Назад

ИМЕНИ СЛАВНОГО ГРАДА ПЕТРА И ПАВЛА

По давно сложившейся традиции многим кораблям и судам отечественного флота присваиваются имена великих побед российского оружия. Первым таким кораблем стала 54-пушечная "Полтава", построенная в 1712 г. в Санкт-Петербурге под присмотром самого Петра Великого. Петропавловская оборона августа 1854 г., единственная победа России в Крымской войне, ставшая событием, значение которого переросло рамки простого боя, где с обеих сторон принимали участие несколько тысяч человек, дала флоту несколько боевых кораблей, носивших название "Петропавловск".
Одной из причин поражения России в Крымской войне (1853—1856 гг.) стало позднее осознание ее правящими кругами того факта, что эпоха парусного флота подошла к концу. Лишь в апреле 1853 г. состоялось "Высочайшее" повеление "О том, что ввиду применения винтовых кораблей во флотах Англии и Франции, других, как с винтовым двигателем, в России не закладывать". Однако активное строительство парового флота началось уже после войны.
Первым "Петропавловском" стал броненосный фрегат водоизмещением 6 175 т, заложенный в Санкт-Петербургском Новом Адмиралтействе 9 сентября 1861 г. Он строился под руководством корабельного инженера капитана А. А. Иващенко и был спущен на воду в 1865 г. "Петропавловск" нес службу в составе Балтийского флота вместе со своим собратом "Севастополем". Впоследствии эти два названия будут передаваться разным поколениям однотипных кораблей отечественного военно-морского флота.
Трехмачтовый деревянный "Петропавловск", обшитый броней, несмотря на наличие пароэнергетической установки, вращавшей гребной винт, имел полное парусное вооружение. Это мера была вынужденной: паровые машины тех лет отличались высоким расходом топлива и недостаточной надежностью. Паруса позволяли кораблю длительное время находиться в плавании, не прибегая к использованию механического двигателя. Большого военного значения фрегат не имел, но оставался в составе флота до 4 января 1892 г.

Броненосный парусно-паровой фрегат "Петропавловск"

Спустя пять с небольшим лет на смену первому "Петропавловску" пришел современный мощный броненосный боевой корабль. На его серебряной закладной доске выгравирована надпись: "12-типушечный съ машиною въ 10 600 индикаторныхъ силъ эскадренный броненосецъ "Петропавловскъ". Заложенъ въ С. Петербурге на Галерном островке Мая 7 дня 1892 года в присутствiи Ихъ Императорскихъ Величествъ Государя Императора, Государыни Императрицы, Их Императорских Высочествъ Государя Наследника и Цесаревича Великаго Князя Николая Александровича и Государя Великаго Князя Генерала-Адмирала Алексея Александровича". Строил броненосец корабельный инженер старший судостроитель Андрущенко.
На момент закладки "Петропавловск" и два его однотипных собрата — "Полтава" и "Севастополь" — являлись одними из лучших в мире кораблей своего класса, но в ходе долгой постройки, продолжавшейся семь лет, они успели существенно устареть. "Петропавловск" был спущен на воду 28 октября 1894 г., вступил в строй в 1897 г.
Водоизмещение броненосца составляло 11 000 т, скорость хода 17 узлов, дальность плавания 4 500 миль. Корабль нес мощное вооружение: четыре 305-, двенадцать 152-, десять 47- и двадцать 37-миллиметровых орудий, шесть торпедных аппаратов. Его населял экипаж в составе 633 чел. Одной из особенностей второго "Петропавловска" стало размещение артиллерии среднего калибра не в бортовых казематах, как это было принято ранее, а в двух-орудийных бронированных башнях и частью открыто на палубе.
Первые годы корабль нес службу в составе Балтийского флота, затем перешел на Дальний Восток и в апреле 1900 г. стал флагманом Тихоокеанской эскадры. С первых дней русско-японской войны 1904—1905 гг. он принимал участие в обороне Порт-Артура.
Утром 31 марта 1904 г. броненосец под флагом командующего флотом вице-адмирала С. О. Макарова во главе эскадры вышел из гавани с намерением атаковать японские корабли, преследовавшие русский крейсер "Баян". В ходе завязавшегося боя было замечено приближение главных сил японского флота.
Учитывая превосходство противника, С. О. Макаров решил отойти к Порт-Артуру и продолжить сражение под прикрытием береговых батарей крепости. Во время совершения этого маневра, в 9 часов 39 минут "Петропавловск" наткнулся на японскую якорную мину. Ее взрыв вызвал детонацию боезапаса в носовом артиллерийском погребе броненосца, в результате которой корабль затонул в течение нескольких минут. Вместе с "Петропавловском" погибло множество членов его экипажа, командующий флотом и замечательный художник-баталист В. В. Верещагин.
Спустя несколько лет японцы, занявшие Порт-Артур, проводя тренировки своих водолазов, разыскали затонувший броненосец. В его помещениях они обнаружили останки нескольких русских моряков, которые были торжественно захоронены.

