Иван КозыревскийПроклятие рода Козыревских
Во время войны между Россией и Польшей в 1654 году под Смоленском попал в русский плен Федор Иоаннович Козыревский и был сослан в Сибирь, на Лену. Здесь он, не дождавшись прощения, женился в 1667 году, а к 1674-му имел уже трех сыновей Петра, Семена и Дмитрия. В этот же год вызвали Федора Иоанновича в Москву и объявили, что ссылка его кончилась и что он может возвращаться на свою родину, в Литву.
Но годы, проведенные в России, уже сделали свое дело, и Федор Иоаннович не помышлял уже ни о каком другом крае Сибирь стала родиной для него самого и его детей. И потому бил челом Федор Иоаннович перед царем Алексеем Михайловичем с просьбой оставить его в Сибири и взять на государеву службу. Царь по достоинству оценил этот поступок и поверстал Козыревского в казаки в чине сына боярского то есть поставил его выше сотника. И с этой поры началась у Федора Иоанновича и его семьи беспокойная перекочевка от зимовья до зимовья, из острога в острог, с волока на волок туда, куда назначали его якутские воеводы приказчиком ответственным за сбор ясака в казну царя Алексея Михайловича. Жили они то на Вилюе и Алдане, то на Олекме, пока не был назначен Федор Иоаннович в верховья Лены на Чечуйский волок.
Вот здесь-то и обрушились на род Козыревских первые удары судьбы, и повисло проклятие над ними, переходя из поколения в поколение, пока не низверглась вся лавина этих несчастий на одного Ивана, внука Федора Иоанновича
А началось все с того, что постоянная нехватка денег в семье подтолкнула Федора Иоанновича к мысли заняться кое какой торговлей, в первую очередь казенным вином. И
проторговался казак долг за ним скопился огромный по тем временам 50 рублей пятилетнее жалованье. Заплатить его было нечем. Над семьей повисла угроза долговой расправы. А тут еще и дети, выросшие при кабаке, пристрастились к чарке. Особенно старший, Петр. Федор Иоаннович в надежде, что брачный союз облагоразумит сына, женил Петра. В 1690 году родился Иван. Но Петр не только не бросил пить сам, но и пристрастил к вину и жену свою Анну. Через год родился у них еще один сын, но и он не внес особых перемен в жизнь родителей.
И тогда Федор Иоаннович решился на последнее средство: бил челом якутскому воеводе, чтобы тот отпустил его по старости в монастырь, а на место его поставил бы сына, Петра. Бессилен оказался Федор Иоаннович перед сыновьям пороком и теперь надеялся лишь на то, что суровая казачья служба исцелит Петра, вернет его к трезвой жизни
Воевода внял просьбе боярского сына, и приказчиком Чечуйского волока стал Петр Козыревский, а отец его постригся в монахи и стал теперь иноком Авраамием. Но это было и все, что смог сделать Козыревский-старший, остальное осталось по-прежнему. И продолжалось до 1695 года, пока на богомолье, на заимке Киренского Троицкого монастыря в пьяной драке не убил Петр Федорович жену свою Анну и не бежал с малолетними детьми от суда и следствия в глухую тайгу верховий Лены
Наступило страшное для них время семья влачила жалкое полуголодное существование. Петр был лишен чинов и исключен из казачьих списков клеймо «убийца» было выжжено теперь на его имени, чести и совести. Вот тогда и началось прозрение Петра. Позднее, тяжелое, ужасное.
А тем временем уже, и до Москвы докатилась весть о грехопадении сына боярского Петра Федоровича сына Козыревского. Из Сибирского приказа писали:
«Буде явится, что он без причины ее убил и в том повинится и за то его казнить самово смертью, велеть повесить в той же монастырской заимке, а буде по розыску явится, что он убил жену за какое воровство и его смертью не казнить, бить нещадно, что он, не бив челом, самовольно жену свою убил
»
Не выдержав таежного заточения, Козыревский пришел в Якутск с повинной. 2 июля 1700 года воевода Траурнихт начал производить расследование этого убийства, и свидетели единодушно показали, что во всем виновата была сама Анна, ее пьяное буйство и неистовство.
3 июля пытали Петра. А на следующий день был вынесен приговор били Петра Федоровича кнутом на торговой площади Якутска, а затем отпустили на свободу под поручительство казаков.
Что ожидало его теперь? Трудно сказать. Возможно, что и сам он этого не знал. А тут вдруг подвернулся сотник Тимофей Кобелев, назначенный приказчиком Камчатки на смену атласовскому Потапу Серюкову. Козыревские, известные грамотеи, были в чести у казаков, и потому с согласия Кобелева 26 июля 1700 года рождается под пером опального Петра Федоровича челобитная царю Петру, сыну покойного Алексея Михайловича:
«Великому государю, царю и великому князю Петру Алексеевичу всея великия и малый и белыя Руси самодержцу бьет челом холоп твой, неверстанный казак Петрушка Козыревский. Милосердный великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя России самодержец, пожалей меня холопа своего, вели государь меня в Якуцком поверстать в казачью службу на убылое место и послать меня послужить тебе, великому государю, на новую Камчатку реку. Великий государь смилуйся».
Пока челобитная шла в Москву и возвращался ответ в Якутск, воевода Траурнихт на свой страх и риск принимает решение: не послать, а сослать Козыревских на Камчатку. Безо всяких средств к существованию, ибо положенный казаку для похода аванс был конфискован отобран у Петра воеводой для погашения старого долга Федора Иоанновича
В сентябре 1700 года отряд сотника Тимофея Кобелева вышел в дальний путь на край земли, и лишь летом 1701 года пришли камчатские казаки в долину древней реки Уйкоаль, которая звалась теперь Камчаткою, и где заложил в 1698 году казак Потап Серюков первое русское поселение на полуострове Верхнекамчадальский, нли Верхнекамчатский острог.
