ВОЗВРАТ К СОДЕРЖАНИЮ 

Т. М. КРИВОНОГОВ

ВСПОМИНАЯ О ГОДАХ УЧЕБЫ…

Мне хочется рассказать об учебно-курсовом комбинате Главкамчатрыбпрома и о том, как он много выпустил подготовленных специалистов для рыбной промышленности. Кто-то может сказать, что не стоит тратить внимание читателей на историю учебного заведения, прямо скажем, не самого высокого ранга. Но я отвечу так: конечно, учебно-курсовой комбинат — это не академия. Но в послевоенные годы для Камчатки он играл большую роль, давая необходимые знания молодому пополнению растущего флота. Многие впоследствии известные моряки заканчивали этот комбинат. Для тех же, кто приехал с побережья и вернулся после окончания учебы туда же, тех, кто не пошел далеко, а выполнял обычную, не самую заметную работу, учеба здесь стала настоящим событием в жизни. Да к тому же именно этот комбинат стоял в начале истории морских учебных заведений Камчатки.
Курсы судоводителей-двухсоттонников и штурманов малого плавания периодически организовывались в рыбном порту еще с довоенного времени. Работали здесь и курсы судомехаников. Преподавали на них капитаны и штурманы зимовавших в Петропавловске судов. Трудился там и капитан дальнего плавания Александр Ефимович Миронов — опытный и грамотный моряк, закончивший в 1925 г. Александровское училище дальнего плавания во Владивостоке, к тому времени переименованное во Владивостокский техникум водных путей сообщения.
Диплом судоводителя-двухсоттонника имел капитан катера РК-10 Иван Прокопьевич Вылегжанин, шумный человек невысокого роста с голубыми глазами. Специалисты с дипломами «двухсоттонников» держались с большим достоинством. Начальство при «разборках» голос на них не повышало.
Как-то в 1943 г. плотник Иван Михайлович Шабалин в разговоре сказал своим товарищам следующее: «Вы Ивана Прокопьевича голой рукой не берите. Иван Прокопьевич — капитан-двухсоттонник». Когда я спросил, кто этот такой, то он ответил буквально следующее: «Капитан-двухсоттонник — это такой человек, которому дадут на буксир баржу с грузом в двести тонн, и он доведет ее, куда укажут, и эту баржу по дороге не утопит». Конечно, Иван Михайлович, будучи береговым плотником, всяких тонкостей мог и не знать.
В 1935 г. курсы судоводителей-двухсоттонников закончил и Николай Васюкевич, отец троих братьев — капитанов дальнего плавания — Клавдия, Юлия и Георгия, внуков знаменитого шкипера Гека.
В то время при наборе на курсы возникали трудности: грамотных людей было намного меньше, чем сейчас. В основном, шли учиться вчерашние матросы с катеров, ловцы и кунгасники с побережья. Трудно им приходилось: грамотешки-то было мало. Но, как говорится, терпение и труд все перетрут.
Учебно-курсовой комбинат был организован с утверждением штатов в январе 1945 г. Его первым директором стала В. Л. Рамбеза, завучем — А. И. Чиликина. Эта очень интеллигентная женщина вела уроки математики.
Я хорошо помню, как в ноябре 1945 г. двери УКК открыли известные моряки Илья Григорьевич Евстафиади, Андрей Григорьевич Пасько, Михаил Семенович Курьянов, Михаил Каргузов, Николай Пинчук, Филипп Спиридонович Кощеев, Павел Учителев, А. Петров, Андрей Кирсанович Андреев, Максим Иксанов, Федор Матвеевич Снурницын, Евгений Иванович Чернявский.
На следующий год, в ноябре 1946 г., поступил на курсы судоводителей-двухсоттонников и я. Наша группа состояла из двадцати двух человек. Заниматься мы стали в двух аудиториях, расположенных на нижнем этаже моррыбтехникума. Еще одну аудиторию нам выделили в самом здании Главкамчатрыбпрома.
Особо надо сказать о преподавателях. У судоводителей и штурманов навигацию и лоцию, морскую практику, теорию и устройство корабля вел Яков Яковлевич Шапошников. Он читал лекции с таким мастерством и вдохновением, что можно было заслушаться. У него был очень красивый почерк. К тому же он красиво рисовал на доске. После урока было даже жалко стирать с доски его рисунки. Уехав с Камчатки, Яков Яковлевич командовал судном «Вега» на Черном море. А позже, всю оставшуюся жизнь до восьмидесяти с лишним лет, он работал преподавателем Таллинского мореходного училища.