Эскадренный бороненосец "Петропавловск"

В результате русско-японской войны Россия лишилась большей части своих крупных кораблей. Флот было необходимо создавать заново. Его возрождение началось закладкой для Балтийского флота четырех еще невиданных в России линейных кораблей дредноутного типа — "Гангут", "Полтава", "Севастополь" и "Петропавловск". Эти линкоры явились воплощением технического прогресса в кораблестроении и не уступали лучшим зарубежным аналогам того времени. Их создание стало настоящим трудовым подвигом, прославившим отечественную кораблестроительную школу во главе с выдающимся ученым А. Н. Крыловым. На русских дредноутах впервые применили по четыре трехствольные башни с 305-миллиметровыми орудиями главного калибра, расположенные на одном уровне. Линкоры снабдили и главными механизмами нового типа — паровыми турбинами, до этого в отечественном флоте не применявшимися. Их силуэты отличались простотой и гармоничностью.
Закладная доска русского дредноута гласит: "Линейный корабль "Петропавловскъ" в 23 000 тоннъ и 42 000 силъ на валахъ. Заложенъ Iюня 3-го дня 1909 г. въ С. Петербурге на Адмиралтейскомъ Судостроительномъ Заводе на Галерномъ Островке въ присутствiи Товарища Морского Министра Вице-Адмирала Григоровича".
Корабль спустили на воду 9 сентября 1911 г. Он прошел испытания и вступил в строй 20 декабря 1914 г., уже в разгар Первой мировой войны. Зиму 1914—1915 гг. линкор простоял во льду Гельсингфорса (ныне Хельсинки) в ожидании начала кампании 1915 г. Осенью 1915 г. "Петропавловск" прикрывал артиллерией минные постановки в Балтийском море, предотвращая прорыв германского флота в Финский залив. В целом боевые возможности корабля в течение войны использованы не были: в море он выходил лишь эпизодически.
Экипаж линкора принимал активное участие в бурных революционных событиях 1917 г. В марте 1918 г. "Петропавловск" вместе с другими кораблями Балтийского флота совершил знаменитый "Ледовый поход" — тяжелейшую эвакуацию из Гельсингфорса в Кронштадт, — предпринятый для того, чтобы избежать захвата флота наступавшим неприятелем.
В 1918 г. корабль входил в состав Морских сил Кронштадта, в 1919 г. — в Действующий отряд Балтийского флота. В мае и июне 1919 г. он обеспечивал боевые действия эсминцев против английских кораблей, участвовал в подавлении антисоветских восстаний на фортах Красная Горка и Серая Лошадь, обстреливая их своей мощной артиллерией.
Тяжелое положение со снабжением, нехватка моряков, ушедших на сухопутные фронты гражданской войны, вынудили осенью 1919 г. поставить "Петропавловск" в Кронштадте на длительное хранение. Зимой 1921 г. на линкоре был создан Временный Революционный Комитет, выступивший против монополии большевиков на власть. Его возглавил старший писарь С. М. Петриченко. Кронштадское восстание подавили 16 марта 1921 г. После этого началась расправа над моряками, в ходе которой к расстрелу осудили 167 линкоровцев.
31 марта 1921 г. мятежный "Петропавловск" в соответствии с духом эпохи получил новое имя — "Марат" — в честь одного из деятелей Великой французской революции. Летом 1922 г. его экипаж был укомплектован заново, а в октябре этого же года шефство над военно-морским флотом советской республики принял комсомол. В сентябре и октябре 1922 г. "Марат" участвовал в первых маневрах советского флота на Балтике, выполнив поставленную ему задачу на "отлично".
В течение 1922—1923 гг. корабль прошел капитальный ремонт, а в 1927 г. на нем началась модернизация, в результате которой существенно изменились состав вооружения и энергетической установки, а также его силуэт. В 1938 г. на нем, первом из линкоров мира, установили размагничивающее устройство, обеспечившее защиту от магнитных мин и торпед с неконтактными взрывателями.
Корабль участвовал в советско-финляндской войне 1939—1940 гг. В годы Великой Отечественной войны его орудия обороняли Ленинград. В сентябре 1941 г. фашисты начали штурм города. В составе его артиллерийской обороны находился и "Марат", стоявший в ковше Морского канала. При стрельбе по войскам противника 15—17 сентября корабль получил серьезные повреждения.
Фашисты прекрасно понимали, какую опасность для них представляли тяжелые морские пушки, стрелявшие на десятки километров полутонными снарядами. Они решили уничтожить линкор: 22 сентября на него обрушились удары авиации. Попавшие в корабль бомбы нанесли ему тяжелейший урон, разрушив всю носовую часть вместе с первой башней, боевой рубкой и передней мачтой. "Марат" сел на грунт. При этом он продолжал отбиваться от авиации противника. Полузатопленный корабль сражался и дальше: героические усилия его моряков и рабочих кронштадского Морского завода позволили ввести в строй три уцелевшие башни главного калибра. Спустя два месяца они вновь открыли огонь по врагу. Затем водолазы под вражеским обстрелом отделили от корабля разрушенную часть корпуса и поставили его на ровный киль.
Эти драматические события с детства известны подавляющему большинству взрослого населения нашей страны благодаря замечательным стихам С. В. Михалкова. Вспомним, что рассказывал детишкам их персонаж — краснофлотец дядя Степа:
Про войну и про бомбежку,
Про большой линкор "Марат",
Как я ранен был немножко,
Защищая Ленинград.
31 мая 1943 г. кораблю вернули его прежнее название — "Петропавловск". В 1944 г. он поддерживал огнем войска Ленинградского фронта в ходе Выборгской наступательной операции.
Сведения о дальнейшей судьбе линкора противоречивы: одни источники говорят о том, что он не восстанавливался и в конце войны был исключен из списков флота, а "Советская военная энциклопедия" утверждает, что "Петропавловск" 28 ноября 1950 г. перевели в класс несамоходных учебных кораблей, дав ему новое название — "Волхов". Завершилась его служба 4 сентября 1953 г.

