ВОЗВРАТ К ОГЛАВЛЕНИЮ 

ФИРЮЛИН М. И., ветеран рыбной промышленности Камчатки
ФИРЮЛИН А. М., доцент кафедры холодильных машин и установок КГАРФ


ХОЛОДИЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО РЫБНОЙ ОТРАСЛИ КАМЧАТКИ.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Производственные холодильники рыбной промышленности являются основным подразделением в составе береговых рыбообрабатывающих предприятий — крупных комплексов, которые кроме холодильников включают в себя: консервные цехи; посольные, икорные цехи; жиромучные и жировитаминные цехи; объекты энергетики и инженерного обеспечения; вспомогательные службы и производства.
В связи с этим оценивать роль холодильников как самостоятельной производственной единицы в отрыве от предприятия в целом и его сырьевой базы, ее развития и более эффективного использования, едва ли целесообразно.
До 1960-х гг. холодильники работали по своему прямому назначению — для выработки и хранения товарной мороженой продукции. С внедрением в рыбную промышленность судов весьма эффективного добывающего и обрабатывающего флота типов БМРТ, СРТ, СРТМ, ПР и плавбаз, оснащенных мощными холодильными установками с высокопроизводительными морозильными устройствами для заморозки рыбы с доставкой ее из районов лова транспортными рефрижераторами в рыбные порты Владивосток и Находку, — профиль работы большинства береговых холодильников изменился. Они стали аккумуляторами сырья для последующей переработки его на консервы.
Значительна роль холодильников в период рунного хода лосося, наиболее ценного и высокорентабельного сырья для всех видов обработки. В это время холодильники принимают и хранят лососей в охлажденном, подмороженом и мороженом виде. При недогрузках консервных цехов или в штормовые дни рыба поступает с холодильников.

1. ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД


В дореволюционный период и во время иностранной интервенции все рыбные промыслы Камчатки находились в руках японских рыбопромышленников. На более чем 90% морских и около 80% речных рыболовных участках работали японские фирмы. По данным за 1913 г. из 213 морских рыболовных участков в ведении японцев было 197 и только 16 (или 8%) — находилось у отечественных рыбопромышленников, деятельность которых в значительной степени зависела от японцев. Последние привлекали только своих рабочих, материалы и оборудование закупались преимущественно в Японии, реализация готовой продукции частично или полностью производилась через Японию. Только на этих морских участках японцами было добыто 3.108.675 пудов лососей и выработано 115.000 пудов икры (50.000 и 1840 т соответственно). Промысел лососей являлся весьма прибыльным делом. По самым скромным подсчетам стоимость всей продукции, добытой в водах Камчатки, составила около 20 млн руб. А стоимость аренды участков была равна всего 429 тыс. руб. или около 3% от стоимости рыбопродукции.
Восточное и западное побережья Камчатки, располагая огромными рыбными запасами, уникальными по своему видовому составу, до сих пор составляют национальное богатство России. Поэтому не случайно, что советское правительство с первых дней освобождения Камчатки от интервентов обратило внимание на развитие рыбной отрасли. Это хозяйство в прибрежных районах было единственным направлением развития экономики полуострова и источником существования местного населения. На побережьях Камчатки в это время не было ни консервных заводов, ни холодильников, ни других цехов по приему и обработке рыбы. Существовавшие в то время примитивные способы обработки лососевых в виде сухого стопового посола на открытых площадках (в лучшем случае под навесами) не могли обеспечить комплексное развитие добычи и обработки рыбы, а тем более поднять экономику полуострова. Необходимо было начинать все с нуля.

Ледник на рыбалке в Моховой, 1920-е гг.

В 1927 г. для комплексного освоения естественных богатств Камчатки (рыбных, лесных, пушнины, оленеводства, транспорта и сельского хозяйства) было создано Акционерное Камчатское Общество (АКО). Оно приняло на себя все функции организатора и координатора планомерного развития экономики области. Началось быстрое развитие всех отраслей народного хозяйства. Рыбные промыслы стали превращаться в современные индустриальные и передовые (по тем временам) предприятия. Только за годы первой пятилетки (1928—1932 гг.) было построено и введено в действие 16 рыбокомбинатов с восемью крупными рыбоконсервными заводами (в Усть-Камчатске, Озерной, на комбинате им. Микояна и др. рыбокомбинатах) с пятью жиромучными установками. Но за эти годы не было построено ни одного холодильника. На некоторых предприятиях для хранения икры были сооружены полузаглубленные ледники, охлаждаемые естественным льдом. Такой ледник в Усть-Камчатском рыбокомбинате проработал до 1960-х гг.
На правах конциссионеров на западном и восточном побережьях допускались и японские фирмы, которые производили добычу рыбы под строгим государственным контролем. На их предприятиях были консервные заводы и холодильники емкостью от 180 до 200 т. Там же находилось три холодильника емкостью 400—500 т с мокрыми морозилками производительностью по 20 т в сутки.

2. ПЕРВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ХОЛОДИЛЬНИКИ


До 1938 г. на Камчатке не было ни одного отечественного производственного холодильника. Первые холодильники были построены в 1938—1940 гг. Это были деревянные брусчатые здания без изоляции. Для защиты от обильных атмосферных осадков стены холодильников были обиты кровельным железом. Перекрытия выполнялись из дерева и имели засыпку из древесных опилок. Системы охлаждения были рассольными с применением хлористого кальция.
В состав каждого холодильника входили: стеллажная сухая морозилка производительностью 20 т в сутки; упаковочное помещение; три камеры хранения общей емкостью около 500 т.
Учитывая слабую энерговооруженность рыбокомбинатов, энергетический комплекс машинных отделений был автономным. В качестве источника искусственного холода использовались абсорбционные холодильные установки ленинградского завода "Продмаш" холодопроизводительностью 150 тыс. ккал/ч при температуре испарения минус 35°С.
Привод всех механизмов осуществлялся от двух двигателей фирмы "Болиндер" мощностью по 35 л. с. постройки астраханского завода. Для обеспечения генераторов холодильных установок паром были установлены два жаротрубных котла конструкции В. Г. Шухова с поверхностями нагрева по 18 кв. м. В машинном отделении была своя электростанция — генератор переменного тока мощностью 18 кВт. Привод водоаммиачных и рассольных насосов осуществлялся через ременную передачу. Цикл абсорбционной холодильной машины осуществлялся по традиционной отечественной схеме.
Такие холодильники были построены на девяти рыбокомбинатах западного и восточного побережий полуострова: Усть-Камчатском, Жупановском, Петропавловском, Озерновском, им. Микояна, Пымтинском, Кихчикском, им. Кирова и Крутогоровском.
Для монтажа, участия в пуско-наладочных работах и последующей эксплуатации этих сооружений в октябре 1940 г. на Камчатку была направлена группа молодых специалистов — выпускников Ленинградского технического института холодильной промышленности (ЛТИХП). В ее состав входили инженеры В. Л. Грабовский, В. П. Кутепо, В. В. Карлюк, Е. В. Мартышкин, А. М. Суханова, В. Н. Трелина, М. И. Фирюлин.
В период пуско-наладочных работ на всех холодильниках пришлось столкнуться со значительными трудностями в связи с тем, что режим работы аппаратов, как и в целом установки, были весьма нестабильными, чувствительными к незначительным отклонениям греющего пара, поступающего на генератор, расхода и температуры воды, подаваемой на абсорберы и неустойчивой работой поршневых водоаммиачных насосов. Сказывалось и отсутствие опыта по эксплуатации абсорбционных машин, тем более, что и вообще в Советском Союзе установок подобного типа тогда еще не было.

Строительство холодильника на Моховой, 1939—1940 гг.

Но тем не менее, к весне 1941 г. на Камчатке были задействованы все девять производственных холодильников общей емкостью 4500 т с суточной мощностью по заморозке 180 т, были подготовлены кадры машинистов и мотористов, рабочих и мастеров в технологических цехах.
Внедрение холодильной техники на Камчатке было встречено благожелательно, но применение здесь абсорбционных холодильных установок оказалось неэкономичным в связи с проблемами в обеспечении тепловой энергией. Дело в том, что доставка угля в условиях рейдовой разгрузки была чрезвычайно трудоемкой и дорогой.

