С. В. ГАВРИЛОВМОРСКОЙ РЫБОПРОМЫШЛЕННЫЙ — ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕС закрытием в 1954 г. в мореходном училище технологического отделения, в нем остались лишь морские специальности: судоводители и судомеханики. Но развивавшаяся рыбная промышленность Камчатки нуждалась в работниках и других квалификаций: технологах, техниках добычи, бухгалтерах и экономистах.
Для полного укомплектования действовавших рыбопромышленных предприятий инженерно-техническими работниками в 1958 г. требовалось 970 инженеров и 2 400 техников. На 1 января 1958 г. из этого числа трудились лишь 717 инженеров и 1 496 техников. Остальные должности замещались «практиками» или оставались свободными. Ежегодно примерно 220 специалистов с квалификацией «техник» уезжали с полуострова в связи с окончанием трудовых договоров.
Их пополнение велось за счет направления на Камчатку выпускников учебных заведений из центральных районов страны, обязанных отработать на новом месте по «распределению» не менее трех лет. Эти молодые специалисты отрывались от привычной жизни и попадали в совершенно новые и весьма суровые климатические и бытовые условия, которые, естественно, не способствовали их закреплению на новом месте. Так, за пять лет с 1953 по 1957 гг. прибыло 1 915 молодых инженеров и техников, а уехало 1 178 чел., то есть 77 % их числа. Выход был только один — начать, вернее, возобновить, обучение необходимых специалистов на месте.
«Подготовка кадров специалистов из числа местной молодежи наиболее целесообразна, так как такие кадры не склонны к выезду с Камчатки и являются наиболее приспособленными для преодоления трудностей работы в условиях Крайнего Севера. Однако отсутствие на Камчатке соответствующих учебных заведений заставляет большинство молодежи выезжать в центральные районы с целью продолжения своего образования. Вместе с ними вынуждены уезжать и их родители — в основном кадровые работники рыбной промышленности…».
Все это заставило местные власти принять меры к организации еще одного среднего специального учебного заведения рыбохозяйственного профиля. 12 июня 1958 г. заместитель председателя Совета народного хозяйства (Совнархоза) Камчатского экономического административного района Я. Рындин известил Совет Министров РСФСР о том, что «Совнархоз… считает крайне необходимым открытие… Петропавловского рыбного техникума с тремя отделениями…».
15 октября 1958 г. Совнархоз постановил «открыть в г. Петропавловске с 1 августа 1959 г. рыбопромышленный техникум с тремя отделениями: промышленное рыболовство, технология рыбных продуктов и организация производства». Необходимый набор на первый 1959—1960 учебный год оценивался в 90 чел.
26 октября 1958 г. было решено, что новое учебное заведение должно располагать типовым зданием с жилыми и учебными помещениями. «Управлению строительства начать строительство здания техникума в 1959 г., установив срок окончания строительства и ввода в эксплуатацию нового объекта к 1 августа 1961 г.». В плане капитальных вложений на 1959 г. Совнархоз предусмотрел начало возведения учебного здания (четырехэтажного корпуса на 960 учащихся) и общежития на 440 чел. Пока же, на первых порах, до 20 декабря 1958 г. следовало выбрать подходящий земельный участок и оформить в горисполкоме его отвод под застройку.
В ходе переписки, завязавшейся между местными властями и правительственными органами по вопросу открытия техникума, согласие последних на это было получено довольно быстро. 8 декабря 1958 г. на очередное обращение председателя Камчатского Совнархоза Н. А. Ваняева, датированное 30 октября 1958 г., пришел ответ министра высшего и среднего образования СССР В. Елютина о том, что министерство «не возражает против предложения Камчатского Совнархоза об открытии с 1 августа 1959 г. в Петропавловске-Камчатском рыбопромышленного техникума».
Госплан РСФСР определил план набора на 1959—1960 учебный год в количестве просимых 90 чел. 28 февраля 1959 г. Совет Министров РСФСР установил учащимся открываемого техникума с учетом его отдаленности и тяжелых климатических условий повышенные размеры стипендий и разрешил оплачивать зачисленным на учебу стоимость проезда от их места жительства до Петропавловска. Пяти первым преподавателям, приглашенным из числа специалистов рыбопромышленных предприятий, сохранили зарплату по прежнему месту работы. Она, кстати, была гораздо выше (нередко в несколько раз), чем зарплата обычных педагогов.
26 марта 1959 г. Совнархоз, обращаясь к секретарю областного комитета КПСС М. А. Орлову, просил «утвердить директором… тов. Копытина Александра Михайловича, освободив его от должности начальника мореходного училища» [1, л. 27—28]. Согласие было получено, и 22 апреля 1959 г. Совнархоз назначил А. М. Копытина первым директором техникума. Вскоре он приступил к работе на новом месте. «Приказ № 1 по рыбопромышленному техникуму от 4 мая 1959 г. Сего числа вступил в исполнение обязанностей директора техникума. Копытин».
30 апреля 1959 г. Н. А. Ваняев утвердил смету на содержание техникума в 1959 г. в сумме 433 тыс. руб. А 10 мая 1959 г. в местных газетах было опубликовано первое объявление о наборе в новое учебное заведение. «Петропавловск-Камчатский морской рыбопромышленный техникум Камчатского Совнархоза объявляет прием учащихся на 1959 год по специальностям: 1. Промышленное рыболовство (техник-механик), срок обучения два года шесть месяцев. 2. Технология рыбных продуктов (техник-технолог), срок обучения два года шесть мес. 3. Планирование на предприятиях пищевой промышленности (плановик-экономист), срок обучения один год десять месяцев». Вступительные экзамены должны были пройти с 1 по 20 августа.
Первоначально техникум размещался в небольшом деревянном домике по адресу ул. Чукотская, 3, арендованном у Комхоза Камчатрыбпрома (сейчас на этом месте находится пустырь возле столовой КамчатГТУ). Это бывшее здание треста «Камчатлес» занимали контора СМУ-6, лаборатория механизации Камчатского отделения ТИНРО и общежитие работников Совнархоза. В нем должны были проходить вступительные экзамены, а с 1 сентября — начаться первый учебный год. Здесь предполагалось разместить учебные аудитории, администрацию и вспомогательные службы техникума. Несмотря на то что здание было передано ему еще 15 октября 1958 г., к началу апреля 1959 г. его еще не освободили.
Постепенно начал формироваться коллектив сотрудников и педагогов будущего учебного заведения. Его самыми первыми работниками стали: секретарь-машинистка А. А. Вымлянина (со 2 июня 1959 г.), старший бухгалтер Г. А. Доний (с 1 июля), заведующая библиотекой Г. П. Акимова, (с 6 июля) комендант М. Г. Лихолит (с 6 июля). 6 августа 1959 г. завхозом техникума начал работать П. Я. Храмов, который тут же отправился в Усть-Камчатский район в Ключевской леспромхоз за учебной и канцелярской мебелью. 18 августа 1959 г. заместителем директора по учебной части была назначена И. Ф. Галкина.
Первым преподавателем специальных дисциплин стал бывший специалист Тралфлота Г. И. Зайканов (с 9 июля), за ним последовал преподаватель математики из с. Ключи Г. Г. Бурмакин (с 25 июля), преподаватель специальных дисциплин В. П. Лисицин, ранее работавший начальником планового отдела Озерновского рыбокомбината (с 20 августа).
