ВОЗВРАТ К ОГЛАВЛЕНИЮ 

За период Великой Отечественной войны рыбная промышленность Камчатки существенно изменила характер своей деятельности. К 1944 г. добыча сырья возросла вдвое по сравнению с предвоенным 1940 г. При этом численность рабочих увеличилась всего на 18,5%. На фронт ушла большая часть физически сильных работников, на места которых встали вторые и третьи члены их семей (жены и дети). Сезонный промысел был заменен круглогодичным. В этом значительную роль сыграл переход к зимнему лову в открытом море с тралящих судов. Основным видом добываемой таким способом рыбы в 1940-х гг. являлась камбала. Ее вылов с 1940 по 1944 гг. возрос с 19.500 до 56.535 ц. В феврале 1945 г. в Петропавловске в помещении клуба управления АКО состоялась первая в истории Камчатки техническая конференция работников рыбной промышленности. С 22 по 24 февраля работали три секции ("Механизация", "Добыча рыбы", "Обработка рыбы"), на которых было представлено и обсуждено 16 сообщений. Ниже в сокращении приведен доклад уполномоченного Дальрыбсбыта К. К. Дексбаха, сделанный им 23 февраля 1945 г. Доклад содержит сведения об основных направлениях развития мирового и отечественного тралового промысла, а также способах обработки камбалы в камчатских условиях в начале 1940-х гг.

ДЕКСБАХ К. К., в 1945 г. уполномоченный Дальрыбсбыта при АКО

ОБРАБОТКА УЛОВОВ НА ТРАУЛЕРАХ С ДОВЕДЕНИЕМ ПРОДУКЦИИ
ДО ПОЛУФАБРИКАТА

Вопрос тралового лова на Камчатке заслуживает к себе большего внимания, чем ему уделяют в системе АКО. В предвоенный период общий мировой вылов рыбы составлял около 140 млн. ц (из них 10% — траловый лов).
Одновременно с развитием техники лова и усовершенствованием самого орудия лова шла кропотливая работа над выбором наиболее рационального типа судна. Мировая практика выработала несколько типов тральщиков для океанического плавания с ареалом действия несколько тысяч миль и продолжительностью рейса до шести месяцев. Траулеры строятся длиной до 70 м.
В 1913 г. мировой траловый флот состоял из судов длиной, м: 25—30 — 182 ед.; 30—35 — 1172 ед.; 40—45 — 163 ед.; 45 и более — 19, всего 2308 судов. Еще тридцать лет назад мировой траловый флот состоял из мелких судов (2126 ед.). В годы после первой мировой войны быстро шло строительство крупных и сверхмощных тральщиков, что видно из того, что из числа 539 судов (1920—1929 гг.) крупных тральщиков (более 40 м) построено 320. Преобладание в составе флота мелких судов показывает ограниченность ареала действия тралового флота в довоенный период, когда он, в основном, был сосредоточен в Северном море и производился преимущественно англичанами и немцами.
В предвоенное время мировой траловый флот включал свыше 4000 ед., среди них более половины падает на Великобританию. Великобритания имела более 2211 рыболовных траулеров, из них более 500 парусных, более 600 паровых. Франция — 395, Германия — 354, Норвегия — 343 (в основном небольшие суда длиной 12—40 м с мощностью машин 50—200 л.с.), Голландия — 262, США — 250, Испания — 180, Япония — 104, СССР — более 100, Италия — 54, Португалия — 48.
Советский траловый флот организован в 1920 г. из числа переданных военным ведомством тральщиков. Основным своим районом деятельности имеет воды Баренцева моря, табл. 1.
Таблица 1