Линейный корабль "Петропавловск"

В 1940-х гг. имя "Петропавловск" носил еще один боевой корабль. Им стал недостроенный тяжелый крейсер "Лютцов", купленный СССР у Германии в конце 1939 г. Крейсер заложили на верфи "Дойчланд" в Бремене в 1936 г. Его наибольшая длина достигала 212 м, водоизмещение составляло 10 400 т. Переименован он был в мае 1940 г.
Весной 1940 г. корпус крейсера без механизмов и вооружения прибуксировали из Германии в Ленинград, где его намеревались достроить при помощи немецких специалистов. По свидетельству народного комиссара Военно-Морского флота СССР Н. Г. Кузнецова, "сначала работа шла как будто неплохо. Потом немцы стали тормозить поставки и, наконец, отозвали своих инженеров. Последний из них выехал из СССР буквально за несколько часов до начала войны".
К началу Великой Отечественной войны крейсер достроить не успели. Он не имел хода, но принимал активное участие в обороне Ленинграда. Корабль стоял у Угольной пристани в Торговом порту и стрелял по своим недавним хозяевам из четырех 203-миллиметровых орудий главного калибра. Еще четыре таких орудия на корабле установить не успели.
В результате тяжелого повреждения "Петропавловск" затонул на месте стоянки. Вот что вспоминал об этих событиях Н. Г. Кузнецов: "Очень досаждал фашистам своим артиллерийским огнем недостроенный крейсер "Петропавловск". Гитлеровцы нацелили на него свою тяжелую артиллерию. "Петропавловск" получил ряд прямых попаданий и сел на грунт. Враг все еще вел огонь, а водолазы работали. Они заделали пробоины, за одну ночь откачали воду и увели корабль в безопасное место".
В январе 1944 г. артиллеристы крейсера участвовали в разгроме группировки войск противника под Ленинградом в ходе прорыва блокады города. О результатах их стрельбы свидетельствуют выводы комиссии, осмотревшей объекты, разрушенные корабельными снарядами: "Командный пункт противника на высоте 112 (восточнее Красного Села). Два прямых попадания в бетонный дот. Снесен угол дота, разрушено верхнее перекрытие. В радиусе ста метров 31 воронка. Стрельба крейсера "Петропавловск"".
1 сентября 1944 г. корабль в связи с возвращением "Марату" его исконного имени — "Петропавловск" — переименовали в "Таллин". 12 января 1949 г. он стал легким крейсером, в 1953 г. — учебным судном, в 1956 г. — плавучей казармой. В апреле 1958 г. корабль исключили из состава флота.

