ВОЗВРАТ К ОГЛАВЛЕНИЮ 

ГАВРИЛОВ С.В., доцент кафедры судовых энергетических установок КамчатГТУ

ПОХОД ПАРОХОДА "СОВЕТ" К ОСТРОВУ ВРАНГЕЛЯ В НАВИГАЦИЮ 1932 ГОДА

В марте 1932 г. Совет Труда и Обороны (СТО), орган Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР, принял постановление о выделении для рейса на находящийся в ведении Акционерного Камчатского Общества (АКО) о. Врангеля судна, пригодного для плавания в ледовых условиях. Оно должно было обеспечить смену колонии зимовщиков, находившейся на острове, и вывезти заготовленную ими пушнину. 18 мая 1932 г. в управлении Тихоокеанского бассейна Совторгфлота собралось совещание, на котором рассматривался вопрос пригодности и целесообразности посылки пароходов "Ф. Литке", "Давыдов" и "Совет" в устье реки Колымы и к о. Врангеля.
Присутствовавший на заседании К. А. Дублицкий, с 15 мая 1932 г. откомандированный Совторгфлотом в распоряжение АКО в качестве капитана парохода, который предстояло выбрать для предстоящего рейса к о. Врангеля, отметил, что ни одно из названных судов для этой цели не подходит. "Рейс требует большего внимания, чем колымские, где суда идут вдоль берега, а здесь пароходу придется удаляться в пределы Ледовитого океана на сотни миль…". Он предлагал выделить для этой цели пароход типа "Сучан", имевший меньшую осадку, позволяющую ему войти в островную бухту Роджерс, на берегу которой размещалась колония.
Недостатками "Совета", препятствующими его использованию в полярном рейсе, по мнению К. А. Дублицкого, являлись: отсутствие на пароходе тяжеловесной стрелы, не дающее возможность поднимать и спускать плавсредства и крупные грузы; деревянная палуба, не позволяющая принять на нее тяжелые грузы (катер весом 41 т, кавасаки, кунгасы и пять вельботов, а также собственные плавсредства парохода общим весом 165 т); малый запас угля (1200 т), не обеспечивающий проведения зимовки в том случае, если пароход будет затерт льдами; наличие рефрижераторных трюмов, осложняющее установку в них ледовых подкреплений. Помимо этого, наличие в трюмах теплоизоляции могло осложнить поиск и заделку возможной пробоины; изношенные, неэкономичные котлы, построенные в 1902 г., имевшие сниженное рабочее давление пара.
Мнение большинства присутствующих на совещании было против посылки "Совета" также и потому, что его использование в виде обычного транспорта при недостатке в тихоокеанском бассейне рефрижераторного флота было нецелесообразным.
Председательствующий на совещании представитель управления Совтрогфлота Бида-Биденко утверждал, что "…у других судов преимуществ перед "Советом" нет… Форсировать льды никто из других судов не сможет". По его словам, подходящий для этой цели пароход "Сахалин" вышел из строя, а новые пароходы с усиленным ледовым корпусом, так называемые "северняки" — "Сталинград" и "Свердловск" — должны были прибыть во Владивосток только в начале августа или, в лучшем случае, 20 июля. Столь поздний срок исключал их посылку в рейс к острову.
Представители технической части Совторгфлота Дейниченко и Ружицкий поддержали мнение председательствующего, заявив, что техническое состояние новых судов не лучше, чем у "Совета". Прочность корпуса последнего, по их мнению, была подтверждена отсутствием у него повреждений после столкновения парохода с траулером. В качестве дополнительной меры ими предлагалось выполнить подкрепление носовой части судна и угольных бункеров при помощи деревянных распорок.
Категорически возражал против посылки "Совета" к о. Врангеля врач Н. П. Савенко, имевший опыт зимовки на нем в 1926—1929 гг. в составе первой колонии. В докладной записке Хабаровскому крайкому ВКП(б) от 31 мая 1932 г., он утверждал, что пароход "…не обеспечивает рейса, что поход на нем на 340 миль в Ледовитый океан только благодаря счастливой случайности может быть удачен, на что делать ставку более чем легкомысленно. Всякие же осложнения в плавании вызовут катастрофу. Команда будет переживать голод, душевное равновесие будет потеряно со всеми последствиями… Невозможность взять большее количество угля обеспечивает максимально сорокадневное плавание от угольной базы в бухте Провидение. Если принять во внимание, что для пути к острову и обратно при благоприятных условиях требуется 16 дней и стоянка на острове 10 дней, то на выжидание передвижки, подвижки и разряжения льда у кромки под парами, угля останется только на 14 дней, что, безусловно недостаточно и небезопасно для судна, которое, в силу обстоятельств, сможет очутиться в вынужденной зимовке, из которой уже не в состоянии будет выйти без запасов угля. При наличии на судне течи (что не исключается), судно вообще погибнет, то есть поддержания пара в котлах не будет. Сам по себе факт дрейфа к северу тотчас же после гашения котлов потребует от экипажа и пассажиров покинуть судно и спасаться по льду к ближайшему берегу, что грозит ужасной трагедией…".
Выходом из создавшегося положения, считал Савенко, может служить посылка вместо "Совета" одного из пароходов типа "Север". Эти суда могли взять угля до 2000 т и имели более экономичные котлы, что позволяло обеспечить длительный дрейф и, при необходимости, зимовку, а также обратное плавание после нее. "Совет" же, по его мнению, следовало передать экспедиции Дальстроя, которая в этом случае взамен него сможет выделить для рейса к о. Врангеля один из "северняков".
И все же, несмотря на все доводы против, совещание решило, что "…вследствие отсутствия более специальных судов приходится остановиться на пароходе "Совет", выполнение рейса на котором при наличии тяжелого ледового режима не обеспечено".
Пароход "Совет" (первоначальное название "Императрица Александра") был построен в 1902 г. как грузопассажирское судно. В январе 1915 г. на Путиловской верфи он был переоборудован в авиатранспорт и, получив новое название — "Орлица", стал первым балтийским авианосцем.