К 1 октября 1959 г. в штате техникума числились уже девять преподавателей. Вот эти люди, составившие костяк педагогического коллектива: преподаватели специальных дисциплин В. П. Лисицин, Г. А. Зайканов, И. Ф. Галкина, И. П. Иванов, черчения Л. П. Гусева, иностранного языка Н. Д. Копытина-Лысенко, русского языка С. Л. Сёмкина, математики, физики, черчения, практики Г. Г. Бурмакин, истории СССР Т. А. Шмакова. Преподаватели неорганической химии А. В. Михайлец и физкультуры О. И. Долгова считались «приватными», то есть внештатными сотрудниками или «почасовиками».
30 августа 1959 г. состоялось зачисление абитуриентов, выдержавших вступительные экзамены. Девяносто выпускников средних школ, то есть бывших десятиклассников, образовали три группы численностью по 30 чел.: промышленных рыбаков, плановиков-экономистов и технологов рыбной промышленности. Дополнительно были приняты еще тридцать человек, закончивших семь классов средней школы. Они вошли во вторую группу технологов. Таким образом, первый набор Петропавловск-Камчатского морского рыбопромышленного техникума насчитывал не ранее запланированные 90 чел., а целых 120.
Первый набор составляли не только недавние школьники, но и те, кто уже много лет успешно трудился на предприятиях Камчатки. Среди поступивших были выпускница средней школы № 30 отличница Галина Фролова, хорошая производственница, бывшая ученица школы № 6 Элла Бородина, работница судоремонтного завода Валентина Павлюченко, слесарь судоверфи Петр Яковлевич Храмов, плотник Оссорского рыбокомбината Николай Михайлович Поляков и многие другие.
1 сентября 1959 г. начался первый учебный год, принесший и радости, и огорчения. Вскоре последовало первое приятное событие: приказом директора № 21 от 6 ноября 1959 г. по случаю «наступающей 42-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции» ряду учащихся объявлялась благодарность с занесением в личное дело. «По плановому отделению: Л. Берловой, Л. Мананниковой, Н. Полякову, Э. Бодиной, Л. Михайлюк, З. Доминовой. По спецгруппе технологов: Бабенкову, Гиренко, Мазаеву, Большаковой, Капитоновой. По группе механиков: Лякишеву, Хлептунову, Сакур, Щур. По группе технологов: Акулову, Кравцову, Сидорову, Васильеву, Колыш».
Собственным учебным зданием техникум пока не располагал. Перед самым началом первого учебного года (1959—1960 гг.) его неожиданно перевели с ул. Чукотской в помещение школы усовершенствования кадров командного плавсостава Камчатрыбпрома на ул. Ключевскую, 41. Здесь ему предоставили всего четыре аудитории, неспособные вместить всех студентов. Поэтому занятия шли в две смены. На новом месте пришлось вновь организовывать крайне необходимые для подготовки технологов лаборатории органической и физколлоидной химии. Этим занималась заведующая лабораторией Л. Д. Шурчкова, отдавшая делу много сил и энергии.
Вот как директор техникума оценивал все эти непродуманные перемещения. «“Где эта улица, где этот дом?”. Чукотская, 3 или Ключевская, 41? Вопрос о том, где же, наконец, будут проходить учебные занятия, был решен Совнархозом только 1 сентября, уже после начала занятий. До этого считалось, что учебный корпус техникума разместится в доме № 3 по Чукотской улице, спешно перестраивавшемся именно под учебное помещение. Перестройка дома, по существу, была уже закончена, когда 1 сентября отдел кадров и учебных заведений неожиданно принял решение разместить в этом доме общежитие техникума, а учебные помещения выделить в здании школы усовершенствования плавсостава по ул. Ключевской, 41».
В аудиториях, доставшихся техникуму в школе, по вечерам занимались студенты заочного отделения Дальрыбвтуза. «Нам негде проводить общие собрания, у нас нет раздевалки, и учащиеся складывают пальто и шубы прямо в классных комнатах. Директор техникума, заведующий учебной частью и одиннадцать преподавателей размещаются в комнате площадью 17 кв. м, являющейся, к тому же, еще и приемной, и складом учебных пособий. Школа усовершенствования кадров плавсостава, являясь хозяином здания (об этом нам напоминается чуть ли не ежедневно), рассматривает техникум как дальнего родственника, присутствие которого хоть и нежелательно, но приходится терпеть». Спустя некоторое время техникум вновь вернулся на ул. Чукотскую.
Кроме основной деятельности, учебное заведение начало оказывать образовательные услуги всем желающим. 9 декабря 1959 г. «Камчатский комсомолец» объявил о наборе при техникуме «на платные шестимесячные курсы по подготовке лиц, поступающих в высшие и средние учебные заведения. Начало занятий 15 декабря».
Постепенно коллектив осваивал доставшиеся ему помещения, в которых создавались специализированные кабинеты и лаборатории. С 1 января 1960 г. начали действовать: кабинет черчения (заведующий Г. Г. Бурмакин), лаборатория электротехники (заведующий Г. А. Зайканов), с 1 февраля 1960 г. — лаборатория неорганической и аналитической химии (заведующая А. В. Михайлец), кабинет техники промышленного рыболовства (заведующий Ю. Т. Губенко) [5, л. 10]. Библиотечный фонд техникума в это время составлял 8 000 томов.
Совершенствовалась и учебно-методическая работа: со 2 февраля 1960 г. заработали предметные комиссии по специальным, техническим и общеобразовательным дисциплинам.
8 марта 1960 г. коллектив техникума впервые отметил Международный женский день. Его лучшая половина услышала в свой адрес много поздравлений. Особо была отмечена деятельность Анны Александровны Вымлятиной. Эта «секретарь-машинистка с момента организации техникума проделала большую работу по организации канцелярии техникума. Приказываю… объявить благодарность с занесением в трудовую книжку».
Учащиеся жили насыщенной жизнью, в которой кроме учебы были спорт, общественная работа, художественная самодеятельность, дружба и любовь. 27 марта 1960 г. прошел комсомольско-профсоюзный кросс, посвященный 90-летию со дня рождения В. И. Ленина. От техникума в нем участвовали пятеро юношей и семь девушек, все они были отмечены благодарностями. Отлично поработали студенты на прошедшем в начале апреля воскреснике. «За добросовестное отношение в деле оказания помощи совхозу… объявить благодарности В. Павлюченко, П. Тибекину, И. Драч, Н. Рикову, В. Королеву, Л. Михееву, Ж. Лякишеву, Ю. Домашеву».
А вот и первые наказания. 5 апреля 1960 г. за пропуски занятий по неуважительным причинам пятнадцать учащихся лишились месячной стипендии, а еще десять — «заработали» по выговору с занесением в личное дело.
Первый учебный год завершился в середине мая, и уже 18 мая группа промрыбаков отправились на практику в Усть-Камчатск. Не для всех она завершилась удачно. Так, 20 августа 1960 г. вышел первый приказ директора об отчислении. «За систематическое нарушение дисциплины: пьянство, дебоши, невыход на работу во время производственной практики, за что имел выговор и был отчислен с РКЗ-65», из техникума исключался один из учащихся.
Тем временем техникум готовился к новому учебному году. 10 июня 1960 г. к ремонту его зданий по ул. Ключевской, 41 и по ул. Чукотской, 2 и 3 приступили три плотника.
6 сентября 1960 г. педагогический коллектив техникума насчитывал уже 13 преподавателей. Набор студентов на 1960—1961 учебный год составил 131 чел., в числе которых находились одиннадцать «кандидатов».
