Ниже представлены соображения по развитию рыбной промыш-ленности Камчатки, которые, по мнению местных органов управления, следовало реализовать в первой половине 1960-х гг. для увеличения вылова рыбы, выпуска продукции лучшего качества и значительного повышения рентабельности производства. Эти соображения оформлены в виде докладной записки, подготовленной специалистами Камчатрыбпрома в адрес промышленного отдела областного комитета Коммунистической партии Советского Союза в конце 1962 г.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1963—1965 гг.
Сырьевая база и состояние рыбной промышленности Камчатки. В материалах по сырьевой базе рыбной промышленности в северной части Тихого океана, представленных Тихоокеанским институтом рыбного хозяйства и океанографии для комиссии Совета Министров РСФСР (октябрь 1960 г.), обосновывается возможный ежегодный вылов рыбы, морзверя и морепродуктов в водах северной части Тихого океана в количестве 18,5 млн центнеров, в том числе китов 2,0 млн центнеров.
Промысловые запасы рыб Берингова и Охотского морей, северной части Тихого океана, наиболее близко прилегающей к полуострову Камчатка, по данным Гипрорыбпрома и ТИНРО оцениваются возможным ежегодным выловом рыбы и морепродуктов в количестве 11 675 тыс. центнеров («Перспективы развития рыбной промышленности Дальнего Востока 1965—1980 гг.», том 2, Гипрорыбпром, 1961 г.).
Если исключить из этого количества возможный вылов в районе Курильской гряды и некоторых других промысловых участках, где работают рыбаки других областей и краев, то чистый реально возможный вылов, приходящейся на долю камчатских рыбаков, определяется в объеме 8,0 млн центнеров.
Следует отметить, что запасы рыб Берингова моря изучены слабо и только начинают вовлекаться в промысел. Дальнейшее изучение и освоение запасов Берингового моря, по мнению специалистов, принесет существенный прирост фактических ресурсов возможного вылова, особенно по разнообразию видового состава.
Таким образом, имеющаяся сырьевая база позволяет без риска планировать увеличение добычи рыбы рыбакам Камчатской области к 1965 г. до 5,0 млн центнеров против 3 845 тыс. центнеров, добытых в 1961 г. Основное увеличение добычи может идти за счет крупного промыслового флота.
Целесообразность оснащения рыбной промышленности Камчатки крупным промысловым флотом легко объясняется близостью расположения богатых промысловых районов к портам Камчатки (расстояние от бухты Лаврова на Камчатке до промыслового района Прибыловых островов 870, а от Владивостока до тех же островов — 2 500 миль) и, как следствие, — лучшими эксплуатационными показателями промыслового флота, базирующегося на порты Камчатки.
Вылов рыбы в прибрежной зоне Камчатки по некоторым породам рыб считается стабилизировавшимся, а по лососевым породам — резко сокращается ввиду истощения сырьевых запасов.
В прибрежных водах Камчатки еще имеются крупные акватории, не охваченные промыслом из-за отсутствия необходимой производственной базы по обработке рыбы. Это особенно относится к рыбокомбинатам Корякского округа, на которых нет холодильников с морозильными камерами. В настоящее время на этих комбинатах производится преимущественно посол сельди и лососевых.
До настоящего времени промысел рыбы в прибрежных водах Камчатки ведется нерационально, без учета запасов отдельных стад рыб многими рыбохозяйственными организациями Дальнего Востока, что приводит к истощению запасов отдельных пород рыб (камбала, сельдь).
В целях рационального ведения промысла рыбы необходимо ввести строгое регулирование его специальными положениями (правилами), составленными на базе данных рыбохозяйственной науки и обязательными для всех организаций и предприятий. Это имеет особенно важное значение для всех организаций и предприятий, и особенно для рыболовецких колхозов, не могущих производить промысел рыбы в отдаленных от Камчатки районах и базирующихся на сырьевой базе прибрежных вод.
В состав Камчатрыбпрома входят: Управление тралового флота, шестнадцать рыбокомбинатов, один зверокомбинат, один хозрасчетный рыбозавод, два овощно-животноводческих совхоза, два леспромхоза, деревообрабатывающий комбинат, строительный трест, лесной трест, судоверфь, судоремонтномеханический завод, жестянобаночная фабрика, подсобные хозяйства и другие мелкие предприятия и организации.