Четыре его гидросамолета конструкции Д. П. Григорьева размещались в двух ангарах, расположенных на палубе, один в разобранном виде хранился в трюме. Подъем на борт и спуск гидросамолетов на воду обеспечивался при помощи стрел с электроприводом. Пароход водоизмещением 3800 т при длине 91 и ширине 12,2 м развивал скорость хода до 12 узлов. Вооружение "Орлицы" насчитывало восемь 75 мм пушек и два пулемета. Для обслуживания гидросамолетов в кормовой части судна были оборудованы различные мастерские: слесарно-сборочная, моторная, деревообделочная, обтяжная, позволявшие выполнять их ремонт на борту. В трюмах парохода размещались бензохранилище вместимостью 1000 пудов, маслохранилище емкостью 500 пудов и запас бомб. Над машинным и котельным отделениями устанавливалась специальная сеть, назначение которой заключалось в подрыве бомб, попадающих в судно, над его верхней палубой.
В 1918 г. "Орлица" в числе многих боевых кораблей и торговых судов, принимала участие в "ледовом походе" Балтийского флота — переходе из Гельсинфоргса в Кронштадт.
По окончании гражданской войны возникла острая необходимость восстановления уничтоженного отечественного транспортного флота. Одним из первых судов, предназначенных для обслуживания возрождающейся внешней торговли и пассажирских перевозок, суждено было стать "Орлице", получившей название "Совет".
В 1923 г. в Петрограде на Северной верфи начались работы по переоборудованию судна в грузопассажирское, предназначенное для работы на линии Петроград — Лондон. В начале 1930-х гг. "Совет" был передан с Балтики на Дальний Восток в распоряжение управления тихоокеанского бассейна Совторгфлота.
10 мая 1932 г. "Совет" после зимовки в Петропавловске вернулся во Владивосток. Он был осмотрен технической комиссией, определившей объем ремонта, необходимого для выполнения предстоящего полярного рейса. В результате осмотра выяснилось, что пароход находится в крайне запущенном техническом состоянии, особенно по машинно-котельной части, требовавшей длительного ремонта. Большие работы предстояло выполнить по корпусу судна, требовал замены гребной винт, лопасти которого обломались в предыдущем рейсе.
Запасные лопасти гребного винта на "Совете" были выполнены из чугуна и для работы во льдах не годились. Пригодных для этой цели стальных лопастей на Дальзаводе не оказалось, а изготовить их возможным не представлялось. Имевшиеся в наличии запасные лопасти ледореза "Литке" оказались более тяжелыми чем, те, которые стояли на "Совете" ранее, и после установки на ступицу гребного винта способствовали еще большей деформации валопровода. Кроме того, гребной винт не был отбалансирован.
22 мая пароход был введен в сухой док, в котором силами мастерских Совторгфлота, Дальзавода и команды начались ремонтные работы. Через месяц с окончанием докования "Совет" был отшвартован у причала Дальзавода для окончания ремонта и установки ледовых подкреплений в трюмах. 1 июля в командование судном вступил К. А. Дублицкий, приняв его от капитана Н. А. Финякина, оставшегося на пароходе в должности старшего помощника.
2 июля ремонтные работы были закончены, судно, имея на борту комиссию по передаче его от Софторгфлота в АКО, в 17:00 снялось с якоря в пролив Босфор Восточный для опробования механизмов и уничтожения девиации компасов. В ходе испытаний обнаружился ряд неисправностей вспомогательных механизмов. К вечеру того же дня, закончив испытания и выявив объекты, требующие дополнительного ремонта, а также определив и уничтожив девиацию, "Совет" последовал к угольной пристани. Погрузка угля закончилась 9 июля в 21:00, после чего пароход на буксире проследовал к причалу АКО, с которого на следующий день началась погрузка экспедиционных грузов. Утром 14 июля "Совет" был перешвартован к причалу № 30 для окончательной загрузки. К вечеру 14 июля закончилась установка тяжеловесной грузовой стрелы, предназначавшейся для подъема и спуска гидросамолета и плавсредств, а также ремонтные работы, производимые Совторгфлотом и Дальзаводом. Для предотвращения дальнейших задержек судна с выходом в рейс, капитан принял решение оставшийся мелкий ремонт завершить силами команды в пути.
Из-за недостатка времени не проверили правильность центровки линии гребного вала световой линией, а также не заменили ненадежно работающую радиостанцию. 16 июля 1932 г. состоялись торжественные проводы экипажа и колонии, отправлявшихся в предстоящую экспедицию. Вечером судно, находившееся на рейде, приняло груз взрывчатки. Утром следующего дня был оформлен отход и "Совет", на борту которого находилось 812 т груза, 1171 т угля, 17 т пресной воды и экспедиция в составе сорока одного человека, направился в японский порт Хакодате.
Здесь на борт приняли противоцинготные средства, свежая зелень, консервированное молоко, отсутствующие пожарные шланги и другие необходимые предметы. 20 июля в 15:25 пароход снялся из Хакодате в Петропавловск. В 18:00 в Сангарском проливе был обнаружен терпящий бедствие японский рыболовный катер "Баки-Мару" с двумя членами экипажа, имевший повреждения корпуса, двигателя и сломанную мачту. Катер взяли на буксир, но в 20:30 из-за темноты, сильного течения и плавания в узкости без лага, капитан решил его оставить, предварительно сняв людей.
Во время перехода в Петропавловск обнаружился ряд неисправностей. Капитан "Совета" информировал о техническом состоянии парохода Владивостокскую контору АКО следующей радиограммой: "Полдень 23 июля. Вследствие дефектов ремонта гребного вала греется дейдвудный сальник, имеется усиленный пропуск воды, также отдаются гайки болтов крепления фланцев вала, что вызывает необходимость частых остановок машины. В Петропавловске потребуется поднятие двух рамовых подшипников гребного вала. Котловые трубки текут". Вскоре после этого радиостанция вышла из строя.