Стипендия учащихся до денежной реформы 1961 г. составляла 240 руб. После принятия постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1960 г. «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами» с 1 января 1961 г. она стала равна 24 руб. Повышенные стипендии учащимся техникума, успевающим на «хорошо» и «отлично», устанавливались равными: для первого курса 28 руб. 50 коп., для второго — 31 руб. 50 коп.
17 ноября 1960 г. 30 учащихся группы П-4 отправились на двухмесячную производственную практику для изучения организации производства и бухгалтерского учета на рыбокомбинаты, судоверфь, судоремонтно-механический завод и ЖБФ. Вскоре им предстояло сдавать Государственные экзамены: началась подготовка к первому выпуску молодых специалистов.
В новом 1960—1961 учебном году удалось несколько улучшить жилищные условия студентов: если в прошлом году они занимали дома на ул. Ключевской, 31 и ул. Чукотской, 2, то теперь их часть заселилась в третье здание: новый трехэтажный шлакоблочный дом на ул. Вилюйской, 54.
Правда, ребята размещались здесь на двухъярусных койках, но новое общежитие располагало всем необходимым для нормальной жизни. Всего в общежитиях размещались 169 чел.: на Ключевской, 31 — 80 девушек, на Чукотской, 2 и Вилюйской, 54 — 89 юношей.
А вот у штатных преподавателей с жильем было тяжело: своих квартир они не имели, снимая их. Один педагог с семьей из четырех человек занимал одну комнату площадью 12 кв. м, в которой к тому же находилась плита для приготовления пищи.
Тем не менее, учеба продолжалась. «Вся работа преподавателей велась в тесной связи с решением партии и правительства о приближении школы к производству. Большую роль в решении этого вопроса сыграло то, что преподаватели спецдисциплин пришли в техникум с производства». Хорошо, доходчиво и организованно проводили уроки и преподаватели общеобразовательного цикла. Так, В. В. Самсонова, ведшая русский язык и литературу, «использовала на уроках много дополнительной литературы, картин и другой наглядности».
Вскоре появились и первые результаты работы техникума: в июне 1961 г. он выпустил 25 техников-плановиков. Один учащийся из этой группы на Государственном экзамене по предмету «Организация и планирование промышленных предприятий» получил неудовлетворительную оценку [6, л. 132]. Тем не менее, стало очевидно: на Камчатке состоялось еще одно учебное заведение рыбохозяйственного профиля.
В 1961—1962 учебном году большое внимание руководства техникума было направлено на проведение эффективной воспитательной работы с учащимися. Педагогический состав был молодой, многие сотрудники ранее в учебных заведениях не преподавали, поэтому настало время подвести итоги пройденному пути и начинать формировать традиции.
Интересные материалы на этот счет содержатся в текущей документации учебного заведения. Вот лишь некоторые из них. «У некоторых преподавателей техникума имелось неправильное понимание значения отдельных вопросов политико-воспитательной работы. Преподаватель экономических дисциплин, секретарь партийной организации техникума Лисицын В. П., считая задачей политико-воспитательной работы формирование марксистско-ленинского мировоззрения и воспитания учащихся в духе советского патриотизма и других положений морального кодекса строителя коммунизма, вместе с тем недооценивал значение воспитания культуры поведения учащихся, полагая, что это следовало своевременно делать в средней школе. Преподаватель специальных дисциплин Иванов П. И. вообще полагал, что в отличие от средней школы, в техникуме нет места и времени для воспитательной работы с учащимися, и достаточно, в случае необходимости, одних мер административного воздействия…».
Помощником педагогов в деле воспитания должен был стать актив классных групп. «Еще пример: в группе первого курса механиков… по форме все в порядке: беседы, собрания и т. п., а успеваемость падает, пропуски уроков, даже по уважительным причинам, увеличиваются. Провели в группе беседу, другую и возложили ответственность на старосту, комсорга, профорга. В группе создали хороший актив. Результат — группа по всем показателям лучшая в техникуме, хотя и есть еще отдельные нарушения, но нарушителям очень плохо приходится и… нет круговой поруки, ложного товарищества. Сделал — отвечай!».
Директор техникума полагал, что одной из самых эффективных воспитательных мер по отношению к нерадивым студентам могло стать воздействие их же товарищей. Вот что он говорил на одном из педсоветов. «Надо, где это нужно, применять и крутые меры, но обязательно делать этот случай предметом обсуждения, и обсуждения самими учащимися. Идет собрание актива учащихся. Разбирается проступок Р… — пьянка. Выступают учащиеся и, говоря о хороших качествах Р… защищают его. Надо выждать, когда кто-то из учащихся потребует сурово наказать Р… но не вытерпит кто-то из педагогов и, с точки зрения педагогики, начинает «крыть» и виновника, и его защитников, требуя сурового наказания виновного. Ребята замкнутся, замолчат и — конец хорошего начала. Принимается решение уже без мнения учащихся. Разве это актив? Это плохое заседание педагогического состава. На этом заседании не будешь критиковать ретивого педагога, чтобы не подрывать его авторитета, а он сам-то о нем и не заботится…».
В июне 1962 г. из стен техникума вышли еще 35 техников-плановиков. Тогда же, в июне, дипломы получил первый выпуск технологов в количестве 27 чел. В июле за ними последовали 29 техников-механиков промышленного рыболовства. Таким образом, первый полноценный выпуск по всем трем специальностям составил 91 чел.
К началу нового учебного года, 1 сентября 1962 г., на дневном отделении числились 318 чел. Учебное заведение по-прежнему располагало двухэтажным деревянным учебным корпусом с пятью аудиториями и двумя кабинетами: физики и электротехники, промыроболовства и черчения. Занятия вели уже двадцать штатных преподавателей и три совместителя.
Спортивный зал отсутствовал, поэтому физкультура проходила либо на близ лежащем стадионе, либо в свободном зале мореходного училища. Книжный фонд библиотеки вырос до 13 000 томов. В двух общежитиях жили 152 студента.
К началу 1963—1964 учебного года на базе неполной средней школы были сформированы 16 групп. На первый курс приняли 122 чел., из них 24 — имевших производственный стаж. В этом году техникум получил новое здание — бывший главный корпус мореходного училища. Само училище перебралось в новое четырехэтажное здание с учебной площадью 2 113 кв. м (ныне УК-2 КамчатГТУ). Напомним, что этот корпус, рассчитанный на 960 учащихся, еще в 1958 г. предназначался для техникума. Его отдали мореходному училищу, видимо, с учетом того, что численность его курсантов была примерно в два с половиной раза больше, чем учащихся техникума.
Новое здание оказалось «новым» в смысле помещения, но «старым» с точки зрения его плохого состояния. «Положение техникума резко изменилось: с 1 сентября 1963 г. получен учебный корпус… В настоящее время мы получили половину здания 2 520 кв. м: половину первого этажа и весь второй этаж. Половина здания находится под мастерскими и столовой мореходного училища. Полная передача будет произведена после постройки столовой мореходного училища и оснащения новой мастерской…».
После землетрясения 1960 г. это здание по оценке комиссии облисполкома находилось в аварийном состоянии. Ему требовался капитальный ремонт: еще в 1956 г. в спортивном зале обрушилась часть потолка. К тому же в зале не действовало отопление.
Площадь учебных помещений в этом корпусе значительно увеличилась, но и ее оказалось недостаточно. По учебному плану техникуму следовало иметь 16 аудиторий, 19 кабинетов и семь лабораторий. На деле он располагал 10 аудиториями, двумя лабораториями и пятью кабинетами (физики, электротехники, технологии рыбных продуктов, промышленного рыболовства и черчения). Занятия по-прежнему продолжались в две смены.