Год

Кол-во траулеров

Общий вылов, ц

1920

12

17.000

1925

17

266.000

1930

29

390.000

1935

69

985.000

1936

1.765.000

1937

2.132.000

1938

2.081.000

В первые годы (1920—1925), когда наш промысловый траловый флот пополнялся за счет выбракованных военных тральщиков, траулеры по своим размерам должны быть отнесены к группе средних. Самый крупный из них, оставшийся от довоенного периода, имел длину 43 м. С момента перехода на путь организации тралового дела посредством строительства новых судов, наша траловая флотилия пополнялась и пополняется исключительно крупными судами (более 50 м длины). Причем в первые годы она пополнялась судами заграничной постройки, в последние предвоенные годы — постройки сперва ленинградского завода, а затем мурманского.
Передовые траулеры "Киров", "Двина" — добывают по 60 тыс. ц в год, "Москва" (отечественной постройки) — 50 тыс. ц.
Несколько позже было приступлено к организации тралового лова на Дальнем Востоке, где флотилия траулеров была составлена из судов импортной постройки. К сожалению, рыбохозяйственные организации Дальнего Востока не уделили должного внимания организации глубьевого лова в своих водах, в результате чего часть судов была переброшена для работы в Баренцевом море.
На пленуме ЦК ВКП(б) 22 декабря 1935 г. т. Микоян сказал: "Рыболовство в открытом море раньше, в дореволюционной России, совершенно не было поставлено. Тихий океан, Баренцево море, моря на Севере и Востоке были целиком в руках иностранных промышленников. За годы революции нами создан траловый флот. Девяносто один траулер теперь работает в морях, преимущественно в Баренцевом… Это новая техника, созданная нами заново. Она перевооружила рыбную промышленность. Этой техникой мы овладеваем, но еще не овладели до конца. Нельзя сегодня сказать, что все тральщики и краболовы дают столько рыбы и крабов, сколько они могли бы дать".
При установлении типа траулера необходимо исходить из дальности расположения промысловых банок от береговых баз и из того вида продукции, какую траулер должен доставлять в порт. Существующие формы эксплуатации тральщиков на Камчатке нерациональны и должны быть в корне изменены. Траулер должен быть на лове в течение круглого года и не заниматься ничем посторонним (перевозкой грузов, пассажиров), и тогда при наличии существующей сырьевой базы он по улову может легко догнать лучшие мурманские траулеры.
Если критически подойти к оценке существующего положения в Морлове, то надо сказать, что обстановка эта не допускает правильной эксплуатации тралового флота, как из-за отсутствия необходимого берегового хозяйства, так и уделения необходимого внимания вообще. В целях упорядочения эксплуатации траулеров необходима траловая база, которая позволяла бы тральщику непосредственно подходить к причалу. Во время выгрузки улова, траулер должен получать необходимое промысловое и продуктовое снабжение, воду и после выгрузки продукции — бункероваться углем.
На сегодня на Камчатке нет никакого берегового хозяйства по рациональному обслуживанию тралового флота. Так называемая база Моховая Морлова по своему профилю может быть отнесена к группе обычных рыбообрабатывающих баз любого комбината из-за отсутствия на ней того берегового хозяйства, которое входит в элементарное понятие рыбного порта. Нужны причалы для выгрузки рыбы, сортировочные склады, выгрузка должна быть механизирована на берегу, так как совершенно нецелесообразно использовать для этой цели мощную траловую лебедку. Кроме этого порт должен иметь судоремонтную базу, тарный комбинат, транспортное хозяйство, топливную базу, базу снабжения льдом, складское хозяйство снабжения, для отдыха моряков — специальный клуб.
Эксплуатируемый в настоящее время тип тральщика по своим размерам относится к группе "крупных". (Этот тип чрезвычайно велик). Исходя из близости нахождения промысловых банок от береговых предприятий, траловый лов более эффективно может быть обслужен в данных камчатских условиях судами более мелкого тоннажа.

Траулер Морлова АКО "Баклан"

Более десяти лет тому назад И. И. Гаврилов в книге "Траловый лов" (1934 г. — С. Г.) писал, что дальнейшее направление тралового промысла на Дальнем Востоке может быть решено только после окончательного разрешения вопроса о видах обработки, которым должен подвергаться на береговых предприятиях поступивший с тральщиков улов. "На самом деле найдут ли своего потребителя сотни тысяч центнеров, которые сможет дать траловый флот Дальнего Востока?"
И действительно, на всех мировых рынках, во всех странах-потребителях морской рыбы камбалу потребляют исключительно в охлажденном или в мороженом виде. По заключению специалистов-технологов, камбала сохраняет вкусовые и пищевые качества только в свежем, охлажденном и мороженом виде. Если в настоящее время в условиях военного времени требования рынка несколько ослаблены, то это не дает права ослаблять работу по борьбе за повышение качества и расширения ассортимента продукции. Базируя свой траловый лов на камбале, зная, что камбала в соленом виде не идет на рынке, АКО не придало серьезного значения этому вопросу. В основных документах по оплате труда траловых команд можно проследить, как АКО систематически узаконивает снижение сортности продукции, сдаваемой тральщиками.
Так, если в положении об оплате труда 1941 г. порейсовая сортность сдаваемой продукции была обусловлена в 80% первым сортом, 20% — вторым, то в приказе № 2 от 2 января 1944 г. сортность для сдачи комбинатам устанавливается в 50% первым сортом, 45% — вторым и 5% — третьим. В положении оплаты труда на 1944 г., подписанном между АКО и обкомом Союза рыбников в апреле прошлого года, соотношение сортности подверглось новому изменению и установлено в пределах 70% — первым, 10% — вторым и 10% — третьим сортами.
Вместо борьбы за качество рыбы, выявления причин его ухудшения АКО пошло по пути узаконения сдачи третьим сортом. Для объективности надо добавить, что команды траулеров бывают невиновны и происходит это от отсутствия надлежаще организованного берегового хозяйства.
Если теперь мы обратимся к тем указаниям по обработке рыбы, и в частности камбалы — основного объекта тралового промысла, которые исходят от АКО, то мы имеем тут только один документ: "Временная памятка по замораживанию рыбы на траулерах". В приказе № 2 от 2 января 1944 г. есть попытка дать новые указания по обработке рыбы, которые, к сожалению, дальше того, что "камбалу надо на борту мыть и до спуска в трюм обваливать солью" и дальше, что "камбалу более 20 см надо обезглавливать путем косого надреза головы и удаления внутренностей, промывать и направлять в посол". В заключении приказа разрешается доставлять часть последних уловов рыбы в охлажденном виде.
…В зависимости от увеличения расстояния до комбината от места вылова, сортность резко снижается от того, что фактически никакой обработки рыбы не производится; все рассчитано на быструю сдачу на берег и всякая задержка приводит к снижению сортности…Надо изменить формы эксплуатации тральщиков, перестать смотреть на них как на транспортные, а увидеть в них "промысловые" со всеми вытекающими последствиями. В данное время на тральщике за качество рыбы отвечает формально один капитан. В остальном же царит полная обезличка, так как в составе команды нет ни одного специалиста по обработке рыбы. Простое сопоставление разбивки команды тральщика по специальностям на Мурмане и на Камчатке подтверждает это положение, табл. 2.
Таблица 2