Ранним утром 27 июля пароход вошел в Авачинскую губу и в 7:30 встал на якорь. Затем, перегрузив часть взрывчатки на траулер "Топорок", "Совет" пришвартовался к причалу в ковше для погрузки угля, приемки пресной воды и экспедиционного груза. Из-за выявленных во время перехода в Петропавловск неисправностей возникли сомнения в способности судна продолжать рейс. Для окончательного решения этого вопроса начальником Петропавловского порта и Дирекцией АКО были созданы технические комиссии для осмотра "Совета". Комиссии сделали заключения о том, что за неимением другого судна для продолжения рейса необходимо выполнить экстренные работы, направленные на ослабление обнаруженных дефектов, "…так как на их полное устранение нет ни времени, ни технических возможностей…".
Первой 27 июля пароход осматривала комиссия в составе инженеров АКО Г. Н. Яковлева, А. С. Судзиловского, В. Е. Колмакова и старшего механика "Совета" И. С. Семенюка. Она определила необходимый минимум ремонтных работ, которыми стали: затяжка и стопорение болтов первого фланца валопровода; установка под подшипники коленчатого вала главной машины новых клиньев с целью разгрузки опорных подшипников валопровода; прокладка в коридоре гребного вала добавочного осушительного трубопровода.
Ремонт круглосуточно выполнялся силами мастерских АКО и судовой командой. Они закончились к 8 часам вечера 28 июля, дав возможность "Совету" продолжать рейс.
Стопорение соединительных болтов валопровода было осуществлено специально для этого изготовленными в мастерских АКО болтами с нарезкой длиной 8 мм и хвостовиками длиной 6 мм. Они вворачивались в резьбовые отверстия, просверленные в гайках соединительных болтов валопровода. Кроме стопорных, изготовили из материала, взятого на судне, два новых запасных соединительных болта диаметром 80 и общей длиной 270 мм. Новый осушительный трубопровод, присоединенный к рефрижераторной донке, собрали из резинового шланга при помощи штуцеров с хомутами. Кроме него сделали трубопровод из железных труб диаметром 62 мм длиной 15 м, который присоединили к свинцовому трубопроводу, расположенному в коридоре гребного вала. Для подшипников валопровода были выполнены и установлены два комплекта дубовых прокладок. С целью уменьшения течи дейдвудного сальника, в него добавили два шлага пеньковой набивки.
В этот же день на пароходе работала комиссия под председательством капитана Петропавловского порта П. П. Яковенко. В ее состав входили техник порта Н. А. Рожков, инженер АКО Г. Н. Яковлев, старшие механики траулеров "Красноармеец" и "Лебедь", старший помощник "Совета" Н. А. Финякин и помощник главного инженера АКО Н. Н. Беретти. Комиссия находилась на судне в то время, когда на нем уже шел ремонт.
28 июля за подписью заместителя директора-распорядителя АКО Е. Н. Ильяшенко был составлен акт, констатировавший, что "требуемый судну ремонт полностью во Владивостоке не произведен… судно не снабжено даже самыми необходимыми материалами и инструментами (буры, набивка для дейдвуда, ручники, пилы)… радиостанция вышла из строя. Комиссия считает, что хотя судно полностью ремонтом не обеспечено, но принимая во внимание отсутствие возможности заменить его другим или провести полный ремонт и учитывая неотложную необходимость рейса к о. Врангеля, продолжение пути полагать возможным, хотя выполнение рейса при наличии тяжелых ледовых условий и штормовых погод остается необеспеченным".
Дефекты валопровода, вызванные длительной работой судна без серьезных ремонтов, проявились к концу 1920-х гг. Зимой 1929—1930 гг. "Совет" ремонтировался в Киле (Германия). В ходе ремонта кроме прочих работ, были установлены новые дейдвудные втулки из белого металла и проточен концевой вал. Однако с началом эксплуатации, в рейсе Гамбург-Ленинград, вновь повторилось прежнее явление ослабления гаек болтов фланцев дейдвудного и промежуточного валов. 12 января 1930 г. пароход вывели из эксплуатации для проверки линии валопровода. В ходе проверки при разобщении фланцев вала было обнаружено расхождение между ними в верхней части, равное 0,25 мм. Дальнейшая проверка линии вала по фланцам показала наличие расхождения осей упорного и коленчатого валов в 10,5 мм. С учетом длины валопровода (22 м) расхождение составляло 0,48 мм/м и многократно превышало действовавшие в тот период нормы.
23 мая 1930 г. ленинградским бюро Регистра СССР было проведено освидетельствование механизмов "Совета". Осмотру, в частности, подвергался судовой валопровод. В результате выявилось нарушение параллельности соединительных муфт гребного и промежуточного валов. Между ними в верхней части образовался зазор величиной 2,3 мм, причем муфта гребного вала сместилась выше муфты промежуточного на 1 мм. Кроме этого в дейдвудном сальнике из-за износа нажимной втулки был обнаружен зазор величиной около 6 мм. Для предотвращения течи судовая команда вставила в него деревянные клинья.
На основании осмотра инспектор Регистра С. М. Петров сделал следующее заключение: "Для уничтожения означенных дефектов необходимо судно ввести в док, проверить линию валов и правильность установки соединительных муфт. Теперь же, ввиду крайней необходимости в пароходе, согласно заявления СТФ, пароход возможно выпустить только в один рейс до Лондона и обратно…". Кроме того, на судне предписывалось иметь для валопровода шесть запасных болтовых соединений, постоянно наблюдать за его состоянием и не развивать частоту вращения главной машины выше среднего хода. Плавание допускалось только в тихую погоду, в случае ветра судну рекомендовалось заходить в ближайший порт.
Обо всем этом командование "Совета" не знало. Реальное техническое состояние парохода, отправлявшегося в полярные льды, в процессе его передачи в ведение АКО оказалось сокрытым. Акты осмотров судна Регистром были найдены только на подходе к Петропавловску, когда заменить экспедиционное судно было уже невозможно.