Учились не только студенты. Не все преподаватели, будучи опытными производственниками, имели педагогические навыки. Для повышения их квалификации в этой области проводились специальные чтения по темам: «Урок — основная форма учебного процесса», «Учитель и его роль в воспитании трудящихся», «Физкультура и спорт в техникуме», «О групповом руководстве» и другие.
Много ценного давали так называемые «взаимопосещения». Работавшая первый год В. С. Фризоватая, «посещая уроки технологии, химии и другие, быстро овладела спецификой педагогического мастерства. Ее уроки проходят живо, интересно, методически выдержаны». Преподаватель математики А. И. Захарова, побывав на уроках электротехники Г. А. Зайканова, «взяла много полезного для проведения своего предмета».
Проявив инициативу, новое в преподавание черчения внесла Л. П. Гусева. «Имея одинаковую программу для всех отделений и убедившись на практике в ее несоответствии особенностям каждого отделения, Гусева провела большую работу по перестройке программы в соответствии со спецификой отделений. На механическом отделении за счет некоторого сокращения времени на проекционное черчение отведены дополнительные часы на детали машин и сборку, у технологов за счет сокращения часов на геометрическое и некоторые темы проекционного черчения введены часы по черчению оборудования рыбопромышленных предприятий. У плановиков введен отсутствовавший в программе раздел “Графики и диаграммы” и особое внимание уделено правильному чтению и пониманию чертежей».
Во внеучебное время действовали различные кружки и секции. Особенно отмечалась работа химического кружка. Его участники изготовили стенды «Химическая промышленность», «Химия — народному хозяйству», «Химия — передовой фронт СССР». Они регулярно дважды в месяц выпускали стенгазету «Юный химик», которая была «красиво оформлена кристаллами, выращенными кружковцами».
В самом конце 1963 г. — 29 декабря — учебу завершили 18 технологов. Девять из них защитили дипломные проекты с оценкой «хорошо», остальные девять — на «отлично». Большинство выпускников получили направление на работу в Тралфлот, двое — уехали в Магаданскую область, двое отправились во Владивосток, а одногу юношу призвали на службу в армию.
На 1 января 1964 г. в техникуме на дневном отделении обучалось 400, а на заочном — 350 чел. 1 июля 1964 г. состоялся очередной выпуск экономистов в количестве 24 чел. Пятеро из них закончили учебу с отличием: В. А. Мамонтова, Р. В. Топильская, Н. Н. Скорнякова, Н. И. Ковресьева и Г. П. Худолеева.
На начало 1964—1965 учебного года в техникуме на дневном отделении учились уже 481 чел. За этот срок из стен учебного заведения вышли еще 73 молодых специалиста.
К 31 августа 1965 г. контингент учащихся вновь заметно вырос по сравнению с предыдущими годами: без учета нового набора он составил 883 чел. Студенты дневного отделения в две смены занимались в девяти аудиториях, пяти кабинетах и трех лабораториях. Читальный зал библиотеки из-за недостатка учебной площади использовался в первую смену как аудитория: учебному заведению не хватало 17 кабинетов и две лаборатории. Библиотечный фонд вырос до 16 440 экземпляров.
120 иногородних девушек жили в двух общежитиях, а юноши в количестве 91 чел. разместились в спортзале. Из-за этого не могли нормально проходить занятия по физкультуре. В хорошую погоду они шли на улице, а в плохую — в коридоре и полуподвале. Спортзал ранее выполнял функции актового, но теперь все массовые мероприятия могли проходить лишь в клубе Камчатрыбпрома или в вестибюле.
Техникум не располагал производственными и учебными мастерскими. Но учащиеся приобретали навыки работы, участвуя в добыче рыбы, изготовлении рыбных продуктов, ремонте и постройке орудий лова трудясь на рыбозаводах, в колхозах и на судах.
Успеваемость в течение года составила 95 %, но число закончивших учебный год только на «хорошо» и «отлично» оказалось незначительным — всего 101 чел. Наиболее высокой успеваемости достигли преподаватели А. И. Ноздрачева и В. С. Фризоватая (технология рыбных продуктов, технохимконтроль), Г. А. Зайканов (основы электротехники и электроники) и В. В. Самсонова (литература). Преподавательскими кадрами техникум был укомплектован полностью.
Выпуск 1965 г. составил 108 чел. Всего за пять лет с 1961 по 1965 гг. техникум подготовил и выпустил на дневном отделении 237 и на заочном — 47 чел.
В следующем 1966 г. из стен учебного заведения вышли еще 104 выпускника дневного и 49 заочного отделений. Успеваемость в этом году снизилась до 90,5 %. Трое выпускников дневного и 30 % заканчивавших обучение на заочном отделении по специальности «Планирование на предприятиях пищевой промышленности» не сдали Государственные экзамены. Низкая успеваемость повлекла большой отсев: за год выбыло 53 чел., причем с первого курса пришлось отчислить 33 учащихся, то есть 22 % от набора.
Для улучшения бытового положения заместитель начальника Камчатрыбпрома М. Овечкин рекомендовал к 15 апреля 1967 г. расширить учебные помещения за счет части второго этажа, освобождаемой столовой мореходного училища, перебиравшейся на новое место. Собственную студенческую столовую техникуму следовало открыть к 1 июля 1966 г. в помещениях цокольного этажа, ранее занимаемых «мореходкой». Отделу капитального строительства Камчатрыбпрома предписывалось ускорить возведение общежития на 440 мест на ул. Владивостокской, «обеспечив сдачу в эксплуатацию не позднее 1 августа 1968 г.».
Обещанное общежитие, получившее название «Дом студента», было заселено лишь в конце декабря 1969 г. Техникум смог разместить здесь на двух этажах 200 чел., на каждого из которых пришлось по 6 кв. м жилой площади. В Доме студентов также проживали учащиеся УКК и студенты Камчатского филиала Дальрыбвтуза.
Постепенно развивалось и другое хозяйство техникума. Так, к 1 августа 1970 г. библиотечный фонд насчитывал уже 26 078 книг.
1969—1970 учебный год техникум, как и вся страна, прожил под лозунгом «Навстречу 100-летнему юбилею со дня рождения В. И. Ленина». Этому событию были посвящены все мало-мальски существенные события в общественно-политической и учебной жизни. Так, в честь «знаменательной даты» прошла спартакиада техникума. В это время в его стенах действовали несколько спортивных секций: волейбола, баскетбола, бокса, настольного тенниса, спортивного ориентирования и шахмат. Учащиеся заняли на кубке города по настольному теннису первое место.
В 1970 г. к выпуску были готовы 43 технолога, 27 промрыбаков и 33 плановика. На Государственных экзаменах они показали неплохие знания, получив 21 «пятерку», 26 «четверок» и 46 «троек». Трое учащихся, то есть 9 %, не сдали экзамены. Выпусникам выдали четыре диплома с отличием: промрыбаку Н. А. Зайцеву и плановикам — С. А. Абрамовой, Т. А. Ганюшкиной, Т. М. Байгобыловой.
К началу 1974—1975 учебного года к услугам студентов имелись 15 кабинетов и четыре лаборатории. Полностью были переоснащены кабинеты электротехники, технологического оборудования и общественно-экономических дисциплин, для которых приобрели оборудования на 21 500 руб.
В этот период техникум возглавлял директор Владимир Николаевич Степанов, завучем трудилась Анастасия Ивановна Ноздрачева, заместителем директора по производственному обучению — Владимир Васильевич Маруневич. Отделениями заведовали: заочным — Виктор Михалович Басенко, технологическим — Ида Федоровна Галкина, бухгалтерско-механическим — Юрий Николаевич Носов.