Береговая производственная база рыбной промышленности является неблагоустроенной как по своей физической изношенности, так и по техническому оснащению, что крайне затрудняет борьбу за высокое качество продукции и рентабельность предприятий.
Хозяйство рыбной промышленности Камчатки в прошлом создавалось на базе пассивного прибрежного лова лососевых рыб. Множество мелких, неблагоустроенных, сезонных рыбозаводов было характерной особенностью этого хозяйства. В течение прошедшего десятилетия вылов лососевых рыб резко упал, в результате многие заводы и даже районы, рассчитанные только на прибрежный лов, оказались без сырьевой базы.
Так, если вылов лососевых рыб в 1951 г. составлял 1 528,3 тыс. центнеров, или 73,4 % общего вылова, то в 1960 г. количество добытого лосося составило только 220,5 тыс. центнеров или 9 % общего вылова.
Изменения в сырьевой базе вызвали необходимость искать и осваивать новые районы и объекты промысла, что позволило при наличии подорванных запасов лососевых обеспечить общий рост добычи рыбы за счет других пород и новых районов промысла.
За последние годы была проведена большая работа по концентрации и техническому перевооружению рыбной промышленности. Были ликвидированы три рыбопромышленных треста, восемнадцать рыбокомбинатов и самостоятельных рыбозаводов, закрыты и законсервированы шестьдесят три рыбозавода, находившиеся в составе рыбокомбинатов, двадцать четыре консервных завода, ликвидированы пять моторно-рыболовных станций, четыре портпункта и другие мелкие структурные подразделения.
Только в четвертом квартале 1960 г. было сокращено более 3 500 рабочих и служащих, в основном подсобно-вспомогательного и управленческого персонала, что обеспечило экономию только по фонду заработной платы в расчете на год 7,3 млн рублей. Списочный состав промышленно-производственного персонала в 1961 г. против плана уменьшен еще на 3 189 человек.
В течение последних трех лет построены в основном за счет внутренних источников, без привлечения больших государственных капитальных вложений, сезонные сельдеобрабатывающие базы с холодильниками в Олюторском промысловом районе, принявшие в обработку в 1961 г. около 600 тыс. центнеров жирной сельди.
За два года емкость береговых холодильников увеличена в два раза и доведена до 28 тыс. тонн разового хранения.
Оснащение рыбной промышленности Камчатки промысловым флотом, принятые меры по частичному техническому перевооружению береговых предприятий и концентрации промышленности позволили рыбакам Камчатки в 1961 г. выполнить свои социалистические обязательства по добыче трех миллионов центнеров и дать стране 3 045,2 тыс. центнеров рыбы.
Главным итогом 1961 г. является то, что рыбная промышленность Камчатки перестала быть убыточной отраслью хозяйства.
Как известно, в течение шестнадцати лет подряд рыбная промышленность Камчатки работала убыточно и даже не укладывалась в рамки плановых дотаций, выделяемых государством. Только за последние десять лет убытки предприятий, входящих в настоящее время в состав Камчатрыбпрома, превысили 240 млн рублей в новом масштабе цен.
Финансовым планом на 1961 г. Камчатрыбпрому предусматривалась плановая дотация в размере 1 152 тыс. рублей, а фактически по отчету Камчатрыбпром в целом имеет прибыль в размере 1 879 тыс. рублей, то есть сверхплановые накопления составляют 3 031 тыс. рублей. Сумма прибыли от реализации рыбной продукции превысила 14,7 млн рублей…
Необходимо как можно быстрее привести в должное техническое состояние всю производственно-техническую базу ведущих береговых предприятий, без чего невозможно осуществить более полную концентрацию рыбной промышленности, закрыть нерентабельные предприятия с учетом полного использования сырьевой базы закрываемых предприятий.
Более половины имеющихся холодильников построены в тридцатых годах, облегченных конструкций, не рассчитаны на морозку и хранение мороженой рыбы, не могут давать низких температур, имеют неэкономичное оборудование, пришедшее в ветхость и требующее замены.