Петру Федоровичу выпала немалая честь. Он возводил укрепления второго острога Нижнекамчатского, откуда шли казаки собирать ясак для царя по окрестным рекам и восточному побережью Камчатки. Он первым вышел и на реку Коль, которую после сын Иван назовет в честь отца Козыревкой. И большая жизнь суждена была в будущем Нижнекамчатску.
Но не узнал об этом Петр Федорович: в 1704 году он отправился сопровождать с приказчиком Зиновьевым государев ясак в Якутск, а на обратном пути вместе с новым приказчиком Федором Верхотуровым-Протопоповым, выйдя уже на восточное побережье Камчатки, узнал от местных коряков о небольших морских островах, богатых моржовыми коргами-лежбищами, и пошел в море вместе со своим командиром открывать для России новые земли. И
не вернулись назад ни Верхотуров, ни Козыревский, ни их товарищи. А острова те так с той поры и зовут на Камчатке Верхотуровыми
Сговор на крови
После смерти Петра Козыревского камчатским приказчиком Василием Колесовым поверстан на «убылое» место пятнадцатилетний Иван, и в тот же год большой отряд казаков во главе с пятидесятником Ламаевым был послан приказчиком на юг Камчатки в «Курильскую землю».
«Землица» эта занимала огромную часть полуострова от мыса Лопатка до реки Большой на западе и Авачинской губы на востоке. Населяли ее воинственные племена курилов потомков двух народов: айну и ительменов. Сами они себя называли куру человек.
В 1706 году одна из групп ламаевского отряда под командованием казака Михаила Наседкина вышла на Камчатский нос мыс Лопатку, и отсюда увидели русские землепроходцы, что и дальше в море, на полдень от носа, через «перелив» лежит неведомая земля. Та самая, о которой сообщил царю Атласов.
Мы пока не знаем, но может быть был среди этих казаков и юный Иван Козыревский. Тогда многое можно было бы понять в его последующих поступках, даже то, что и по сей день еще не объяснено.
В 1707 году приказчиком Камчатки вновь становится Владимир Владимирович Атласов. Почти десять лет, со времен своего знаменитого похода, не был он больше в этой земле, присоединение которой к России обессмертило его имя и осыпало самого Атласова царскими милостями. Ему был жалован чин главного приказчика Камчатки и немалая по тем временам награда разрешено набрать товаров на сто рублей. Сумма большая, если помните, что лишь половина таковой превратила в кошмар жизнь целого семейства Козыревских на Чечуйском волоке.
Столь же роковыми оказались эти деньги и для самого Атласова: он всласть погулял на них, возвращаясь в Якутск, пограбил со своей вольной ватажкой дощаники баржи купеческие, так что после этого в Якутске не почести ожидали разбойного атамана, а суд да тюремные оковы.
Спасло Владимира Владимировича лишь то, что привез он тогда с Камчатки в Москву настолько богатый ясак, что ни один из последующих камчатских приказчиков не в силах был перекрыть этих его «сороков»
А царь ждал от Камчатки многого ведь шла Северная война, врастал в невские болота Санкт-Петербург, гремели пушки и шли открывать для России ворота в Балтийское море русские полки. Царю необходимы были эти драгоценные меха, чтобы покупать, создавать, копить силу. А давала меха только Сибирь. И потому так много надежд возлагал государь на Камчатку, а она после Атласова не оправдывала надежд.
Это-то и спасло Атласова от тюрьмы ему велено было возвращаться в Камчатку и вину свою перед царем искупить службой верной, ясаком богатым, землями новыми
Но все это предоставлялось ему на самых жестких условиях.
Вот читаем у Крашенинникова:
«
в помянутом же 1706 году Атласов освобожден из-под караулу и отправлен из Якутска на Камчатку прикащиком с теми же преимуществами, которые даны ему были в 1701 году, чтоб иметь ему полную власть над служилыми, и винных смотря по делу батогами и кнутом наказывать; а велено ему прежнюю свою вину, что учинил разбой, заслужить, и в приискивании вновь земель и неясашных людей оказать крайнюю ревность, обид и налогов никому не чинить, и против иноземцев не употреблять строгости, когда можно будет обойтись ласкою, в противном случае и смертная казнь ему предписана».
И в 1707 году появляется Атласов на Камчатке, чтобы в точности исполнить царский указ и заслужить прежнюю государеву милость.
Но сделать это было непросто. Из первого камчатского похода Атласов, действительно, привез немало. Но ведь он и был первым: ему не налог платили, а дарили ительмены и курилы коренные жители полуострова шкурки соболей, лисиц, морских бобров в знак уважения и дружбы, доверия и мира. Местные жители до прихода Атласова никогда и не добывали пушных зверей, потому что этот мех не представлял здесь никакой практической ценности. Они дарили щедро, отдавая, может быть, все, что было запасено у них для украшений, или что специально добыли для своего белого друга и его собратьев.
Атласов прошел немало камчатских верст и везде его встречали гостеприимно, с открытым сердцем и одаряли тоже от всей души. И возвращался с Камчатки Атласов, не отражая по пути нападений воинственных северных племен, и потому ни одна шкурка не была похищена или отбита у него в тундре коряками или чукчами.
Но теперь времена были совсем иные, хотя и прошло с тех пор всего лишь каких-то десять лет.
Северная дорога была почти полностью перекрыта. Коряки, истребив отряд сына боярского Протопопова-Верхотурова в 1705 году, напали вслед за этим на отряд служилого Шелковникова, осадили Акланский острог и держали его в плотном кольце до следующего года, пока к чуть живым от голода акланцам не пришли на выручку казаки из Анадырской крепости.
