Назад

ОБЛАСТНОЙ ПАРОХОД "АДМИРАЛ ЗАВОЙКО"

В начале лета 1912 г. на полуостров прибыла паровая яхта "Адмирал Завойко", специально построенная как разъездное судно камчатского губернатора. До этого местная администрация не располагала собственными морскими судами, способными совершать длительные рейсы по протяженному побережью полуострова, практически не имевшему внутренних транспортных путей. Это осложняло экономическое развитие области и затрудняло охрану ее природных богатств.
Яхта строилась по отечественному проекту на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге. Ее сооружение завершилось к лету 1911 г. В конце ноября она пришла во Владивосток, где остановилась на зимовку. Во время перехода яхты с Балтики на Дальний Восток выявился ряд построечных дефектов, в частности — течь палубы. После зимнего ремонта судно с началом навигации 1912 г. прибыло в Петропавловск.
Двухмачтовая яхта водоизмещением 650 т имела машину мощностью 600 л. с., позволявшую развивать скорость хода 9 узлов. Запас угля в 180 т обеспечивал дальность плавания до 2 500 миль. Беспроволочный телеграф позволял поддерживать связь с Петропавловском и находящимися в море пароходами. На судне имелись моторный катер и три шлюпки. "Адмирал Завойко" был неплохо вооружен: он имел две 57-миллиметровые пушки и два пулемета. Это позволяло яхте охранять берега от иностранных браконьеров. Она могла выполнять и ледовые плавания, имея укрепленный форштевень и утолщенную обшивку носовой части.
С прибытием яхты начались регулярные обходы берегов, производить которые до этого ввиду отсутствия плавсредств не представлялось возможным. Однако "Адмирал Завойко" имел трюм, вмещавший всего тридцать тонн груза, поэтому в качестве снабженца побережья был явно непригоден. "Для нужд камчатской администрации, по мнению моему, необходимо иметь пароход более значительного тоннажа", — указывал губернатор области действительный статский советник Н. В. Мономахов.
"Адмирал Завойко" интенсивно использовался для развоза мелких партий груза, продовольствия, почты и доставки чиновников в различные пункты области в период с мая по ноябрь. Для снабжения судна топливом в определенных местах побережья были созданы "угольные станции". Они выручали не только яхту, но и местное население, а также правительственные учреждения. Так, в марте 1918 г. заведующий радиостанцией в Анадыре обращался к областным властям за разрешением "взять взаимообразно до парохода десять тонн каменного угля из запасов для яхты "Завойко"". Зимовала и ремонтировалась яхта во Владивостоке, там же преимущественно комплектовался ее экипаж. Его небольшая часть являлась выходцами с Камчатки.
В сентябре 1916 г. "Адмирал Завойко" находился на западном побережье полуострова. Он доставил областного врачебного инспектора в селение Голыгино. Во время этого плавания пароход попал в сильный шторм, вынудивший его отстаиваться в Втором Курильском проливе. К счастью, на яхте обошлось без серьезных повреждений. Меньше повезло двум японским пароходам и нескольким шхунам, которые выбросило на берег. Впрочем, опасности поджидали моряков не только в бурном море: так, кочегар яхты Янгеленко утонул в Халактырском озере.
9 октября 1916 г. "Адмирал Завойко" отправился в бухту Асача с прибывшей из Петрограда экспедицией Министерства земледелия и землеустройства. 20 октября яхта, забрав почту, ушла на зимнюю стоянку во Владивосток, куда прибыла 25 октября 1916 г.