Консервные заводы в своем подавляющем количестве представляют собой легкие деревянные каркасы, обшитые железом, рассчитаны на работу только в теплое время года, на период хода лосося (один месяц в году), не могут работать на других рыбах и в холодное время года, оборудование изношено и требует замены.
В крайне ветхом состоянии находится часть засольных и икорных цехов, явно недостаточно складское хозяйство, отсутствуют применяющиеся в других отраслях средства механизации трудоемких и тяжелых работ, особенно на погрузо-разгрузочных работах при обработке морских судов на побережьях Камчатки, где ежегодно свыше 500 тыс. тонн грузов переваливаются вручную при производстве рейдовых грузоопераций.
Парокотельное хозяйство крайне размельчено. В большинстве пунктов на одной территории имеется несколько парокотельных, что вынуждает содержать большой персонал и вызывает повышенный расход топлива.
Анализ работы предприятий рыбной промышленности за 1961 г. показывает, что принятые меры по улучшению работы рыбной промышленности далеко не вскрывают всех резервов и имеющихся возможностей. Принятые меры можно рассматривать только как начало, за которым может последовать более значительное увеличение вылова рыбы, выпуска улучшенной рыбной продукции и значительное повышение рентабельности производства.
Обработка рыбы. Мероприятиями по дальнейшему развитию рыбной промышленности Камчатской области намечается создание нового рыбокомбината в бухте Лаврова на базе действующего сезонного сельдеобрабатывающего завода.
Сезонный сельдеобрабатывающий завод в бухте Лаврова в настоящее время имеет временные посольные брезентовые чаны в деревянных лабазах разовой емкостью 96 тыс. центнеров и холодильники для хранения слабосоленой продукции емкостью 1 800 тонн. Завод рассчитан только на обработку жирной сельди, которой в 1961 г. здесь принято и обработано 240 тыс. центнеров.
Олюторско-Наваринский промысловый район располагает сырьевыми ресурсами кроме сельди также палтусом, камбалой, лососем, окунем и угольной рыбой, запасы которых рыбаками Камчатки не используются. В то же время японские рыбопромышленники начали посылать сюда по несколько флотилий промысловых судов.
Осуществление комплексного строительства производственных цехов, причалов, жилого фонда и культурно-бытовых помещений позволит организовать круглогодичную работу этого комбината с расчетом добычи и обработки 500 тыс. центнеров в год. Затраты на строительство полностью окупаются в два года.
На предприятиях побережья намечается строительство новых береговых холодильников общей емкостью хранения 25 тыс. тонн с морозильными камерами суточной мощностью по заморозке 1,5 тыс. тонн рыбы. Общую емкость береговых холодильников (без портового) необходимо довести до 45 тыс. тонн хранения и 2 тыс. тонн морозки в сутки…
Для обеспечения намеченного объема выпуска мороженной рыбы, наиболее полного использования сырьевых ресурсов прибрежной зоны и более эффективного использования Петропавловского портового холодильника необходимо выделить в полное распоряжение рыбной промышленности Камчатки шесть морских производственных рефрижераторов-морозильщиков (проект № 600) с суточной мощностью морозилки 50 тонн и емкостью грузовых трюмов 600 тонн.
Эти рефрижераторы будут принимать парную рыбу с неводов и мелких судов на побережье, доставляя ее в замороженном виде на Петропавловский портовый холодильник. Рефрижераторы-морозильщики будут работать круглосуточно…
Емкость камер хранения портового холодильника составляет 8 000 тонн, из них по распоряжению Совета Министров РСФСР передано в аренду торгующим организациям 4 000 тонн, остаток емкости для рыбной промышленности составляет 4 000 тонн. Холодильник должен сделать в году девять оборотов и дать 36 000 тонн.
Дополнительная потребность в сельдеобрабатывающих плавбазах определена в количестве двух плавбаз с учетом имеющихся сельдяных плавбаз «Ламут», «Советская Камчатка» и поступающей в 1962 г. плавбазы «Чукотка». Добыча сельди судами, сдающими уловы на плавбазы, по плану 1965 г. составляет 320 тыс. центнеров. Имеющиеся три плавбазы имеют разовую вместимость: «Ламут» — 1 800 тонн, «Советская Камчатка» и «Чукотка» — по 2 500 тонн, итого 6 800 тонн. За период лова сельди плавбазы с базированием на Петропавловск должны сделать по три оборота и обеспечить прием сельди в количестве 204,0 тыс. центнеров. Для приема остающихся 116 тыс. центнеров требуется выделение двух плавбаз типа «Чукотка».