Моряк рассматривает тяжелый немецкий снаряд,
попавший в крейсер "Петропавловск"

Во второй половине ХХ в. советский военно-морской флот вышел на океанские просторы. Годы "холодной войны" ознаменовались невиданной гонкой вооружений и появлением принципиально новой военной техники. Основу стратегических сил двух мировых сверхдержав — СССР и США — составили ракеты с ядерными боеголовками. Частично их разместили на атомных подводных лодках. Средством, способным противостоять атомным ракетоносцам, стали большие противолодочные корабли (БПК).
В связи с необходимостью наращивания сил противолодочной обороны в середине 1960-х гг. в СССР приняли решение о строительстве БПК с усиленным ракетным вооружением. Проект нового корабля разработало Северное проектно-конструкторское бюро в Ленинграде. Он получил обозначение 1134Б. Головной БПК серии, названный в честь черноморского порта "Николаев", вошел в строй в сентябре 1971 г. Всего было построено семь таких кораблей, один из которых носил уже традиционное название "Петропавловск".
Он предназначался для действий в составе ударной группы по поиску и уничтожению атомных подводных лодок потенциального противника в удаленных районах Мирового океана. Ракетный "Петропавловск" с полным водоизмещением 9 700 т длиной 173,2 и шириной 18,6 м имел газотурбинную энергетическую установку мощностью 63 300 кВт, сообщавшую ему скорость полного хода 34 узла. Его экипаж насчитывал 340 чел. Корабль нес службу на Тихом океане.

Большой противолодочный корабль "Петропавловск"