Летом 1917 г. "Адмиралом Завойко" распоряжались областной комиссар Временного правительства и областной комитет, сменившие царскую губернаторскую администрацию. Судно находилось на западном побережье, в частности, посетило Тигиль. Его команда по возвращении в Петропавловск передала на нужды областного комитета из собственных средств двадцать три рубля и пятьдесят копеек. 27 июля 1917 г. в Петропавловск зашел пароход Добровольного флота "Индигирка", доставивший двадцать шесть тысяч пудов грузов. Часть привезенных продуктов на сумму около десяти тысяч рублей областная продовольственная управа 29 июля отправила на "Адмирале Завойко" на Командоры, остров Карагинский в Уку, в Кичигу и другие пункты восточного побережья. Это плавание длилось до 16 августа. 7 сентября "Адмирал Завойко" вышел из Петропавловска на западный берег Камчатки и охотское побережье. На нем по домам разъезжались делегаты Первого областного съезда. 23 сентября пароход посетил Охотск, а затем отправился на зимний отстой во Владивосток.
Осенью 1917 г. Северо-Восточное Общество разработало и предложило областному комиссару К. П. Лаврову проект перестройки судна и приспособления его к особенностям местного каботажа. 13 января 1918 г. Камчатский областной комитет, возглавляемый А. А. Пуриным, рассматривал ходатайство охотского золотопромышленника Фогельмана о сдаче ему "Адмирала Завойко" в аренду на предстоящую навигацию 1918 г. на условиях бесплатной доставки продовольствия в Охотский уезд. Будущий арендатор обязался оплатить все эксплуатационные расходы, содержание экипажа, ремонт и перестройку судна, а также выплатить областному комитету семьдесят тысяч рублей. Кроме того, в течение сезона он должен был на месяц предоставить пароход в распоряжение области.
Комитет, признавая необходимость перестройки судна, постановил от предложения Фогельмана воздержаться. Он обратился в Министерство внутренних дел и краевой комитет с ходатайствами об ассигновании средств на модернизацию, а также об увеличении денежного содержания экипажа и эксплуатационных расходов на 1918 г. Смету затрат на проведение работ составил командир судна капитан Розенфельд. Комитет поручал ему выяснить, где и когда их можно выполнить, а также определить расходы, требующиеся для выплаты экипажу жалования.
В конце февраля 1918 г. судовой комитет яхты отправил в Петропавловск телеграмму с просьбой о высылке ему 3 883 рублей и 52 копеек. С целью уточнения названной суммы областной комитет решил "запросить капитана, судовой комитет и союз моряков, какая установлена нормировка для моряков, а также оклад служащих парохода "Завойко" в данное время".
Для получения средств на дальнейшее содержание судна, 6 марта 1918 г. областные власти все-таки решили сдать его в аренду сроком на месяц, с условием, что к 20 апреля 1918 г. его следовало подготовить к выходу в Петропавловск с продовольствием. "Завойко" страховал наниматель, арендная плата вносилась в судовую кассу.
Весной 1918 г. краевой Совет в Хабаровске выделил в распоряжение владивостокского Совета на ремонт и снабжение "Адмирала Завойко" восемьдесят три тысячи рублей. 17 июня 1918 г. в Петропавловске получили известие о том, что яхта вышла на Камчатку. Однако слух оказался ложным, и 6 июля горожане оповещались о том, "что никаких сведений о выходе яхты за отсутствием телеграфной связи не имеется". Впрочем, в середине июля 1918 г. "Адмирал Завойко" уже находился в Петропавловске. Во время стоянки по вечерам он освещал город прожектором.
В 1918 г. интенсивность движения транспортных судов Добровольного флота, главного снабженца Камчатки, резко снизилась. Так, за период, традиционно являвшийся в местном судоходстве наиболее оживленным — с начала мая по конец июня 1918 г., — Петропавловск посетили всего четыре его парохода. Частично их функции выполнял "Адмирал Завойко". 14 июля 1918 г. областной комитет оповещал городскую почтово-телеграфную контору о предстоящем выходе яхты из Петропавловска в так называемый "круговой" рейс. Маршрут этого плавания намечался следующим: Озерная (восточная), остров Беринга, Хакодате, Владивосток, остров Сахалин, Охотск, Иня, Тауйск, Ола, Ямек, Иреть, Наяхан, Гижига, Палана, Тигиль, Хайрюзово, Мономахово, Большерецк, Голыгино, Озерная (западная), Петропавловск. Начальнику конторы предлагалось позаботиться об отправке в эти пункты корреспонденции.