В целях повышения сортности выпускаемой продукции намечается устройство на всех сельдеобрабатывающих базах стационарных железобетонных чанов взамен существующей временной брезентовой емкости. Общее наличие такой емкости 515,0 тыс. центнеров.
Расчеты показывают, что железобетонные чаны дешевле брезентовых. Стоимость одного брезентового чана с установкой составляет 140 рублей, стоимость такого же бетонного чана — 267 рублей. Срок службы брезентового чана — один год, бетонного — превышает двадцать лет и практически во времени не ограничен. Таким образом, ежегодная амортизация, отлагающаяся на себестоимости рыбопродукции, составляет по брезентовому чану 140 рублей, а по бетонному (при амортизации 5 %) — 14 рублей 35 копеек, то есть в десять раз дешевле. В пересчете на 7 700 штук чанов годовая экономия составляет 976 тыс. рублей.
Консервное производство. Мероприятиями по развитию рыбной промышленности Камчатки на 1965 г. намечается обеспечить выпуск консервов в объеме 620 800 туб, против 49 880 туб, по контрольным цифрам Главдальвостокрыбпрома.
При разработке наметок семилетнего плана ранее выпуск консервов намечался в размере 90 млн банок, но затем вследствие изменения сырьевой базы лососевых и ветхости консервных заводов Камчатрыбпром снизил эту цифру до 49,8 млн банок.
Консервные заводы. В составе рыбообрабатывающих предприятий Камчатрыбпрома девятнадцать консервных заводов, которые имеют шестьдесят одну линию по выработке натуральных консервов и одиннадцать линий по выработке закусочных консервов.
Почти все консервные заводы имеют облегченные здания в виде легких деревянных каркасов, обшитых кровельной жестью. Такие заводы рассчитывались только на короткий период работы во время подхода к берегу лососевых рыб (один месяц в году). Значительная часть таких консервных заводов, расположенных на юго-западном побережье Камчатки, потеряли свою сырьевую базу и работать не могут. В то же время имеющиеся подходы лосося к северо-восточному побережью не могут быть использованы ввиду отсутствия там консервных заводов.
На северо-востоке Камчатки имеются только два ветхих бывших японских консервных завода (в Анапке и Олютоке), на которых сейчас работать нельзя ввиду угрозы их обвала и полного износа оборудования.
В целях более полного использования лососевых рыб на выпуск консервов и использования этих же консервных мощностей на выпуск разнообразных видов консервов из других пород рыб, намечается строительство новых консервных заводов в Олюторском и Оссорском рыбокомбинатах, а также на северо-западе в Крутогоровском рыбокомбинате мощностью по 5 млн банок консервов в год. Кроме того, при Петропавловском рыбокомбинате намечается строительство консервного завода мощностью 7 млн банок консервов широкого ассортимента в год.
Необходимо обновить оборудование действующих консервных заводов: сорок пять линий фирмы «Троер-Фокс», введенных в эксплуатацию в 1927—1930 гг., восемнадцать линий заводов Главпродмаша и девять высокопроизводительных линий, введенных в эксплуатацию в 1959 г.
Консервное оборудование фирмы «Троер-Фокс» вследствие длительной его эксплуатации предельно изношено, что вызвало снижение его первоначальной производительности с 120 до 60 банок в минуту. Запасные части к этому оборудованию отсутствуют. Ежегодно производимые дорогостоящие ремонты нужных результатов не дают. Консервные заводы, имеющие такое оборудование, работают неустойчиво и неудовлетворительно.
Изношенное консервное оборудование «Троер-Фокс» необходимо заменить новым оборудованием производительностью 250 банок в минуту. Консервное оборудование заводов Главпродмаша, введенное в эксплуатацию в 1954—1955 гг., имеет ряд существенных конструктивных недостатков, работает крайне неустойчиво, выпускает много деформированных банок.
