и других водоемов, их хозяйственную ценность. Курсанты показали большую, твердую осведомленность в вопросах промысловой ихтиологии. Очень хорошо, продуманно, как и всегда, отвечал отличник Александр Нахимов. Пятерки были поставлены отличнику Юрию Евсюкову, комсоргу группы Анатолию Мердову и девяти другим курсантам. Здесь из двадцати двух ответов семнадцать были оценены пятерками и четверками.
…На судомеханическом отделении мореходной школы успешно прошел экзамен по физике. Среди получивших пятерки — имена отличников Евгения Горбинова, Валерия Микаева и Евгения Гущина.
В конце июня, после окончания экзаменов, курсанты-судоводители мореходной школы выйдут в плавание. Под руководством опытных моряков рыбопромыслового флота они на практике проверят и пополнят свои теоретические знания.
Курсанты судомеханического отделения будут проходить практику по токарному и слесарному делу в мастерских мореходного училища и по кузнечному и деревообделочному делу — в цехах Петропавловской судоверфи.
Скоро начнется новый прием на первый курс мореходной школы. Несомненно, что найдется немало желающих приобрести интересную морскую специальность, посвятить свою жизнь рыбопромысловому флоту. Все возрастающую любовь к этой профессии подтверждают итоги минувшего учебного года. В нашей мореходной школе учатся не только жители Камчатки.
С далекой Украины прибыл курсант-судоводитель Николай Явтушенко, Иван Галаев, как уже известно, прибыл из Москвы, прежде в Симферополе жил нынешний курсант судоводительского отделения Виктор Сазанов, решил приобрести специальность судового механика уроженец Удмуртской АССР Геннадий Васильев.
Тот, кто любит море и не боится трудностей, кто горячо желает стать моряком и для кого овладение морской специальностью — цель жизни, тот найдет в нашей школе все условия для осуществления своей заветной мечты".

Курсанты Петропавловской мореходной рыбопромысловой
школы на практике, 1951 г.

16 мая 1952 г. начальником школы по совместительству стал начальник мореходного училища И. В. Николин.
В этом году в школе ожидалось начало военно-морской подготовки. Для этого здесь должны были начать служить морские офицеры. Пока же, до их прибытия, в мае 1952 г. "в целях соблюдения надлежащей учебной, трудовой и войсковой дисциплины среди курсантского состава" из личного состава школы формировались две роты: первая — из курсантов-судоводителей всех курсов, вторая — из механиков. Командиром первой роты временно назначался преподаватель Спирин, второй — Мамаев. Каждая рота отныне должна была включать три взвода, "исходя из принципа, что взвод представляет из себя учебную группу". Взводы имели по два отделения численностью до пятнадцати человек. Старшинами рот стали курсанты Копанев и Агапов.
К 20 сентября 1952 г. в штате учебного заведения состояли преподаватели общеобразовательных дисциплин П. Т. Глущенко, М. Г. Дмитриев, М. П. Громова, Н. Н. Житенева, В. Д. Ивахина. В качестве нештатных сотрудников в первую очередь привлекались педагоги-специалисты мореходного училища И. С. Сальников, А. Н. Борисов, Б. Е. Черепанов, В. Ф. Спирин, И. П. Бочков.
В первом семестре 1952—1953 учебного года по указанию Министерства рыбной промышленности СССР прием курсантов на первый курс производился за счет абитуриентов ПКМУ. Самостоятельных приемных экзаменов школа не устраивала. Те абитуриенты мореходки, которые не прошли в училище по конкурсу, поступали в школу. В результате "зачислялись троечники, весь курс укомплектован посредственностями и слабыми". Мера эта была вынужденная: по словам И. В. Николина, "в школу надо набрать девяносто человек, подано около двадцати заявлений, придется пополнять не сдавшими экзамены в мореходное училище".