29 июля 1932 г. в 19:50, приняв 300 т угля, воду, меховое полярное снаряжение и сотню ездовых собак, "Совет" продолжил рейс, снявшись из Петропавловска в Анадырь. Переход, проходивший со средней скоростью около 9 узлов, сопровождался волнением, густым туманом и попутным ветром. 3 августа на подходе к Анадырьскому лиману произошла поломка рулевой машины, потребовавшая перехода на ручной штурвал и вызвавшая задержку парохода. К вечеру неисправность была устранена, но судно село на мель. В 22:35, работая машиной переменными ходами, пароход сошел с мели, после чего подошел к селению Анадырь, где отдал якорь.
4 и 5 августа экспедиция занималась приемкой меховой полярной одежды с факторий АКО. Одежда была получена не полностью, частью в виде шкур, которые затем пришлось шить во время дальнейшего рейса. Большую помощь в приобретении полярного снаряжения оказал местный пограничный отряд, передав на "Совет" часть собственного имущества. После получения одежды пароход снялся в бухту Провидения. На следующий день в бухте Эмма "Совет" за семнадцать часов перегрузил с угольного транспорта "Лозовский" 300 т угля. Тем временем новый начальник о. Врангеля Ф. Я. Астапчик производил вербовку местного населения, которое могло бы принять участие в зимовке. Приняв на борт три семьи чукчей, пароход снялся на мыс Чаплин для того, чтобы и здесь взять на борт эскимосов-колонистов. Но тут желающих зимовать на острове Врангеля не нашлось.
9 августа, погрузив пять туземных байдар, "Совет" отправился в залив Лаврентия. На следующий день пароход встретил первый битый лед, который, постепенно двигаясь, к вечеру полностью заполнил залив. Вне залива до горизонта море было покрыто сплоченным льдом, дрейфующим на юг. В течение 12 и 13 августа "Совет" перегрузил в свои бункеры весь оставшийся на "Лозовском" уголь, а затем последовал к мысу Дежнева для встречи с пароходом "Ительмен", с которого вечером 15 августа получил партию оленьих шкур для пошива меховой одежды. По окончании погрузки шкур "Совет" снялся с якоря и переменными ходами и курсами в крупнобитом льду последовал в сторону американского берега для проведения ледовой разведки. Постепенно лед разрядился, и судно в течение суток следовало по чистой воде, температура которой постоянно понижалась, свидетельствуя о приближении парохода ко льдам.
Используя опыт плаваний ледокола "Красный Октябрь", команда которого в 1924 г. подняла над о. Врангеля советский флаг, парохода "Ставрополь", высадившего в 1926 г. на него первую колонию, а также собственный, приобретенный в 1929 г. во время аналогичного рейса на ледорезе "Литке", Дублицкий решил подойти к острову традиционным путем. Для этого вначале было необходимо пробиться к о. Геральд, находившемуся в 40 милях от о. Врангеля, а затем от него на запад к месту назначения — бухте Роджерс, на берегу которой располагалась зимовка.
17 августа пароход впервые встретил на своем пути сплоченный лед, который вместе с густым туманом вынудил его лечь в дрейф. К полудню туман рассеялся, судно дало ход и стало пробиваться в крупном битом льду к о. Геральд, к которому оно к вечеру подошло на расстояние шести миль. Затем, изменив направление движения, "Совет" начал продвигаться к о. Врангеля. В 2:50 минут 19 августа пароход ввиду плотного тумана и отсутствия ориентировки встал на ледовый якорь. Вынужденная стоянка была использована для приема с льдин при помощи шлангов пресной талой воды. Первая встреча "Совета" со льдами не прошла бесследно для его корпуса: во время стоянки при осмотре носовой части судна вблизи форштевня было обнаружено несколько срезанных заклепок, в форпике появилась незначительная течь. Ее ликвидировали, залив две шпации цементом с песком.
С началом движения "Совета" во льду и связанной с этим необходимостью работы машины на переменных ходах вновь стали проявляться дефекты валопровода, выражающиеся в ослаблении и деформации соединительных болтов его фланцев. Так, 20 августа в ходе очередного осмотра валопровода, были обнаружены три срезанных болта. Это вызвало необходимость немедленной остановки судна для ремонта. В 18:10 пароход встал на ледовый якорь у восточного побережья острова. Одновременно с ремонтом экипаж судна и экспедиция, разделенные на четыре смены, в течение суток перегружали уголь из трюма № 3 в бункеры. Ремонт гребного вала продолжался и 21 августа. За эти сутки дрейф парохода во льдах составил 7 миль.
Используя вынужденную остановку, капитан направил к острову пешую ледовую разведку, которая установила, что до пределов видимого горизонта в направлении острова простираются поля абсолютно непроходимого многолетнего пака. На о. Врангеля была дана радиограмма о том, что "…состояние гребного вала очень плохое, хронически срезаются болты, крепящие фланцы гребного вала. Это обстоятельство не позволяет делать переменных ходов и полного хода. Задевание гребного винта, даже небольшое, за лед также недопустимо. Вероятно, придется выбираться на восток в разбитый лед". В 20:00 капитан созвал судовой совет в составе двадцати двух человек для обмена мнениями по поводу состояния гребного вала и возможности дальнейшей работы "Совета" во льдах. Выступивший на совете старший механик Семенюк сообщил, что несмотря на наличие на судне шести запасных болтов существует угроза, что и они могут быть срезаны, "поэтому машиной на передний ход можно давать оборотов 60, а на заднем не более 40…".
Судовой совет констатировал, что ухудшившееся состояние гребного вала не обеспечивает его надежную работу и не позволяет реверсировать главную машину, что крайне необходимо при маневрировании во льдах. Тем не менее, указывает капитан в рейсовом донесении, "совет единодушно присоединился к моему решению — добиваться достижения о. Врангеля до последней возможности".

"Совет" во льдах

Движение "Совета" возобновилось 22 августа в 12:30. Пароход двинулся через сплоченный ломаный лед в направлении о. Геральд для того, чтобы от него предпринять вторую попытку достигнуть о. Врангеля. К 22:40 он подошел к острову и остановился в ожидании разряжения льда. 23 августа было определено положение о. Геральд, которое оказалось на 8 миль западнее, чем указанное на карте. Последующие двое суток дрейф во льду продолжался. Все попытки развернуть судно и выйти в разряженный лед с использованием работы главной машины переменными ходами, путем расталкивания льда бамбуковыми шестами, подрыва его аммоналом, а также использованием заведенных на лед швартовных концов оказались безуспешными.