Многолетние работы по доводке этого оборудования до рабочего состояния положительных результатов не дали. Даже такая мера, как снижение паспортной производительности с 120 до 60 банок в минуту, положения дел не изменило.
Консервное оборудование заводов Главпродмаша подлежит безусловной замене…
Жестянобаночное производство. В составе оборудования Петропавловской жестянобаночной фабрики имеются две линии фирмы «Троер-Фокс» и две линии фирмы «Кирхайс». Линии «Троер-Фокс» на фабрике эксплуатируются с 1939 г., а до этого времени, то есть с 1927 г., эксплуатировались на Владивостокской жестянобаночной фабрике.
Вследствие длительной эксплуатации оборудование этих линий имеет предельный физический износ, что послужило причиной снижения производительности с 360 до 140 банок в минуту, а также снижено качество выпускаемой банки. Ремонт этого оборудования из-за отсутствия запасных частей сопряжен с большими трудностями и обходится крайне дорого, так как требует привлечения высококвалифицированных специалистов. Дальнейшее использование этого оборудования может повлечь за собой ухудшение качества вырабатываемой банки, а как следствие, — на консервных заводах увеличится количество технического брака консервов.
Оборудование двух консервных линий фирмы «Кирхайс» имеет низкую производительность — 120 банок в минуту и является морально устаревшим. Эксплуатация этого оборудования нецелесообразна, оно подлежит замене.
Для обеспечения выполнения плана выработки консервных банок необходимо Петропавловской жестянобаночной фабрике выделить: [автоматические линии по производству сборных цилиндрических банок из листовой жести производительностью 450 банок в минуту — 4 шт., и автоматические линии для многокрасочной литографии консервной жести производительностью 5 000 листопрогонов в час — 2 шт.].
Для осуществления выпуска консервных банок с высококачественным товарным видом необходимо построить на Петропавловской жестянобаночной фабрике цех многокрасочной литографии консервной жести в третьем квартале 1962 г.
Паросиловое хозяйство. Котельные установки предприятий Камчатрыбпрома работают на привозном каменном угле, средняя стоимость которого составляет 62,5 рублей за тонну. Общее количество завозимого на Камчатку угля достигает 170 тыс. тонн в год на сумму 10 500 тыс. рублей, при этом на долю транспортных расходов падает 60 %, что составляет 6 000 тыс. руб.
В то же время стоимость одной тонны жидкого топлива — мазута — вместе с транспортными расходами составляет 40 рублей за тонну, при этом его калорийность на 35—40 % выше, чем у угля. Экономия от перевода котельных установок с твердого на жидкое топливо должна составить 2,4 млн рублей в год.
Жиромучное производство. Выработка кормовой рыбной муки на предприятиях Камчатрыбпрома осуществляется на двенадцати жиромучных заводах, на которых имеется пять установок фирмы «Рененбург», шесть установок Мелитопольского завода ИМЗ-10 и одна малопроизводительная установка «Калифорния-пресс».
Импортные установки фирмы «Рененбург» и «Калифорния-пресс», введенные в эксплуатацию в 1927—1930 гг., вследствие длительной их эксплуатации имеют предельный физический износ и подлежат списанию в лом. Здания этих шести заводов настолько ветхие, что не обеспечивают безопасность обслуживающему персоналу.
Для обеспечения выполнения плана выработки кормовой муки на Камчатке необходимо, взамен изношенных, построить восемь новых жиромучных заводов с новым высокопроизводительным оборудованием…
По оборудованию для холодильников. На предприятиях Камчатрыбпрома находятся в эксплуатации четыре 700-тонных абсорбционных холодильника с морозкой 50 тонн в сутки и девять 500-тонных абсорбционных холодильников с морозкой 200 тонн в сутки.
Годовой расход холода по 700-тонному холодильнику равен 1 085 000 тыс. калорий. Для выработки этого количества холода расходуется 2 400 тонн сахалинского угля, общая стоимость которого 150 тыс. рублей (при стоимости 62,5 рубля за тонну). Затраты на электроэнергию для выработки вышеуказанного количества холода составят за год 49 тыс. рублей. Расход холода по 500-тонному холодильнику составляет 470 000 тыс. калорий. На выработку этого количества холода расходуется 646 тонн угля стоимостью 40,4 тыс. руб.лей. При установки компрессоров затраты на электроэнергию составят 21,5 тыс. рублей. Следовательно, экономия по всем тринадцати холодильникам равна 574,1 тыс. рублей.
