ЗАБЫТАЯ ШКОЛА11 июля 1951 г. руководству Петропавловской мореходной рыбопромысловой школы в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1949 г. "О введении персональных званий и знаков различия для начальствующего состава флота рыбной промышленности" и приказа Министерства рыбной промышленности СССР № 660 от 5 сентября 1949 г. были присвоены звания "Главный старшина технической службы флота рыбной промышленности".
В июле 1951 г. ГКРП издал приказ "Об укреплении материально-технической базы и мерах по улучшению работы рыбопромысловой мореходной школы и учебно-курсового комбината". В соответствии с ним стройконтора треста должна была начать строительство пристройки к существовавшему зданию школы, где предполагалось разместить два учебных кабинета и мастерские. Ее предполагалось закончить к 15 октября 1951 г. Для оборудования мастерских школе выделили станки и инструменты, а также бывший в употреблении двигатель. 28 августа 1951 г. С. Д. Буланый составил смету мастерской на сумму двести восемнадцать тысяч рублей.
Летом 1951 г. прошел первый набор в изменившую статус школу. 16 августа начальник ГКРП главный директор административной службы флота рыбной промышленности 3-го ранга В. Котельников утвердил комиссию "по проведению приемных испытаний для учащихся, поступающих в Петропавловскую мореходную школу ГКРП". Ее председателем стал начальник школы С. Д. Буланый, секретарем — завуч Е. Е. Удовицкий.
До 1 сентября 1951 г. комиссия приняла на месте сорок семь желающих учиться, а 22 сентября с материка прибыли еще столько же юношей. Возраст зачисленных распределился следующим образом: пятнадцать лет — трое, шестнадцать — семнадцать и старше — семьдесят четыре абитуриента. Детей работников рыбной промышленности среди них насчитывалось тридцать два человека. После зачисления ребят обмундировали во флотскую форму. Матросские рубахи были настолько тонкими, что просвечивали, а вот бушлаты оказались "с начесом", их можно было стричь, словно овец.
В соответствии с учебным планом, всех вновь поступивших направили на месячную "ознакомительную" практику на учебный парусник — баркентину "Штурман" и на пароход "Эскимос". По воспоминаниям Л. В. Копанева, входившего в группу практикантов на "Штурмане", это было суровое испытание для мальчишек, до этого не знакомых с морем. Баркентина отправилась из Петропавловска в залив Корфа, по пути ее порядком потрепало штормом. Несколько ребят после этого плавания покинули школу, поняв, что море — это не их стихия.
Упомянутая "ознакомительная" практика стала первой за продолжительное время, на которую курсанты отправились более или менее организовано во главе с руководителем — воспитателем школы. Главная сложность в организации практик заключалась в том, что школа не располагала специально выделенными для этого судами. Приказ Министерства рыбной промышленности СССР, вышедший 15 августа 1951 г., обязывавший ГКРП закрепить за ней учебное судно, не был выполнен. Руководство школы отмечало, что практика на случайно подвернувшихся судах имела и такую негативную сторону: "На этих судах часто бывают случаи пьянок курсантов вместе с командами судов, а это отрицательно сказывается на дисциплине учащихся после прихода с практики в школу
"
Поддерживать дисциплину было сложно. "Это можно объяснить тем, что есть среди курсантов такие, которые мало поддаются (и даже совсем не поддаются) перевоспитанию. Следует также обратить внимание и на то, что возрастной состав направляемых с материка слишком разношерстный (от пятнадцати до двадцати лет), а это обстоятельство только отрицательно сказывается на дисциплине курсантов. Кроме того, одной из существенных причин, мешающих наведению должного порядка и дисциплины в школе, является слишком убогая обстановка, в которой живут курсанты, бедная материальная база школы: отсутствуют кабинеты, лаборатории, отсутствуют помещения, жизненно необходимые курсанту — спортзал, сушилка и прочие; отсутствует до сих пор необходимое обмундирование: бушлаты, шинели, валенки. Теснота в кубрике, теснота в учебном корпусе".