Проблема, по которой школу не удавалось полностью укомплектовать, по его словам, заключалась в следующем: "Молодежь предпочитает подавать заявления о поступлении в мореходные училища или техникумы, где имеется возможность получить как специальное образование, так и законченное среднее. Окончание мореходных училищ и техникумов открывает перед ними возможность в будущем поступить в высшее учебное заведение. Окончание же мореходных школ не дает права поступления в высшее учебное заведение, так как они не могут в мореходной школе получить законченного среднего образования. При проведении в семилетних и средних школа города Петропавловска, в ближних районах бесед о новом наборе курсантов в мореходную школу, учащиеся неоднократно задавали вопросы одного и того же содержания: "Дает ли мореходная школа законченное среднее образование и можно ли после окончания мореходной школы поступить в высшее учебное заведение?". Это обстоятельство является основной причиной того, что молодежь предпочитает поступить в мореходное училище и в техникумы, чтобы после окончания их иметь право поступления в высшие учебные заведения".
Всего к 1 января 1953 г. в школе насчитывалось сто пятьдесят пять курсантов: на первом курсе восемьдесят три, на втором — семьдесят два. В этом учебном году школа вновь помещалась в здании мореходки, занимая здесь девять из шестнадцати помещений первого этажа. Практику и часть лабораторных занятий также проводили в кабинетах и мастерских училища.
Для того, чтобы сделать учебу в мореходной школе более привлекательной, по мнению Николина, следовало удлинить срок пребывания в ней до получения среднего образования и установить стипендию в размере пятидесяти рублей. Правда, в этом случае "между мореходными школами и мореходными училищами не будет разницы в деле обеспечения курсантам законченного среднего образования. Разница будет только в специальности". По окончании школы выпускники получали квалификации штурмана малого плавания и механика третьего разряда, после училища — штурмана дальнего плавания и механика второго разряда. "Без проведения таких или аналогичных мероприятий мореходная школа будет встречаться с огромными трудностями в деле набора курсантского состава".
Необходимость объединения двух учебных заведений одного профиля была очевидна. "В настоящее время работы мореходной школы и мореходного училища тесно переплелись. Мореходное училище испытывает трудности из-за низких ставок в укомплектовании себя административно-руководящими кадрами… мореходная школа испытывает трудности с преподавательскими кадрами… В настоящее время назрела неотложная задача объединить учебную часть мореходного училища и мореходной школы с тем, чтобы обеспечить единое руководство учебным процессом. Целесообразно использовать преподавательские кадры обоих учебных заведений".
Вскоре последовали и конкретные действия в этом направлении: 26 мая 1952 г. мореходную школу перевели в помещение училища "на время переоборудования под жилой блок", а 2 августа 1952 г. в соответствии с распоряжением Министерства рыбной промышленности СССР об объединении материально-технической базы, связанной с учебным процессом, библиотека школы влилась в книжный фонд мореходки.
Обязанности начальника школы в 1953 г. во время отсутствия И. В. Николина исполнял Г. Г. Ханов. Его заместителем по военно-морской подготовке являлся капитан 2-го ранга В. Ф. Кошелев. Командирами рот служили старшие лейтенанты А. Б. Михайлов и И. А. Казанцев. Занятия по военно-морской подготовке вел старший лейтенант Е. А. Басс. Осенью 1953 г. в распоряжение школы прибыл капитан А. В. Елкин, назначенный командиром роты.
29 августа 1953 г. прошло последнее зачисление абитуриентов на первый курс: в группу судоводителей приняли двадцать четыре, а в две группы механиков — пятьдесят семь человек.
29 сентября 1953 г. начальником школы стал В. Ф. Кошелев: "дела и обязанности начальника Петропавловской-на-Камчатке рыбопромысловой мореходной школы принял и в управление школой вступил. Кошелев".
Вот содержание одного из приказов В. Ф. Кошелева от 29 октября 1953 г., показывающего, какие воспитательные меры принимались в отношении лиц, уличенных в воровстве.
Курсант первого взвода третьей роты Д… вместо того, чтобы все свои силы направить на успешное усвоение преподаваемых ему дисциплин, придя в мореходную школу, занялся производством мелких краж среди своих товарищей-курсантов, куплей-продажей предметов курсантского обмундирования и производством различных обменных комбинаций, втянув в это дело несколько курсантов второй и третьей роты.