В 1948 г. в моррыбтехникум завучем пришел Александр Иванович Ветров. Архангельский помор из потомственной моряцкой семьи, он прошел суровую школу. Перед Великой Отечественной войной работал старшим помощником капитана и капитаном, а во время войны возил вооружение из Англии в порты Севера России. В одном из рейсов его пароход торпедировала немецкая субмарина. Экипаж спасли англичане и доставили его в Ливерпуль, где наши моряки получили медицинскую помощь. Александр Иванович побывал во многих портах Европы и Азии. Лекции он читал очень интересно. Был всегда аккуратно одет, с каким-то неуловимым щегольством. Будучи уже в возрасте далеко за семьдесят лет, он продолжал работать капитаном-наставником в Арктическим пароходстве в Мурманске.
Помню преподавателя физики Якова Порфирьевича Порфирьева, обладавшего феноменальной памятью. В задачнике по алгебре он знал наизусть почти все ответы в примерах, прекрасно читал лекции.
Первое время курсантов было негде разместить: с жилплощадью в Петропавловске всегда было туго. К тому же в то время действовала карточная система. В столовой моррыбтехникума можно было купить по доступной цене рыбу, мясо сивуча или нерпы. В общем, с грехом пополам, пропитаться было можно. Но самое главное, что люди шли на учебу с большим желанием, стараясь как можно лучше усвоить материал. Все понимали, что знания пригодятся в повседневной работе.
После окончания курсов судоводителей-двухсоттоников меня направили матросом на пароход «Сима». Дело в том, что рабочие дипломы выдавались по достижении девятнадцати лет и выполнении плавательского ценза. Так вот, мне необходимо было «выплавать» этот ценз. Туда же, на «Симу», попал и мой соученик по курсам Семен Вшивцев. Его, как имевшего стаж плавания в должности третьего помощника капитана, направили на судно вторым помощником.
В декабре 1948 г. я был уже вторым помощником капитана на пароходе «Якут». Командовал им Александр Александрович Чеков. В рейсе отказал один из котлов, нас взяли на буксир и привели в Петропавловск. Здесь судно стали готовить для отправки на ремонт в один из китайских портов. В это время в УКК как раз приступила к занятиям вторая группа штурманов малого плавания. По моему заявлению и по направлению отдела кадров, уже Камчатрыбфлота, я был вновь зачислен на учебу.
В комбинате произошли изменения в преподавательском составе. Вместо любимца курсантов Якова Яковлевича Шапошникова навигацию и лоцию стал читать бывший командир подводной лодки, боевой офицер, прошедший горнило Отечественной войны, Иван Петрович Бочков. За свой ратный труд он имел боевые награды, в том числе два ордена Боевого Красного Знамени. Человек он был интересный. В военный флот попал в 1920 г. по комсомольскому набору. Окончил военно-морское училище, стал подводником на Северном флоте, прослужив там до конца войны. Закончил военно-морскую академию. Штурманское дело Иван Петрович знал отлично, особенно здорово он составлял навигационные задачи, а прокладку на навигационной карте осуществлял просто великолепно. Красиво был проложен сам курс, каллиграфическим подчерком были написаны цифры. В общем, глядя на такую работу, нельзя было не залюбоваться.
Добрую память оставил о себе преподаватель морской практики и эксплуатации флота Иван Николаевич Мутовин. Он был уроженцем нашего Петропавловска. Начал плавать в АКОфлоте в 1929 г. матросом на теплоходе «Охотск». Потом работал на судах Дальневосточного морского пароходства, окончил Владивостокский морской техникум. Всю войну ходил в порты США и Канады. Имея большой стаж плавания и совершая интересные рейсы, Иван Николаевич очень интересно излагал материал. Он также вел занятия по теории и устройству корабля.
Преподаватели относились к своим обязанностям очень ответственно и добросовестно. Да и флотское начальство поддерживало такое отношение материально. Зарплату преподаватели получали такую же, как и на той должности, на которой они трудились до комбината, а за сверхурочную работу им доплачивали.
В июне 1949 г. курсы штурманов малого плавания были закончены, и мы направились на работу в Камчатрыбфлот.