Ни один из названных выше боевых "Петропавловсков" никогда не посещал рейд города-тезки. Лишь в 1998 г. название "Петропавловск-Камчатский" появилось на борту подводного атомного стратегического крейсера, пришедшего в свою новую базу в Авачинской губе. Эта субмарина была построена в 1979 г. для Северного флота. Спустя почти два десятилетия она заступила на боевую службу в составе сил Тихоокеанского флота.
Полуторавековая традиция не прервалась и в наши дни…
Боевые корабли с именем "Петропавловск" на борту с честью участвовали в войнах разных эпох, которые вела наша страна. А в омывавших берега полуострова морях трудились другие "Петропавловски" — транспортные и пассажирские суда, получившие свои названия в честь одного из старейших городов и портов русского Дальнего Востока. Первым таким "работягой" стал грузовой пароход, пришедший в Авачинскую губу в 1939 г.
В начале 1939 г. на Камчатке стало известно о том, что в США для флота АКО — в то время основного пользователя охотско-камчатских вод — вскоре будет приобретен еще один пароход. Им оказался небольшой и уже эксплуатировавшийся грузовик "Кононова". За судном, получившим название "Петропавловск", в Америку отправилась перегонная команда из Ленинграда.
В апреле 1939 г. с него пришла радиограмма: "Экипаж парохода "Петропавловск" принял купленный в Нью-Орлеане пароход, предназначенный для пополнения флота АКО. Ранее этот пароход, как и многие другие суда за рубежом, из-за отсутствия работы стоял на приколе. Нам выпала почетная задача — доставить это судно к родным берегам Советского Дальнего Востока. На "Петропавловске" имеется груз для Камчатки. Экипаж обязался завершить свой рейс в кратчайший срок — 46 суток и сдать судно в отличном состоянии".
14 марта 1939 г. судно вышло из Нью-Орлеана, затем, пройдя Панамский канал, взяло курс на Лос-Анжелес. Здесь оно пополнило запасы топлива и воды, после чего отправилось на Алеутские острова в Датч-Харбор. Отсюда пароход вышел в Петропавловск, куда прибыл вечером 27 апреля 1939 г., пройдя в общей сложности 8 400 миль.
Эксплуатационный паспорт парохода, составленный специалистами АКОфлота много десятилетий назад, донес до нас его основные характеристики: "Скорость хода до 13 узлов. Экипаж 36 человек. Район плавания — приморские линии Японского моря, порт приписки Петропавловск. Построен в США в 1920 г. Менитовской судостроительной компанией. Чистая грузовместимость 1 650 т. Длина по главной ватерлинии 76,2, ширина 11,46, высота борта 6,9 м. Два трюма с тремя люками объемом 4 060 кубических метров. Главный двигатель — паровая машина тройного расширения мощностью 1 950 индикаторных лошадиных сил при частоте вращения 82 оборота в минуту".
Пар для машины с давлением 13 атмосфер вырабатывали два трехтопочных огнетрубных котла "шотландского" типа. Они имели диаметр 4,72 м, поверхность нагрева 244,4 кв. м и были оборудованы пароперегревателями. Имелся и один вспомогательный котел. Электроэнергией судно обеспечивали два маломощных пародинамо по 8,5 кВт. Пароход был снабжен радиопеленгатором.
14 мая 1939 г. судно, прошедшее техническое обслуживание, приняла комиссия АКО. Затем началась погрузка, и 17 мая оно снялось в свой первый камчатский рейс на западное побережье полуострова, завершившийся 27 мая 1939 г.
Это плавание показало, что приобретение АКОфлота оказалось вполне удачным: "Пароход "Петропавловск"… по своим качествам и быстроте хода — это замечательное судно. Во время рейса на западном побережье в Микояновский и Митогинский рыбокомбинаты "Петропавловск" развивал ход до 12,3 узлов. После успешной разгрузки судно через восемь с половиной суток возвратилось в порт…"
С 3 по 22 июня 1939 г. пароход работал на рейде бухты Раковой, а 10 августа 1939 г. он отправился в рейс на западный берег полуострова. 21 августа "Петропавловск" ушел на восточное побережье, вернувшись домой в начале сентября. Здесь судно долго простаивало: на нефтебазе в Сероглазке не оказалось мазута для его котлов.
До конца 1938—1939 хозяйственного года, завершившегося 1 октября 1939 г., пароход перевез 4 200 т грузов и 1 200 пассажиров, не выполнив установленный ему план. Вины моряков в этом не было: отсутствие единоначалия в управлении АКОфлотом (он одновременно подчинялся и АКО, и Главвостокрыбпрому) приводило к тому, что капитан получал противоречивые задания. В августе 1939 г. пароход ушел в Усть-Камчатск полупустым при наличии груза в порту и большой нужде в нем на месте назначения. Остальные рейсы тоже "были срочные и прошли с большим недогрузом. Был один рейс с аварийным грузом, и на судне было перевезено всего 60 т".
По штату экипаж "Петропавловска" насчитывал 35 человек. 1 октября 1939 г. в его состав входили: капитан П. Н. Тищенко, старший помощник А. Д. Коломиец, второй помощник Ф. Шурыгин, третий помощник А. В. Князев, старший механик Ю. П. Сираж, второй механик М. М. Медяник, третий механик Э. С. Штюрц, старший бухгалтер С. Ф. Кроха, боцман Парфенов, кок П. Ф. Радченко, пекарь В. Я. Егошин, буфетчица П. П. Петренко, матрос-дневальный Г. И. Зайцев, матросы С. И. Тимофеев, В. А. Щеголев, И. И. Моисеенко, электрик А. А. Рябоконь, машинисты Н. Т. Тюляков, Б. В. Голубев, И. И. Зайцев, кочегары Я. Е. Михайленко, Г. Г. Луданик, Д. О. Серюшкин, машинист Л. В. Шерстов, радисты А. Черкасов и Н. Задонский.