Самым старшими преподавателями по стажу работы в рыбной промышленности были А. И. Ноздрачева, работавшая с 1952 г., И. Ф. Галкина, трудившаяся с 1953 г., и А. В. Михайлец (с 1960 г.). Педагогический коллектив составляли 30 преподавателей, из них 9 — начинающих.
С последними проводилась большая работа: посещались их уроки с последующим анализом, давались методические рекомендации по составлению календарно-тематических и поурочных планов. Старшие товарищи щедро делились своим опытом. С молодежью прошли беседы на темы: «Как готовиться к уроку», «Составление поурочных планов и написание конспектов», «Методика объяснения и закрепления материала». Кроме этого работала «Школа педагогического мастерства». Лушими преподавателями, повышающими и свое мастерство, и передающими его начинающим коллегам, являлись: Р. А. Федюк, Г. В. Лемченко, Л. М. Харина, Г. Н. Орлова, В. М Очеретина, В. Н. Артамонова.
Нормальный ход учебного процесса обеспечивали 14 лаборантов, лучшими из которых считались О. Заикина, С. Безрукова, А. И. Борисова, Т. Ф. Корпусова и Р. Будишевская.
Набор абитуриентов в 1975—1976 учебном году составил 150 чел. Численность учащихся дневного отделения достигла 522, а вместе с заочным — 1 131 чел. За год по разным причинам выбыло 38 учащихся.
«Учитывая, что учащиеся первого и второго курсов очень мало что знают о своей будущей специальности и часто, уже будучи учащимися техникума, сомневаются в правильном выборе профессии, в техникуме проводилась большая работа по привитию любви к избранной специальности.
С учащимися первого и второго курсов были проведены экскурсии на БМРТ, плавбазы, СРТ, получена информация, в чем заключается их будущая работа. Преподаватели спецдисциплин Г. Н. Орлова, Л. М. Саломатова, Р. А. Федюк провели экскурсии на Петропавловский рыбокомбинат, жестяно-баночную фабрику, машиносчетную станцию. Кроме того, с выпускниками техникума Шумиловым, мастером добычи отдела обработки КРП, Бажиной, мастером Усть-Камчатского рыбокомбината, Заикиным, мастером Петропавловского рыбокомбината были организованы встречи, где они поделились своими впечатлениями о работе в рыбной промышленности. Проводились классные часы на темы: “Ты — будущий командир производства”, “Твоя специальность”, теоретическая конференция “Технология рыбных продуктов”, где учащиеся старших курсов Карпекин, Княгинин делились своими впечатлениями о специальности».
Интерес к будущей профессии прививал и отдел практики, занимавшийся руководством практическим обучением. Его возглавлял заместитель директора техникума по производственному обучению, а трудились в отделе два мастера производственного обучения.
Выпуск 1976 г. по дневной форме обучения составил 110 чел. Дипломы с отличием в этом году получили Т. Капицына, И. Доржнева, С. Субботин, П. Давыденко и И. Воронова.
Коллектив техникума постепенно совершенствовал методы преподавания, широкое применение в нем нашли технические средства обучения. Использовались и нетрадиционные формы подачи материала. Так, 25 января 1980 г. в соответствии с правительственным постановлением «О дополнительных мерах по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов», принятому 1 декабря 1978 г., при техникуме открылся «Университет по охране природы и окружающей среды». Его ректором стала преподаватель Л. И. Кирсанова.
4 марта 1980 г. подводились итоги социалистического соревнования по итогам осеннего семестра 1979—1980 учебного года. Первое место завоевало технологическое отделение (заведующий С. П. Кравченко), которое было награждено Почетной грамотой.
Хорошей традицией учебного заведения стало чествование не только коллективов его подразделений, но и отдельных работников. Так, 20 марта 1980 г. юбилей праздновала А. В. Михайлец, работавшая в техникуме со дня его основания. Она «росла и совершенствовалась как преподаватель вместе с техникумом… создала кабинет аналитической химии и является его бессменным заведующим… За трудолюбие, принципиальность, скромность пользуется заслуженным авторитетом среди учащихся и всего коллектива техникума». Юбиляра занесли в Книгу Почета и наградили грамотой.
К 1981 г. общая численность учащихся техникума достигла 1 178 чел: 569 — на дневном и 609 — на заочном отделениях. Обучение вели 43 преподавателя, пять мастеров и воспитателей. Кроме них в техникуме работал 51 сотрудник.
А вот несколько эпизодов, рисующих жизнь учебного заведения в 1985 г. 4 января был определен победитель соцсоревнования за декабрь прошедшего 1984 г. Первое место завоевало отделение «Промышленное рыболовство и бухгалтерский учет» (заведующий Г. И. Цикунов). Успеваемость на нем составила 87,8 %, качество знаний — 23 %, на одного обучаемого в среднем пришлось по 5,4 часа пропусков занятий. В соревновании групп победителем стала группа Б-21 (руководитель Т. А. Пожерукова, староста Н. Соломенюк, комсорг Л. Денисова, профорг В. Голенищева). Здесь показатели оказались более высокими: успеваемость 96,8 %, качество знаний — 44,8 %, количество пропусков на одного человека — лишь 0,6 часа.
С 22 января по 23 февраля «в ходе оборонно-массовой работы» прошли соревнования по пулевой стрельбе, посвященные празднованию 67-й годовщины Советской Армии и Военно-Морского флота и 40-летию победы в Великой Отечественной войне. Первое место завоевала команда преподавателей, второе — группы ПР-22, третье — группы Т-31.
24 апреля началась «Декада Боевой Славы», посвященная 40-летию Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне, шедшая до 8 мая. В этот период состоялось множество мероприятий: экскурсия по местам Боевой Славы, открытый урок на тему «Международная обстановка после 1945 г.», торжественная линейка, тематический классный час в группе Т-22 «Память» и другие. Активное участие в них приняли преподаватели Т. А. Пожерукова, Т. Г. Проценко, Л. М. Харина, секретарь комитета комсомола А. Н. Старик, учащиеся Л. Хорева, Е. Пасюкова, А. Хитрик, Ю. Девятов и Л. Дьякова.
С 25 ноября по 4 декабря 1985 г. проходила «Декада технологии», целью которой стало привитие учащимся любви к избранной профессии. В рамках декады состоялись встречи со специалистами рыбной промышленности, выпускниками техникума разных лет, экскурсия на Петропавловский рыбокомбинат, открытый урок по технологии рыбных продуктов преподавателя Л. М. Саломатовой, открытое заседание кружка при кабинете ихтиологии, проведенное преподавателем Г. В. Леоновой. Учащиеся третьих курсов приняли участие в конкурсе «Лучший по профессии». Благодарности за подготовку декады и участие в ней получили учащиеся М. Гусева, Д. Новицкий, А. Коростылев, Ю. Девятов, А. Балицкий и Н. Благодатская.
В 1985 г. полная численность учащихся техникума достигла 1 352 чел: 576 — на дневном и 776 — на заочном отделениях. Обучение вели 45 преподавателей, четыре учебных мастера и воспитателя. Работу техникума обеспечивал административный и учебно-вспомогательный персонал в количестве 51 чел.
В концу 1980-х гг. учебное заведение начало расширять номенклатуру специальностей. Отныне к трем традиционным добавилась еще одна — «Эксплуатация и ремонт оборудования пищевых производств».