Запомнились мне такие эпизоды. В то время процветал культ личности Сталина. Все заслуги приписывались «гениальному вождю и учителю». В декабре 1949 г. Сталину исполнялось семьдесят лет. Славословию в его адрес не было предела. К тому же шла борьба с «космополитизмом». В литературе и учебниках все изобретения и открытия приписывались русским изобретателям и ученым. Дело доходило до смешного. С незапамятных времен сила ветра измерялась по шкале Бофорта. Самым сильным ветром — ураганом — считался двенадцатибалльный. Кто-то наперекор иностранцам выдумал свою шкалу. Силу ветра по вновь изобретенной шкале стали измерять до восемнадцати баллов. Правда, она долго не продержалась.
В физике существует такое понятие, как токи Фуко. Но в одно время их стали называть вихревыми токами. В науке мореплавания много интернационального: формулы по теории корабля, навигации, мореходной астрономии. За многие годы они отшлифовались, стали удобны для запоминания. Например, в мореходной астрономии был способ определения места судна по небесным светилам. Его случайно открыл английский капитан Сомнер, поэтому способ получил его имя. Но нашлись «исследователи», которые доказали, что задолго Сомнера этот способ открыл русский мичман Акимов. Также стало небезопасно хвалить какой-либо иностранный прибор.
Но, несмотря на все неурядицы, курсовой комбинат набирал силу. Увеличился набор курсантов. Стал пополняться флот, из Германии начали приходить трофейные суда. Правда, они имели весьма почтенный возраст, так как были построены в 1918—1920 гг., и работали на угле. В связи с получением флота стала расти и потребность в кадрах. Имелась большая нужда в специалистах для маломерных судов — судоводителях и механиках третьего разряда. На данном этапе с решением задачи их быстрого обучения мог справиться только учебно-курсовой комбинат.
В 1953 г. стал расширяться район лова охотоморской сельди. Стали организовываться промысловые экспедиции. Согласно требованиям Кодекса торгового мореплавания, для перехода в эти районы капитаны средних рыболовных траулеров должны были иметь дипломы штурманов дальнего плавания. В конце ноября 1953 г. комбинат набрал первую группу штурманов дальнего плавания, а также группу механиков второго разряда. В группу судоводителей в составе 32 человек входил и я.
Занятия начались в третьей декаде ноября 1953 г. С деньгами у нас, курсантов, было более-менее нормально. Платили нам по существовавшему в то время положению оклад с северными надбавками по прежнему месту работы. А вот с жильем было туговато. Жили кто где придется. По прошествии полугода на ул. Ключевской построили два двухэтажных дома из бруса, обшитых вагонкой. Многие курсанты получили в них хорошие по тому времени квартиры. Спустя полгода мы за свой счет провели водопровод.
Директором комбината в 1953 г. непродолжительное время был Юрий Бильевич Азимов. После него на посту директора находились Ю. Н. Серебренников и Лазарь Ефимович Гершенович.
О Лазаре Ефимовиче следует сказать особо. В молодые годы он работал на судах Арктического пароходства, был механиком на ледоколе «Микоян», старшим механиком на пароходе «Степан Шаумян». Любил дисциплину и порядок. Он ввел для курсантов обязательное ношение форменной одежды, и нарушать этот порядок никому не было позволено. Но надо сказать, что ввел он эту форму по-умному. Отдать-то приказ легко, а вот как его будут выполнять, не каждого начальника волнует. Лазарь Ефимович заключил договор с Казанской швейной фабрикой, и форменная одежда — кители, брюки, шинели очень хорошего качества и, самое главное, по доступной цене — стала поступать для курсантов комбината.
Комбинат к этому времени переименовали в школу усовершенствования кадров комплавсостава. Школа располагалась по ул. Ключевской возле столовой общепита. Ее директором стал Ю. Н. Серебренников. Мореходную астрономию и навигацию преподавал В. Д. Аверин, теорию девиации магнитных компасов — Г. А. Васильев, морскую практику, теорию и устройство корабля — И. Н. Мутовин, электронавигационные приборы — Г. А. Зайканов. Замполитом школы работал Николай Илларионович Гладков.