20 июля 1918 г. судно вышло в рейс. В первом пункте захода, недавно созданном поселении на восточном берегу Камчатки, были высажены двадцать пять семейств переселенцев, отправившихся к новому месту жительства. При обходе охотского и западного побережий Камчатки яхта принимала на борт делегатов Второго областного съезда, направлявшихся в областной центр.
11 сентября 1918 г. "Адмирал Завойко" вернулся в Петропавловск из очередного плавания. Около трех часов ночи 12 сентября он, усиленный десятью матросами со стоявшего в порту военного транспорта "Якут", срочно вышел в район Петропавловского маяка на помощь гибнущей моторной шхуне "Кета". В шесть часов утра с большим трудом удалось спасти пять членов ее экипажа. Шхуна, наскочившая на подводные камни, шла под командованием А. Зерница из Кичиги во Владивосток с заходом в Петропавловск. Груз полностью погиб, убыток от аварии составил сто тысяч рублей.
Работа яхты нередко вызывала нарекания населения и даже владельца — областных властей. Они полагали, что ее экипаж и командование относятся "совсем неблагосклонно к… неотложным потребностям своих хозяев, жителей Камчатской области… Примерный случай: новоорганизовавшемуся Хайрюзовскому обществу потребителей было адресовано… до ста пудов продуктов. Когда оно обратилось к пароходной команде с просьбой о погрузке таковых, она категорически отказалась… "Завойко" отказался также принять груз от представителей камчатской областной управы. Между тем груз частного гижигинского торговца преспокойнейшим образом очутился на месте своего назначения…
Пройдет время грозы, что же тогда будет делать достопочтенный пароход "Завойко", содержание которого ложится тяжелым бременем на спины рыбаков и охотников области? Остается только верить и надеяться, что областная административная власть, стоя на страже интересов ее избирателей, настоит на исполнении ее воли — воли областного хозяина над своими работниками…".
В 1919 г. "Завойко" обслуживал нужды областного управления, подчинявшегося правительству А. В. Колчака. 22 октября 1919 г. он отправился из Петропавловска во Владивосток на зимовку. На судне для доклада "главному начальнику края" выехал управляющий областью Н. Н. Червлянский. В январе 1920 г. к власти на Камчатке пришел большевистский временный военно-революционный комитет, сместивший колчаковского управляющего.
В октябре 1920 г. состоялся Третий областной съезд. Отсутствие в течение года нормального пароходного сообщения с охотским побережьем привело к тому, что делегаты Охотского уезда на съезд не прибыли. С 15 мая 1920 г. с уездом прервалась и телеграфная связь. Не приехала на съезд делегация от Чукотского уезда, правда, совсем по другой причине: "не было их и на предшествовавших съездах, так как чукчи по особенностям своего характера не решаются отправляться далеко от родины".
Съезд наказал камчатской делегации в Народном Собрании Дальневосточной республики (ДВР), созданной 6 апреля 1920 г. и включившей полуостров в свой состав, войти "в сношение с надлежащими ведомствами о предоставлении для обслуживания Камчатской области в отношении продовольственном и административном, и, в особенности, в отношении осуществления рыболовного надзора, — небольшого судна, которое могло бы зимовать на Камчатке, и, вместе с тем, выразить протест ведомству внутренних дел против задержки парохода "Адмирал Завойко", принадлежащего камчатской областной администрации и до некоторой степени осуществлявшего вышеназванные нужды области".
В 1920 г. яхта находилась в Приморье. Она вместе с кораблями Сибирской военной флотилии входила в состав флота ДВР.