За время перехода "Совета" к о. Геральд между ним и о. Врангеля шел оживленный радиообмен. "Не теряем надежды на подход "Совета" к острову, но не исключаем противное. По собранным мною сведениям, льды весьма тяжелые кругом всего острова. На случай прихода "Совета" необходимо вывезти трех человек, в крайнем случае, одного умалишенного. Надеяться на заброску самолета с материка, по моему мнению, нельзя. Это требует времени, а времени нет… Если будете посылать самолет, не забудьте послать хотя бы газету или журнал, будем очень благодарны", сообщал в одной из радиограмм начальник острова А. И. Минеев.
26 августа ранним утром было замечено разряжение льда, и судно, работая переменными ходами, медленно начало маневрировать в тяжелом торосистом льду, высота которого достигала пяти — шести метров над уровнем воды. Периодически для его поворотов использовались швартовные концы, заводимые на лед. В 8:20 "Совет" вышел из торосистого льда и застопорил машину. Капитан выслал ледовую разведку, которая вернулась в 14:00. Разведчики доложили, что по всему видимому пространству в разведанном направлении наблюдается крупный битый лед. Движение судна к о. Врангеля возобновилось. В 22:10 был замечен огонь сигнального костра, разложенного островной колонией на берегу бухты Роджерс. По радио с острова было получено сообщение о том, что и с него видны судовые огни. Учитывая недостаток на острове топлива, капитан предложил врангелевцам более не поддерживать огня. Дальнейшее продвижение было замедлено торосистым льдом. За вахту с 20 до 24 часов пароход прошел всего 0,7 мили. За следующую вахту он продвинулся еще на 2 мили и подошел к бухте Роджерс на расстояние 9 миль. Дальнейшее продвижение во льду опять потребовало использования взрывчатки. К утру на пути "Совета" встретился непроходимый лед.
Очередная ледовая разведка сообщила, что он простирается до пределов видимого горизонта в направлении бухты. От Минеева была получена радиограмма следующего содержания: "…Положение острова в отношении продуктов, снабжения удовлетворительное, смело можно зимовать еще год, правда совсем нет топлива, но это не так страшно, есть возможность устроиться довольно сносно без топлива. Необходимо забросить на остров две — три тонны кое-каких товаров. Главное — вывезти умалишенного и еще двух — трех европейцев, пушнину. Это можно сделать на самолетах. Самолеты поблизости есть. Поэтому, по-моему убеждению, нет смысла рисковать людьми, грузами, судном… Учтите, Константин Александрович, что в случае, если "Совет" не подойдет, упустим время для работы самолетов, остров останется без соли, мыла, еще кое-чего необходимого. Европейцев съест вошь, наименее приспособленная часть европейцев безусловно погибнет. Думаю, что Союзу совершенно не нужно подтверждения мрачной славы, установленной островом в результате неудачных попыток иностранной колонизации" (очевидно, имеется в виду погибшая в 1921 г. канадская колония — С. Г.).
Не имея уверенности в возможности достижения острова, Дублицкий согласился с Минеевым и поддержал его требование о немедленной организации сообщения с ним при помощи самолетов. Крайний срок полетов летным составом определялся как 10 сентября. Однако, так как ответы на посланные по этому поводу запросы во Владивосток и Хабаровск получены не были, капитан был вынужден продолжать попытки достижения острова при помощи "Совета". Новый начальник острова Ф. Я. Астапчик предложил с частью людей на собаках перейти на остров по льду, а затем таким же образом переправить на "Совет" врангелевцев во главе с А. И. Минеевым. Однако с учетом соотношения средней скорости движения по торосистым льдам на собаках, составляющей 5—6 км в сутки, и скорости движения льда в направлении от берега о. Врангеля, равной 30—35 км в сутки, это было признано неосуществимым.
В течение последующих четырех суток продолжался вынужденный дрейф парохода на юго-восток со скоростью два узла. На "Совете" в ожидании вынужденной зимовки во льдах или возможного оставления судна произвели распределение имеющейся теплой меховой одежды между экипажем и экспедицией. Ее полностью хватило только на экспедицию. Экипаж удалось одеть лишь наполовину, остальным пришлось довольствоваться ватной одеждой, которая не подходила для полярных условий. Одновременно было произведено снаряжение аварийных походных сумок.
А. И. Минеев сообщил по радио, что гидросамолет экспедиции Обручева выражает готовность оказать помощь колонии с доставкой на остров необходимого количества продуктов, а также вывозом с него на "Совет" ослабевших членов колонии. Начальник острова Ф. Я. Астапчик заявил о своем решении с частью членов новой колонии вылететь на остров для замены находящихся там людей. Все это потребовало вывода парохода в разряженный лед для того, чтобы возле него было достаточное для посадки гидросамолета пространство чистой воды.
1 сентября "Совет", пользуясь имеющимися небольшими разводьями, возобновил движение в торосистом льду. К вечеру он смог пройти не более полутора миль. Опасность нахождения судна во льдах еще раз была подтверждена аварией рулевого привода, вызванной тем, что при перемене хода пароход, двигаясь по инерции назад, протаранил пером руля льдину. К вечеру "Совет" вновь лег в дрейф. Попытки выхода в разряженный лед возобновились утром следующего дня. К 11:00 2 сентября пароход продвинулся вперед всего на четыре длины корпуса. На его пути простирались крупные льдины, препятствующие движению. Наконец, в 11:00, пароход, расколов лед толщиной от полутора до двух метров, вошел в мелкобитый лед.
Маневрирование судна осложнялось тем, что его было необходимо направлять в ранее оставленный во льду след. В противном случае существовала реальная опасность повреждения гребного винта и окончательного выхода судна из строя. Такое ограничение маневренности вынуждало прибегать к лобовой атаке льдин носовой оконечностью. Ход судна сильно замедлился. До 15:00 "Совет" предпринял несколько попыток пробиться к виднеющейся впереди широкой полынье, но за все время работы он продвинулся всего на полмили. Машину снова пришлось застопорить. Осмотр носовой части парохода показал, что на обшивке правого борта между форштевнем и скулой образовались гофры, однако имевшаяся в форпике течь не увеличилась.