Не была уже спокойной и сама Камчатка. Центральная ее часть долина реки Камчатки, где Атласов и заключил в свое время договор с верховным вождем-тойоном Камчатки Иваром Азидамом о дружбе и вечном союзе с Россией оставалась по-прежнему мирной. Не в пример центру, авачинские камчадалы не признавали ничьей власти: ни Азидама с Уйкоаль, ни государя Петра
Курилы были то в дружбе с русскими, то нападали на отряды сборщиков ясака. На Западной Камчатке также один год не был похож на другой если на Гыг-реке (с той поры и по сей день она зовется Воровской) жил разбойный, непокорный, бунтарский люд, и казаки в здешних местах не столько о сборе ясака радели, сколько о сохранении живота своего, то на других реках казаков встречали где с почетом, где со страхом, но везде с миром
Так что ситуация была очень даже непростая уже сама по себе, а тут еще царская воля! Поэтому приказчик нервничал, да и тюрьма якутская озлобила Атласова против людей достаточно. И потому, не разбираясь особо в тонкой политике камчатских казаков на замирение с воинственными курилами (а сам он утверждал в свое время, что это наиболее воинственное племя в Сибири), пошел Атласов на юг военным походом, чтобы напомнить курилам о былом и заставить подчиняться, если не воле своей, то силе. Пошел, видя впереди плавание к «незнаемой» земле за «переливами» и «привод под высокую державную руку новых ясашных плательщиков». Да, он перестал быть стратегом и дипломатом, думал лишь о том, как вернуть прежнее расположение к себе царя Петра и думного дьяка Андрея Виниуса из Сибирского приказа. А Камчатка не была уже прежней и думать нужно было прежде всего об этом.
И закатилась в том походе былая слава Атласова-атамана. Не принес ничего хорошего ни русским, ни курилам тот поход: столкнулись между собою две силы, и четыре года не было больше между ними мира. И о каких новых землях могла пойти речь, когда русские не способны оказались удержаться даже на реке Большой! Дважды за эти годы укреплялись они в Большерецком остроге и дважды сравнивали острог с землей курильские воины.
Так что не только прибавки ясачной не получил приказчик Атласов, но и смуту великую посеял и настроил против себя не только камчадалов, но и казаков камчатских. Дело дошло до того, что казак Данила Беляев всенародно обвинил Атласова в присвоении им для жены-молодухи Степаниды чернобурой лисицы, которая по царскому указу принадлежала казне. И приказчик, рассвирепев, зарубил казака палашом.
Не в бровь, а в глаз было то обвинение: за 1707 год «скопил» Атласов 1200 соболей, 400 красных лисиц, 74 морских бобра
Возненавидели на Камчатке Атласова крепко. Он отвечал всем тем же. А особенно почему-то невзлюбил молодого Ивана Козыревского не раз в смыках (кандалах) держал его в казенке под караулом, порол до крови в непонятной звериной злобе своей. Что же хотел выбить-вытравить из непокорного отрока Атласов? Не мечту ли заветную о походе за «переливы», ту самую, что таил в себе сам, надеясь заплатить царю открытием новых земель за все свои злодеяния и преступления, совершенные теперь уже на Камчатке?
Но неужели столь уж опасен был для Атласова какой-то мальчишка? Вполне возможно, что даже очень опасен ведь Козыревский был обучен грамоте. Может быть, это был единственный грамотный на весь полуостров, и через него, стало быть, проходили все бумаги, а, значит, он мог знать о царском указе и мог бы при случае разжечь казаков на смуту и поход
Атласов же придерживал острова про запас. Потому, видно, и прятал он в казенке от казаков несносного мальчишку-грамотея.
В конце 1707 года казаки, возмущенные правлением Атласова, сместили его с приказа, арестовали и посадили в тюрьму, но, обманув всех, тот бежит из Верхнекамчатского острога, где была приказная изба, в Нижнекамчатский и, затаившись, живет здесь без власти и уважения. Приказчиком же был избран пятидесятник Ламаев, тот самый, который водил казаков в поход на курильские земли.
Но теперь путь на Камчатский нос был закрыт курилы были настроены очень враждебно. Да и казаков трудно было разжечь на тот поход слишком уж рискованной показалась бы затея. Нужно было ждать своего часа
В 1710 году на Камчатку один за другим прибывают еще два приказчика. И себе же на погибель оба, как и Атласов, были алчными, жестокими, творящими произвол и беззаконие. Что-то неописуемое происходило в это время на Камчатке: приказчики друг друга не признавали и ненавидели, каждый из них стремился набить свои собственные дорожные мешки дорогой пушниной и всячески помешать сделать то же самое другому; стравливали между собой камчатских оседлых (тех, кто уже здесь и семьями обзавелся) и пришлых из Якутска казаков. Для оседлых весь этот разбой приказчиков мог обернуться местью камчадалов, а пришлым терять было нечего урвали побольше, да ушли себе обратно в Якутск
Но в конце концов всеми этими сварами, стычками да науськиваниями подписали приказчики сами себе смертный приговор. В январе 1711 года верхнекамчатские казаки снова поднялись на бунт, приговорив всех троих приказчиков к смертной казни. Справив кровавую тризну в Верхнем остроге, они отправились в Нижний за Атласовым.
И вот на том их пути и встретился возвращавшийся из Нижнекамчатска и ничего не знавший еще о бунте Иван Козыревский. Он тут же был арестован, ограблен, хорошенько избит за сопротивление и насильно захвачен бунтовщиками с собой в Нижний острог.
Тут-то ненависть Козыревского к Атласову перевесила чашу весов, и обиды на верхнекамчатцев за грабеж и побои показались мелочью по сравнению с тем, что он может теперь сполна отомстить Атласову за все его прошлые злодеяния. Так Иван Козыревский примыкает к бунту, подчиняясь против своей воли неистовой силе того неподвластного ему рока, который уже управлял его судьбой и толкал на такие поступки, предотвратить которые никто был не в силе.