Однако эффективность перехода на компрессионное оборудование этим не ограничивается. Многолетняя практика эксплуатации абсорбционных холодильников, особенно 700-тонных, показала, что даже при очень опытном обслуживающем персонале невозможно добиться проектной морозильной мощности. На тех же холодильниках, но переведенных на компрессорное оборудование, можно добиться устойчивого температурного режима, обеспечивающего проектную мощность.
Следует также иметь в виду, что при переводе холодильников на компрессорное оборудование штаты обслуживающего персонала котельных будут сокращены, что даст экономию примерно 65 тыс. рублей, а всего экономия от перевода холодильников будет равно 639,1 тыс. рублей…
Создание устойчивой энергетической базы на Камчатке. Камчатская область не имеет единой электроэнергетической системы. Каждое предприятие обеспечивает себя электроэнергией самостоятельно за счет собственных мелких электростанций. На ряде предприятий имеется несколько таких электростанций. Во многих случаях каждый цех и участок предприятий имеют свою отдельную электростанцию.
От этих электростанций подается электроэнергия для освещения жилых поселков. Пользование бытовыми приборами на большинстве предприятий запрещено ввиду малой мощности электростанций. Электроэнергия для освещения дается только несколько часов в вечернее время до полуночи.
Суммарная мощность электростанций всех рыбообрабатывающих предприятий Камчатки без колхозов составляет 11 498 киловатт и слагается из многочисленных агрегатов преимущественно малой мощности: от 24 до 100 киловатт.
Общее количество агрегатов составляет 98 единиц, при этом разнотипность их доходит до 25 наименований, что серьезно осложняет условия эксплуатации и ремонта. Преобладающее количество дизельгенераторов является высокооборотными агрегатами с ограниченным моторесурсом. Практически такие дизельгенераторы свои моторесурсы вырабатывают в течение одного года, а последующие ремонты высокооборотных двигателей в условиях рыбокомбинатов при отсутствии запасных частей не обеспечивают длительной и устойчивой работы. Поэтому на электростанциях, как правило, один или два агрегата постоянно находятся в состоянии ремонта, что существенно снижает коэффициент использования установленных мощностей.
В то же время единовременная нагрузка в напряженный период путины 1962 г. составит около 22 тыс. кВт, а в дальнейшем она возрастет до 50 тыс. кВт. Таким образом, разрыв между имеющейся генераторной мощностью электростанций и нагрузки уже в 1962 г. составляет 10,5 тыс. кВт. При таком положении невозможно добиться полного использования производственных мощностей консервных заводов, холодильников, средств механизации, а также обеспечения элементарных культурно-бытовых нужд трудящихся.
Это обстоятельство вызывает настоятельную необходимость значительного увеличения мощности электростанций, хотя бы до уровня минимального обеспечения производственных и культурно-бытовых потребностей. Для обеспечения производственных и культурно-бытовых нужд электроэнергией мощность электростанций рыбообрабатывающих предприятий Камчатки должна составлять: в 1962 г. — 22 000, в 1963 г. — 25 300, в 1964 г. — 30 200, в 1965 г. — 35 600 кВт.
Мероприятиями намечается ускорение строительства первой очереди Петропавловской и Усть-Камчатской ТЭЦ, начало строительства второй очереди этих ТЭЦ, строительство Паужетской геотермической электростанции, проектирование и строительство Корфской ТЭЦ на местном угле, дизельных электростанций мощностью 2 000—2 500 кВт в Оссоре, бухте Лаврова, Олюторке, Кротогорове и Октябрьском.
Кроме того, для объединения и реконструкции существующих электростанций, необходимо выделить целевым назначением для рыбной промышленности Камчатки дизельгенераторы стационарные тихоходные.
Новые и реконструированные электростанции с однотипными малооборотными дизельгенераторами позволяют сократить численность обслуживающего персонала на 180 человек с годовой экономией зарплаты 110 тыс. рублей, себестоимость одного киловатт-часа снизить с 11 копеек до 7,4 копейки. Это дает 1 824 тыс. рублей экономии в год.