3. ВОЕННЫЙ ПЕРИОД


Война наложила свой суровый отпечаток на жизнь и развитие промышленности. Большинство мужчин было призвано в действующую армию и направлено на фронт. На оставшихся легла огромная дополнительная нагрузка — надо было полностью заменить фронтовиков, не снижая при этом темпов и объемов производства. Остро встал вопрос более полного использования мощностей холодильников с целью увеличения выпуска рыбопродукции.
В 1942 г. впервые на Камчатке на Жупановском холодильнике было организовано и налажено филейное производство. Филе выпускалось в брикетах массой 5 кг. Организатором внедрения был выпускник технологического факультета ЛТИХП М. И. Фирюлин, двумя годами ранее защитивший дипломный проект именно по производству филе. На выпуск филе наряду с треской впервые стали направлять и минтай. Это способствовало не только расширению ассортимента продукции, но и дало возможность в 2—2,5 раза увеличить объем переработки сырья при той же единовременной емкости и мощности морозильного отделения производственного холодильника. Кроме этого филе позволяло экономить энергоресурсы и более рационально использовать камеры хранения, так как этот продукт представляет собой только съедобную часть рыбы и является концентрированным белковым продуктом. Значительно эффективнее стал использоваться транспорт. В это время Камчатка располагала всего пятью транспортными рефрижераторами грузоподъемностью по 1000 т, перевозка филе позволила существенно увеличить коэффициент их использования. Это было весьма актуально для военного времени.
В заморозку направлялось все, что давало море. Целыми тушами замораживали акул, мясо сивучей, попадающих в невода в виде прилова. Была освоена брикетная заморозка мелкой рыбы, кальмара. Всю мороженую продукцию отправляли на материк. В августе и сентябре заготавливали морскую капусту и после сушки на воздухе отправляли ее во Владивосток.
Очень плохо в военный период было со снабжением. Не хватало тары, гвоздей, аммиака. В 1942 г., по ряду причин, не успели вывезти до закрытия навигации мороженую продукцию с Жупановского холодильника. И так как холодильник не был предназначен для круглогодичного хранения продукции, ни топлива, ни тары на рыбокомбинате не было. В трех — пяти километрах от комбината рос березняк, но его надо было заготовить в виде дров и привезти. Основным транспортным средством в то время были собачьи упряжки, но на них рассчитывать не приходилось. И вот женщины, работавшие на заморозке рыбы, для того чтобы сохранить не вывезенную продукцию, занялись заготовкой и транспортировкой дров для холодильной установки. Возили дрова на себе. Другая часть рабочих занялась поиском и заготовкой лозы, из которой плели корзины для тарировки готовой продукции. Таким образом, обеспечив работу холодильника в межпутинный период, всю выработанную продукцию сохранили до начала навигации.Это всего лишь один из эпизодов самоотверженного труда населения во время войны.

4. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ХОЛОДИЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА


В целях укрепления и дальнейшего развития отечественной рыбной промышленности 4 февраля 1937 г. наркомом пищевой промышленности СССР А. И. Микояном было утверждено плановое задание на проектирование в Петропавловске-Камчатском крупного производственного холодильника. В частности, в задании говорится: "Для переработки холодом сырья, добываемого траловым флотом в Юго-Западной части Камчатки, кавасаками в районе Авачинский бухты, а также сырья, свозимого с Жупановского, Озерновского и Микояновского комбинатов, запроектировать холодильный комбинат в составе: морозилки на 100 т/с, камеры хранения в 3000 т, филейного цеха (по обработке трески кавасачного улова) на 7 т в смену; колбасного цеха, цеха обработки сельди бочковым посолом мощностью 30 т/сут. Построить льдозавод для снабжения судов на 100 т/сут, льдохранилище на 5 суточный запас — 500 т, утильзавод на 70 т/сутки, жиротопку мощностью 3 т в смену и хранилище на 100 т. При проектировании предусмотреть возможность расширения цехов холодильника на 50%".
В 1940 г. народным комиссариатом рыбной промышленности СССР был положительно решен вопрос о строительстве в Петропавловском рыбном порту многоэтажного холодильника емкостью около 6500 т условного груза и морозилками на 150 т в сутки. В этом же году под новый холодильник были забиты первые сваи. Но начавшаяся война отодвинула это строительство до середины 1950-х гг.
В конце 1944 г. все договорные обязательства по аренде рыболовных участков на побережьях Камчатки были аннулированы, а все японские предприятия вошли в состав Акционерного Камчатского общества (АКО). Кроме рыбоконсервных заводов в государственную собственность перешли около сорока фригаторных складов (холодильников) емкостью 180—200 т, предназначенных для хранения слабосоленой рыбопродукции с температурой воздуха в камерах до минус 8°С и три холодильника емкостью по 400 т. С учетом этого по состоянию на начало 1945 г. общая емкость холодильников составила около 12.300 т с мощностью по заморозке 290 т в сутки.