Наиболее сложными для техникума, как впрочем и для других учебных заведений области, оказались конец 1980-х — начало 1990-х гг. — период «врастания» страны в рыночную экономику.
В августе 1989 г. Совет Министров СССР принял предложение Министерства рыбного хозяйства СССР и Государственного комитета по образованию СССР об организации в порядке эксперимента на базе трех учебных заведений, работавших в Петропавловске и готовивших кадры для рыбохозяйственного комплекса, — высшего инженерного морского училища, мореходного училища и рыбопромышленного техникума — учебного комплекса «Петропавловск-Камчатское высшее морское училище (ПКВМУ)» для обучения с высшим и средним специальным образованием для рыбной промышленности. 27 сентября 1989 г. МРХ СССР издало приказ № 400, предусматривавший объединение трех учебных заведений.
Центральная идея комплекса заключалась в организации обучения в несколько ступеней по единым учебным планам. В средних специальных учебных заведениях ее поначалу восприняли положительно, но вскоре возникли разногласия с руководством ПКВМУ. Их суть заключалась в том, что положение о комплексе, предложенное ПКВМУ, предусматривало полное слияние техникума и мореходки с инженерным училищем и тем самым их ликвидацию. Последнее могло означать разрушение многолетних традиций и опыта, накопленных при подготовке специалистов с квалификацией «техник».
Протесты коллективов средних учебных заведений во внимание приняты не были, и МРХ СССР взялось за проведение в жизнь Положения о комплексе, разработанное ПКВМУ. Но прошло то время, когда трудовые коллективы брали «под козырек» по поводу любого решения вышестоящего «начальства». Техникум оказался в этой борьбе более последовательным, наотрез отказавшись входить в состав комплекса. Несмотря на то что генеральный директор Камчатрыбпрома В. П. Потапенко 26 июня 1990 г. своим приказом № 169 предписал «передать на баланс Петропавловск-Камчатского высшего инженерного морского училища до 1 сентября 1990 г. Петропавловск-Камчатское мореходное училище и Петропавловск-Камчатский морской рыбопромышленный техникум», в состав комплекса вошло лишь мореходное училище.
Коллектив техникума обратился в Камчатский областной исполнительный комитет с предложением преобразовать рыбопромышленный техникум в политехнический. При этом учитывалось, что в новых экономических условиях Камчатка должна сама себя обеспечивать специалистами различного профиля, в том числе и теми, которые до этого на полуострове не обучались. Предложение было услышано, и 4 декабря 1990 г. исполнительный комитет областного Совета принял постановление: «Открыть в 1991 г. политехнический техникум на базе морского рыбопромышленного техникума, подчиненный облисполкому и финансируемый им…».
Новые экономические условия, ухудшение бюджетного финансирования потребовали от учебных заведений поисков источников дополнительных доходов. Они стали осваивать ранее несвойственные виды деятельности и вместе со всей страной учились «зарабатывать деньги».
7 февраля «в целях повышения квалификации преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала» для выполнения конструкторско-технологических разработок и выпуска продукции создавалась экспериментально-технологическая группа под руководством Г. И. Цикунова. Она должна была начать экспериментально-конструкторскую работу и выпуск товарной продукции. К участию в этом привлекались учащиеся, которым устанавливался оклад в размере 48 руб. в месяц. Несколько позже «в целях упорядочения вопросов организации конструкторской, опытнической и творческой работы учащихся» появился специальный Совет, действовавший под председательством директора.
Справедливости ради следует отметить, что в следующем году наблюдался «застой и фактически развал экспериментальной и хоздоговорной работы», а хозрасчетные участки прекратили свое существование, не работал экспериментальный кружок в технологической лаборатории. В последующем эта деятельность возобновилась.
Тогда же было решено начать договорную работу с межотраслевым управлением коммунального обслуживания Камчатрыбпрома по выполнению вычислительных работ по учету квартирной платы. Для этого образовывалась экспериментальная группа под руководством Н. И. Заболотной.
Еще одним новшеством стали выборы руководителей трудовых коллективов и их подразделений. Так, с 10 по 20 февраля 1989 г. среди сотрудников техникума был объявлен конкурс на замещение должности заместителя директора по учебно-производственной работе. Новым «замом» стал В. И. Валетов. 3 марта 1989 г. аналогичный конкурс был объявлен на замещение должности заведующего технологическим отделением. Им стала Н. А. Боровская.
Изменились и правила приема. В соответствии с распоряжениями МРХ СССР «О государственном плане экономического и социального развития рыбного хозяйства на 1989 г.» и «О контрольных цифрах приема и выпуска специалистов по отраслевым средним специальным учебным заведениям на 1989 г.», приказа Камчатрыбпрома «О прекращении приема в техникум на базе 8 классов», в 1989—1990 учебном году на базе неполной средней школы набиралась лишь одна группа в составе 30 чел. на специальность «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности». В связи с этим потребовалось сокращение трех ставок преподавателей математики, химии, литературы и русского языка.
Наряду с переменами, шла и обычная жизнь учебного заведения. 14 апреля 1989 г. состоялась выставка технического творчества учащихся. На ней были представлены около сорока макетов и моделей. Первое место жюри присудило «Действующей электрокоптильной установке», изготовленной учащимися группы Т-32 С. Ерыкалкиным и Л. Полянченко, а также макету парусника, построенному заочником А. Н. Скавронским. Второе место завоевал макет разноглубинного трала, выполненный А. Н. Скавронским и его коллегами-заочниками В. И. Барановским и В. А. Шумяткиным. Третье место досталось электронному экзаменатору для самопроверки учащихся, сконструированному учащимся группы Т-21 А. Г. Огневым.
А 18 апреля 1989 г. группа Б-1 отправилась в совхоз «Заречный» на переборку картошки: в городе сложилась неблагополучная обстановка с обеспечением продуктами детских садов, школ, больниц и предприятий общественного питания.
Экономическое положение страны в 1990—1991 гг. ухудшалось день ото дня. Особенно в этих условиях страдали работники так называемой «бюджетной сферы», к числу которых относились учителя и сотрудники средних специальных и высших учебных заведений. Для усиления социальной защищенности при переходе к рыночным отношениям и улучшения материального положения, 18 февраля 1991 г. на основании правительственных решений работникам техникума были установлены новые должностные оклады. Теперь они составили, руб.: у директора — 360, у его заместителей — 310—330, у начальников отделений — 250, у руководителя физвоспитания — 260, у лаборантов — 125—130, у старшего мастера — 280, у мастеров — 260, у преподавателей в зависимости от стажа — от 190 до 240.
Дополнительно с 1 мая в соответствии с постановлением Кабинета Министров СССР и решения независимых профсоюзов устанавливался районный коэффициент к заработной плате в размере 0,8 вместо ранее действовавшего 0,6.
О повышении жизненного уровня тружеников позаботились и областные власти, в ведении которых теперь находился техникум: по решению областного исполкома с 1 октября 1991 г. зарплата педагогов повышалась на 50 %, а для учебно-вспомогательного персонала — на 30 %. Кроме этого, выделялись средства на оплату удорожания питания и отныне каждому педагогу выдавалась сумма 10 % от его оклада для приобретения литературы и методических пособий. Все это позволило людям «свести концы с концами» и способствовало сохранению костяка педагогического коллектива.
26 августа 1991 г. по Указу, подписанному президентом России Б. Н. Ельциным, «О прекращении действия коммунистической партии на территории РСФСР» завершилась деятельность партийной организации техникума. Отныне жизнь партий самой разной направленности была вынесена из стен государственных учреждений. Идеологический вакуум, возникший после отмены «всепобеждающего учения», отныне заполнялся тем, что «в основу воспитательной работы с учащейся молодежью» ложились «трудовое, нравственное и физическое совершенствование личности».