В начале 1921 г. Камчатская область по-прежнему состояла в ДВР. В конце января 1921 г. находившаяся во Владивостоке камчатская делегация под руководством И. И. Гапановича сообщила о том, что она добивается от Народного собрания ДВР и Временного правительства "обеспечения камчатских служащих продовольствием на 1921 г. Приобретено небольшое количество медикаментов. Хлопочем об отпуске средств на учебники; с валютой очень тяжело".
Продукты были выделены, 10 марта 1921 г. их собирались грузить на "Адмирал Завойко", выход которого в Петропавловск и на Командоры намечался в конце месяца. Петропавловское казначейство ожидало с ним денежного подкрепления. "Завойко" отправился на Камчатку только 24 апреля и пришел сюда 4 мая 1921 г.
Задержка объяснялась тем, что приморская госполитохрана (контрразведка) получила сведения о том, что Гапанович вовлек команду "Завойко" в заговор с целью захвата власти на Камчатке. В связи с этим решили заново укомплектовать его экипаж. 21 апреля "Адмирал Завойко" вошел в состав Сибирской военной флотилии в качестве посыльного судна. Его командиром стал бывший офицер А. И. Клюсс, комиссаром — С. К. Орловский. Гапановича на судно не допустили, а на Камчатку на нем отправился уполномоченный Приморского областного правления и Дальбюро ЦК РКП(б) А. С. Якум.
"Адмирал Завойко" привез на Камчатку продовольствие на сумму сто двадцать пять тысяч золотых рублей. Вместе ним он тайно доставил вооружение, предназначавшееся для сторонников большевиков. В июне из привезенных яхтой медикаментов отдел "народного здравия" и городская лечебница скомплектовали и отправили на побережье на шхуне торговой фирмы "Сайденберг и Виттенберг" аптечки для пяти фельдшерских пунктов.
Яхта из Петропавловска вышла на Командоры. 20 мая на остров Беринга зашел японский крейсер "Ивами". Его команда доставила сюда спиртные напитки, запрещенные к ввозу. К вечеру все население острова было пьяно. Утром следующего дня японцы привезли аборигенам "подарки": девять пудов риса и старые вещи, сложив их возле помещения островного комитета. Собрание жителей острова решило "подарки" возвратить, отправив их на "Адмирале Завойко" в Петропавловск для передачи обратно на крейсер. Сделать этого не удалось, так как начавшийся шторм вынудил яхту уйти в море.
После возвращения в Петропавловск, 26 мая на ней получили известие о произошедшем во Владивостоке перевороте: здесь пришло к власти монархическое Временное Приамурское правительство братьев Меркуловых. Штаб Сибирской флотилии отправил на "Завойко" приказ о немедленном возвращении. Пробольшевистски настроенная команда яхты отказалась идти во Владивосток. 9 июня 1921 г. судно по настоянию А. С. Якума направилось в китайский порт Шанхай: Китай признал центральное советское правительство, здесь находились миссии РСФСР и ДВР. За время стоянки яхты, продолжавшейся почти полтора года, противники советской власти предприняли несколько неудачных попыток овладеть судном.
В начале июня 1921 г. Дальбюро ЦК РКП(б) ввиду предстоящей борьбы с меркуловским правительством дало указание доставить на Камчатку снабжение для организации партизанских баз. Для этой цели оно намеревалось снарядить из Шанхая "спецэкспедицию" под руководством назначенного советским комиссаром Камчатки П. И. Кларка. Груз на полуостров должен был везти зафрахтованный английский пароход "Ральф Моллер".
В начале сентября в Петропавловск пришло сообщение о том, что "на днях выходит из Шанхая пароход с грузом и средствами для Камчатки и Командорских островов; привезет необходимое для годовой потребности: продовольствие, одежду, обувь, стройматериалы, плавсредства и прочее". Предполагалось, что его будет сопровождать "Адмирал Завойко", но яхта осталась в Шанхае. В сентябре зафрахтованное судно вышло в море. В районе японского порта Муроран его перехватила "белогвардейская" канонерская лодка Приамурского правительства "Батарея".