И более того, нижнекамчатские события будут теперь разворачиваться по его, Козыревского, плану: бунтовщики войдут в дом к Атласову с лжечелобитной, написанной Иваном, и когда Владимир Владимирович возьмет ее в руки, чтобы прочесть, это послужит сигналом для выбранного заранее палача
Теперь никто не стоял на пути Ивана к его тайным замыслам. Обеспечена была и дальнейшая поддержка казаков: обагрив свои руки кровью, бунтари задумывались теперь о том, что их ждет за все это и не последует ли указ царя о смертной казни для них самих за учиненный в Камчатке разбой. Тяжелые были эти мысли и нетрудно было подсыпать на угли пороху. Потому-то все причастные к бунту, точно за соломинку, ухватились за давно вынашиваемый Козыревским, избранным ими есаулом, план замирения с курилами и похода за «переливы» к «незнаемым» землям.
Тогда же царю была сочинена и послана челобитная, в которой казаки уверяли, что приказчики камчатские убиты за то, что не позволяли им выполнить указ Петра об открытии новых земель за Камчатским носом, с клятвою, что не пожалеют живота своего и присоединят к владениям России эти острова.
Курильские острова
1711 год 26 сентября.
«Державный царь, государь милостивейший! В нынешнем 1711 году, в Верхнем и Нижнем в Камчадальских острогах, прежде бывшие прикащики от нас, рабов твоих, побиты, а за что они, прикащики побиты, и в той своей страдничьей вине подали тебе, великому государю, за руками две челобитные в Верхнем Камчадальском остроге прикащику служилому человеку Алексею Александровых, апреля в 12 день.
И за такую свою страдничью вину пошли мы, раби твои, вышеописанного месяца из камчадальских острогов служить тебе, великому государю, на Большую реку, умирять изменников, которые в прошлом 707 и 710 годах тебе, великому государю, изменили и ясачное зимовье и острог на Большой реке сожгли, твою, великого государя, сборную ясачную казну разграбили, и прикащика со служилыми людьми побили
А в прошлом, государь, в 706 году, будучи в Камчадальских острогах, прикащик Василий Колесов посылал в поход служилых людей в Курильскую землю для умирительства на немирных иноземцев. И будучи служилые люди в Курильской земле, от Курильского острогу видели за переливами землю по Пенжинскому морю, на той земле не были, и какие люди тамо пребывают и какую битву имеют и какими они промыслами промышляют, про то они в достаток, служилые люди, сказывать не знали.
А в нынешнем, государь, в 1711 году, мы, раби твои, с Большой реки, августа с 1 числа, в ту Курильскую землю край Камчадальского носу ходили, а где прежде служилые люди у Курильского острога были, и от того их места до самого краю Камчадальского носа 2 дня ходу, и с того носу мы, раби твои, в мелких судах байдаром за переливами на море на островах были, и до той земли доходили, где велено нам, рабам твоим, по твоему, великого государя, указу, проведать и дать той земле особый чертеж. И, будучи мы, раби твои, за первым переливом на первом берегу, на усть Кудтугана реки, те курильские мужики, скопився в многолюдство, дали нам бой крупной. И к бою ратному тамошние курильские мужики досужи и из всех иноземцев бойчивее, которые живут от Анадырского по Камчатскому носу. И божию помощью, у них, курильских мужиков, 10 человек побили, а иных многих испереранили, и 3 карбаса морских у них отбили.
А на том острову соболей и лисиц не живет и бобрового промысла и привалу не бывает, и промышляют они нерпу, а одежду на себе имеют от нерпичьих кож и от птичьего перья».
Это был первый Курильский остров, открытый русскими Шумшу.
Но одного оказалось мало, и в «отписку» лихо присочинили проверька, дескать:
«А за другим переливом на другом острову, на Ясовилке реке, живут иноземцы езовитяне, и собралось их многое число, а бою с нами они не дали, а через толмача под твою высокосамодержавную руку ласкою и приветом призывали.
А они, иноземцы, нам, рабам твоим, сказали, что мы здесь живучи ясаку платить и кому не знаем, и прежде до сего с нас ясаку никто не бирывал, соболей и лисиц не промышляем, промышляем де мы бобровым промыслом в генваре месяце, а которые де у нас были до вашего прихода бобры, и те бобры испроданы иной земли иноверцам, которую де землю видите вы с нашего острова в полуденной стороне, и привозят де к нам железо и иные товары, кропивные ткани пестрые и ныне де у нас дать ясаку нечего, а впредь тебе, великому государю, платить хотят ли, про то нам, рабам твоим, не сказали. И стояли против нас своим великим войском изоружены, на битву с нами были готовы.
И мы, раби твои, стояли на той их земле двои суток, а дать бою с ними за своим малолюдством и за скудностию пороховую не посмели и себя от них спасли. И с той их земли мы, раби твои, в новостроенный земленой острог на Большую реку пришли сентября в 18 числе, и тому, государь, учинили за руками чертеж.
И ныне мы, раби твои, против твоего, великого государя указу, каков был дан указ прежде бывшим прикащиком о проведении в Курильской земле в Камчадальском носу на море за переливами землю проведали. А которых прошлого 1710 году мы, раби твои, Апонского государства жителей у немирных иноземцев на Жупановской реке по бобровому берегу отбили, и они сказывают, что де от вышеупомянутой дальней земли, которую землю в полуденной стороне видите на море близь де Матмайского города и Апонского государства, и об том Матмайском и Апонском государстве радетельное свое тщание к службе твоей, великого государя, мы, раби твои, приложим и чрез дальнюю видимую землю проведать впредь обещаемся.
Вашего величества нижайший раби служилые люди: Данило Яковлев сын Анцифоров, Иван Петров сын Козыревской
»
Но грехи земные уже цеплялись за Козыревского, точно колючие семена череды: на допросе одного из бунтарей-первопроходцев, Григория Переломова, появилась эта вот, тоже впоследствии роковая для Ивана Петровича, запись:
«
де он, Григорий, с убойцами своими со служилыми людьми написали великому государю в челобитной своей и в чертеже, что были на другом морском острову, и то де они, Григорий с товарищи, написали в челобитной и в чертеже своем ложно».