Строительство холодильника в Петропавловском порту

До 1954 г. новые холодильники не строились. Это было связано с отвлечением производительных сих на восстановление народного хозяйства, разрушенного войной. На 25 октября 1956 г. на береговых рыбообрабатывающих предприятиях Камчатки (17 рыбокомбинатах) имелись следующие холодильные мощности: 43 холодильника с суммарной мощностью морозилок 290 т/сутки и общей условной емкостью 12.285 т.
В период с 1957 по 1958 гг. были построены и введены в эксплуатацию четыре производственных холодильника емкостью камер по 700 т и морозилками ВНИХИ СА-1 мощностью по 7—10 т в сутки. В качестве источника искусственного холода также использовались абсорбционные холодильные установки.
В это же время все холодильники довоенной постройки переоборудуются с абсорбционных машин на компрессионные. К некоторым холодильникам были пристроены дополнительные камеры хранения емкостью до 800 т, на других смонтированы дополнительно стеллажные морозилки производительностью до 50 т/сут. Необоснованность использования абсорбционных холодильных установок привела к тому, что уже к 1960 г. все они были заменены на компрессионные. В 1958 г. на Камчатке эксплуатировался 31 холодильник.
В 1959 г. в рыбном порту был введен в эксплуатацию современный пятиэтажный производственный холодильник емкостью около 8000 т (проект Гипрорыбпрома). Ему был присвоен № 30. Кроме камер, в состав холодильника хранения входил технологический цех по производству мороженой рыбопродукции мощностью 150 т/сут и льдозавод мощностью 120 т/сут крупноблочного льда с системой его хранения, дробления и выдачи на суда. В качестве морозильных аппаратов были использованы туннельные морозилки типа СА-1 конструкции ВНИХИ, производства Дзержинского завода.Основным назначением холодильника был прием рыбы-сырца от судов добывающего флота, работающего в шельфовой зоне полуострова, и выпуск мороженой продукции. Однако ввиду значительных конструктивных недоработок в течение двух лет отладить производство мороженой продукции на установленных аппаратах не удалось.
В 1960 г. изменилась промысловая обстановка и профиль работы добывающего флота. На Камчатку стали поступать суда с неограниченным районом плавания. Началось развитие морского активного рыболовства. Весь улов перерабатывался непосредственно в районе промысла. В связи с резким снижением объемов поступления рыбы-сырца на холодильник отпала необходимость в наличии мощных береговых морозилок. В течение 1960-х гг. холодильник был реконструирован. Морозильные аппараты демонтировали. Одну их часть отправили на рыбокомбинаты восточного и западного побережий для использования по прямому назначению, другую часть разобрали на секции, из которых в дальнейшем изготовили охлаждающие батареи. На площадях технологических подразделений организовали новые камеры хранения. Единовременная емкость холодильника была доведена до 9000 т.
В течение всего времени эксплуатации холодильника льдозавод не работал, и в 1971 г. его оборудование демонтируется. Реконструируется машинное отделение, модернизируется оборудование. Демонтируются громоздкие горизонтальные двухступенчатые компрессоры, предназначенные для обеспечения холодом морозильного отделения. Устанавливаются новые, более современные, типа ДАУ-80 и ДАУУ-100 производства московского завода "Компрессор". В этом виде холодильник без капитального ремонта эксплуатируется вплоть до 1985 г.
В дальнейшем в связи с интенсивным развитием активного морского рыболовства и переводом ряда предприятий на круглогодичный режим работы влияние изменений сырьевой базы значительно уменьшилось. Это в свою очередь потребовало изменения структуры холодильного хозяйства отрасли. Больше внимания стало уделяться наращиванию емкости холодильников для создания необходимого запаса сырья. Темпы роста береговых мощностей по заморозке рыбопродукции снизились.
Несмотря на активное развитие флота, в общем комплексе рыбного хозяйства области занимали и занимают береговые рыбообрабатывающие предприятия. Основной задачей деятельности этих предприятий является обеспечение приема и переработки рыбы, добываемой рыбаками колхозов и бригадами гослова в прибрежной зоне, выпуск консервов и пищевой рыбной продукции широкого ассортимента для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в рыботоварах.