Осенью 1951 г. состоялся очередной выпуск слушателей, поступавших еще в школу юнг. 22 ноября 1951 г. исполняющий обязанности начальника ГКРП Ш. Надибаидзе подписал приказ "О распределении молодых специалистов, окончивших Петропавловскую мореходную школу". В соответствии с ним тридцать шесть курсантов, приобретя специальность "штурман малого плавания", направлялись в Тралфлот в качестве матросов первого класса "впредь до получения дипломов". Еще одиннадцать выпускников назначались в Камчатрыбфлот.
Планировавшееся строительство пристройки к зданию школы не состоялось, несмотря на готовность документации для этого. Рассчитывая на то, что она будет построена, школа законсервировала имевшиеся в мастерской станки, тем более что ее к этому вынуждали обстоятельства (было крайне необходимо отвести место для кастелянной и плотницкой мастерской). В результате к началу 1952 г. школа не имела ни долгожданных кабинетов, ни мастерской. К тому же новые станки и обещанный двигатель так и не поступили.
Приведем несколько эпизодов из жизни школы в 1952 г. Начался он, конечно же, с новогоднего вечера. "Зал Петропавловской рыбопромысловой мореходной школы украшен флажками и гирляндами хвои. Оживленно и весело было здесь в зимнюю ночь накануне Нового года. У празднично наряженной елки собрались ученики — будущие штурманы и механики рыбопромыслового флота Камчатки. К ним в гости пришли выпускники этой школы, молодые моряки. Они рассказали о своей работе. Потом выступали участники художественной самодеятельности. Учащиеся Щеглов и Агапов читали стихи, хор под руководством Копанева исполнил несколько песен, а Руденко и Оленичков умело играли на баяне плясовую".
На смену праздникам пришли учебные будни. А их естественным итогом стала летняя экзаменационная сессия. Вот как она проходила по описанию заместителя начальника школы по политчасти Л. Дутова: "Стройными рядами они выстроились перед зданием мореходной школы, крепкие юноши в темно-синих форменных фланелях. Отсюда, с подножья сопки Мишенной, отчетливо видна спокойная поверхность Авачинской бухты, контуры пароходов, верхушки корабельных мачт. В это июньское солнечное утро морская гладь сияет заманчивыми бликами, и кажется, что перед юношами открывается их желанное будущее, когда, овладев в совершенстве профессиями, они поднимутся на капитанские мостики, спустятся в машинные отсеки, поведут рыбопромысловые суда в океанские просторы. Пока пройдена одна треть пути. Сегодня начинаются экзамены за первый курс мореходной школы. Начальник школы Семен Данилович Буланый поздравляет курсантов с окончанием учебного года, желает им успешно пройти серьезные предстоящие испытания.
Вот первая группа штурманов малого плавания первого курса. Здесь сдают экзамены по морской практике. Для будущих штурманов это — один из главных предметов, азбука мореходной специальности. Первым выходит к экзаменационному столу Николай Максимов. Он берет билет и четким голосом называет вопрос:
— Мытье палубы, окрашенных и неокрашенных деревянных и металлических частей судна.
Николай отвечает хорошо. Моряк обязан знать все, что касается места его работы, — не только устройство судна, его вождение, но и каждую, внешне незаметную, мелочь. Юноша подробно рассказывает о значении образцовой чистоты на судне, о поддержании безукоризненного порядка на палубах, в рубках и корабельных отсеках.
— На судне, — говорит он, — каждая вещь должна иметь свое постоянное и строго определенное место. В зависимости от качества мытья палубы, ее металлических и деревянных частей определяется степень дисциплинированности и организованности моряков.
Николай Максимов получает пятерку. Он, правда, не отличник, есть у него четверки по некоторым предметам, но в таком сложном деле, как морская практика, ориентируется безошибочно и уверенно.