 Должность

 Мурман, чел.

 Камчатка, чел.

Капитан

1

1

Помполит

1

1

Штурманы

3

3

Тралмастеры

3

3

Радист

1

1

Повара

2

2

Буфетчица

1

Дневальная-уборщица

1

1

Рыбный мастер

1

Клипфиксники

3

Засольщики

2

1

Матросы

12

13

Салогрей

1

Машинист-утилизатор

1

Механики

3

3

Машинисты

1

3

Кочегары

4

6

ИТОГО:

40

39

В зависимости от вида продукции траулеры на Мурмане делятся на: 1) ледничные — привозящие охлажденную рыбу во льду; 2) посольные — привозящие соленую продукцию; 3) посольные, но привозящие комбинированный груз, причем улов последних дней промысла они привозят во льду. Состав команд зависит от вида продукции.
На Мурмане на тральщике находится девять специалистов по обработке рыбопродукции, на Камчатке — один. Один человек чисто физически не в состоянии обеспечить надлежащую уборку рыбы. Вместе с тем и сама структура зарплаты, построенная в основном на стимулировании вылова, не дает команде должной заинтересованности в организации борьбы за качество сдаваемой продукции.
Забывая, что траулер на промысле призван ловить рыбу, а не заниматься самоснабжением, "Временная памятка" прямо говорит, что "в зимнее время рыболовные траулеры должны лед брать непосредственно из ледяного поля, откуда накалываются большие крыги, которые поднимаются сетками на борт траулера. На борту лед должен дробиться с тем, чтобы куски его по диаметру не превышали 5 см. Дробленый лед лопатами по лотку направляется в отсеки трюма". Как известно, в летнее время траулеры работают как транспорты. Отсюда вывод, что снабжение льдом с берега не организовано.
Улов выливается прямо из кутка в трюм россыпью, то есть рыба уже с первой же минуты подъема из воды обречена на снижение качества. Перевозка навалом не обеспечивает равномерной температуры в массе рыбы, вызывает ее сдавливание, трение друг о друга при качке. Выливаемая рыба не подвергается мойке (вопреки требованиям "Памятки"). Наличие грязи ухудшает условия хранения. Разные размеры камбалы, не подвергнутой переборке, также способствуют снижению сортности.
На сегодня тральщики сдают рыбу в свежем, охлажденном и соленом. Совершенно не используются салогрейки, а имевшиеся утилизационные установки вообще сняты. Предлагаемые мероприятия: 1. Организовать снабжение траулеров на одном из комбинатов запада, дабы избежать лишних пробегов в Петропавловск; 2. Пересмотреть штат, создать кадры для обработки рыбы специально на тральщиках, изменить построение зарплаты; 3. Провести опыты по обработке рыбы на борту, разработать инструкции. Запретить укладку рыбы в трюмы без мойки и навалом; 4. Внедрить круглогодичное снабжение судов льдом; 5. В целях сокращения лишних перевозок для сохранения рыбы организовать выгрузку рыбы из трюмов траулеров при помощи ящиков, с непосредственной подачей их на берег к пункту обработки.

  ВОЗВРАТ К ОГЛАВЛЕНИЮ