К вечеру начавшаяся подвижка льда позволила возобновить движение в направлении о. Врангеля. В 21:00, выйдя в разряженный лед, пароход лег в дрейф для осмотра и затяжки ослабевших соединительных болтов фланцев гребного вала. Через час движение продолжилось, но начавшийся снегопад и наступившая темнота в 23:05 заставили прекратить его до рассвета. 3 сентября, с наступлением рассвета, пароход проследовал по направлению имеющихся разводьев в направлении острова и к полудню вышел на чистую воду. "Совет" остановился для взятия гидрологической пробы и определения своего местоположения. При осмотре гребного вала был обнаружен очередной срезанный болт. После его замены "Совет" двинулся по чистой воде вдоль кромки битого льда в направлении о. Геральд для того, чтобы в третий раз попытаться достичь о. Врангеля.
4 сентября на остров прибыл гидросамолет. К вечеру непроходимый лед опять вынудил "Совет" встать на ледовый якорь. Во время стоянки при очередном осмотре были обнаружены еще два лопнувших соединительных болта. 5 сентября в 17:00 пароход двинулся к западу, производя ледовую разведку с целью нахождения полыньи большого размера, способной принять гидросамолет. Найдя подходящую полынью, в 19:35 он вновь встал на ледовый якорь. На следующий день к "Совету" вылетел двухмоторный гидросамолет типа "Дорнье-Валь". В 10:25 он сел в четверти мили от судна и был прибуксирован к нему судовым моторным вельботом. Гидросамолет доставил часть колонистов во главе с А. И. Минеевым (врача Синадского с женой и ребенком, гидрометеоролога Зайцева, начальника радиостанции Шатинского, радиотехника Боганова, охотника Скурихина и душевнобольного повара Петрик), а также 1015 песцовых шкур.
Летчики сообщили о том, что остров блокирован двадцатимильной полосой непроходимого для судна льда. В 12:00 началась погрузка в самолет предметов первой необходимости, отсутствующих на острове. На "Совете" состоялось совещание с участием летчиков, которое решило, что судну следует возвратиться обратно из-за непроходимости льдов и имеющихся дефектов гребного вала. На совещании летчики заявили, что второго рейса с острова к судну они сделать не смогут, тем более что имеющийся на "Совете" авиабензин для данного самолета непригоден. К концу совещания они были вынуждены покинуть пароход, так как начавшаяся подвижка льда грозила уничтожением самолета. Самолет спешно вылетел в сторону острова. На нем на остров вернулся и А. И. Минеев.
В течение 7 сентября пароход дрейфовал в ожидании разряжения льда и возможности в третий раз пробиться к о. Врангеля. Для этого решено было вновь подойти к о. Геральд. В четыре часа утра "Совет" двинулся вдоль кромки битого льда в направлении острова. Дойдя до сплошного льда, он остановился от него на расстоянии около 30 миль и начал постепенно окружаться дрейфующим льдом. Капитан отдал распоряжение готовить машину с намерением выйти в разряженный лед, однако в это время производилась очередная замена срезанных на переходе болтов. Так как лед продолжал затирать судно, в 17:15 капитан, рискуя поломкой оставшихся болтов, приказал дать ход, не ожидая окончания ремонта. Дальнейшее промедление грозило вынужденным дрейфом, а затем необходимостью двигаться в тяжелом льду с неисправным валопроводом. Ремонт возобновился в 18:25, после того как пароход самым малым ходом вышел в разряженный лед и встал на ледовый якорь.

Расталкивание льдов бамбуковыми шестами

9 сентября в 10:00 "Совет", используя образовавшееся разряжение льда, вновь начал пробиваться в крупнобитом льду в направлении о. Врангеля, держа курс в направлении бухты Роджерс. В 12:50 движение судна прекратилось, сдерживаемое сплошным непроходимым льдом. Пароход опять встал на ледовый якорь на расстоянии 17 миль от утеса Большевик. Неподалеку от него были застрелены два белых медведя, мясо которых затем использовали в качестве корма для ездовых собак.
Характер трудностей, которые экспедиция на "Совете" испытывала в течение всего полярного рейса, прекрасно иллюстрируются приведенными ниже выдержками из рейсового донесения.
"10 сентября. 12:30. Лед начал теснить судно, затирая его со всех сторон. Снявшись, отошел в разряженный лед в островном направлении и в 14:00 вновь стал на ледовый якорь.
11 сентября. В полдень имел обсервацию, дрейф на зюйд со скоростью 0,2 мили в час. По всему горизонту сплошной непроходимый лед, за исключением юго-восточной четверти, где виднеется чистая вода. В районе стоянки судна — разряженный лед в 5 баллов. Установил связь с экспедиционным судном "Сибиряков".
12 сентября. Ввиду увеличившихся дефектов гребного вала, выражающихся в частом хроническом срезании болтов соединительных фланцев даже после непродолжительной работы, войдя в связь с ледокольным пароходом "Александр Сибиряков", совершающим переход Архангельск - Владивосток, решил выйти к мысу Дежнева на соединение с "Сибиряковым", где окончательно решить вопрос о возможности произвести попытку достичь о. Врангеля на "Сибирякове" или же, в случае невозможности, сдать на него, за исключением основного ядра, всех колонистов, в частности, женщин и детей, или в крайнем случае, высадить их в селении Уэлен, и, обеспечив их годовым запасом продовольствия, произвести вновь попытку достигнуть острова на "Совете" с минимальным количеством колонистов, тем более что начальник острова т. Астапчик заявил мне еще раньше, что в случае достижения о. Врангеля он твердо решил взять на остров меньшую половину всего состава ввиду непригодности остальных к жизни на острове. В 8:45 снялся к мысу Дежнева, идя средним ходом, так как большего хода болты гребного вала совершенно не выдерживали. 10:25. Выйдя на чистую воду, проследовал вдоль битого льда. 11:30. Лопнули два болта гребного вала. Остановил машину для исправления повреждения. Вблизи судна видны до десяти моржовых лежбищ. В ожидании окончании ремонта, для пополнения корма ездовых собак, байдара и вельбот с охотниками отправлены на охоту. 17:00. Закончил ремонт, приняв на палубу восемь убитых моржей, последовал далее вдоль кромки льда, по-прежнему уходящей на юг.