Не были они на Парамушире и весь сказ. Думали, что канет выдумка в реку забвения, но не получилось. Хотели повторить поход летом 1712 года, покорить недоступные острова и дойти до «Апонского» государства, как царю своему в том клялись, но пошел зимой 1712 года Данила Яковлевич Анциферов с большим отрядом большерецких казаков в поход на авачинских камчадалов, чтобы привести и этих непокорных «иноземцев» под «высокую руку» Петра, да заманили его с товарищами хитростью авачинцы, и погубили всех до единого. Так что не с кем было Козыревскому идти на Курилы большерецкому гарнизону в тот год самому бы удержаться на границе с «Курильской землицей». А тут приказчик Колесов прибыл на Камчатку из Якутска с наказом провести со всей строгостью следствие по камчатскому бунту и казнить смертию всех повинных в убийстве приказчиков.
И открылась тогда вся правда о курильском походе. Но Василий Колесов оценил по достоинству значимость этого землепроходческого подвига. Сам он только вернулся из Москвы, где был царем за службу верную, за ясак богатый, доставленный самолично Колесовым в столицу, за вести добрые о землях незнаемых, лежащих в полуденной стороне от Камчатского носа, жалован во дворяне по «московскому списку» и награжден щедро. А тут, на Камчатке пожалуйста! курилы, от которых сам Колесов получил в 1706 году богатый ясак только лишь после похода Ламаева, сейчас сами платят исправно.
Чья заслуга? Есаула Козыревского со товарищи. И острова те морские ими же и открыты, чертеж учинен. Так что не казнить, а миловать нужно, награждать и продолжать начатое дело дойти походом до «Апонского» государства, как то Козыревский и предлагает. А что до смертоубийства, то приказчики покойные своекорыстия ради забыли о долге своем перед истекающей кровью и потом землей русской, радея о своем богатстве, а не о казне государевой.
И нахапали изрядно: при разделе их имущества каждому из 75 бунтовщиков выпало из той добычи по 60 соболей, 20 красных лисиц и по два бобра. Потому Колесов суд свой вершил так: приказал выдать ему для казни лишь тех, кто исполнял приговор и чьи руки потому были обагрены кровью. Тех он и казнил. А остальных, частью поротых, частью клейменных и штрафованных, послал с оштрафованным же Козыревским в новый поход на Курилы.
13 апреля 1713 года на небольшом судне отряд из 55 служилых, 11 камчадалов и японца Сана (судно которого в 1710 году было заброшено штормом на Камчатку) отправился в море. Вот теперь и был покорен Парамушир, а с ним Онекотан, собраны первые сведения о других островах гряды, о Японии, составлен чертеж островов и привезен Василию Колесову подробный доезд (корабельный журнал), которым потом пользовались Миллер, Евреинов, Беринг, Крашенинников, Кириллов, Страленберг
«Ученые не только проявили огромный интерес к материалам Козыревского, но и полностью доверяли им». То есть Иван Петрович исправил допущенные им ошибки и более уже не повторял их.
Это было великое открытие, и потому не требовалось преувеличивать его значимость, да и дело по бунту закончилось почти для каждого из них благополучно.
Но не знал, не догадывался, не подозревал и не предполагал Козыревский, что все еще только для него начинается, и пойдут теперь годы, помеченные в календаре его великой судьбы черными метками того родового проклятия.
В монашеской рясе
Жадность камчатских приказных людей была обыденна. И потому есть все основания сомневаться в том, что лейтмотивом недавней камчатской трагедии убийства трех приказчиков выступала эта самая их ненасытная жадность.
В те годы, как мы знаем, сибирская пушнина определяла во многом могущество государства Российского. И не мудрено, что именно она же, мягкая рухлядь, определяла в самой Сибири имущественные дела не только властвующих, но и всех остальных живущих здесь.
Поэтому мнение историка Окуня, который считает, что одной из причин камчатского бунта был протест казаков не против самого факта накопительства приказчиками мехов, а против несправедливого раздела этих трофеев между всеми, наиболее тонко отражает атмосферу тех лет. Но тогда истоки бунта видятся уже совсем под другим углом зрения. И тут, надо признать, совсем немалую роль в этих событиях сыграли и «незнаемые» Курильские острова, то есть возможность списать самый тяжкий грех открытием и присоединением к России новых земель.
Мы не знаем, какие прибытки имели на Камчатке следующие после казненных приказчики Василий Севастьянов и Василий Колесов. Один был до смерти перепуган бунтом и поспешил убраться с Камчатки подобру-поздорову, а второго поглощали следственные дела одновременно с делом Козыревского и его товарищей он рассматривал еще одно о самовольном захвате власти в Верхнекамчатске казаком Константином Киргизовым (кстати, смягчающих обстоятельств Колесов здесь не обнаружил и приказал казнить Киргизова).
Но на смену Колесову пришел Иван Енисейский, а он-то всего за год правления собрал для себя здесь преогромную дань: 6000 соболей (150 сороков), 1070 лисиц и 200 бобров. Чтобы представить все это, давайте сравним «трофеи» Енисейского с ясаком, доставленным в Москву Василием Колесовым. Он привез Петру 88 сороков и 14 штук соболей (3534 штуки), 5 чернобурых лисиц, около 900 сиводушек и простых лисиц, 93 морских бобра. Так что куда там царскому ясаку до личной наживы Ивана Енисейского. И уж подавно куда там до него Владимиру Атласову, убитому якобы за припрятанную чернобурку и награбленные 30 сороков соболей, четыре сотни лисиц и 74 морских бобра
А ведь Енисейский ушел с Камчатки не только живым, но и в паре с «правдоискателем» Колесовым, который год еще обретался на Камчатке, дожидаясь Енисейского « не рисковал пробиваться одним своим отрядом через опасную корякскую тундру.