В конце октября 1921 г. советская власть в Петропавловске перестала существовать, а члены областного народно-революционного комитета с верными им людьми ушли в сопки.
7 марта 1922 г. А. С. Якум рекомендовал Дальбюро РКП(б) приступить к организации на Камчатку и Командорские острова еще одной экспедиции из портов Китая, для чего "вооружить находящийся в порте Шанхая пароход "Адмирал Завойко" и один из пароходов Добровольного флота". Для подготовки экспедиции требовались полтора миллиона золотых рублей, в ее составе предполагалось иметь "сто человек морских стрелков и техников при надежном командном составе". С экспедицией следовало отправить лицо, уполномоченное правительством РСФСР, и нескольких работников "для организации на месте гражданского административного аппарата".
Если же прямая поддержка действий партизанских отрядов на Камчатке окажется невозможной, то, по мнению Якума, требовалось "приступить в строго конспиративном порядке к организации в пределах Китая или Японии небольшого штата советской администрации, которая бы зорко следила за положением дел в Приморье и на Камчатке и при первой благоприятной обстановке… отбыла бы на Камчатку, воспользовавшись пароходом "Адмирал Завойко", заранее вооруженным и в любой момент подготовленным к рейсу…".
В том случае, если "в вопросе о Камчатке будет отклонена всякая активность", Якум предлагал принять меры к ликвидации остатков товаров, заготовленных для сорвавшейся экспедиции на "Ральфе Моллере", и "дать распоряжение о дальнейшей судьбе парохода "Адмирал Завойко", который стоит в Шанхайском порту без всяких средств, с наличием угроз, что команда начнет проедать пароход, и он будет захвачен агентами меркуловской власти, попытки к чему имели уже место и раньше".
Подобной же точки зрения придерживался и заместитель председателя Камчатского областного народно-революционного комитета М. И. Савченко (Славский), считавший "большой и непоправимой ошибкой отмену второго осеннего рейса парохода "Завойко" на Камчатку в прошлом (1921. — С. Г.) году. Такой рейс, согласно категорического заявления капитана парохода "Завойко" А. И. Клюз, был вполне осуществим. При высадке в тот период в "Колыгерь", базу Областного Комитета на восточном берегу Камчатки, небольшого боеспособного десанта во главе с Уполномоченным Представителем Р.С.Ф.С.Р. и двумя десятками партийных и военных организаторов, — белые в течение зимы были бы окончательно ликвидированы на всем полуострове…".
Навигация 1922 г. начиналась в условиях, когда во Владивостоке и Петропавловске у власти находились представители одного политического направления. Это расценивалось противниками советской власти как вполне закономерное явление. "Ведь даже десятилетние ребята всякого камчадала отлично понимают, что Камчатка без Владивостока существовать не может, и кто владеет Приамурской областью, к тому в силу естественной экономической связи должна присоединиться и Камчатка.
Учитывая этот совершенно правильный взгляд камчадалов, коммунисты стремятся теперь убедить, что Советская Россия будет помогать Камчатке через Шанхай, но Боже мой, на какую же простоту населения надо рассчитывать, чтобы иметь нахальство доказывать возможность такой перспективы. Ведь у коммунистов в Шанхае только один маленький пароходик "Завойко"… Спрашивается, каким же образом пароход "Завойко" мог бы осчастливить Камчатку своим посещением, когда в распоряжении Приамурского правительства во Владивостоке находится целый флот из нескольких десятков кораблей, среди которых есть много судов военных, отлично вооруженных? …Для всякого здравомыслящего человека ясно, что советские корабли… могут попасть на Камчатку разве только по воздуху…".