Один за другим подходят курсанты к экзаменационному столу. Отвечает отличник секретарь комсомольской организации Иван Галаев. Он рассказывает о способах перевозки угля, потом об инструментах и материалах, применяемых для борьбы с коррозией судна, и, наконец, на третий вопрос билета — о разбивке якорных цепей марками. Все, о чем говорит Иван Галаев, не вызывает сомнений у преподавателей, сидящих за экзаменационным столом. Юноша прекрасно знает материал, словно присутствует не в классе, не на экзамене, а на палубе судна, наблюдает за работой лебедок и грузовых стрел, тщательно следит за правильностью наполнения угольных трюмов, сам маркирует якорные цепи или же применяет материалы, необходимые для устранения коррозии.
Всего лишь год назад школьник — москвич Иван Галаев имел смутные представления о море, о морской профессии, хотя с детства зачитывался книгами о дальних путешествиях, романами Жюля Верна и рассказами Станюковича, книгами о знаменитых русских мореходах — Чирикове, братьях Лаптевых, Ф. Ф. Беллинсгаузене и М. П. Лазареве, Ф. Литке и Г. Седове. Иван твердо решил посвятить себя морскому делу. И вот необозримые водные пространства стали реальностью, а профессия штурмана, полюбившаяся ему с детства, успешно постигается. Еще два года, и Иван Галаев выйдет в рейс штурманом малого плавания.
Нет и не может быть среди курсантов мореходной школы таких, кто всей душой не любил бы эту трудную и почетную профессию.
Прекрасно ответили на экзамене отличник Юрий Бочаров, курсанты Петр Федоров и Николай Явтушенко. Из двадцати семи человек, сдававших морскую практику, шестнадцать получили отличные оценки.
В параллельной группе штурманского отделения шел экзамен по промысловой ихтиологии. Будущим работникам промыслового флота необходимо знать науку, изучающую рыбные богатства морских и других водоемов, их хозяйственную ценность. Курсанты показали большую, твердую осведомленность в вопросах промысловой ихтиологии. Очень хорошо, продуманно, как и всегда, отвечал отличник Александр Нахимов. Пятерки были поставлены отличнику Юрию Евсюкову, комсоргу группы Анатолию Мердову и девяти другим курсантам. Здесь из двадцати двух ответов семнадцать были оценены пятерками и четверками.
На судомеханическом отделении мореходной школы успешно прошел экзамен по физике. Среди получивших пятерки — имена отличников Евгения Горбинова, Валерия Микаева и Евгения Гущина.
В конце июня, после окончания экзаменов, курсанты-судоводители мореходной школы выйдут в плавание. Под руководством опытных моряков рыбопромыслового флота они на практике проверят и пополнят свои теоретические знания.
Курсанты судомеханического отделения будут проходить практику по токарному и слесарному делу в мастерских мореходного училища и по кузнечному и деревообделочному делу — в цехах Петропавловской судоверфи.
Скоро начнется новый прием на первый курс мореходной школы. Несомненно, что найдется немало желающих приобрести интересную морскую специальность, посвятить свою жизнь рыбопромысловому флоту. Все возрастающую любовь к этой профессии подтверждают итоги минувшего учебного года. В нашей мореходной школе учатся не только жители Камчатки.
С далекой Украины прибыл курсант-судоводитель Николай Явтушенко, Иван Галаев, как уже известно, прибыл из Москвы, прежде в Симферополе жил нынешний курсант судоводительского отделения Виктор Сазанов, решил приобрести специальность судового механика уроженец Удмуртской АССР Геннадий Васильев.
Тот, кто любит море и не боится трудностей, кто горячо желает стать моряком и для кого овладение морской специальностью — цель жизни, тот найдет в нашей школе все условия для осуществления своей заветной мечты".
Курсанты Петропавловской мореходной рыбопромысловой
|