13—15 сентября. Следую чистой водой вдоль кромки льда умеренным ходом, вследствие аварийного состояния гребного вала. Временами стопорим машину для обжатия лопнувших болтов вала… К этому времени получил от начальника экспедиции на "Сибирякове" т. Шмидта категорический отказ по вопросу совершения попытки достижения о. Врангеля "Сибиряковым" ввиду поломки (на нем — С. Г.) лопастей".
К этому времени стало окончательно ясно, что техническое состояние "Совета" не позволит ему выполнить основную задачу экспедиции — смену зимовщиков на о. Врангеля. 12 сентября на судне был составлен акт о том, "что после каждого перехода в текущем рейсе судна обнаруживали отдачу гаек и при плавании в полярном море поломку болтов, скрепляющих фланцы гребного вала с дейдвудным. Поломка болтов происходила 20 августа — 3 болта; 3 сентября — 1; 4, 8 и 12 сентября — по 2 болта. Итого изломанных болтов — 10 штук, из которых заменено 8 штук запасными, два изготовлены собственными средствами. Причина отдачи и поломки болтов есть неправильная центровка линии гребного вала, а также разработка дейдвудной втулки, которой способствовал еще установленный тяжеловесный гребной винт… В настоящее время дефект настолько увеличился, что не дает возможности дать ход машины более 40 оборотов и нет гарантии от дальнейшей поломки болтов. Учитывая, что при шторме произойдет поломка болтов и замена их другими повторит тот же излом, так как фланцы валов держат плотно их, дают еще худшие результаты, и судно может лишиться своего хода. Считаем необходимым немедленно прекратить работу во льдах и, соблюдая все меры предосторожности, стараться дойти до ближайшей закрытой бухты. В дальнейшем переход до Петропавловска без буксира опасен, а после из Петропавловска во Владивосток без груза невозможен…".
Последующие двое суток "Совет" продолжал маневрировать во льдах. К полудню 17 сентября, находясь в густом тумане, пароход вышел в пролив Беринга и малым ходом последовал к селению Уэлен к месту встречи с "Сибиряковым". На следующий день с "Сибирякова" было получено сообщение о потере им в тяжелых льдах гребного винта. Начальник экспедиции О. Ю. Шмидт извещал о том, что поблизости кроме "Совета" нет судов, способных оказать "Сибирякову" помощь.
Обсудив по радио сложившееся положение со О. Ю. Шмидтом и капитаном "Сибирякова" В. И. Ворониным, Дублицкий решил, что ввиду тяжелого льда, окружающего "Сибиряков", ему следует держаться наготове в районе мыса Дежнева в ожидании разряжения льда. Учитывая большой риск предстоящей "Совету" работы, он нашел необходимым высадить с него всех лишних людей в Уэлене, обеспечив их годовым запасом продовольствия из того ассортимента, который отсутствовал на местных складах. Кроме этого на берег была сдана пушнина, полученная на факториях АКО. Из-за плохой радиосвязи своевременно получить разрешение Дирекции АКО на проведение этой операции не удалось. Однако вечером 18 сентября от АКО была получена радиограмма с категорическим распоряжением о недопустимости выгрузки каких-либо грузов до прихода в Петропавловск. Решено было выгрузку прекратить и приступить к обратной погрузке уже выгруженного, но на следующий день надвигающийся лед вынудил "Совет" уйти с рейда Уэлена. Оставленное продовольствие было передано арктической геологической экспедиции. Взамен его О. Ю. Шмидт обязался возвратить дирекции АКО соответствующее количество продуктов из своих запасов.
Одновременно "Совет" пытался установить связь с каким-нибудь судном. Им оказался траулер "Уссуриец" под командованием капитана С. И. Кострубова, который согласился оказать помощь "Сибирякову", дрейфующему в тяжелых льдах в направлении Берингова пролива со скоростью 1,5 узла. Об этом Дублицкий уведомил Шмидта, который, учитывая техническое состояние "Совета", принял решение об оказании помощи "Сибирякову" траулером "Уссуриец". Утром 21 сентября с "Совета" был замечен пробивающийся в тяжелых льдах "Уссуриец". В 10:50 пароход снялся с якоря и в 13:00 пришвартовался к "Уссурийцу" для снабжения его углем и зимовочными запасами. На "Уссуриец" было передано принадлежащее АКО продовольствие и снабжение, предназначенное для о. Врангеля, из расчета шестимесячного неприкосновенного запаса и пятимесячного запаса, требующегося для обычного плавания. Переданное снабжение Шмидт также обязался вернуть АКО эквивалентными продуктами.
После обмена мнениями с капитаном Кострубовым было решено отправить "Совет" под командованием старшего помощника Н. А. Финякина в бухту Провидения, а Дублицкому перейти на "Уссурийск" для помощи его капитану. О принятом решении Дублицкий доложил дирекции АКО в Петропавловск, но ответа не получил. Поэтому, учитывая состояние льда и неисправность "Совета", он счел необходимым остаться на пароходе. Перегрузка угля и запасов на "Уссуриец" была закончена 23 сентября в 9:50, после чего "Совет" снялся в бухту Провидения, но вскоре машину опять пришлось остановить для замены очередного лопнувшего болта и в ожидании разряжения льда.