Основным предметом для судоводителей была мореходная астрономия и навигация. Ее читал Василий Дмитриевич Аверин, бывший офицер, командир корабля. Он имел высшее образование и очень хорошо проводил лекции. Интересно вела занятия по истории КПСС А. К. Холоденко. Английский язык преподавал Павел Павлович Демидов, сын начальника управления тралового флота.
Хочется вспомнить о некоторых моих соучениках. Среди поступивших на учебу в УКК были и выпускники техникумов. Пусть читатели не удивляются: в то время выпускники рыбных техникумов получали дипломы штурманов малого плавания. На первые курсы штурманов дальнего плавания была зачислена Надежда Васильевна Аверина. Ее родина — Херсонская область, город Голая Пристань. Это старое моряцкое гнездо, родина моряков, рыбаков и китобоев. Отец Нади был капитаном пассажирского судна Черноморского пароходства. В 1949 г. она закончила Херсонский моррыбтехникум и приехала на Камчатку, где ее направили на пароход «Эскимос» третьим помощником капитана. В 1952 г. она стала уже вторым помощником.
За хорошую работу Надежду Васильевну направили на курсы штурманов дальнего плавания. Училась она легко, получала «четверки» и «пятерки». В 1955 г. учеба закончилась, и Надежда Васильевна отправилась на флот. Но морячить ей больше не пришлось: заболела мать. На работу она устроилась в УКК, потом поступила на заочное отделение Дальрыбвтуза. Проработала она преподавателем в УКК до 1980 г., до самой пенсии, а затем выехала на родину, где сейчас и проживает.
Наша учеба завершилась в мае 1955 г. Позже в УКК стали готовить траловых и засольных мастеров, а спустя годы — матросов-обработчиков и других специалистов.
…В 1957 г. по выполнении плавательного ценза я собрал заверенные справки о плавании и пошел к капитану рыбного порта с заявлением об обмене мне рабочего диплома штурмана дальнего плавания на диплом капитана дальнего плавания. Здесь на меня в буквальном смысле был вылит ушат холодной воды.
Капитан рыбного порта вытащил из письменного стола любопытный документ и дал мне его прочитать. Это было циркулярное распоряжение Минрыбхоза. В нем было сказано, что лицам, окончившим учебно-курсовые комбинаты и школы усовершенствования командного плавсостава, дипломы капитанов дальнего плавания и механиков первого разряда выдавать только после обучения в среднем или высшем мореходных училищах.
Но ведь это было сделать не так-то просто! Первые дни после получения этого циркуляра контора капитана порта напоминала разворошенный улей: сюда тянулся народ, пошли жалобы в Москву, в министерство. Но хочешь, не хочешь, а распоряжение надо было выполнять, и желающим получить дипломы пришлось снова поступать на учебу.
При Петропавловск-Камчатском мореходном училище в 1960 г. было организовано заочное отделение. Мне довелось поступить в заочную мореходку в 1962 г., когда это учебное заведение, как говорят, уже твердо стояло на ногах.
Завучем здесь был Михаил Васильевич Стрыгин, выпускник Астраханского института рыбной промышленности и хозяйства. Михаил Васильевич прошел войну, имел несколько боевых орденов. Человек он был серьезный и очень строгий. Проработал в училище до самой пенсии, а потом уехал в Томск.
Начальником училища был Юрий Иванович Камчатка. Это был замечательный, сравнительно молодой человек. После окончания Владивостокского высшего мореходного училища его направили на работу в Камчатрыбфлот на пароход «Щорс» третьим помощником капитана. Но с морской службой ему не повезло с первых же шагов, и с морем вскоре пришлось расстаться. По распоряжению Камчатрыбпрома его направили преподавателем в мореходное училище. Руководство, убедившись, что Юрий Иванович проявляет очень большие способности, перевело его на должность начальника судоводительского отделения, а через полтора года он становится начальником училища.
Хорошим преподавателем был Иван Егорович Савинский. Выпускник высшего военно-морского училища, он вел мореходную астрономию и навигацию. На учебном судне «Гоголь» Иван Егорович часто выходил в море в качестве руководителя практики. Здесь на ходовом мостике он учил курсантов правильно производить астрономические вычисления, приучая ребят к аккуратности в работе, подчеркивая, что в работе штурмана должна быть точность, что это — залог успеха. При сдаче Государственных экзаменов его ученики, как правило, получали высокие оценки. Работал Иван Егорович в училище очень долго, до самой пенсии.