К осени 1922 г. советские войска потеснили белые части в Приморье. Становилось ясно, что занятие Красной Армией Владивостока уже не за горами. 17 октября 1922 г. М. И. Савченко (Славский) обратился к уполномоченному представителю РСФСР в Китае А. А. Иоффе с проектом отправки "Адмирала Завойко" на Камчатку. Савченко полагал, что полуостров может стать возможным местом эвакуации белых частей и администрации. Это значительно усилило бы силы местных противников советской власти и, наоборот, грозило бы уничтожением сторонников большевиков.
Для предотвращения этого требовалась помощь, которую следовало послать на полуостров до начала зимы, "так как в течение зимы Областной Комитет вместе с остатками отряда будет окружен и уничтожен или, в лучшем случае, рассеян по тайге и обречен на смерть от голода и холода. Кроме того, белые, не встречая противодействия, за зиму займут важнейшие пункты и к весне настолько укрепятся, что потребуется много усилий и жертв для того, чтобы выбить их с Камчатки летом".
Для отправки подкрепления Савченко называл "один способ — это спешное вооружение парохода "Завойко", погрузка на него хорошо экипированного, вооруженного и вполне боеспособного отряда, и высадка этого отряда на восточном побережье Камчатки". Но выполнение этого плана требовало много времени, поэтому яхту можно было отправить только в конце февраля или начале марта 1923 г. "Посланный отряд соединится в "Колыгире" с силами Облкома и на "Завойко" же отправится в тот пункт, с которого удобнее будет повести наступление на Петропавловск. В то время пароходы белых будут в бухте (Авачинской губе. — С. Г.) заперты льдом, и крейсирование "Завойко" по побережью будет вполне свободно".
Тем временем обстановка в Приморье менялась стремительно: 25 октября 1922 г. красная 5-я Дальневосточная армия заняла Владивосток. Белые части и администрация эвакуировались в Корею. Спустя несколько дней, 28 октября 1922 г., М. И. Савченко известил Дальбюро ЦК РКП(б) о том, что "в связи с изменением положения в Приморье, предлагавшийся мною проект с пароходом "Завойко" отпадает…". 2 ноября 1922 г. занимавшие Петропавловск подразделения белой Русской армии во главе с генералом П. М. Ивановым-Мумжиевым покинули порт. В нем окончательно установилась советская власть.
Естественно, что после советизации Камчатки усилия губернского революционного комитета (губревкома) в первую очередь были направлены на то, чтобы вернуть на полуостров хорошо известный всем камчатцам областной пароход "Адмирал Завойко". Его появление здесь в условиях крайнего недостатка отечественных судов было крайне необходимо.
В течение 1920—1923 гг. в камчатских водах работали преимущественно японские транспортные суда. В 1922 г. между главным портом северной Японии — Хакодате — и основными пунктами полуострова — Петропавловском, Усть-Камчатском и Большерецком — действовало экспрессное пароходное сообщение, причем владельцы судов, работавших на этой линии, получали правительственные субсидии. В этом году численность японских пароходов и шхун, по оценкам губревкома, достигала пятисот. Они часто нарушали правила судоходства. Так, в 1922 г. были зарегистрированы более пятидесяти судов, ходивших без навигационных свидетельств.
22 марта 1923 г. уполномоченный губревкома И. Е. Ларин в докладе о состоянии губернии среди первоочередных мероприятий, которые необходимо было "провести в жизнь", называл "предоставление в распоряжение губревкома парохода "Адмирал Завойко" или другого соответствующего судна, способного обслужить нужды губревкома и окупить само себя". Увы, такового пока не нашлось, а "Адмирал Завойко", ставший отныне "Красным вымпелом", вошел в состав владивостокского отряда боевых кораблей — первого соединения морских сил Дальнего Востока советского периода — в качестве сторожевого корабля. Из Шанхая во Владивосток он вернулся в марте 1923 г.