И совсем уж нестерпимым был приказчик Алексей Петриловский, пришедший на Камчатку в 1715 году. Но и здесь до нового смертоубийства дело тоже не дошло. Почему? Наверное, потому что грехи теперь покрывать перед царем было уже нечем.
И новое время на полуострове, без мятежей и бунтов, как раз и высвечивает эту роковую связь двух исторических фигур Атласова и Козыревского с «незнаемыми» землями. Гордиев узел их противоречий был завязан на Курильских островах, и узел этот можно было только разрубить: иной развязки, по-видимому, не видел ни тот, ни другой. Впрочем, это уже другой сюжет.
Вернемся к приказчику Петриловскому. Он «процарствовал» два года, и каждый день его правления был подчинен одной только цели скопить как можно больше пушнины. Петриловский не стеснялся в средствах: узнав, что отряд Колесова-Енисейского разгромлен в Аклане коряками, он выменивает у корякских вождей часть отбитого ими у казаков ясака и присваивает его. В руках приказчика была и камчатская торговля. Цены он вздул такие, что народ волком взвыл. За фунт табака, например, требовал 60 соболей и попробуй откажись, не купи, когда есть царский указ: курить это зелье.
Но и этого ему было мало. В своих мечтах он прибрал к рукам мягкую рухлядь, накопленную на Камчатке старожилами-казаками, и нужен был только повод. И вот Петриловский обвиняет Козыревского в смерти трех камчатских приказчиков и начинает новое следствие по этому делу. Тщетно пытается доказать бывший есаул, что за участие в убийстве Атласова он был оштрафован и приказчик Колесов снял вину с него за мореходческий подвиг, совершенный во славу России.
Но Колесов был мертв. Да и наплевать было Петриловскому на то, оправдан или нет Козыревский, убивал он или не убивал приказчиков. И на дыбе, и на правиле, прижигая тело казака каленым железом, срывая щипцами ногти с пальцев, он требовал только одного признания: «Укажи, где твои потайные амбары с пушниной
После Енисейского ты оставался за приказчика и, как нам известно, занимался здесь грабежом
Знаем, что привез и с тех полуденных островов
»
И вслушивался, не слетит ли с запекшихся губ его жертвы желанное слово. Дождался-таки Петриловский: открыл Козыревский часть своих тайников. Но Петриловский и в мыслях не имел отпустить на свободу своего узника знал незаурядные его способности разжигать людские сердца гневным и страстным словом своим. Боялся Петриловский, что и его может постичь участь тех, следствием по убийству которых он якобы занимался.
Но где-то допустил промашку приказчик и не успел довести до конца задуманное Козыревский дал обет постричься в монахи и пришлось выпускать его на волю.
Так стал Иван Козыревский иноком Игнатием.
А Петриловский разорял уже других и скоро имел в своей собственности 5669 соболей, 1545 красных и 161 сиводушную лисицу, 169 выдр, 297 морских бобров и, кроме того, огромное количество меховых лоскутов и меховой одежды.
Главную долю всех этих богатств он «вымучил» из казаков, применяя кнуты, батоги, пытки, заковывая в кандалы и забивая в колодки, сажая в тюрьму
И ни один не взроптал!
Так что чувствовал себя Петриловский на Камчатке, как рыба в воде, и не очень-то боялся «охочих до бунтов» казаков-камчатцев. Это-то и странно. А впрочем, еще раз вспомним, что Курильские острова уже были открыты
Но возмездие все же пришло. Правда, со стороны. В 1716 году на лодии «Восток» казачий пятидесятник Кузьма Соколов и мореход Никифор Тряска проторили дорогу из Охотска в Большерецкий острог по Охотскому морю. Узнав на Камчатке о всех злоупотреблениях пятидесятника Петриловского, Соколов сместил его с должности, посадил под караул, а имущество конфисковал в казну. На следующий год бывшего приказчика на лодии доставили в Охотск, а оттуда отправили на суд в Якутск.
Вероятно, не последнюю роль в том смещении ненавистного Петриловского сыграл и инок Игнатий. Не случайно же, что в 1717 году он прибирает к рукам духовную власть над всей Камчаткой. Собирает своих друзей по несчастью, вынужденно, как и он сам, постригшихся в монахи, разоренных и доведенных до отчаяния Петриловским, строит недалеко от Нижнекамчатска на реке Ключевой у Горелой сопки Успенскую пустынь. Здесь монахи выращивают ячмень и рожь, а в устье реки Камчатки, на островах, устраивают заимку и солеварню. Сам Козыревский в 1718 году получает от якутского архимандрита клобук и рясу, то есть утверждается духовным приказчиком Камчатки.
И потому он снова в центре всех событий, происходящих на полуострове.
А здесь многое изменилось с тех пор, как была открыта дорога на Камчатку. Во-первых, ясак теперь беспрепятственно поступал в казну. Во-вторых, наладилась регулярная доставка на Камчатку продовольствия и боеприпасов. В-третьих, приказчики менялись аккуратно, в срок с очередным приходом казенного судна из Охотска.
Казалось бы, все должно было способствовать тому, чтобы поступление ясака из Большерецкого порта в Охотск год от года возрастало. Напротив, количество его резко упало. Оно и понятно пушного зверя на Камчатке уже основательно повыбили. Но якутскому воеводе до этого не было дела, он слал приказчиков со все новыми и новыми инструкциями, полагая, что ясак уменьшается из-за казачьего нерадения и воровства, а также из-за нежелания камчадалов платить царю пушной налог по «причине природной склонности к бунтам и разбоям». Потому-то в инструктивных наставлениях рекомендовалось проводить в отношении инородцев политику кнута и пряника защищать от обид и разорения казачьего, с одной стороны, а с другой «сыскивать в ясак захребетчиков и подростков».
То есть политика эта была направлена против «домовитого», выражаясь языком Дона, камчатского казачества, против старожилов, против тех, кто породнился уже с местным населением. И эта политика, естественно, давала свои плоды.