Среди видов рыбы, добываемой на шельфе у побережья, ведущее положение в обработке занимает лосось, объемы добычи и переработки которого определяют структуру и развитие мощностей береговых предприятий. В конце 1950-х гг. на западном побережье добывалось по 110—120 тыс. т лосося ежегодно, для чего выставлялось до 200 ставных неводов. Сырец сдавался на береговые приемные пункты, которых было около 90.
В связи с резким снижением подходов лососей в конце пятидесятых годов добыча их в 1958 г. снизилась в 11 раз по сравнению с 1951 г. Поэтому были законсервированы малорентабельные и бесперспективные предприятия — всего 23 рыбокомбината, 18 холодильников и 36 рыбозаводов. А в период с 1958 по 1962 гг. наблюдалась противоположная тенденция. Значительно выросли подходы жирной тихоокеанской сельди и преимущественно в местах, где-либо вообще не было предприятий (бухта Лаврова), либо там, где они были маломощны (Пахачи). Такая ситуация заставила принимать экстренные меры по созданию новых предприятий по переработке сельди. В течение двух лет были построены 10 холодильников емкостью по 300 т.
В конце 1960-х гг. добыча сельди резко снизилась, а затем ее лов вообще был запрещен. В результате снова был закрыт ряд предприятий, в том числе и холодильники общей емкостью 1800 т.
Таким образом, состояние сырьевой базы в шельфовой зоне накладывало отпечаток на пути и интенсивность развития холодильного хозяйства рыбной промышленности.
В 1979 г. в камчатском отделении Гипрорыбпрома авторами был разработан проект производственного холодильника для одного из крупных предприятий — Петропавловского рыбоконсервного завода. Здание холодильника запроектировано одноэтажным из сборного железобетона. Проектная емкость камер хранения — 6000 т, в т. ч. первая очередь — 3170 т. Мощность морозильного отделения — 50 т/сут готовой продукции, производительность льдогенераторов трубчатого льда — 40 т/сут, посольное отделение мощностью 20 т/сут. В эксплуатацию этот холодильник был введен в 1983 г.
Наличие холодильников и морозильных мощностей на предприятиях рыбной промышленности Камчатки в период с 1940 по 1982 гг. характеризуется следующими данными. В период с 1938 по 1940 гг. построено 9 абсорбционных холодильников на рыбокомбинатах в Усть-Камчатске, Жупаново, Петропавловске, Озерной, им. Микояна (ныне Октябрьский), Пымте, Кихчике, им. Кирова, Крутогорове.
В 1944 г. принято от японцев 36 холодильников емкостью по 200 т и 3 холодильника емкостью 300 т с мокрыми морозилками по 20 т.
В 1949 г. списано мощностей на 600 т., в 1954 г. дополнительно смонтировано две стеллажных морозилки по 7,5 т/сут и пристроено по две камеры емкостью 100 т к холодильникам 1940 г. постройки.
В 1958 г. к абсорбционным холодильникам 1940 г. постройки пристроены 3 камеры (600 т) и стеллажные морозилки общей мощностью 35 т/сут. Законсервированы 15 холодильников по 200 т и три холодильника по 400 т с морозилками производительностью 60 т/сут. Построены новые четыре холодильника емкостью по 700 т с морозильными аппаратами СА-1 общей мощностью 160 т/сут. (Петропавловск — 3 ед., Октябрьский РКЗ — 1 ед.). Установлены на других холодильниках морозилки СА-1 общей мощностью 80 т/сут.
В 1959—1962 гг. построены на сельдевых базах 10 холодильников по 300 т: в б.Лаврова; на рвбозаводе Пахачи; в б. Русская; в Опале; в Большерецке и Хайрюзово.
С 1962 по 1982 гг. законсервировано: три абсорбционных холодильника емкостью по 500 т с морозилками на 60 т/сут; списаны японские фригаторные склады на 1000 т; закрыт холодильник на Петропавловском РКЗ емкостью 700 т, с морозилками на 20 т. Реконструирован портовый городской холодильник № 30. Емкость единовременного хранения увеличилась приблизительно на 2500 т.
К 1970 г. закрыты 6 холодильников по 300 т на сельдевых базах.
В 1983 г. введена в эксплуатацию первая очередь производственного холодильника на Петропавловском РКЗ емкостью 3150 т с морозилками на 50 т в сутки.

  ВОЗВРАТ К ОГЛАВЛЕНИЮ