Капитану судна был установлен месячный оклад в размере 1 050, старшему помощнику — 750, ревизору — 600, старшему механику — 937 и второму механику — 714 рублей.
Главным недостатком парохода, осложнявшим его эксплуатацию на Камчатке, оказалось мазутное отопление котлов. Оно заметно облегчало работу кочегаров, повышало надежность техники, увеличивало экономичность судна, но вызывало большие простои: на полуострове нередко случались перебои с мазутом. По этой причине в течение 1939—1940 хозяйственного года "Петропавловск" эксплуатировался всего 7,7 суток, а 207 суток простоял в ожидании топлива.
Это и стало причиной, по которой Народный комиссариат рыбной промышленности СССР решил передать его другой организации. 3 февраля 1940 г. наркомат издал приказ № 56, которым пароходы АКОфлота "Колыма" и "Петропавловск" направлялись в распоряжение Северо-Приморского и Дальневосточного государственных рыбопромышленных трестов.
"Колыма", котлы которой работали на угле, ушла раньше, а "Петропавловск" из-за нехватки мазута отправился к новому месту приписки лишь в конце апреля 1940 г. 28 апреля 1940 г. начальник АКО С. П. Емельянов распорядился "передать пароход "Петропавловск" в ведение Северо-Приморского госрыбтреста. Передачу произвести во Владивостоке, представителем управления АКО назначить начальника морагентства АКОфлота Гинера. Для наиболее рационального использования судна при переходе и недопущения балластного пробега направить его с 60 т путинного груза, ящичной и бочечной клепкой в Жупаново, где по окончании разгрузки принять на борт до 1 500 т продукции… Отход в Жупаново назначается на 29.04.1940 г.".
Следующий Петропавловск" пришел на Камчатку спустя два десятилетия. Им стало большое пассажирское судно, сданное в конце 1960 г. Оно входило в состав серии теплоходов типа "Михаил Калинин", которую для СССР строили корабелы Германской Демократической Республики. Судно имело длину 122, ширину 16 и осадку 5,2 м. Два главных дизеля сообщали ему скорость хода более 18 узлов. Лайнер пополнил флот Камчатского морского пароходства (КМП), в составе которого он отработал ровно тридцать три года.
В начале 1961 г. "Петропавловск" покинул верфь и отправился в море. 18 февраля с него сообщили на Камчатку о прохождении Кильского канала. В начале апреля 1961 г. лайнер прибыл во Владивосток, а вскоре, доставив пассажиров из Приморья на Сахалин, пришел в родной порт. На рейде Авачинской губы его встречал буксир-спасатель "Изыльметьев", на фок-мачте которого развевался сигнал: "Поздравляю с приходом в порт приписки!" Протяженность первого плавания "Петропавловска" составила 18 500 миль. Домой его привел капитан В. Н. Смирнов.
В конце апреля лайнер вышел на западное побережье Камчатки и Курилы с двумя сотнями пассажиров, а уже первомайской ночью 1961 г. он стоял у родного причала, ярко расцвеченный световыми гирляндами.
24 декабря 1961 г. "Петропавловск" отправился в очередное плавание с 340 пассажирами из Владивостока на Камчатку. Спустя три часа на нем вспыхнул сильный пожар, виновником которого стал третий механик. Он нарушил правила перекачки топлива, в результате чего оно попало на раскаленные выхлопные коллекторы двигателей и воспламенилось. Загорелась шахта машинного отделения, затем огонь перекинулся на пассажирские каюты и служебные помещения.
Экипаж во главе с капитаном организовал тушение пламени и эвакуацию пассажиров. Борьба с огнем, длившаяся несколько часов, осложнялась бушевавшим штормом. Скорость ветра достигала сорока метров в секунду, судно лишилось хода. Пожар удалось потушить, обошлось без жертв и пострадавших, но лайнер был вынужден вернуться во Владивосток. Затем он встал на ремонт.
Министр Морского флота СССР наградил ряд моряков, особо отличившихся при спасении судна и пассажиров, знаком "Почетный работник Морского флота". Его получили старший матрос А. Филатов, боцман Б. Лейба, старший моторист В. Потлов, старший электрик В. Пунтус. Почетные грамоты вручили матросам В. Бернатовичу, Б. Семенову и другим, а десять членов экипажа "Петропавловска" удостоились благодарности министра.
В туманный полдень 19 апреля 1962 г. теплоход после ремонта вернулся домой, а через несколько дней он вновь вышел на регулярные линии по побережьям полуострова.
В 1963 г. пассажирский флот Камчатского морского пароходства пополнился однотипным лайнером "Николаевск". В 1966 г. его капитану Г. Н. Клепикову была присвоена высшая степень трудового отличия того времени — звание Героя Социалистического Труда. Оба судна постоянно соревновались между собой в качестве обслуживания пассажиров, предлагая им новые услуги. Так, в 1964 г. "Петропавловск" организовал однодневные прогулки-экскурсии по Авачинской губе и в бухту Вилючинскую, пользовавшиеся большой популярностью среди горожан. Экскурсанты наслаждались прекрасными морскими видами, для них работал ресторан, играл судовой джаз-оркестр, проводились состязания рыбаков-любителей.
Прошедший в начале 1960-х гг. XXII съезд КПСС — "руководящей и направляющей силы советского общества" — принял новую программу партии, провозгласившую ее конечной целью построение коммунистического общества. Программа включала и двенадцать принципов, названных "Моральным кодексом строителей коммунизма". Один из них декларировал "добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест".
