Матрос Сметанин
Он был из тех, кто, не задумываясь о бессмертии, честно выполнял свой долг. И, надо признать, шансов остаться в истории у него было гораздо меньше, чем у тихоокеанских Колумбов, так как он был всего-навсего участником событий, пусть даже событий мирового значения.
Так в чем же тогда его заслуга перед историей? Наверное, в том, что на одного рядового пришлось преизрядное количество таких событий от открытия двух устьев Амура в 1730 году и до открытия западных берегов Северной Америки в 1732 и 1741 годах, посещения Японии в 1739-м. На долю немногих разве что только архангельских мореходов выпадало подобное.
В устье Амура
Не успела завершиться экспедиции Витуса Беринга по отысканию пролива между Азией и Америкой, как последовал царский указ о назначений новой, более крупной экспедиции по исследованию русского Дальнего Востока под руководством казачьего головы А.Ф. Шестакова и драгунского капитана Д.И. Павлуцкого.
6 июня 1727 года в списке команды Афанасия Шестакова значится 10 матросов-сибираков. Один из них матрос первой статьи Лаврентий Сметанин, поступивший на службу с денежным окладом «полного по полтора рубля, а за вычетом за мундир по 30 алтын, муки по полуосмине, круп по малому четверику на месяц».
Но только в 1729 году матрос Сметанин ступил на палубу своего первого тихоокеанского судна бота «Св. Гавриил», который только-только вернулся из неудачного плавания.
Что же сдерживало новую экспедицию, почему теряли драгоценное время мореходы? Из-за распрей двух официальных руководителей, разбивших всех участников экспедиции на два враждебных лагеря. Надо полагать, несладко пришлось Лаврентию, если бежал он, ища защиты, от Шестакова к Павлуцкому «с великим криком», а Шестаков язвил в адрес капитана драгунского полка:
«
матросы у тебя не в команде, и сами тебя не хуже, и команды тебе никакой нет», и вообще послан он, капитан Тобольского драгунского полка, «в бабки играть, а не для управления».
Ничего хорошего из такого руководства получиться не могло. Так оно и вышло.
В конце концов Сметанин попали на службу к племяннику казачьего головы сыну боярскому Ивану Григорьевичу Шестакову. В их задачу входило обследование Шантарских островов нанести их на карту, составить подробное описание. Бот «Св. Гавриил» вел опытный мореход Кондратий Мошков, который ходил на нем при Беринге, но, несмотря даже на это, удачи не сопутствовали морякам: через три дня после выхода разразился жестокий осенний шторм. Время года было позднее сентябрь. Скрипели под напором ураганного ветра мачты, трещали от натуги шпангоуты, еле выдерживая удары волн: лежали вповалку в трюме непривычные к морской болезни служилые. Пять дней носило бот по морю и пригнало опять к берегам Камчатки. С облегчением вздохнули при виде земли
но какое там!
Снова завертело-закружило-понесло и умчало за двести верст от Большерецкого устья на север. Только 19 сентября вошел потрепанный морем бот в устье реки Большой и стал на зимовку в Чекавинской гавани, хотя по инструкции «Св. Гавриилу» следовало идти зимовать в Нижнекамчатск. Но об этом не могло быть и речи: бот нуждался в срочном и серьезном ремонте.
В конце июня следующего, 1730 года подошли к Шантарским островам, а затем отправились к устью Амура.
И летом 1730 года получены сведения, которые через сто двадцать с небольшим лет придется с великим трудом добывать Г. Невельскому:
«
В устье большом Амурском глубины от 15 до 20 сажен, а ширина например версты с две
И оной Амур река впала в акиан двумя устьями; а глубина другому устью от 5 до 6 сажен, а ширина версты полторы. И на тех устьях делали опробацыю: в большом устье шли ботом, а в другом шлюпкою и в тех устьях стояли на якорях полторы сутки для выявленной меры устьев и для рыбной ловли, а в другом устье ходу нет понеже мелко».
Но не дошли до современников эти сведения. Главный руководитель экспедиции А.Ф. Шестаков погиб в тот год на Камчатке, и все его родственники вместе с Иваном Григорьевичем оказались в немилости соперника Павлуцкого. Материалы амурской экспедиции, как это водится у нас, где-то затерялись, забылись, и каким-то чудом сохранился только лишь один «донос», из которого и почерпнули мы сведения о первых исследователях устья Амура
В августе 1730 года «Св. Гавриил» вернулся на Камчатку, откуда ушел в Охотск, а зимовать снова пришел в Чекавинскую гавань, доставив на полуостров геодезиста Михаила Гвоздева, с которым пойдет на «Св. Гаврииле» Лаврентий Сметанин к американским берегам в 1732 году. И опять же из «доноса» впервые узнают соотечественники и об этом плавании русских мореходов, о посещении ими «незнаемых» американских островов, первых контактах с аборигенами.
И этот вот день 21 августа 1732 года должен был стать по праву днем рождения Русской Америки. Ведь именно тогда «пополудни в 3-м часу стал быть ветер пособный, и пошли к Большой земли и пришли ко оной земли и стали на якорь в верстах в четырех».