С сентября 1991 г. учебное заведение в связи с изменением статуса стало официально именоваться «Петропавловск-Камчатским политехническим техникумом» (Политтехникумом). Расширение перечня специальностей и увеличение в связи с этим набора учащихся потребовало изменения сложившейся структуры управления. С этой целью с 1 сентября 1991 г. были образованы следующие дневные отделения: — технология рыбных продуктов и рыбоводство (заведующая В. С. Фризоватая); — экономика и бухгалтерский учет (заведующая Н. А. Боровская); — промышленное рыболовство и строительство (заведующий Г. И. Цикунов); — ремонт судов и технологическое оборудование (заведующий А. М. Петляков).
На них подготовка шла уже по шести специальностям. Несмотря на то что к этому моменту действовали 25 кабинетов и лабораторий, вновь остро ощущался недостаток учебной площади: начались многосменные занятия. Реформирование структуры продолжилось и далее: с 1 ноября 1991 г. была сокращена должность заместителя директора по учебно-производственной работе.
Изменения коснулись и регламента занятий. С 27 сентября 1991 г. на основании Положения о средних специальных учебных заведениях и с согласия Управления народного образования облисполкома время уроков сокращалось на пять минут. Потеря же учебного времени компенсировалась ликвидацией перерывов между первым и вторым часами двух «пар».
Тем временем продолжались поиски возможностей пополнения тощего бюджета учебного заведения и путей оказания услуг населению и организациям. 1 марта 1992 г. на базе экспериментальной технологической лаборатории была создана учебно-производственная мастерская, которой заведовал А. И. Можаев. При техникуме действовало товарищество с ограниченной ответственностью «Форпост», готовившее специалистов массовых профессий для работы на судах.
Жизнь настоятельно требовала открытия новых специальностей. Ими стали: «Ремонт судов», «Рыбоводство», «Экономика и планирование в отраслях народного хозяйства», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». В результате численность обучающихся еще более возросла. В 1991—1992 учебном году на дневной форме обучения имелось уже 27 учебных групп. Занятия в них вели около пятидесяти квалифицированных педагогов. Наиболее опытные из них — Т. А. Пожерукова, Л. Д. Гуляева, Р. А. Федюк, Ю. В. Середа и В. В. Мальцева — имевшие звания «преподавателей-методистов», обладали высшей квалификационной категорией — 14 разрядом.
В 1992—1993 учебном году набор на дневную форму достиг ранее небывалой величины — 360 чел. Всего по этой форме в этом году обучалось 861 чел.
…Итак, в годы изменения привычных порядков и ломки традиционных отношений в образовательной сфере техникум показал свою живучесть и мобильность. Его коллектив смог приспособиться к быстрой смене конъюнктуры рынка образовательных услуг, не просто сохранив учебное заведение, но и завоевав себе твердое «место под солнцем».
В настоящее время перечень специальностей, по которым производится подготовка специалистов, заметно расширился. На базе основного общего образования девятиклассники бесплатно обучаются по семи специальностям, среди которых, помимо традиционных рыбохозяйственного профиля, следующие: «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования». Зачисление на эти специальности производится по результатам двух вступительных экзаменов.
Платное обучение на базе девяти классов ведется по девятнадцати профессиям, среди которых «Коммерция», «Финансы», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Право и организация социального обеспечения», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и другие. Зачисляются на платные специальности по результатам собеседования.
В разное время техникум возглавляли директоры А. М. Копытин, Н. Н. Богомолова, В. Н. Степанов, А. И. Ноздрачева. Сейчас им руководит С. И. Смирнов. Это учебное заведение за четыре с небольшим десятилетия деятельности дало «путевку в жизнь» множеству специалистов, ряд которых встал во главе предприятий рыбохозяйственного профиля или их подразделений. Среди них: начальник отдела кадров фирмы «Кам-Ива» В. К. Горячев, председатель колхоза им. В. И. Ленина В. З. Драчев, начальник отдела обработки этого же колхоза Б. Б. Ильченко, начальник производственного отдела ЗАО «Акрос» А. С. Франчук, президент ЗАО «Корякгеологдобыча» К. М. Шакиров, мастер корпусного цеха фирмы «Судоремсервис» С. М. Бурмак, начальник производственной лаборатории ОАО «Океанрыбфлот» А. К. Бочкин, заместитель начальника производственного отдела этой же компании И. А. Кибиткин и многие другие.
2. ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ И ЕГО ПЕРВЫЙ ЗАВЕДУЮЩИЙ
В феврале 1961 г. в техникуме было организовано заочное отделение. Его первым заведующим стал В. М. Басенко, проработавший на этой должности почти четыре десятилетия. Для организации набора учащихся на заочное обучение техникум провел большую организационную работу: условия приема разъяснялись в газетах, преподаватели и заведующий выезжали на рыбокомбинаты побережий, где встречались с их работниками и школьниками. В результате набор прошел успешно: уже в феврале были зачислены первые 34 чел. Большинство поступивших составили работники рыбной промышленности. Поначалу заочников обучали по двум специальностям: промышленное рыболовство и технология рыбных продуктов.
9 февраля 1962 г. В. М. Басенко отчитывался о первом годе работы своего отделения. К этому времени число заочников достигло 150 чел., но в их среде оказалось достаточно мало жителей комбинатов, да и многие из них не смогли из-за занятости прибыть на первую сессию, особенно руководители предприятий.
Первый учебный год у заочников начался с опозданием ввиду позднего открытия отделения и острого недостатка методической литературы. «Неоднократно обращались в Астраханский техникум, в Москву, но везде получали отказ. Заочникам приходится переписывать задания с одного имеющегося экземпляра. Но как поступать с такими предметами, которые нельзя переписать (черчение)?».
Это нелегкое положение стали исправлять собственными силами: за разработку методических указаний и контрольных работ взялись преподаватели Иванов, Лисицин, Шутова. Постепенно всех учащихся удалось снабдить и методическими указаниями, и контрольными работами, но учебников по-прежнему не хватало.
Работа отделения осложнялась отсутствием у него отдельного помещения. Очень тяжело было с общежитием для приезжих учащихся. И все же, несмотря ни на что, первая сессия прошла успешно: большинство учащихся показали хорошую подготовку.
К 1 июля 1962 г. численность заочников составила уже 207 чел., из них 80 % трудились в рыбной промышленности. Среди последних было немало руководящих работников. Так, только с Корфского рыбокомбината в техникуме учились директор Губин, его заместитель Федоренко, главный бухгалтер Степанов, начальник отдела труда и заработной платы Дедов, директор завода № 2 Середа, технолог холодильника Ожогина, старший засольный мастер Шрамков.
Постепенно отделение приобретало опыт работы, «обрастало» материальной и учебно-методической базой. В 1970 г. оно имело две комнаты площадью по 18 кв. м. В одной их них находилось само отделение, во второй — хранилась методическая и учебная литература. Занятия на отделении шли во вторую смену. За год было зачислено 125 чел.
В 1975—1976 учебном году на заочное отделение было принято 90 чел. Его полная численность достигла 609 учащихся. За год дипломы получили 74 чел. В этот период численность заочников превышала количество учащихся, занимавшихся на дневном отделении, в среднем на 15—20 %.
В настоящее время заочное отделение работает на базе полного среднего общего образования. На нем открыты четырнадцать специальностей, зачисление на которые производится по конкурсу документов без вступительных экзаменов.