"Адмирал Завойко" под советским флагом

Вскоре "Красный вымпел" пришел на полуостров: летом 1923 г. в охотско-камчатских водах он впервые демонстрировал советский военно-морской флаг. 4 июня 1923 г. корабль вышел из Владивостока для наблюдения за выполнением правил рыболовства. Им по-прежнему командовал А. И. Клюсс. Поход "Красного вымпела" длился до 24 сентября 1923 г.
Находившийся на нем старший инспектор рыболовства И. И. Семенов отмечал, что появление военного судна, контролировавшего выполнение правил ведения промысла, имело большое значение не только для японцев, но и для местных жителей. "Русский красный военный флаг был показан на обоих берегах Камчатки и на охотском побережье, а это сыграло немалую роль в отношении японцев к лицам промыслового надзора. Требования надзора японцами исполнялись…". Присутствие "Красного вымпела" повлияло "и на местное население, и [на] местные власти, которые до прибытия корабля совершенно не считались с чинами рыболовного надзора и не исполняли законных требований…".
Отношений с японцами надзор старался не обострять: силы были неравны: на побережье постоянно дежурили их миноносцы, внимательно наблюдавшие за действиями русских. В этом отношении показателен следующий факт. 26 июня 1923 г. "Красный вымпел" пришел с Командорских островов в Усть-Камчатск, где встал на якорь напротив рыболовных участков. По словам Семенова, отправившегося на катере проверять невода, "на одном [из них] пришлось задержаться ввиду незаконной [конструкции] ловушки невода. В это время японский миноносец, стоявший против устья [реки Камчатки], снялся с якоря и направился к нашему кораблю, став на якорь саженях в 150-ти от нас, наблюдая, что мы будем делать с неводами. Миноносец стоял до тех пор, пока мы на корабле не перешли к устью…".
За время плавания "Красного вымпела" промысловый надзор зафиксировал ряд нарушений правил рыболовства, о чем составил девятнадцать протоколов и девять актов.
Последовательно обходя побережья, "Красный вымпел" несколько раз заходил в Петропавловск, где его команда отдыхала и пополняла судовые запасы. Здесь моряки поддержали давно сложившуюся традицию устройства совместных с горожанами гуляний. Во время одной из стоянок, в субботу 19 июля 1923 г., его экипаж в городском клубе "Имени Коминтерна" устроил показ шуточных спектаклей "Попугай" и "Происшествие". Афиша вечера обещала гостям, помимо театральных зрелищ, "танцы до утра". На следующий день "Красный вымпел", пополнив запасы топлива на складе морского ведомства, где для него хранились восемьсот тонн угля, вышел на Командоры. По возвращении с островов экипаж корабля собирался показать камчатцам новую театральную программу: сочинение Тургенева "Безденежье", пьесу "из партийной жизни" под названием "Белые и красные" и чеховского "Медведя".
Вот что сообщал о первом походе "Красного вымпела" под советским флагом "Краткий очерк о социально-экономическом развитии и географическом положении Камчатки", составленный в недрах губревкома в 1923 г.: "…Непосредственное осуществление контроля за рыбалками лежит на Отделе Рыбоохоты, который находится во Владивостоке. В текущем году с пароходом "Красный вымпел" командированы инспекторы рыболовства, но таковые в полной мере проводить в жизнь свои задания не сумеют лишь только потому, что их недостает, и вследствие редкого курсирования парохода. Кроме "Красного вымпела" других средств передвижения не имеется".
Дальнейшая служба корабля была связана, в основном, с Приморьем. В 1924 г. он был переклассифицирован в сторожевой корабль. Осенью 1925 г. "Красный вымпел" занимался гидрографической съемкой в заливе Петра Великого. В 1929 г. сторожевик прикомандировали к Отдельному гидрографическому отряду Управления по безопасности кораблевождения Дальнего Востока. Руководил отрядом Л. А. Демин.