Долгие годы официальная история молчала о подвигах русских мореходов, совершенных на дальневосточных окраинах Российской империи, славя лишь благозвучные для европейского слуха имена. И мы по сей день ведем летосчисление славных юбилейных дат совсем но иной шкале, нежели было определено Его Величеством Фактом, потому что узнавали факты, когда в истории все места уже распределены и награды получены. И потому имена геодезиста Михаила Гвоздева и подштурмана Ивана Федорова почти неизвестны. Что же говорить тогда о нашем матросе Сметанине
Япония
22 мая 1739 года из устья камчатской реки Большой вышли четыре судна бот «Св. Гавриил», бригантина «Архангел Михаил», дубель-шлюпы «Надежда» и «Большерецк». Экспедицию возглавлял Мартын Шпанберг. На «Большерецке» под руководством боцманмата Василия Эрта и морехода Ивана Бутина шел матрос первой статьи Лаврентий Сметанин. Курс русских судов был проложен к берегам Японии.
Флагманом была бригантина «Архангел Михаил». Заглянем в ее вахтенный журнал, где скупо и точно фиксировались наиболее важные события тех значительных в истории русского мореплавания дней.
«Мая 22 дня. Вышли из устья большерецкого дубель-шлюпки «Надежда» и «Большерецк», подняли мы якорь и шли под фоком, токселем и безанем. Имеющийся сигнал мы спустили, понеже и бот «Гавриил» следут за нами
»
«Июня 17 дня. Пришел к нам «Большерецк» и сказывал, что блиско был берега и видел на берегу много людей и судов мелких, около которые и пошли под парусами, и одно большое судно величиною с «Гавриил» бот, а одно судно шло от берега к «Большерецкому» судну, а когда он поворотился на 0, японское судно пошло к берегу».
«Июня 18 дня. Подобрали гротсель, следовали мы в путь и с нами дубель-шлюп «Большерецк» и видели в западной стороне близ земли в разных местах малых бус или судов японских под парусами и иных на якорях. А по той земле место каменное и на тех камнях лес растет великой
також в 4-х местах видели жилье и блис того жилья насеяно было видно хлеба
В ысходе 5 часа легли мы на якорь на глубине 24-х сажен, грунт дресва, и против того места их деревни или жилье видно было много. В начале 6 часа от того жилья приезжали к нам две лотки, кормы их с перилами, веслами гребут, а на судне, в подобие как рыба хвостом правит, и те лотки их остроносые, наподобие галер, кормы тупые, а на них людей было на одной лотке человек 12, а на другой 7 человек; платья на них подобные китайскому, и не доехав нас оне сажен 40, и остановились на веслах, и мы к ним махали, чтоб оне к нам приехали, а оне махали, чтоб на берег от нас ехали, и подымали оне свои лотки дречек двоерогий и указывали им к берегу, а по каковски оне говорили, про то слышать за ветром и за дальностию нашим с нами бывшим курильским мужиком, нашим толмачем, было невозможно, и было того времени около 1/4 часа, и оне возвратились на берег, а их на берегу видеть было много також и жилья их по тщету нашему в том месте около 40 дворов, а пашня у них видно было, где хлеб растет по жеребьям, и мы от их жилья не более доброй версты были или лежала на якоре».
«Июня 22 дня. Пополуночи в 5 часу приезжали к нам японцы на своих рыболовных лотках и приставали к нашему судну, и со оных лоток помянутых японцев по несколько человек на судно пущали. А привозили оне, японцы, к нам рыбу комболу я протчих еще 4 рода рыб, которых мы ни в Европе, ни в Азии не видали, також оне, японцы, привозили к нам пшено сорочинское, табак листовой, а листы широкие и большие, ретьку и огурцы и протчие мелочи, все товары и отчасти торговали
»
«Июля 3 дня. Легли на якорь на глубине 32 сажен, грунт ракуши и камень мелкой. Блис острова Фигурнова послали на нас дубель-шлюп «Большерецк» и на шлюпки за водою с 73 бочками
а на оном острову, где они пристали, воды не взяли, понеже утес и камень. И на оном острову в том месте лесу мало и все камень, и место неудобное, и блис самого острова глубоко. Туман, били в барабан.
в исходе 7-го часа палили из 1 пушки, понеже туман. В том же часу ответствовали одной пушкою и в начале 8 часа оборотились, понеже «Большерецк» не видать было, а туман прочистился.
«12 часов.
Дубель-шлюп «Надежда» следовал за нами, а «Большерецк» не видать было». («Св. Гавриил» отстал от флагмана еще в самом начале похода. С.В.)
Так они разминулись. Но что интересно в Большерецк потерявшиеся дубель-шлюп и бот вернулись почти одновременно: 23 июля в устье реки Большой пришел из Япония бот и «Св. Гавриил» под командованием лейтенанта В. Вальтона, а 26-го «Большерецк». До 7 августа дожидались они здесь возвращения Шпанберга, но, не дождавшись, приняли решение идти в Охотск, полагая, что и «Архангел Михаил» с «Надеждой» уже там. 22 августа они вошли в реку Охоту и в тот же день доложили, что морская дорога в Японию русскими моряками проторена.
Забвение
В мае 1742 года Мартын Шпанберг приобрел для экспедиции стадо оленей и оставил его «в смотренке» якутского сына боярского П. Кутузова, а тот передал рудознатцу С. Гардеболю, в помощники к которому назначили старого матроса Лаврентия Сметанина, недавно возвратившегося на гукоре «Св. Петр» с Командорского острова. Все «экспедичные» дела были свернуты. В 1750 году умер С. Гардеболь, а о пастухе-матросе и оленьем стаде просто-напросто забыли.
И прошло еще более пятнадцати лет, прежде чем вспомнили о нем. Потребовались олени для экспедиции Креницына - Левашева, и Сметанин смог наконец сбросить со своих плеч непосильную пастушескую обузу и тихо доживать свой век, как и сотни других безвестных мореходов-тихоокеанцев.
|