На всех предприятиях страны под руководством и присмотром партийных органов стало внедряться движение "За коммунистический труд". Появились и новые формы отличия: лучшим подразделениям стали присваивать наименования "Экипаж коммунистического труда", "Бригада коммунистического труда" и другие подобные. Отдельные работники отмечались званиями ударников или отличников коммунистического труда.
Экипаж "Петропавловска" стал в пароходстве одним из зачинателей творческого отношения к труду. "Коллективный труд открывает удивительнейшие возможности для проявления инициативы, всевозможных творческих начинаний. В любом коллективе пробиваются ростки замечательных починов. Очень важно, чтобы из каждого ростка вырастал цветок, каждое начинание давало плоды", — учили партийные органы рядовых тружеников. На основе морального кодекса строителя коммунизма, опираясь на опыт движения за коммунистический труд, моряки применительно к условиям своего судна разработали десять девизов, названных ими "Законами морской чести". Вот они:
— считай работу, связанную с перевозкой и обслуживанием пассажиров, высоким доверием и честью моряка;
— трудись творчески, проявляй неустанную заботу об улучшении условий перевозки пассажиров. Во всяком деле проявляй смекалку, думай, как сделать лучше. Один — за всех, все — за одного;
— считай так: один разгильдяй — позор для всего экипажа, один прогульщик или нарушитель правил и норм поведения в быту и обществе — пятно на всех, грубость и невнимательное отношение к пассажиру — беда всего экипажа. Помни, что по тебе судят о судне;
— старый моряк — друг, наставник и воспитатель молодого. Свои знания и опыт передай новичку. Подготовь и воспитай достойную себе смену;
— отстоял вахту — не теряй время: берись за книгу, повышай свой общеобразовательный уровень, совершенствуй свою профессию. Учись так, чтобы больше принести пользы Родине. Не можешь сделать сам — обратись к товарищу, не гордись, не зазнавайся;
— постоянно заботься о повышении культуры, покончи со сквернословием, грубостью, выпивками. Решительно борись с нарушителями правил и норм общественного поведения на судне и на берегу. Обидели на твоих глазах человека — ты виноват. Там, где появился моряк, — нет места хулигану!;
— помни о Родине! Твоя честь — честь Родины! Будь бдителен и не дай спровоцировать себя за рубежом, береги честь советского моряка и достоинство своей Родины;
— люби море, свое судно, гордись профессией моряка. Не бегай с судна на судно в поисках материальных выгод и лучших условий труда и быта. Море любит сильных, смелых, отважных и постоянных моряков;
— неси вахту бдительно, твоя халатность — опасность для пассажиров, экипажа и судна;
— разумно используй свободное время, организуй интересный и содержательный отдых для себя и пассажиров.
Замечательный почин моряков был одобрен и рекомендован к использованию на всех судах пароходства, вернее Камчатского управления морского флота, как оно в то время называлось. Принятие "Законов морской чести" оценивалось как имеющее большое воспитательное значение, способствующее дальнейшему развитию соревнования за коммунистический труд и быт, служащее "делу мобилизации моряков на выполнение производственных планов и обязательств, укрепления трудовой и производственной дисциплины, упрочнения коммунистических отношений в быту… Партийные организации должны обеспечивать широкую пропаганду законов морской чести, разъясняя труженикам моря, что мерилом чести советского моряка является отношение к труду, к долгу перед народом"…
Обрушившиеся на страну в начале 1990-х гг. "экономические реформы" сделали неосуществимыми многие из ранее привычных для камчатцев вещей. Одной из них была возможность относительно недорого и с комфортом путешествовать по морю. Особую важность для населенных пунктов протяженного побережья полуострова играла устойчивая морская связь с областным центром. Теперь она оказалась нарушена, и если не навсегда, то надолго.
Зимой 1993 г. пароходство передало лайнер экипажу из Новороссийска: теперь "Петропавловску" предстояло навсегда покинуть Камчатку. Капитан С. Ф. Агапов получил из пароходства одну из последних в камчатской истории судна радиограмм: "Поздравляем экипаж со знаменательной датой — 33-летием со дня подъема флага и вступлением в строй флота КМП. Надеемся, что вы достойно пронесете имя нашего города на борту до черноморский портов…"
О том, с какой болью камчатские моряки прощались со своим последним лайнером, свидетельствуют слова помощника капитана по организационной и кадровой работе Н. Сербукова: "Грустно от того, что пришел момент расставаться с "пассажиром". С экономической стороны, конечно, "Петропавловск" является балластом для пароходства. Даже во время рейса он приносил пароходству убытки: путевки закупались заранее, за месяц-два до выхода в рейс. За этот период инфляция съедала цену рубля, дороже становилось топливо, другие необходимые материалы, продукты питания.
С нравственной стороны очень неприятно ощущать, что Камчатка возвращается к периоду 1950-х годов, когда людей из одного населенного пункта в другой перевозили на открытых плашкоутах. Но дотацию никто не хочет давать, а пароходству не под силу нести такие расходы…"
В последний раз пассажирский "Петропавловск" упоминался в газете "Моряк Камчатки". В номере за 23 декабря 1993 г. в рубрике "На голубых дорогах", где приводились позиции судов пароходства, указано, что лайнер стоял в одном из иностранных портов.