Леонид Александрович Демин (1897—1973 гг.) — гидрограф-геодезист. В 1917 г. закончил Херсонское училище дальнего плавания, призван на флот и зачислен в школу мичманов, затем назначен на крейсер "Аврора", где служил с октября 1917 по апрель 1918 гг. В 1918—1919 гг. плавал на гидрографических судах, учился в Соединенных классах специалистов командного состава. В 1920 г. командовал гидрографическим судном "Орел". В 1924 г. после окончания Военно-морской академии направлен на Дальний Восток. С 1924 по 1937 гг. — начальник Отдельного гидрографического отряда и начальник экспедиции в Тихом океане. В 1947 г. за работы по съемке и описи дальневосточных морей награжден золотой медалью Географического общества СССР имени Ф. П. Литке.
20 июня 1929 г. корабль начал работу в заливе Корфа на севере Камчатки. Здесь он дважды садился на мель, на своем примере показав, насколько опасно плавание в малоизученных прикамчатских водах. Выполнив работы в заливах Корфа и Олюторском, произведя съемку бухт Гека, Скрытой, Сибирь и Скобелева и описав берег от острова Верхотурова до мыса Олюторского, корабль отправился в Петропавловск.
Л. А. Демин получил приказ идти в камчатскую столицу затем, чтобы получить здесь материалы и специалистов по оборудованию посадочных площадок. После этого "Красному вымпелу" следовало отправиться на Аляску для обеспечения перелета самолета "Страна Советов" по маршруту Москва — США. 28 июля 1929 г. "Красный вымпел" пришел на Командоры и встал на рейде Никольского.
Вскоре корабль отправился к Алеутским островам. Находившаяся на нем гидрографическая партия осталась на острове Беринга, провела прибрежные промеры и съемку северо-западной части острова. 28 сентября 1929 г. корабль вернулся с Алеутских островов, забрал гидрографов и намеревался вернуться в Петропавловск, но штормовая погода заставила его изменить маршрут и проследовать во Владивосток.
Деятельность "Красного вымпела" имела непосредственное отношение и к Петропавловску. 15 июня 1931 г. экспедиция на нем в лице Л. А. Демина и его помощника Ивавского обратилась в президиум Камчатского окружного исполнительного комитета и к агенту Совторгфлота В. С. Колесниченко, возглавлявшему торговый порт в Петропавловске, со следующим письмом.
"В связи с развитием Петропавловского порта необходимо принять меры к обеспечению соответствующими навигационными ограждениями. Имеемые в настоящее время в Авачинской губе Петропавловска маяки, входные створные огни ни в какой мере не удовлетворяют требованиям безопасности судов…
На основании постановления правительства по докладу комиссии товарища Шотмана (в сентябре 1929 г. в Петропавловске закончила работу правительственная комиссия, возглавляемая А. В. Шотманом, определившая основные направления экономического развития Камчатки, среди которых нашлось место и сооружению портовой базы. — С. Г.), гидрографическое управление наметило большую программу работ по обеспечению и ограждению Камчатского района. В частности в районе Авачинской губы открывается Петропавловская лоцдистанция, выставляется ряд створных знаков, плавучих бакенов, на маяке устанавливается сирена и т. п.
Поэтому Управление по обеспечению безопасного кораблевождения на Дальнем Востоке просит президиум Окрисполкома вынести свое решение на предмет закрепления за створными огнями участка согласно прилагаемого плана".
В 1932 г. "Красный вымпел" вошел в состав только что созданного Тихоокеанского флота. С 1937 по 1940 гг. сторожевик прошел капитальный ремонт, а потом стал вначале учебным, а затем посыльно-кабельным судном и гидроаккустической станцией. Корабль участвовал в советско-японской войне 1945 г. В 1958 г., превращенный в мемориал, он встал на вечную стоянку в бухте Золотой Рог. В этом качестве "Красный вымпел" и поныне продолжает нести свою флотскую службу.

Назад