В 1718 году приказчиком одного из казачьих острогов был назначен Василий Качанов. Первое, что он сделал выпустил на волю заложников аманатов Купку и Киврю с реки Воровской, и они тотчас подняли и возглавили бунт
Затея стоила немалых жертв с обеих сторон, и потому приказчик был отстранен казаками от должности, сам посажен в аманатскую казенку и «мучен вилами».
Прибывший на место Качанова сотник Максим Лукашевский доносил в 1720 году в Якутск, что «казаки на Камчатке и прежде убивали прикащиков, мучили и арестовали Алексея Петриловского, мучили в 1719 году сына боярского Василия Качанова и едва не заморили его в аманатской казенке, и что если возмутителей не переселить из Камчатки, то и впредь они будут отказывать прикащикам в повиновении и будет в службе великого государя всякое непоспешание
»( Андриевич В.К. История Сибири. Ч. 2. СПб, 1889. С.113).
Как видите, очередная зацепочка за убийство Атласова. И читаем там же далее: «Лукашевский указывал на монаха Игнатия Козыревского, как на ловкого коневода всех возмущений камчатских казаков. По его извету Козыревский был допрошен в 1720 году сотником Иваном Уваровским и отправлен затем в Якутск».
Академик Берг в своем труде «Открытие Камчатки и экспедиции Беринга» акцентирует внимание на причине очередного ареста Козыревского и нового следствия по забытому уже делу: «
в 1720 году мы его застаем в Большерецке
Здесь Игнатий, будучи на постоялом дворе, повздорил с одним служилым человеком, укорявшим его, что от него де и прежние приказчики на Камчатке убиты.» На это монах Игнатий говорил такие возмутительные и похвальные (т.е. наглые) речи: «которые де люди и цареубийцы, и те живут приставлены у государевых дел, а не великое дело, что на Камчатке прикащиков убивать». Отправляя за эти слова Игнатия с караулом в Якутск, «закащик камчатского наряду» (так назывались управители, назначавшиеся по острогам приказчиками) Максим Лукашевский в своей отписке якутскому ландрату Ивану Рикитину прибавлял:
«А от него, монаха Игнатия, на Камчатке в народе великое возмущение. Да и преж сего в убойстве прежних прикащиков Володимера Атласова, Петра Чирикова, Осипа Липина он, монах Игнатий, был первым, да и в отказе Алексея Петриловского и Василия Качанова от приказов возмутителем был он же, монах Игнатий Козыревский».
Добавим только, что и этот сотник Лукашевский за злоупотребления своей властью на Камчатке позже будет отдан под суд. Так что враги у Козыревского на Камчатке пока одни и те же.
Якутск и Москва
Следствие было закончено в пользу Козыревского. Более того, в награду за курильский поход он получил 10 рублей годовое казачье жалование и был определен строителем Покровского монастыря около Якутска. Одно время Козыревский даже замещал архимандрита Феофана в монастыре, то есть был в чести.
«Но в 1724 году вследствие ревизии сибирских дел, вызванной преступлением Гагарина (бывшего губернатора Сибири), всплывает опять дело о камчатском восстании 1711 года Козыревский был посажен под стражу, но бежал и подал якутской воеводской канцелярии челобитную, что он знает пути до Японского государства и просил отправить его по тому делу в Москву. В 1726 году в бытность Беринга в Якутске к нему явился монах Игнатий с чертежами и развил ему свои планы насчет Японии, но Беринг нашел их несостоятельными и даже отказал Козыревскому в его просьбе быть принятым в экспедицию. Затем предприимчивому монаху удалось в следующем году устроиться в партию казачьего головы Афанасия Шестакова, отправлявшегося на северо-восток Азии «для изыскания новых земель и призыву в подданство немирных иноземцев». Козыревскому было поручено плыть вниз по Лене и выйти в море для открытия земель против устья этой реки. В Якутске Игнатий построил за свой счет судно «Эверс» и на нем в августе 1728 года отправился вниз по Лене
Козыревский дошел на «Эверсе» до Сиктаха на Лене и здесь зазимовал. В январе 1729 года Игнатий вернулся в Якутск и весной судно его изломало льдом», так описывает этот период жизни Козыревского академик Берг.
«Раньше историки ошибочно считали, что в 1728 году Козыревский до океана не дошел и зимовал в Сиктахе на Лене. Из новых свидетельств явствует, что до зимовки в Сиктахе «Эверс» побывал «на Северном море-акиане». (Марков С. Земной круг. М., 1978. С.427).
Период очень тяжелый, когда тень Атласова снова заслонила ему путь в полуденные страны, к «Апонскому» государству. И «Эверс» (точнее,без кавычек, эверс тип морского судна), как указывают многие исследователи, снаряжался Козыревским для плавания через Северный Ледовитый океан в Тихий на Камчатку, Курилы и в Японию
Но судно было отобрано у Козыревского и приписано к экспедиции как казенное. Тут еще незавершенное следствие, которое неизвестно чем для него может кончиться на этот раз
Поэтому на душе у него было очень тяжко. И когда Игнатию стало окончательно ясно, что пути на Камчатку из Сибири у него нет, что сибирские власти не забудут и не простят ему камчатских бунтов, он отправляется в Москву, к императрице Анне Иоанновне за поддержкой.
Его встретили с почетом в «Санкт-Петербургских ведомостях» появляется даже сообщение о первооткрывателе Курильских островов. Ему оказываются милости и даже поговаривают о возможности экспедиции в Японию, об организации которой и хлопочет Игнатий.
Но
он пожаловался на тобольского митрополита за то, что тот послал в Учрежский монастырь «на безвыходное пребывание». Синод направил запрос в Тобольск. И оттуда пришел ответ митрополита Антония. Письмо-приговор.
«В указе ея императорского величества, каков от святейшего правительствующего Синода сего 1731 года июля 17 отправлен, а в Тобольску сентября 1 числа получен, ко мне нижеимянованному написано.