Хорошим преподавателем электрорадионавигационных приборов был Петр Григорьевич Кулагин. Заметным преподавателем в мореходке была Ирина Антоновна Опарина. Она вела математику. Потом сама решила стать штурманом и капитаном. Поступила на заочное отделение. С ее знанием высшей математики учеба шла хорошо: полный курс мореходки она закончила за три года. Работать поступила матросом на суда Океанрыбфлота. Рейсы совершала интересные — в Новую Зеландию, на острова Фиджи и в Перу. Выплавав ценз, стала работать штурманом. Проплавав десять лет, перешла работать в один из черноморских портов.
Первым начальником заочного отделения была Любовь Ивановна Буторина. По совместительству она вела русский язык и литературу. Пользовалась большим авторитетом среди преподавателей и курсантов. Продолжительное время завучем заочного отделения работала Лидия Петровна Николаева.
С 1961 г. в мореходном училище трудилась преподавателем химии и ихтиологии Клара Васильевна Герт — приветливая сероглазая женщина невысокого роста, уроженка нашего Петропавловска. Ее отец, Василий Тимофеевич Финашин, известный капитан промысловых судов в годы Отечественной войны, был штурманом и капитаном на судах тралового флота. Клара Васильевна после окончания Астраханского рыбвтуза вернулась на родину и всю жизнь проработала здесь. Сейчас она уже на заслуженном отдыхе и продолжает жить в Петропавловске.
С 1960 по 1992 гг. проработала в мореходном училище Раиса Георгиевна Шубина. Как и Клара Васильевна, она закончила Астраханский рыбвтуз. Преподавала экономику рыбной промышленности и технику промышленного рыболовства. Сейчас она также находится пенсии и живет в Петропавловске.
В Петропавловск к мужу приехала Валентина Григорьевна Валь. Ее муж плавал штурманом на транспортных судах, а потом стал капитаном СРТ «Корф» Управления тралового флота. Как судоводитель и промысловик он был на хорошем счету. А Валентина Григорьевна пользовалась большим авторитетом как у преподавателей, так и у курсантов. Преподавала она в училище химию и до сих пор работает там же, только теперь ее место работы называется Камчатским государственным техническим университетом.
Надо сказать, что преподавательский состав очень ответственно относился к своей работе. Можно сказать, всю душу вкладывал в процесс обучения. Хоть и прошло уже много лет, но из памяти это не изглаживается.
Хочется отметить и некоторых моих сокурсников, тех, с кем я заканчивал курс заочной мореходки в 1965 г. Один из них — начальник Управления тралового флота Петр Илларионович Анода. Надо сказать о нем особо. Будучи юношей, он вместе с Василием Прокопьевичем Тимошенко поступил на работу во Владивостоке на пароход «Ительмен». Поскольку ребята они были очень юные, их взяли дневальными: Аноду — в кочегарский кубрик, а Тимошенко — в матросский. Через пару лет П. И. Аноду перевели в кочегары, а Тимошенко — в матросы. В 1932 г. Петру Илларионовичу посчастливилось вместе с Иннокентием Николаевичам Косыгиным участвовать в перегоне из Италии во Владивосток через тропики рыболовного траулера «Гага». Прошли годы. Все они стали капитанами, пройдя обучение в курсовых комбинатах. Василий Прокопьевич закончил трудовой путь капитаном, а потом штурманом-девиатором морского рыбного порта.
Окончил это училище и Вячеслав Харитонович Федосеев. До прихода в 1952 г. в Камчатрыбфлот он служил боцманом в Военно-Морском флоте на лидере «Тбилиси» во Владивостоке. Как хороший работник, был направлен на курсы штурманов малого, а потом и дальнего плавания. Работал капитаном на СРТ, а потом несколько лет трудился лоцманом рыбного порта. Имел ряд правительственных наград, как за боевые заслуги, так и за трудовые подвиги.
В нашей группе учился и Георгий Иванович Осьминин. Он был очень удачливым рыбаком, долго работал капитаном на СРТ и СРТМ. За высокие уловы получил высокую правительственную награду — орден Ленина. Довелось ему в должности капитана перегонять траулер через тропики в Петропавловск.
Вот такие замечательные люди преподавали и учились в нашем мореходном училище.

  ВОЗВРАТ К СОДЕРЖАНИЮ