В целях более рационального использования мощностей электростанции в ближайшие два года необходимо осуществить централизованное энергоснабжение в Озерновском, Октябрьском, имени Кирова, Крутогоровском, Корфском, Анапкинском и Олюторском рыбокомбинатах, для чего Камчатрыбпрому в 1963 г. необходимо выделить провода голого 35 тонн, трансформаторов силовых в комплекте с распределительным устройством на 2 800 кВа.
По флоту, судоремонту и связи. Потребность в пополнении промыслового флота рассчитана, исходя из необходимости вылова 5,0 млн центнеров рыбы… В дополнительную потребность приемно-транспортного флота включена поставка для рыбной промышленности Камчатки семи сухогрузных теплоходов типа «Андижан». Потребность в этих судах объясняется необходимостью обслуживания экспедиционного флота (завоз тары, угля, соли, орудий лова, консервной банки, вывоз готовой продукции).
Ранее эту работу выполняли имеющиеся в распоряжении рыбной промышленности пароходы «Якут», «Щорс», «Барнаул», «Чапаев», «Сима», «Рылеев», «Орочон», «Анатолий Серов» и другие всего до 25 единиц, которые перевозили в год разных путинных грузов до 210 тыс. тонн.
Рост промыслового флота и развитие экспедиционного промысла в отдаленных промысловых районах вызывает увеличение таких перевозок, однако количество вспомогательного флота рыбной промышленности резко идет на убыль ввиду его износа. Пароходы «Чапаев», «Сима», «Рылеев» списаны и сданы на слом. В настоящее время идет оформление списания парохода «Терек», который стоит на судоверфи свыше десяти лет. Несколько лет ремонтируется пароход «Петр Соловьев», имеющий большие конструктивные недостатки.
Старые пароходы-угольщики «Якут» и «Барнаул» дореволюционной постройки имеют большой износ. В таком же состоянии находится пароход «Щорс», работающий на жидком топливе. Пароходы-угольщики «Орочон» и «Эскимос» переоборудованы под плавбазы. Ввиду большой ветхости этим судам не разрешается производить капитальный ремонт. Они эксплуатируются до полного износа и в ближайшие годы подлежат списанию.
Министерство морского флота СССР не идет на выделение нам в аренду для этих целей своих судов. Специфика эксплуатации вспомогательных судов рыбной промышленности не укладывается в режим и нормы Минморфлота, но обойтись без такого обслуживания промысловый флот не может, поэтому необходимо решать вопросы систематического пополнения такого обслуживающего флота вместе с промысловым в собственность рыбной промышленности.
Для обеспечения ремонта имеющегося и поступающего флота рыбной промышленности Камчатки необходимо довести мощности судоремонтных предприятий до 36,0 млн рублей в год только по судоремонту, в том числе Петропавловской судоверфи имени В. И. Ленина до 26,0 млн рублей против 11,9 млн по плану 1962 г. и Петропавловского судоремонтно-механического завода до 10,0 млн рублей против 3,0 млн по плану 1962 г.
Мощность дизельного парка рыбной промышленности Камчатки в настоящее время превышает 215 тыс. л. с., а к 1965 г. она возрастет до 320 тыс. л. с.; количество агрегатов соответственно увеличится с 1 550 до 2 190… Общая потребность до конца семилетки определена в количестве:
— судовые главные дизели — 434 единицы, в том числе для мелкого флота дизели типа 3Д6 — 190 штук;
— вспомогательные дизели — 539 единиц;
— дизельгенераторы — 207 единиц.
Численный рост промыслового и транспортного флота неотложно требует ускорения реконструкции Петропавловского морского рыбного порта с завершением строительства причалов, котельной, мастерских межрейсового ремонта, складов и подъездных путей.
Рост собственного флота и постоянная работа в зоне камчатских вод флотилий других областей и краев требует также ускорить решение вопроса выносного радиоцентра рыбной промышленности в окрестностях г. Петропавловска с мощностью передатчиков 17,5 киловатт.