25 сентября в 15:15 пароход пришел бухту Эмма для погрузки на борт гидросамолета Комсевморпути. На переходе "Совет" попал в шторм, он не выгребал против ветра и волн, поэтому чтобы не оказаться выброшенным на берег, был вынужден повернуть назад и отойти под укрытие мыса Чаплин, где оставался до рассвета 27 сентября. Гидросамолет вначале планировалось привести в готовность и по первому требованию выслать его к "Сибирякову". Однако выяснилось, что для его мотора нет требующегося горючего и других материалов. По заявлению летчиков, сборка мотора могла занять не менее шести суток. Поэтому гидросамолет было решено разобрать и погрузить его на пароход, что и было сделано утром 30 сентября. Затем "Совет", приняв на борт летчиков, снялся с якоря и двинулся в Анадырь. Через двое суток пароход из-за сильного встречного течения, которое он не мог преодолеть из-за неисправности валопровода, вынужден был бросить якорь на походе к Анадырю.
Следующие двое суток ушли на выгрузку грузов и прием пассажиров, в числе которых находились летная и геологическая экспедиции, после чего "Совет" в соответствии с полученным от дирекции АКО распоряжением снялся в Усть-Камчатск. Штормовая погода вынудила пароход двигаться через пролив Литке. Неисправность валопровода не позволяла развивать ход выше 6 узлов. 10 октября в 16:35 "Совет" бросил якорь на рейде Усть-Камчатска и, спустив плавсредства, приступил к выгрузке части груза, которая была закончена к обеду 14 октября. Затем судно проследовало в Петропавловск, куда пришло 16 октября. Накануне в Петропавловск пришли пароход "Сибиряков" и сопровождавший его траулер "Уссуриец".
16 октября 1932 г. в 12:00 на внешнем рейде Петропавловска "Совет" был торжественно встречен тремя расцвеченными флагами катерами, приветствовавшими пароход звуками оркестра. Состоявшиеся затем торжественные собрания партийных, профсоюзных и общественных организаций приняли решение за проявленный героизм представить весь экипаж парохода к ордену трудового Красного Знамени коллективно, а капитана — к тому же ордену индивидуально.
24 октября, во время нахождения "Совета" в Петропавловске, прозвучал финальный аккорд завершившейся ледовой драмы. Утром, в расположенной в верхней части машинного отделения мастерской, из-за неосторожности экипажа воспламенилось ведро с бензином, употреблявшимся для протирки деталей движения главной машины. При ликвидации пожара ведро было опрокинуто на решетки левого борта возле цилиндра низкого давления, горящий бензин пролился на работавшего внизу кочегара И. Ф. Проскурякова. Механик и машинист, находившиеся неподалеку от кочегара, своими куртками, мешками и куском брезента потушили горящую на нем одежду, после чего пострадавший был унесен в судовой лазарет. Из-за полученных тяжелых ожогов двадцативосьмилетний кочегар скончался вечером этого же дня. Это была единственная человеческая жертва за всю экспедицию, по иронии судьбы пришедшаяся на ее окончание.
Утром 30 октября "Совет", закончивший выгрузку экспедиционных грузов, приняв около 200 т рыбопродукции, не имея собственного хода, на буксире парохода "Эскимос" последовал во Владивосток, куда прибыл 11 ноября. Так была поставлена точка в напряженном ледовом походе.
По мнению капитана К. А. Дублицкого, существенным недостатком в организации похода на о. Врангеля, помимо явной непригодности для этой цели парохода "Совет", являлся громоздкий состав экспедиции, насчитывавшей свыше сорока человек. Многие ее члены явно не годились к жизни в суровых полярных условиях. Так, в их числе было 22 женщины и малолетних ребенка, причем часть младенцев появилась на свет уже в ходе экспедиции. Зато, за исключением врача, в ее составе не было ни одного квалифицированного научного сотрудника. Особые нарекания капитана вызвала "…практика организации настоящей экспедиции двумя учреждениями" (АКО и Совторгфлотом — С. Г.), которая "обнаружила много отрицательных сторон, так как, несмотря на договоры, Совторгфлот при снаряжении судна ссылался на АКО, а АКО, естественно, требовало выполнения договора от Совторгфлота, а в результате страдало и замедлялось дело".
Подготовка судового экипажа для работы в полярных морях, напротив, была отличной. Особенно много работы по поддержанию жизнеспособности судна выпало на долю судомеханической службы, состоявшей из второго механика Ф. Г. Матвеева, третьего механика А. И. Косорука, четвертого механика Тютюлина, одного электрика, пяти машинистов и девяти кочегаров. Наиболее тяжело приходилось в течение ремонта и рейса старшему механику И. С. Семенюку, энергия и знания которого в значительной степени способствовали благополучному окончанию похода в полярные воды.
Общая стоимость экспедиции составила 319.564 руб. Она показала опасность одиночного плавания в полярных широтах судна неледокольного типа, необходимость приобретения АКО собственных ледокольных судов для обслуживания побережья северных районов Камчатки и Чукотки а также усиления судоремонтной базы петропавловского порта.
Для оставшейся на о. Врангеля колонии наиболее тяжелыми были зимы 1932—1933 и 1933—1934 гг. Особенно не хватало угля, наступил двухлетний перерыв в работе радиостанции. Колонисты скученно жили в ярангах, для отопления которых они использовали плавник, выбрасываемый на берег. Тем не менее, на острове не было тяжелых заболеваний и смертности. Этому способствовали достаточные запасы продовольствия и охотничьих припасов, а также использование колонистами в пищу мяса белых медведей, моржей и дикой птицы. За 1929—1934 гг. прибыль населения острова составила 18 чел.
В 1933 г. смену колонии планировалось осуществить при помощи парохода "Челюскин", но сделать этого не удалось, так как судно погибло во льдах. Связь с островом в этом году поддерживалась только при помощи авиации. Летчики Леваневский и Куканов совершили два полета, доставив колонистам продовольствие и вывезя всех русских зимовщиков за исключением А. И. Минеева и его жены В. Ф. Власовой. В этом году остров постановлением СТО был передан из ведения АКО в распоряжение незадолго до этого образованного Главного управления Северного морского пути.
Весной 1934 г. на остров был совершен первый полет на сухопутном самолете. Им доставили продукты и нового радиста, восстановившего радиосвязь с судами и материком. В августе 1934 г., после пятилетнего перерыва, к острову пробился ледокол "Красин".

  ВОЗВРАТ К ОГЛАВЛЕНИЮ