По ея де императорского величества указу и по определению святейшего правительствующего Синода, велено с пришедшем в прошлом 1730 году в Москву из Камчадальской землицы монахе Игнатии Козыревском в доме моем справиться, не имеется ль до него, Козыревского, каких подозрительных дел и по тем не учинено ль ему когда какого публично на теле наказания, и в Москву он отпущен ли, и буде отпущен, откуду и зачем, и пашпорта он для проезда в Москву от меня требовал ли, и ему тот пашпорт дан ли, и в котором году, месяце и числе, и какова тот Козыревский состояния человек, и где в котором году пострижен, и кем и по какому указу, и учиня б оную справку прислать в святейший правительствующий Синод при доношении немедленно. И за означенной ея императорского величества указ благопочтенно ответствую.
На вопрос 1. В прошлом 1724-м году по учиненным в Москве в бывшем Преображенском приказе привезенному в тот приказ из Якутска Троицкой церкви попу Семену Климовскому в важных делах распросах он, поп Климовский (как о том из того приказу марта 11 дня оного 1724 году в московскую синодального правления канцелярию доношением, а из той канцелярии того ж году от апреля 2 дня отправленным ко мне его блаженныя и вечно достойныя памяти императорского величества указом объявлено), во втором распросе показал, знает де он неисправные церковные дела города Якутска Спасского монастыря за архимандритом Феофаном и за закащиком того ж монастыря монахом Игнатием Козыревским и о том де донесет он святейшему правительствующему Синоду.
А в третьем распросе во оном же приказе на означенного Козыревского между других дел показывании объявил: как де он, Козыревский, был в казачьей службе и посылан был из Якутска на Камчатские остроги и в тех де острогах якутския казаки, в том числе и оной Козыревской, побили до смерти трех человек прикащиков, которые де посланы были из Якутска для сбору ясака, а именно: Осипа Миронова (Миронова-Липина), Петра Чирикова, Володимира Отласова».
Удар был рассчитан точно. А чтобы Козыревский не смог отвести его, Антоний дополняет: была, дескать, челобитная от тех бунтовщиков, где они пытаются оправдаться и взвалить всю вину на убитых приказчиков, но грош цена той челобитной:
«А челобитной прочих (пришлых. СВ.) казаков, которые в душе с оными Анциферовым и Козыреввским не пошли и к бунту их не пристали, доказывается, что оне тех прикащиков убили нарядным делом и пожитки их все побрали и по себе разделили, и назывались де Анциферов атаманом, а Козыревский ясаулом.
А тех убитых прикащиков оные, к бунту не приставшие, не токмо никаким неисправлением и разорением их не порекли, но и одобрили, что они в сборе в казну императорского величества ясаку и во всем деле своем были исправны и радетельны.
Де онеж де, бунтовщики, и у них служилых, которые к бунту их не пристали, наготовленные себе в путь для отвезения собранной императорского величества ясачной казны в Якутск кормовые запасы все пограбили, а судовые припасы, паруса и снасти драли и резали. А таким де своим бунтовством оную ясачную казну на Камчатке остановили».
Антоний свидетельствует в том же духе против Игнатия: понес ли какое наказание за тот бунт Козыревский неизвестно, отпускался ли в Москву нет, уехал без спросу, без соизволения митрополита, без «пашпорту», да и вел себя монах в якутских монастырях непристойно таинственные присяги давал читать и переписывать; «изворовал из венечных пошлинных денег пять рублей двадцать два алтына две деньги» (обратите внимание: какая точность!),да из казны одной монастырской «сто и больше», и на другой «рублей на триста» (а здесь что-то очень уж приблизительно, видимо, приврал святой отец).
Митрополит вроде бы и признает, что в некоторых своих винах Козыревский оправдывается, но:
«И хотя по означенным показаниям он, Козыревской, своеручно написанным ответствием приносил некакие и выправки, обаче без совершенного изследования, верить ему в том невозможно, а совершенно изследовать недопустил нижеявленный случай: понеже он, Козыревской, указом ея императорского величества от тобольской губернской канцелярии обязан в партии быть при вышепоказанном Шестакове показания ради новых землиц и морских островов и народов».
Лукав был Антоний. И письмо выдает, как он вил свои лисьи петли, стежки-дорожки: то митрополит каждую мелочь несколькими свидетельскими показаниями подкрепит, то вдруг обрушивает на голову Козыревского такой валун, что хоть сразу того в петлю и на погост:
«А от других слышно о нем, что он, Козыревской, с отцом своим Петром в прошлых давних годах с Москвы сослан в Якутск в ссылку, и якобы чернил и бумаги им давать невелено
»
Единственно, наверное, в подписи под этим письмом не солгал Антоний:
«Святейшества вашего всегдашний богомолец и слуга
недостойный митрополит Тобольский Антоний. 1731. Октоврия 1».
Началось пятое по счету расследование дела по участию Козыревского в убийстве трех камчатских приказчиков.
Посыпались приговоры. Синод лишил Козыревского «священства и монашества», передав дело в Юстицколлегию.
В январе 1732 года там было решено: «расстригу Козыревского казнить смертью». Затем внесена поправка: «не чиня той экзекуции», передать дело в Сенат.
16 февраля 1732 года, уже в Сенате, смертный приговор подтвержден вторично.
Козыревский обращается с прошением о помиловании к императрице, в котором указывает на различные свои заслуги, в том числе и на присоединение им к России северных Курильских островов.
Ответа не поступило. Больного Козыревского содержали в подземной камере бывшего Преображенского приказа в ручных и ножных кандалах, как государственного преступника.
Все это ускорило трагическую развязку 2 (13) декабря 1734 года Иван Петрович Козыревский умер в тюрьме
Так ушел из жизни этот человек. Но остались на карте открытые им Курильские острова выстраданный всей жизнью дар Ивана Козыревского Российскому государству.
|