Лайнер Камчатского морского пароходства "Петропавловск"

Имя града Петра и Павла носили еще несколько судов. В 1955 г. в Польше был построен пароход-углевоз Петропавловск-Камчатский" дедвейтом 4 595 т и длиной 108 м. В ноябре 1955 г. в Петропавловск из Ленинграда пришло письмо от его экипажа, адресованное комсомольцам нашего города: "Нам… выпала честь принять новый пароход, носящий имя вашего города, прославившего ратными подвигами в 1854 году родную землю… Мы посылаем фотографию нашего судна. Это большой углевоз с новейшим навигационным оборудованием и хорошей скоростью. На судне для экипажа созданы прекрасные бытовые условия. Работая в Балтийском море, мы уже прошли около 7 000 миль, перевезли 3 200 тонн груза, выполнив все рейсовые задания… Мы хотим наладить регулярную письменную связь с вами, товарищи комсомольцы Камчатки, чтобы делиться друг с другом своими делами, успехами и стремлениями…
Надеемся, что в ответном письме вы расскажете нам о славных делах комсомольцев вашего города, его передовых людях, о жизни и успехах моряков, рыбаков и судоремонтников, колхозников и интеллигенции Камчатки, о настоящем Петропавловска-Камчатского… Комсомольцам города шлем горячий привет!".
Письмо подписали капитан парохода А. Барабаш и секретарь судовой комсомольской организации Е. Андриянов.
С 1955 г. пароход "Петропавловск-Камчатский" перевозил навалочные грузы, работая в составе Дальневосточного морского пароходства. Он был приписан к порту Владивосток.
А в 1960 г. в Китае завершилась постройка небольшого теплохода "Петропавловск" длиной 46 м. В 1980-х гг. это судно принадлежало Амурскому речному пароходству и базировалось в Николаевске-на-Амуре.
В конце 1980-х гг. на голубых дорогах работал современный танкер "Петропавловск-Камчатский" длиной около 97 м, построенный в Финляндии для КМП. 5 сентября 1989 г. на судне, стоявшем на верфи, подняли Государственный флаг СССР. Вскоре танкер отправился в море: в течение пяти месяцев ему предстояло работать во фрахте иностранной компании, и лишь затем судно ждал путь на Камчатку длиной 13 380 миль.
Первым портом захода танкера стала Рига, тогда еще столица Советской Латвии, затем он посетил шведский порт Гетеборг, проследовал через Бискайский залив в Гибралтар, а 29 марта прибыл в Порт-Саид. С грузом дизельного топлива судно через Суэцкий канал вышло во Вьетнам, посетив по пути Сингапур. Сдав груз во вьетнамском порту Нячанг, танкер вначале отправился на камчатское побережье, и только потом прибыл в Петропавловск.
В начале 1990-х гг., во время смутного периода невиданного ранее в истории человечества передела государственной собственности, танкер продали иностранной компании. Он покинул воды Авачинской губы и, похоже, что навсегда…

Танкер "Петропавловск-Камчатский"

Ни один из перечисленных выше гражданских "Петропавлов-сков" не являлся промысловым судном, что для нашей области, специализирующейся на добыче и переработке рыбы и морепродуктов, представляется не вполне естественным. Эту "несправедливость" исправили в конце XX в.: в 1999 г. имя города получил большой рыболовный морозильный траулер, построенный в Польше. Его приобрела одна из камчатских рыбопромышленных компаний. Рейд Петропавловска вновь украсился судном-"тезкой".

Назад