Ни для кого не секрет, что конкретное дело в глазах людей нередко отождествляется с определенной личностью. Это в полной мере относится к первому заведующему отделением Виктору Михайловичу Басенко, почти всю жизнь посвятившему своей любимой работе, открытию новых специальностей, внедрению новых программ, проведению семинаров. Одновременно он заведовал курсами повышения квалификации работников предприятий Камчатрыбпрома.
«Я, Басенко Виктор Михайлович, родился 23 октября 1932 г. в Любарском районе Житомирской области УССР. Отец, коммунист с 1925 г., работал директором местной средней школы. Человек эрудированный, окруживший себя талантливыми людьми. Он-то и привил мне интерес к чтению, умение обращения с людьми.
В 1937 г. переехали на станцию Мотовиловку, где в 1939 г. я закончил два класса. Когда началась Великая Отечественная война, отец ушел на фронт. Погиб в августе 1941 г. Эшелон, в котором мы эвакуировались, разбомбили, и когда мы дошли до станции Казатин (где жили родственники), она уже была занята танками противника. Деваться было некуда, и мы остались там. Мать стала связной партизанского отряда имени Н. С. Хрущева.
В марте1944 г. территория Житомира была освобождена, и мы возвратились на станцию Печеновка. В 1946 г. — вступление в члены ВЛКСМ; в 1947 г. — закончил семь классов и поступил в Одесскую школу мореходного обучения. В августе 1948 г., во время учебного плавания, произошла авария — ампутирована кисть правой руки. В августе 1948 г. поступил в Киевский политпросветтехникум, закончил в 1951 г. и переехал на работу в Мотовиловку, куда снова переехала мать. Затем следует поступление в Ужгородский университет на исторический факультет. За время учебы овладел английским, польским языками.
Закончив его в 1960 г., приехал на Камчатку, год проработал директором семилетней школы Соболевского района. С июля 1961 г. поступил на работу заведующим заочным отделением Петропавловским рыбопромышленным техникумом, одновременно обучая студентов как преподаватель истории, обществоведения и политэкономии».
Эти сухие строки взяты из автобиографии Виктора Михайловича. Они рассказывают, какую суровую школу жизни он прошел. Но при этом он остался добрым, не ожесточенным человеком, всегда окруженным друзьями, простым в общении, при этом умеющим достойно себя вести, очень любящим природу…
Коллеги отзывались о нем с особым теплом и уважением. Как преподавателя Виктора Михайловича всегда отличало умение не просто давать информацию, но творчески подавать ее, развивая интерес слушателей к будущей профессии. На занятиях он так доходчиво, но без упрощения и примитивизма, преподносил материал, что студенты просто не могли не понять его. Это был человек широкого кругозора, не замыкавшийся только в рамках своих предметов, но использовавший свои знания английского языка, истории Камчатки, воспоминания о врезавшейся в детскую память войне. Увлекаясь поэзией С. Есенина, К. Бальмонта, С. Черного, Пушкина и Байрона, он стремился своими познаниями поделиться с окружающими.
Он заполнился скромным, не выставляющим себя на показ, тактичным, никогда не навязывающим своего мнения человеком. Мало говорил о себе, никогда не обсуждал личную жизнь окружающих, но переживал за свою Родину, работу, семью… Внешне сильный, он был очень раним.
Что же привлекало к нему людей? Вот как отзывалась о Викторе Михайловиче В. И. Артамонова, работавшая вместе с ним методистом, а после его смерти возглавившая заочное отделение. «Мне всегда импонировало его умение не навязывать своего мнения, давать полную свободу реализовать себя, творчески подойти к работе. Поражала его бескорыстность. Он всегда был высокопорядочным. Все были для него как родные, поэтому, вероятно, к нему обращались за советом, и он никому не отказывал. Особенно мне нравились его воспитанность, культура обращения с женщинами, бережное, отцовское отношение к молодежи. Для меня он был не только начальником, но и образцом в жизни. И даже сейчас, когда передо мной стоит дилемма: “Быть или не быть”, я мысленно обращаюсь к Виктору Михайловичу за советом».
Он никогда не оставался равнодушным, когда решалась судьба студента, преподавателя или учебного заведения, в котором он работал. Когда несколько лет назад хотели закрыть наш техникум, он дошел даже до Москвы, не думая в этот момент, как это может отразиться на его жизни и работе. При этом он всегда оставался требовательным, высокоорганизованным руководителем, постоянно повышающим свое педагогическое мастерство. Недаром его долголетний и безупречный труд отмечен медалями «За трудовое отличие» (1984 г.), «Ветеран труда» (1986 г.), знаком «Отличник социалистического соревнования», многочисленными Почетными грамотами, дипломами и премиями.
В последние годы жизни здоровье Виктора Михайловича заметно ухудшилось, но он не сдавался. Выражение «Надо жить!» — затем, чтобы выучить детей, оставаться полезным окружающим — не давало ему покоя до последней минуты…
А вот каким он видится из воспоминаний близкого товарища В. М. Иваницкого, работавшего главным редактором газеты «Рыбак Камчатки». Они вместе закончили один университет и вместе приехали на полуостров.
В. М. Иваницкий вспоминает: «В группе первокурсников истфака Виктора Басенко издалека можно было узнать по настоящим моряцким клешам: каждая штанина шириной с Черное море, кожаный ремень с надраенной медной бляхой, из под ворота рубашки неизменно просвечивала синевой полоска тельняшки. Конечно же, парень с детства бредил морем, готовился стать моряком. Нелепая случайность, тяжелейшая травма руки, перечеркнула мечту о море.
И все же море не ушло из жизни Виктора. Еще за год до окончания университета он твердо решил ехать с друзьями на Камчатку. Так и случилось. Переехав в плацкартном вагоне весь Союз — от Ужгорода до Владивостока, туманным августовским утром 1960 года трое друзей с палубы “Советского Союза” увидели Петропавловск. Уже через неделю они были на западном побережье Камчатки, в Соболево…
Поселок Устьевой расположен на берегу Охотского моря. Туда и добрался с оказией из райцентра Виктор Басенко, назначенный директором восьмилетней школы. Началась новая жизнь — камчатская. Через год, будучи в Петропавловске, Виктор Михайлович встретился с Александром Михайловичем Копытиным, директором рыбопромышленного техникума. Результатом их разговора стало приглашение перейти на работу в техникум. Тогда-то и появилась в трудовой книжке молодого учителя запись, которая, по существу, не менялась в течение сорока лет — “Заведующий заочным отделением”».
От супруги Виктора Михайловича — Надежды Ивановны — мы узнали, что он был опорой, стержнем для всей семьи. Будучи большим тружеником, он одновременно был очень жизнерадостным и всегда старался окружить родных особым теплом и вниманием: не забывал дарить цветы, прививал детям любовь к родному краю, так как прекрасно знал историю Камчатки, много путешествовал. Он готовил детей к вступлению в жизнь, обладая энциклопедическими знаниями и отличаясь огромнейшей тягой к ним. Любил читать и никогда не жалел денег на книги, порой даже в ущерб семье. За свою жизнь собрал две большие библиотеки. Очень любил играть в шахматы. Любовь к книгам и шахматам старался передать детям…
Выпускников-заочников техникума на нашем полуострове несколько тысяч. К судьбе каждого из них в той или иной мере был причастен Виктор Михайлович Басенко — педагог, наставник, руководитель. Вот так — своеобразно и благодарно — претворилась в жизнь его юношеская мечта о море…
|