Имеющийся в настоящее время радиоцентр Камчатрыбпрома, расположенный непосредственно в городской черте, не обеспечивает нужд флота. Большая часть судов, находящихся в море, длительное время не может иметь радиосвязи с берегом ввиду перегруженности радиоцентра. Кроме того, по техническим причинам дальнейшая эксплуатация радиоцентра в черте города запрещается радиоинспекцией.
Погрузо-разгрузочные работы на побережье, механизация тяжелых и трудоемких работ в рыбной промышленности. Единственным устойчивым средством транспортной связи на побережье Камчатки является морской транспорт. Все организации и предприятия Камчатки не могут существовать без морских перевозок, так как их работа всецело зависит от завоза снабжения и вывоза готовой продукции. Грузовые операции в условиях открытых рейдов для всех организаций и предприятий побережья по сложившейся традиции выполняют рыбокомбинаты, хотя это и не является их обязанностью. Только в одном Усть-Камчатске имеется морской порт Министерства морского флота. Грузооборот рыбокомбинатов Камчатской области (без Петропавловского морского рыбного порта) в 1960 г. составил 477 780 тонн. В 1965 г. грузооборот только по перевозкам для рыбной промышленности возрастет до 800 тыс. тонн.
Отсутствие на рыбокомбинатах перегрузочной механизации и применяемый на погрузо-разгрузочных работах малопроизводительный ручной труд ограничивают пропускную способность портпунктов, что наносит огромный ущерб рыбной промышленности, так как с рыбокомбинатов не вывозится своевременно готовая рыбопродукция, с опозданием доставляются грузы материально-технического снабжения, срываются плановые грузоперевозки.
Техническая оснащенность рыбокомбинатов средствами погрузо-разгрузочной механизации не изменилась. Имеющиеся в наличии одиннадцать импортных кранов, находящиеся в эксплуатации с 1953 г., изза отсутствия запчастей износились, малоэкономичны, с низкими технико-эксплуатационными характеристиками, требуют капитального ремонта. Следовательно, не изменилась и технология производства погрузо-разгрузочных работ. Почти все грузы перерабатываются на берегу вручную. По этим причинам нормы грузовых работ рыбокомбинатами выполнялись в 1959 г. — на 60 %, в 1960 г. — на 64 %, в 1961 г. — на 67 %.
Перестройка работы предприятий рыбной промышленности, переход на добычу рыбы активным флотом, сдача уловов на рефрижераторы-морозильщики и плавбазы вызвали резкое сокращение персонала береговых предприятий рыбной промышленности. В то же время растет грузопоток для других организаций, с обслуживанием которых рыбокомбинаты не справляются и справиться не могут. Особенно интенсивно растет поток грузов на рыбокомбинаты Октябрьский, Кировский, Оссорский и Корфский, расположенные в зонах районных центров.
Рыбокомбинаты побережья, не имея причалов и соответствующей механизации, разгрузку пароходов ведут медленно, себестоимость разгрузки очень высокая…
Петропавловский морской рыбный порт. …Является в настоящее время основной базой тралового и рефрижераторного флота, на долю которого приходится около одной трети добычи рыбы по Камчатрыбпрому. В настоящее время в порту базируется до 180 единиц промыслового и транспортного флота. Однако в результате крайне ограниченного объема капитальных вложений, выделяемых Камчатрыбпромом на строительство рыбного порта, его реконструкция осуществляется совершенно недостаточными темпами.
При сметной стоимости реконструкции 7,722 млн рублей, фактически с 1955 г. (начало реконструкции) до 1 января 1962 г., то есть за семь лет, освоено 1,392 млн рублей. На 1962 г. выделен объем капитальных вложений всего в сумме 0,580 млн рублей.
Для нормальной эксплуатации порта необходимо в первую очередь построить причальные сооружения, мастерскую межрейсового ремонта, складские помещения, котельную, выполнить работы по благоустройству территории, а также приобрести и установить средства механизации. Для выполнения первоочередных работ по Петропавловскому рыбному порту на 1963—1965 гг. требуется объем капиталовложений в сумме 3,0 млн рублей… Их освоение позволит к 1965 г. увеличить годовой грузооборот порта со 180 тыс. тонн до 300 тыс. тонн с базированием средств в количестве 280 единиц…
|