За недостойное поведение, позорящее высокое звание курсанта, исключить Д… из мореходной школы.
2. Призываю весь курсантский состав быть бдительным и вовремя выявлять подобных Д… мелких воришек, подрывающих наш авторитет и не имеющих никакого права находиться в среде курсантов закрытого учебного заведения.
Всем курсантам запрещаю производить между собою какую-либо куплю-продажу или обмен предметов обмундирования и различных ценных вещей".
В. Ф. Кошелев руководил школой недолго: вскоре он ушел в запас и 19 января 1954 г. сдал дела своему заместителю по учебной части инженер-капитану флота рыбной промышленности 3-го ранга Петру Тимофеевичу Глущенко.
24 июля 1954 г. состоялся первый и одновременно последний выпуск школы. Ее начальник П. Т. Глущенко подписал следующий приказ: "По случаю первого выпуска курсантов мореходной школы приказываю 24 июля 1954 г. организовать торжественный ужин со стоимостью рациона ужина не свыше двадцати пяти рублей за счет экономии по питанию в первом полугодии 1954 г.".
Свидетельства об окончании школы получили пятьдесят девять человек. За отличную учебу и примерное поведение Похвальным листом наградили выпускников механиков-дизелистов Е. М. Горбунова, В. Н. Зорина и А. Е. Колесова. Благодарности заслужили двадцать три их сокурсника. "Товарищи молодые специалисты флота рыбной промышленности! Сегодня — знаменательный день, как в жизни мореходной школы, так и в Вашей жизни… Окончились годы напряженной учебы, перед Вами открывается широкая дорога к самостоятельной жизни, широкое поле Вашей деятельности на пути выполнения почетных и благородных задач, поставленных нашей Коммунистической партией, нашим мудрым правительством".
В числе выпускников находился будущий Герой Социалистического труда Анатолий Мердов. Курсанты Зорин и Колесов, "как отлично окончившие школу, решением заместителя министра рыбной промышленности СССР товарища Семенова направляются для дальнейшего обучения в Мурманское высшее мореходное училище Министерства рыбной промышленности СССР".
История мореходной школы подходила к концу. 6 марта 1954 г. Министерство промышленности продовольственных товаров СССР приняло решение с 1 ноября 1954 г. объединить ее с ПКМУ.
26 мая 1954 г. начальником ПКМУ был назначен А. М. Копытин. 11 августа он же приступил и к исполнению обязанностей начальника мореходной школы. 1 ноября 1954 г. Петропавловская рыбопромысловая мореходная школа ГКРП слилась с ПКМУ. Все ее имущество перешло на баланс училища. В его коллектив влились сто двадцать три бывших курсанта школы. "Значительный процент принятых имел очень слабую подготовку. В результате этого было отчислено за систематическую неуспеваемость и нежелание учиться со вторых курсов, переведенных из школы, восемнадцать человек, двадцать три человека из-за слабой подготовки, но имеющих желание учиться, были переведены на первый курс. Слияние… отрицательно повлияло на общее состояние с успеваемостью…".
Так была перевернута одна из ныне малоизвестных страниц истории становления морского и рыбохозяйственного образования на Камчатке. Десятилетняя деятельность школы юнг — мореходной школы позволила направить на истинный жизненный курс не один десяток молодых людей. Некоторые из ее выпускников, такие как А. Мердов или С. Медведев, достигли выдающихся успехов на нелегкой рыбацкой ниве. Капитан Тралфлота Станислав Медведев руководил СРТ "Камчадал" и "Альбатрос". В марте 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР его наградили орденом Трудового Красного Знамени.
Другие питомцы школы — Г. Королев и Л. Копанев — сами стали наставниками для таких же, как и некогда они сами, пацанов в морской форме, посвятив свою жизнь воспитанию курсантов Петропавловск-Камчатского мореходного училища.

Назад